интернет-магазин светодиодного освещения
Пн - Вс с 10:30 до 20:00
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 138, корп. 1, тк ''Стройдвор''

Урок чтения "Буква "я" и ее звуки". 1-й класс. Звуки в схемах обозначаются как


Звуки и буквы русского языка — схема, таблица, транскрипция

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

звуки и буквы русского языкаСхема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласные а о у э и ы я ю е ё
Согласные ц ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъ ь ъ

Обозначения:  — гласная,   — йотированная,   — твёрдая согласная,   — мягкая согласная,   — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

phoneticonline.ru

Раз - словечко, два - словечко: Шпаргалка

На этой страничке вы найдете справочные материалы по звуковому, слоговому анализу слов и анализу предложений.

Памятка 1

Звуки

Правило:Звуки мы произносим и слышим.

Гласные звуки – при их произнесении воздух не встречает преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: А, О, У, И, Э, Ы                                           на звуковой схеме обозначаем красным квадратом (кругом).

Выучить:

Этот звук легко поется,

Этот звук как песня льется,

Назовем мы его гласным,

Обозначим цветом красным.

Согласные звуки – при их произнесении воздух встречает преграду (губы, зубы, язык), они произносятся с шумом, свистом.

Согласные звуки могут быть звонкими: М, Н, Р, Л, Д, Г, В, Б, З, Й, Ж,    

если произносятся голосом (голосовые связки вибрируют),

или глухими: С, К, П, Т, Ф, Х, Ч, Щ, Ш, если произносятся со свистом и шумом.

Согласные звуки могут быть твердыми: 

Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, 

или мягкими: Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь.   

 

Согласные звуки: Ж, Ш, Ц – всегда твердые.

Согласные звуки: Й, Ч, Щ – всегда мягкие.

Обозначение на звуковой схеме:

 твердые согласные звуки обозначаются синим квадратом   

мягкие согласные звуки – обозначаются зеленым квадратом  .

Памятка 2

Обозначение места звука в слове

Звук может стоять в начале слова (с него слово начинается), 

в середине слова (он не первый  и не последний в слове)  или 

в конце слова (после этого звука больше звуков нет).

Для определения места звука в слове используется схема из 3 квадратов, в зависимости от того, где находится звук в слове и какой это звук, закрашивается соответствующий квадрат.

Если звук в начале слова:                        Если звук в середине слова:                    Если звук в конце слова:                       

Обозначения:

красный квадрат – гласный звук;

синий квадрат – согласный твердый;

зеленый квадрат – согласный мягкий.

 

Памятка 3

Звуковая схема слова

Звуковая схема слова – графическое изображение, в котором  каждый звук слова изображается соответствующим цветом.

Обозначения:

Гласный звук – красный квадрат;

Согласный твердый – синий квадрат;

Согласный мягкий – зеленый квадрат.

Например, в слове САНИ:

                                     

1 звук «С» - согласный глухой твердый – синий квадрат

2 звук «А» - гласный звук – красный квадрат

3 звук «Нь» - согласный звонкий мягкий – зеленый квадрат

4 звук «И» - гласный звук – красный квадрат 

Памятка 4

Слоговая схема слова

Ребенок произносит слово, хлопками делит его на части, затем чертит схему.

Обозначения:

Слово обозначается длинной полоской:                   _________

Слоги обозначаются короткими полосками:            ___     ___

Например, в слове «ПОЛОСА» 3 слога:                ___________

     ___    ___   ___

Памятка 5

Предложение

Правила:

1.  Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

2. Имена, клички животных, названия городов пишутся с большой буквы.

3.  Все слова в предложении пишутся отдельно.

4. В конце предложения ставится точка (вопросительный или восклицательный знак).

Ребенок придумывает предложение, считает количество слов в нем, а затем зарисовывает схему этого предложения.

Обозначения:

Слова обозначаются длинной полоской:                   _________

Слова с большой буквы:                                            /_________

Предлог (короткое слово) обозначается короткой полоской:   ___

Предлог с большой буквы:                                                              /__

В конце предложения ставится точка:                                           .

Например:             У      Кати   в    детском    саду      много   друзей.

  /__   /_____   __   _______   ______   ______   ______ .

slovochel.blogspot.com

Как выучить мягкие и твердые согласные звуки

В дошкольном образовании и в начальной школе много и кропотливо изучается тема твердых и мягких звуков. Это, когда учитель просит ребенка нарисовать в тетради звуковую схему слова и раскрасить ее тремя цветами: красным, синим и зеленым. Например: ребенок. Выбор этих цветов обоснован. Красным цветом обозначаются гласные буквы. В русском алфавите их всего 10 : а, и, я, ю, ы, о, э, у, е, ё. Синий цвет показывает на твердые звуки, а зеленый – мягкие.

Данная тема дается легко не всем деткам (да и взрослым). Мы с сыном запоминали эти правила следующим доступным и приятным способом.

Мы сделали вот такие два облака:

С обратной стороны они выглядят так:

В синем облаке живут гласные буквы о, а, у, ы, э, а также ъ. Они нам напоминают, что согласные звуки, стоящие перед этими буквами всегда твердые! С обратной стороны расположились такие согласные буквы как ж, ш, и ц, которые ВСЕГДА дают твердые звуки!

Соответственно в зеленом облаке живут гласные буквы, которые смягчают стоящие перед ними согласные буквы, и это: я, ё, ю, и, е. Здесь же обитает ь, который уже из своего названия говорит нам о своих смягчающих свойствах. Кстати в звуковой схеме мягкий знак не обозначается вовсе, так как его, как звука не существует, он лишь указывает на мягкость согласного. Например слово «день» на схеме будет выглядеть так:  ден. На обратной стороне зеленого облака также разместились согласные буквы, которые ВСЕГДА мягкие:  й, ч, щ.

На синем облаке символично изображен кирпичик, напоминающий о твердости. Мягкость мы обозначились маленьким перышком на зеленом облаке.

Обращались к этим подсказкам в первое время довольно часто. Сейчас обходимся без них.

Успехов вам!

Загрузка...

tsvetyzhizni.ru

Гласные буквы и гласные звуки русского языка — схема, таблица

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

гласные звукиСхема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
  • безударными: вода́ [а], суда́к [у], лесо́к [и].

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [эи] (э с призвуком и).

гласные буквыСхема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й'олка], Яна [й'ана], енот [й'инот];
  2. после гласного: заяц [зай'иц], баян [бай'ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч'й'и], подъём [падй'ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й'и], е → [й'и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

гласные звуки, йотированныеСхема 3. Правила для йотированных гласных.

В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → [а], ю → [у], е → [э] или [и], ё → [о].Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

phoneticonline.ru

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Согласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 21 согласная буква - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. 

Они обозначают 36 согласных звуков. Согласные звуки бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. В транскрипции (фонетической записи) мягкость согласного обозначается значком - [ ' ].

Признаки согласных звуков:

  1. Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.
  2. При произнесении согласного звука воздух встречает преграду (губы, зубы, язык).
  3. Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

Таблица согласных букв и звуков:

Буквы Звуки
твёрдые мягкие
бэ [б] губа [губа] [б’] бег [б’эк]
[п] зуб [зуп] [п’] дробь [дроп’]
вэ [в] вол [вол] [в’] ветка [в’этка]
[ф] шов [шоф] [ф’] бровь [броф́]
гэ [г] гамак [гамак] [г’] гиря [г’ир’а]
[к] порог [порок] [х’] лёгкий [л’ох’к’ий́]
дэ [д] дар [дар] [д’] день [д’эн’]
[т] лодка [лотка] [т’] медь [м’эт’]
жэ [ж] жаба [жаба]  
й   [й’] мой [мой’]
ка [к] кол [кол] [к’] кеды [к’эды]
эль [л] лук [лук] [л’] лепка [л’эпка]
эм [м] мама [мама] [м’] мел [м’эл]
эн [н] нос [нос] [н’] песня [п’эсн’а]
пэ [п] полено [пол’эно] [п’] пение [п’эн’иэ]
эр [р] роль [рол’] [р’] речь [р’эч’]
эс [с] соль [сол’] [с’] сено [с’эно]
тэ [т] стул [стул] [т’] тень [т’эн’]
эф [ф] фазан [фазан] [ф’] кофе [коф’э]
ха [х] хорёк [хор’ок] [х’] хитрый [х’итрый’]
цэ [ц] цирк [цырк]  
че   [ч’] чайник [ч’ай’н’ик]
ша [ш] шишка [шишка]  
ща   [щ’] щука [щ’ука]

! Иногда буквы ч, щ произносятся как звук [ш]. Это происходит в сочетаниях щн, чт, чн:

помощник [памошн’ик], что [што], конечно [кан’эшна]

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Мягкие и твёрдые согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 28, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 28, Полякова, Учебник

Упражнение 29, Полякова, Учебник

Упражнение 30, Полякова, Учебник

Упражнение 10, Чуракова, Учебник

Упражнение 15, Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 69, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 121, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 127, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 8, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 50, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 34, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 113, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 27, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 90, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 7, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 9, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 315, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 17, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

© 2018 - budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Правила фонетического разбора слов, фонетика гласных и согласных

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с'им'й'а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с'им'й'а  ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м'] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [–];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м'];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т'эн':ис], грузчик → [грущ’:ик];вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл'].
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].Мяч → [м'ач'], мел → [м'эл].
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а]. Рябина → [р'эб'ина], пятно → [п'итно], весело → [в'эс'ила], корова → [карова].
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й'а], ю → [й'у], е → [й'э], ё → [й'о] (под ударением) и я → [й'и], е → [й'и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й'и].Ручьи → [руч'й'и].
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением аоиэууоаэы
без ударения ааииууоэ, иэ, иы
в начале слова аоий'эуй'уй'ой'аэы
после гласных аоий'эуй'уй'ой'аэы
после ь, ъ аой'ий'эуй'уй'ой'аэы
после ж, ш, ц ыоыыууоаэы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ': [л'], [с'], [ч'] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж], [ц].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки: [й'], [ч'], [щ']. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки: [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й'].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:столб → [столп], поезд → [пой'эст].
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:чувство → [ч'уства], солнце → [сонц'э].
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис].
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:миллион → [м'ил'ион], аллея → [ал'эй'а].

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:сделал → [з'д'элал].
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:когти → [кокт'и], мягкий → [м'ах'к'ий']
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:зонтик → [зон'т'ик].
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:стаканчик → [стакан'ч'ик], сменщик → [см'эн'щ'ик].
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:конечно → [кан'эшна], скучно → [скушна], что → [што].

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:изжить → [иж:ыт'], уезжать → [уиж:ат'].
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:купаться → [купац:а].
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:звёздный → [зв'озный'], лестница → [л'эс'н'ица].
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:золотого → [залатова], синего → [син'эва].
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ']:счастливый → [щ'асливый'], извозчик → [извощ'ик], перебежчик → [п'ир'иб'эщ'ик].

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

phoneticonline.ru

Урок чтения "Буква "я" и ее звуки". 1-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  1. познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
  2. раскрыть роль буквы Я – показателя мягкости согласных звуков.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание.
  4. воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята!

– Меня зовут Наталья Александровна, урок обучения грамоте проведу у вас я.

– Ребята, сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие по нашей стране.

II. Актуализация знаний.  

– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия) слайд

– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)

– А что мы произносили? (звуки)

– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и читаем, а звуки проговариваем и слышим)

– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки русского языка? (гласные и согласные)

– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс» «эс»)

– Назовите гласные буквы этого слова. (о и)

– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)

– Как они могут управлять согласными в слоге-слиянии? (обозначают или мягкость, или твёрдость согласного)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками слайд

– Это буква Я

– Буква Я – хитрая буква

– Чтобы узнать все её секреты, мы совершим путешествие по наше стране от самой крайней её точки до города в котором мы с вами живём.

– Как он называется? (Москва)

– Правильно, столица нашей Родины.

– В России очень ценятся яблоневые сады

– Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем сажать яблоньки.

– Помогать нам в этом будет девочка Рая.

– За правильные ответы вы будете получать яблочки.

IV. Открытие нового.

– Открываем первый секрет буквы Я. слайд: девочка с 1 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К какой группе букв относится буква Я?

(Обводим контур звуковки буквы Я красным цветом, впечатываем звуки, раскрашиваем тапочки) 

– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Тянется? (да)

– Какая это буква? (гласная)

– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)

– Как она может управлять согласными в слиянии? (обозначает или мягкость, или твёрдость согласного)

– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)

– Положите перед собой звуковку буквы Я.

– Обведём контур звуковки красным цветом 

– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])

– Сколько звуков слышим? (два)

– Какие? ([й`а])

– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])

– Произнесите его.

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)

– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.

– Впечатайте второй звук буквы. ([а])

– Произнесите его.

– Какой он? (гласный)

– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)

– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.

Вывод:

– Итак, давайте подведём итог.

– Какая это буква? (гласная)

– Сколько звуков у буквы Я? (два)

– Какие? ([й`а])

– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем второй секрет буквы Я. слайд: девочка со 2 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

К каких случаях буква Я обозначает два звука?

(Читаем схему слова «яблоки», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящей в начале слова; делаем звукобуквенный анализ слова «Рая», впечатываем в схему звуки и обозначаем их буквой Я, стоящую после гласного)

Чтение схемы к слову «яблоки»

– Положите перед собой карточку №1. слайд

– Прочитайте верхнее слово. (яблоки)

– Давайте прочитаем схему к этому слову.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)

– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])

– Каким гласным образован этот слог? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой звук стоит перед ним? ([й`й`й`й`])

– Какой он? (согласный, мягкий)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])

– Какой звук ещё есть в слоге? (не в слиянии [б])

– Назовите 2 слог. ([лоооо])

– Какой гласной образован? ([о])

– Какой согласный стоит перед ним? ([л])

– Назовите 3 слог? ([кииии]

Какой гласной образован ? ([и])

– Какой согласный стоит перед ним? ([к`])

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в начале слова)

– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала плоды.

– Значит мы не до конца ответили на вопрос.

Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)

– Положите перед собой карточку №2.

слайд

– Прочитайте слово.

– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.

– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)

– Назовите 1 слог. ([рааа])

– Каким гласным образован слог? ([а])

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])

– Какой он? (твёрдый)

– Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)  

– Назовите 2 слог. ([й`аааа])

– Каким гласным образовании слог? ([а])

– Где он находится? (в слиянии – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Назовите согласный перед ним. ([й`])

– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)

– Впечатайте звук в схему.

– Какой слог ударный? (первый)

– Назовите звуки второго слияния. ([й`а])

– Какой буквой мы их обозначим? (я)

– Напечатайте букву я над слиянием.

– Посмотрите на слово.

– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)

Вывод:

– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?

Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и после гласной буквы.

– Посмотрите на карту, вторая яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

Физкультминутка

Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.

– Открываем третий секрет буквы Я. слайд: девочка с 3 вопросом

– На какой вопрос нам надо ответить?

Какую работу выполняет буква Я в слиянии?

(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня», впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в слияниях)

Чтение схемы слова «яблоня»

– Положите перед собой карточку №1.

– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)

– Сравните схемы слов. (они одинаковые)

– Чем отличаются слова? (буквами)

– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)

– Произнесите последний слог и послушайте его.

– Каким гласным образован? ([а])

– Впечатайте звук в схему.

– Какой буквой обозначен звук? (я)

– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])

– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?

– Буква Я в слиянии с мягким согласным обозначает один звук.

– Если мы слышим гласный [а] в слиянии с мягким согласным, то какой буквой мы будем обозначать этот звук? (буквой Я)

Сказка про букву Я

Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.

Чтение слогов-слияний с буквой Я

– Посмотрите на экран. слайд со слияниями

Прочитайте слияния и ответьте на вопрос, как читаются согласные в слиянии с буквой Я?

Вывод:

– Итак, какую работу выполняет буква Я в слиянии?

Буква Я обозначает мягкость согласного звука в слиянии.

– Посмотрите на карту, третья яблонька дала урожай яблок, значит мы правильно ответили на вопрос.

– Открываем четвёртый вопрос. слайд: девочка с 4 вопросом

Обобщите, что вы знаете о букве Я?

(Обобщаем по трём предыдущим вопросам, читаем вывод в учебнике)

V. Первичное закрепление.

Чтение слов в тексе из учебника (работа в паре)

– Найдите текст в учебнике

– прочитайте

– найдите в словах букву я

– подумайте и обсудите, в каких словах буква Я обозначает 2 звука, в каких 1

– прочитайте слова, где буква Я обозначает два звука

– прочитайте слова, где буква Я обозначает один звук и мягкость согласного в слиянии

Игра со звуками и

(класс разбивается на варианты)

1 вариант – это звуки 2 вариант – это звуки

– 1 ученик целыми словами читает слова с доски

– если буква Я обозначает два звука, встаёт 1 вариант

– если буква Я обозначает один звук, встаёт 2 вариант

– кто ошибся – выбывает из игры, садится на место.

Варианты меняются звуками, всё начинается с начала.

VI. Итог урока

– с какой буквой познакомились?

– прочитайте вывод урока в учебнике

– его надо выучить дома

– дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки

– прочитайте слова в столбиках в азбуке

– кому сегодня было сложно?

– у кого всё получилось?

– давайте вывесим ваши рисунки о букве Я на доску

– вы сегодня все молодцы!

– спасибо за урок

– урок окончен

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Каталог товаров
    .