В современном мире тяжело представить свою жизнь без кондиционера. Он лучший помощник в жару, а также служит в качестве обогревателя в холодный период времени. На первый взгляд может показаться, что в приборе нет ничего замысловатого, однако он имеет очень сложное устройство и принцип работы. Часто, не зная этих двух основ при эксплуатации агрегата, люди допускают ошибки, которые, в свою очередь, приводят к выходу из строя кондиционера. Ниже мы расскажем про принцип работы и устройство кондиционера. Агрегат состоит из двух комплектующих, так называемой сплит-системы: внутреннего и внешнего блоков. Оба блока взаимосвязаны и работать друг без друга не смогут. Чтобы понять принцип работы агрегата, начнём, пожалуй, с внешнего блока. Он состоит из таких элементов: Устройство внутреннего блока практически не отличается от системы внешнего, однако имеет некоторые важные отличительные элементы: Каждый из элементов агрегата соединены между собой системой медных трубок. Нередко используют также алюминиевые трубки. По этим трубкам происходит циркуляция хладагента (фреона). Дабы защитить устройство от перегрева, она обдувается вентиляторами. Кондиционер – прибор непростой и очень капризный. Если не следить за его состоянием и сигналами, то он придёт в негодность. В основе принципа работы кондиционера стоит физика, а именно реакция жидкости. Во время испарения происходит поглощение тепла, при конденсации – его выделение. В некотором смысле прибор похож на холодильник, так как принцип его работы основан на испарении и конденсации хладагента, который при увеличении или уменьшении давления и температуры изменяет своё свойство. В процессе испарения фреон забирает тепло. В школе на химии проводили такие опыты: обтирали руку раствором, содержащим спирт, при этом вы испытывали холод. Спирт при испарении забирал тепло тела. И наоборот, при конденсации испарений в жидкость, она выделяет тепло. Тепло, как известно, это энергия, а по закону сохранения энергии — энергия никуда не исчезает и не возникает. Для этого кондиционер и имеет два блока – внешний и внутренний. Далее приведём примеры того, как работает кондиционер в квартире. Принцип действия кондиционера в режиме охлаждения — фреон испаряется во внутреннем блоке, а конденсация происходит во внешнем. При работе в режиме обогрева, процесс обратный. Вот как это происходит: под давлением из испарителя по трубкам, в компрессор попадает газообразный фреон, компрессор сжимает его до определённого давления, тем самым нагревая газ до ещё большего состояния. После чего, хладагент обдувается вентилятором, и переходит в жидкое состояние. Воздух всасываемый куллером обдува соответственно нагревается и выходит из блока. Далее жидкий фреон в тёплом состоянии и под давлением попадает на ТРВ (терморегулирующий вентиль) или дроссель, где давление и температура хладагента понижается, а также часть его испаряется. Жидкий и испарённый фреон попадает из дросселя в испаритель, где окончательно испаряется и поглощает оставшееся тепло, а воздух, подаваемый вентилятором с комнаты, охлаждается и подается обратно. Газообразный хладагент, в свою очередь, возвращается обратно во внешний блок. Процесс цикличен. Процесс обогрева квартиры кондиционера обратный охлаждению, поэтому описывать его нет смысла. Так как сплит-система кондиционера имеет в себе электродвигатель и компрессор, то он потребляет электроэнергию. И как известно немало. Однако стоит знать, что агрегат трансформирует почти в три раза больше энергии, чем потребляет сам. Это особенно заметно, когда прибор используется в качестве обогревателя помещения, так как он потребляет всего один КВт электроэнергии, а трансформирует её в теплоэнергию превышающую показатель потреблённого в 3-4 раза. Надеемся, что данная статья помогла Вам разобраться и понять, в чём заключается принцип работы и устройство кондиционера. Потому что, без знания, как и почему работает множество электроприборов, иногда просто невозможно правильно эксплуатировать и обслуживать его. tehrevizor.ru Вернуться к полной версии Перечень основных узлов и деталей, из которых состоит любой кондиционер: В основе работы любого кондиционера лежит свойство жидкостей поглощать тепло при испарении и выделять его при конденсации. Рассмотрим, как происходит этот процесс в сплит-системе: Основными узлами любого кондиционера являются: Компрессор, конденсатор, ТРВ и испаритель соединены медными трубами и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует смесь фреона и небольшого количества компрессорного масла. В процессе работы кондиционера происходит следующий процесс: Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя. В «теплых» кондиционерах в холодильный контур дополнительно устанавливается четырехходовой клапан (на схеме не показан), который позволяет изменить направление движения фреона, меняя испаритель и конденсатор местами. В этом случае внутренний блок кондиционера нагревает воздух, а наружный блок охлаждает его. Отметим, что одна из наиболее серьезных проблем при работе кондиционера возникает в том случае, если в испарителе фреон не успевает полностью перейти в газообразное состояние. Тогда на вход компрессора попадает жидкость, которая, в отличие от газа, несжимаема. В результате происходит гидроудар и компрессор выходит из строя. Причин, по которым фреон может не успевать испариться, может быть несколько. Самые распространенные — загрязненные фильтры (при этом ухудшается обдув испарителя и теплообмен) и работа кондиционера при низких температурах наружного воздуха (в этом случае в испаритель поступает переохлажденный фреон). Решим любую задачу по ремонту и обслуживанию климатической техники в Москве и области. Скидка при звонке с интернета - 5%. Назовите кодовое слово: "сервис". +7(495) 008-92-17 Есть вопросы? Наши специалисты знают ответы: www.service-climate.ru Устройство кондиционера сплит-системы подразумевает разделение на две части — наружную и внутреннюю. Это главное отличие сплит-систем от моноблочных кондиционеров. Благодаря такому техническому решению, современные системы охлаждения воздуха издают значительно меньше шума, что делает их комфортнее в использовании. Работу бытового кондиционера можно описать следующим образом: Современная техника способна не только охлаждать, но и нагревать воздух в помещении. Принцип работы кондиционера в таком случае тот же самый, но цепочка операций происходит наоборот. За переключение цикла отвечает четырехходовой клапан, изменяющий режим агрегата. Мультисистема характеризуется наличием двух и более внутренних блоков при одном наружном. Таким образом, один наружный блок может обслуживать сразу множество помещений. Также в мультисистемах все испарительные блоки оснащены отдельными газовыми и жидкостными трубопроводами. Эта особенность позитивно влияет на экономичность системы, особенно если нужно наладить кондиционирование в нескольких помещениях, расположенных поблизости друг от друга. Наружный блок кондиционера состоит из целого ряда элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию: Внутренний блок кондиционера выполняет роль передатчика в помещение холодного или теплого воздуха. По характеру размещения агрегаты делятся на напольные, потолочные и настенные. Некоторые блоки могут устанавливаться как на пол, так и на стену. Испарительный блок включает в себя следующие составные части: Схема функционирования кондиционера и его составляющие части Также большая часть современных агрегатов для кондиционирования оснащается фильтром для очищения воздуха. Фильтры могут быть разных типов: электростатические, угольные, НЕРА. Возможна также комплектация агрегата озонатором и ионизатором воздуха. Некоторые компании ставят в кондиционеры ультрафиолетовые лампы, обеззараживающие воздушные массы. Обратите внимание! Фильтры тонкой очистки, ионизаторы, озонаторы, ультрафиолетовые лампы повышают качество воздуха, но при этом стоят серьезно влияют на стоимость кондиционера. Принцип работы кондиционера не зависит от его стоимости. И многие дополнительные функции хотя и полезны, но не обязательны. Поэтому приобретая систему, стоит задуматься о нужности этих опций. Современные модели могут работать в разных режимах: Для управления системой могут быть предусмотрены такие возможности: У многих кондиционеров есть такие дополнительные функции: Современная климатическая техника — это высокотехнологичное оборудование. Поэтому пользоваться кондиционером рекомендуется после внимательного изучения инструкции. Соблюдение правил пользование продлит срок эксплуатации агрегата. Несколько советов по использованию кондиционера: В случае поломки следует вызвать мастера для ремонта техники. Категорически не рекомендуется пытаться провести ремонт самостоятельно. Выполнение этих несложных правил позволит пользоваться сплит-системой в течение многих лет. klivent.biz Кондиционирование воздуха в салоне автомобиля обеспечивает создание наиболее ком- фортного микроклимата. Для охлаждения воздуха в салоне автомобиля используются из- вестные физические принципы, в соответствие с которыми при быстром расширении жидко- сти или газа, находящегося под давлением, происходит падение температуры, поскольку снижение давления сопровождается поглощением теплоты из окружающей среды. Другим источником холода могут служить затраты тепла на испарение жидкости. Если капнуть на ру- ку какой-либо летучей жидкости (спирт, эфир), она начнет испаряться и в этом месте почув- ствуется холод. В кондиционерах используются оба этих явления. Принципиальная схема кондиционера:1 — компрессор с электромагнитной муфтой;2 — конденсатор;3 — ресивер;4 — кран;5 — фильтр;6 — смотровое окно;7 — редукционный клапан;8 — испаритель;9 — датчик температуры В простейшем кондиционере имеется баллон (ресивер), в котором под давлением находится жидкий хладоагент с температурой окружающей среды. Хладоагент выходит из ресивера по трубопроводу и через редуктор давления поступает в испаритель. Испаритель ускоряет процесс испарения. Для этого он имеет большую поверхность и является теплообменником между хладоагентом и окружающим воздухом. Для ускорения прохождения воздуха через испаритель используется вентилятор, который может продувать воздух, поступающий снаружи автомобиля или циркулирующий внутри салона.Хладоагент, пройдя через редуктор, постепенно испаряется внутри змеевика испарителя, и охлаждается, отдавая холод воздуху, проходящему через испаритель. Из испарителя хладоагент выходит в газообразном состоянии и при низком давлении. Для того чтобы цикл охлаждения происходил постоянно, необходимо сжать газ и перевести его в жидкое состояние.С этой целью используют компрессор и конденсатор. Газообразный хладоагент по трубопроводу поступает в компрессор, который приводится в действие от вала двигателя. Компрессор сжимает газ до высокого давления. Для охлаждения сжатого газа используется еще один теплообменник — конденсатор, который устанавливается перед радиатором системы охлаждения двигателя. Сжатый хладоагент охлаждается в конденсаторе продуваемым воздухом и переходит в жидкую фазу, после чего возвращается в ресивер, и цикл может повторяться.Долгое время в автомобильных системах кондиционирования применялся хладоагент, принадлежащий к классу хлорфторуглеродных химических соединений (CFC) и называемый фреоном (например, фреон 12). Из-за возможного разрушения озонового слоя Земли и общей токсичности во многих странах использова- ние фреона запрещается. Производители автомобилей вынуждены были перейти к хладоагенту R134а. Этот хладоагент относится к классу гидрофторуглеродов (HFC), не содержит хлора и не очень вреден. Однако для эффективной работы автомобильных кондиционеров, использующих R134а, требуется более высокое рабочее давление.Ресивер кондиционера не только обеспечивает хранение хладоагента, но фильтрует его и удаляет влагу (иногда фильтр устанавливается отдельно от ресивера). Влага удаляется с помощью специального адсорбента, который имеет ограниченный срок службы.Ресивер не ремонтируется и подлежит замене в случае выхода из строя. Попадание воздуха в систему приводит ресивер в негодность.Редуктор понижает давление жидкого хладоагента и управляет его расходом в зависимости от температуры на выходе из испарителя. В редукторе имеется терморегулятор, который уменьшает подачу жидкого хладоагента, если температура выходящего из испарителя хладоагента очень низкая, что, в свою очередь, указывает на неполное его испарение. Испаритель выполнен в виде нескольких змеевиков, изготовленных из алюминиевых трубок (для R134a). При работе кондиционера на трубках испарителя конденсируется влага, содержащаяся в воздухе. Капли влаги собираются в поддоне и удаляются через трубопровод под автомобиль. Вода, собирающаяся под автомобилем с работающим кондиционером, не является следствием неисправности его агрегатов. Схема компрессора автомобильного кондиционера:1 — шкив;2 — электромагнит;3 — наклонная шайба;4 — поршень;5 — крышка блока цилиндров;6 — клапаны Наиболее распространенным типом компрессоров автомобильных кондиционеров являются поршневые. Вал компрессора приводится в действие от коленчатого вала двигателя с помощью ременной передачи и электромагнитной муфты.С ведущим валом компрессора соединена наклонная шайба, которая при своем вращении перемещает несколько (5–7) поршней. Корпус с цилиндрами закрыт крышкой с системой клапанов. Существуют поршневые компрессоры переменной производительности.Производительность компрессора определяется заданной температурой охлаждения. У таких компрессоров может изменяться наклон шайбы, что приводит к изменению хода поршней и, следовательно, производительности. Такие компрессоры оказывают меньшее влияние на работу двигателя при включении муфты, что очень важно для маломощных двигателей. Кроме того, они обеспечивают большую стабильность заданной температуры.В последнее время в автомобильных кондиционерах на смену поршневым компрессорам приходят роторно-пластинчатые. В таких компрессорах на вращающемся вале установлен ротор с радиальными прорезями, в которые вставлены скользящие пластины, прижимающиеся к эллиптической поверхности статора. При вращении ротора рабочие полости, расположенные между соседними пластинами, изменяют свой объем, что дает возможность создавать высокое давление хладоагента. Компрессоры этого типа имеют меньшие габариты, отличаются плавностью в работе и низким уровнем шума.В самых последних разработках компрессоров для автомобильных кондиционеров используются переменно-угловые пластинчатые двигатели, изменяющие рабочий ход компрессора и таким образом регулирующие расход мощности в зависимости от потребностей системы. Также появилось большое количество компрессоров с электрическим приводом (особенно в Японии). Основное преимущество электрического двигателя — энергетическая эффективность в совокупности с возможностью электронного управления.Все больше современных автомобилей оборудуется не простыми кондиционерами, а системами климат-контроля (HVAC — Heating, Ventilation and Air Conditioning). Такие системы управляются с помощью электроники, используя датчики температуры и интенсивности солнечного излучения, чтобы автоматически поддерживать заданные параметры микроклимата независимо от наружной температуры. Во всех датчиках температуры — внутренней и наружной температуры воздуха, температуры испарителя и охлаждающей жидкости двигателя — используются термисторы. В некоторых автомобилях имеются небольшие холодильники и бары. Конструкции отдельных климатических установок допускают раздельное регулирование температуры в различных зонах салона автомобиля. Система кондиционирования воздуха в автобусе:1 — передний отопитель;2 — дополнительные боковые отопители;3 — компрессор;4 — вентилятор с вискомуфтой;5 — радиатор;6 — устройство вентиляции и кондиционирования Практически все междугородные автобусы в настоящее время также оборудуются кондиционерами. Сам кондиционер устанавливается на крыше автобуса, а охлажденный воздух подается по воздуховодам к сиденьям пассажиров. Каждый пассажир с помощью регулятора может настроить силу и направление потока холодного воздуха. Более подробно - в главах Кондиционер и Климат-контроль wiki.zr.ru Содержание статьи: Бытовые и полупромышленные кондиционеры бывают двух видов в зависимости от конструкции и принципа действия: моноблочные и сплит-системы. Моноблоки в свою очередь делятся на мобильные, оконные и испарительные устройства, а сплит-системы – на настенные, кассетные, канальные, колонные и напольно-потолочные (универсальные). У сплит-систем и мобильных, а также оконных кондиционеров принцип работы разный, но основан на свойстве любых жидкостей забирать тепло при испарении и выделять его при конденсации. В данных охлаждающих приборах рабочей жидкостью является газ – фреон. Он циркулирует по замкнутому контуру у двухкомпонентных блоков и моноблоков. Температура фазового перехода, когда газ становится жидким, а потом опять возвращается в нормальное состояние, зависит от рабочего давления – чем оно больше, тем выше температура фазового перехода. Чтобы жидкий фреон кипел и забирал тепло из воздуха, компрессор создает давление в испарителе, при котором температура фазового перехода меньше температуры окружающей среды. Когда компрессор создает давление, при котором температура фазового перехода выше показателей воздуха, фреон опять принимает газообразное состояние и отдает забранное тепло наружу, то есть на улицу, через внешний блок. Если рассматривать принцип работы напольного кондиционера без воздуховода, то здесь используется тоже самое свойство жидкости, но рабочим веществом является вода, а не фреон. Внутри прибора нет замкнутого контура. Жидкость прокачивается дренажным насосом вверх и под действием теплого воздуха испаряется, отдавая прохладу наружу. По сути, это больше испаритель, а не кондиционер, так как он хорошо увлажняет воздух, а охлаждает посредственно. Сплит-система состоит из наружного и внутреннего блоков. В наружном находится компрессор, плата управления, вентилятор и конденсатор. Основные элементы внутреннего блока: испаритель, вентилятор, фильтры, температурные датчики и поддон для конденсата. Фреон циркулирует по замкнутому контуру. Он состоит из: Капиллярная трубка и ТРВ имеют общий синоним – дросселирующее устройство. Они обеспечивают разность давления конденсации и кипения хладагента за счет гидравлического сопротивления по всей длине. У кондиционеров, которые могут осуществлять подогрев воздуха, есть 4-ходовый клапан, меняющий функционально два теплообменника местами – наружный отвечает за испарение хладагента, а внутренний – за его конденсацию. Фреон поступает в компрессор, где его давление увеличивается в 3 раза, а температура повышается на 50-60°C, то есть происходит сжатие. Далее он следует в конденсатор и обдувается более холодным воздухом, после чего переходит в жидкое состояние. Воздух проходит через конденсаторный теплообменник и нагревается от выделяемого фреоном тепла. Затем хладагент перемещается в спиралеобразную капиллярную трубку или ТРВ, где его давление уменьшается, температура понижается и происходит небольшое испарение. Испарительный теплообменник продувается комнатным воздухом, но при поступлении более холодного фреона охлаждается. Хладагент при этом забирает его тепло и переходит в исходное состояние. Далее цикл повторяется. При работе на холод схема действия кондиционера сплит-системы заключается в 4 основных этапах: сжатии, конденсации, разрежении и испарении. Суть принципа работы кондиционера сплит-системы на обогрев не меняется. При переключении 4-ходовым клапаном функций блоков, когда направление потока хладагента изменяется, воздух забирается с улицы наружным блоком, где происходит испарение фреона, а в комнату его доставляет внутренний блок, в котором хладагент снова переходит в газообразную фазу. Чем ниже температура воздуха на улице, тем сложнее извлечь из него тепло, так как разница между температурой воздуха и температурой испарения фреона уменьшается, следовательно, нагревательная способность снижается из-за выравнивания их значений. Прецизионная климатическая техника по принципу работы не отличается от сплит-системы, но обладает рядом особенностей: Прецизионные кондиционеры используются в серверных, где необходимо бесперебойно поддерживать определенную температуру и влажность воздуха. Принцип работы инверторного кондиционера такой же, как у обычного. Отличие климатического оборудования инверторного типа заключается в управлении режимом работы. В обычной сплит-системе при достижении заданной температуры компрессор выключается. Когда температура меняется в большую сторону, срабатывает запуск нагнетателя. Таким образом, система работает на полную мощность, но с перерывами. В инверторных двигателях есть плата частотного преобразователя, которая меняет стандартную частоту электрической сети. Вентилятор не перестает работать при достижении температурной нормы: он постепенно замедляет вращение, а при нагревании воздуха на 1 градус, увеличивает число оборотов в единицу времени. Преимущества такого управления в долговечности оборудования и в экономии электричества до 30% по сравнению с неинверторными сплит-системами. От внутреннего блока канального кондиционера отходит система подводящих и отводящих воздуховодов, по которым забирается теплый воздух и поставляется холодный в одно или несколько помещений. Оборудование такого типа имеет функцию подмеса свежего воздуха с улицы до 30%. Монтаж кондиционера канального типа лучше делать на этапе строительства здания — блок устанавливается под потолком вместе с системой вентиляции. Схема работы мобильного кондиционера С первым потоком происходит охлаждение конденсатора за счет проходящего уже охлажденного воздуха. Теплый поток удаляется наружу через гофрированный отводящий шланг. Второй поток воздуха нужен для охлаждения комнаты. Проходя через испаритель, теплый воздух отдает тепло фреону и снижает свою температуру, после чего возвращается в помещение через распределительные решетки на корпусе. Компрессор при этом создает необходимое давление, а центробежный вентилятор обеспечивает забор воздуха и обдув теплообменников. Так строится принцип работы мобильных кондиционеров на охлаждение. Если говорить о принципе работы мобильного кондиционера с воздуховодом, отличие заключается в том, что в корпусе имеются два герметичных отсека с двумя разными змеевиками. В нижнем находится конденсаторный теплообменник, а в верхнем – испарительный. При обогреве моноблок обычно работает в режиме тепловентилятора, а воздуховод закрывают снаружи заглушкой, чтобы холодный воздух с улицы не попадал в прибор. Изолированный от внешней среды кондиционер может функционировать при любых морозах. Принцип работы кондиционера на обогрев в данном случае строится не на перенаправлении хладагента в другую сторону, а на электрическом нагреве за счет керамических ТЭНов, которые превращают мобильное устройство в типичный обогреватель. От принципа работы напольного кондиционера функционирование оконного блока практически не отличается. У него тоже есть два отсека: в одном находится испарительный теплообменник, а в выходящем наружу – конденсаторный. При охлаждении фреон циркулирует между двумя змеевиками. Центробежный вентилятор забирает воздух из комнаты, проводя его через фильтр грубой очистки, и обдувает им испарительный теплообменник. За счет разницы температур и нагнетаемого давления воздух отдает тепло фреону и охлаждается, направляясь обратно в комнату. Хладагент в это время перемещается к теплообменнику на внешней стороне оконного блока, где тепло передается воздуху, нагнетаемому осевым вентилятором через боковые решетки. Если говорить о принципе действия кондиционера оконного типа на обогрев, то здесь также используют встраиваемые ТЭНы, позволяющие превращать охлаждающее устройство в полноценный обогреватель. До -15°C такой моноблок греть воздух в комнате будет исправно. Охладитель-увлажнитель испарительного типа В испарительных кондиционерах нет фреоновых контуров с теплообменниками и компрессорами. В состав безвоздуховодного напольного блока входят следующие элементы: Рабочая жидкость – холодная вода, в которую дополнительно кладут лед для более эффективного охлаждения. Влагу удалять нет необходимости, так как она выделяется в комнату вместе с охлажденным воздухом, поэтому такие моноблочные устройства еще называют увлажнителями или испарительными кондиционерами. Цикл охлаждения состоит из нескольких этапов: Далее весь круговорот повторяется. Работа кондиционера без воздуховода заключается в том, что вода переходит из жидкого состояния в газообразное и поглощает тепло от воздуха. Если рассматривать принцип работы кондиционера-испарителя на обогрев, то он ничем не отличается от оконных блоков и мобильных с воздуховодом. В корпус напольного испарительного блока встраивается нагревательный элемент, позволяющий эксплуатировать прибор в режиме тепловентилятора с электрическим нагревом. Ограничений по наружной температуре нет никаких. В основу принципов работы всех кондиционеров: и напольных, оконных и сплит-систем, легло свойство жидкости забирать и отдавать тепло при испарении и конденсации, но цикл охлаждения или обогрева может сильно различаться в силу конструктивных особенностей прибора. strojdvor.ru Самым эффективным средством летом спастись от жары, а зимой согреться в помещении является бытовой кондиционер, но многие, не зная, как именно он работает, не покупают его, так как не уверены в способности этого прибора создать комфортные для жизни человека климатические условия или используют его не в полную силу. Многие обыватели, встретив понятия кондиционер и сплит-система, начинают думать ,что это разные устройства контроля за климатом в помещении, но это не так. Оба термина обозначают оборудование, имеющее одинаковый принцип работы и функции, только кондиционер состоит из одного настенного блока, а сплит-система – из двух (в помещении и на улице). В этой статье вы узнаете основные принципы работы кондиционеров (сплит-системы) во всех температурных режимах. Основная часть населения для регулирования микроклимата в своих жилых и рабочих помещениях использует кондиционеры сплит-системы, так как они эффективно охлаждают и нагревают воздух. Такие кондиционеры состоят из двух частей: Одноблочные настенные кондиционеры для выведения тепла используют воздухопроводы, выведенные на улицу. Весь процесс работы кондиционера построен на основе свойстве жидкости (фреона) поглощать и отдавать тепло, при изменении температуры. Поэтому и говорят, что они не производят холод или тепло, а просто его переносят с одного места (комнаты) в другое (на улицу). Как это происходит можно увидеть на следующем рисунке По такому же принципу осуществляется и нагрев воздуха в помещении. Отличие этих процессов заключается в том, что благодаря установленному во внешнем блоке кондиционера четырехходовому клапану, газообразный хладагент (то есть фреон) меняет направление движения и теплообменники меняются местами – во внутреннем теплообменнике происходит отдача тепла, а в наружном – нагревание. Надо очень осторожно использовать кондиционер при низких температурах, так как в процессе работы жидкий хладагент может не успеть полностью перейти в газообразное состояние (нагреться) и в компрессор попадет жидкость, что приведет к поломке всего устройства. womanadvice.ru Если бы существовал «дедушка Жара», то в письмах к нему дети и взрослые просили бы только одно – подарить кондиционер. Сегодня многие не мыслят своего существования без этого полезнейшего устройства и бодрая весенняя капель, слышимая возле многоэтажек с приходом лета, служит лишним тому подтверждением. В этой статье мы разберем принцип работы кондиционера и устройство оборудования. При всем своем разнообразии кондиционеры разных моделей в основе имеют одно и то же устройство – тепловой насос. Этот остроумный механизм позволяет осуществлять теплообмен в «противоестественном» направлении, то есть из более холодной среды в более горячую. Покажем схематично его работу: Тепловые насосы трудятся не только под видом кондиционеров, но и холодильников, осушителей воздуха, систем геотермального отопления и пр. Используемый в них газ называют хладагентом, обычно в этом качестве применяется фреон. Устройство и принцип работы кондиционера Хладагент циркулирует по замкнутому трубному контуру, состоящему из двух частей: конденсатора, в котором происходит сжатие газа до жидкого состояния, и испарителя, в котором хладагент испаряется, снова превращаясь в газ и расширяясь в объеме. Из испарителя в конденсатор газ попадает при помощи компрессора (он и осуществляет сжатие). Из конденсатора хладагент через длинную тонкую скрученную в цилиндрическую спираль трубку (ее называют капилляром, дросселем или терморегулирующим вентилем) постепенно просачивается обратно в испаритель. Сегодня помимо обычных кондиционеров, которые периодически включаются и выключаются, выпускаются так называемые инверторные устройства. Инвертор – это электронный узел, который позволяет как угодно менять частоту электротока. При этом, соответственно, будет меняться и мощность компрессора. Таким образом, инверторному кондиционеру выключаться не нужно – он работает постоянно, выбирая оптимальную мощность охлаждения. Значение температуры в помещении остается фиксированным, а прибор служит дольше своих неинверторных собратьев (моменты пуска сильно сокращают жизнь силовых электроагрегатов). Также кондиционеры могут быть: По способу компоновки узлов кондиционеры делятся на два типа: моноблоки и сплит-системы. Вся «начинка» у такого прибора находится в одном корпусе, благодаря чему изделие имеет низкую себестоимость. Различают следующие виды моноблоков: Мобильный кондиционер За выигрыш в цене владельцу моноблока приходится терпеть шум от компрессора и мириться с утечками тепла зимой через корпус прибора (последнее актуально для оконных и крышных моделей). Прибор состоит из двух частей, одна из которых размещается внутри помещения, а другая – на улице. Если наружный блок один, а внутренних – несколько, прибор называют мультисплит-системой. Такие кондиционеры сегодня являются наиболее популярными, поэтому их работу мы рассмотрим подробнее. Рассмотрим, как работает кондиционер. Начнем с принципа работы сплит системы кондиционера. Итак, сплит-система состоит из таких компонентов. Здесь имеется конденсатор с обдувающим его вентилятором и компрессор. Таким образом, самые шумные узлы оказались на улице, в чем и состоит основное достоинство сплит-систем. Рассмотрим принцип работы компрессора кондиционера. Компрессор сжимает хладагент до давления в 20 – 25 атм, вследствие чего его температура повышается до 90 градусов. Дешевле всего обходятся поршневые компрессоры, но их надежность оставляет желать лучшего, особенно если на улице холодно. Этого недостатка лишены более дорогие спиральные компрессоры. Принцип работы сплит-системы на охлаждение Модели, в которых вентилятор наружного блока вращается с постоянной скоростью, работают эффективно только в узком диапазоне температур наружного воздуха. В более «продвинутых» кондиционерах скорость вентилятора плавно или ступенчато регулируется в зависимости от температуры. Через капилляр фреон понемногу продавливается в трубку, ведущую ко второй части прибора. Она называется… Здесь помещен испаритель, который также обдувается вентилятором. Кроме этого, имеется плата управления, воздушный фильтр и поддон для сбора конденсата (сбрасывается по дренажному шлангу). Давление фреона в испарителе составляет 4 – 5 атм, при этом он остывает до температуры менее 10-ти градусов. По типу внутреннего блока (ВБ) сплит-кондиционеры делятся на такие виды: Устройство внутреннего блока кондиционера Большинство современных кондиционеров может работать в двух режимах: В кондиционерах, способных работать в режиме отопления, наружная и внутренняя части контура могут меняться ролями: внутренняя становится конденсатором, а наружная – испарителем. Для этого в контур добавляется перемычка и 4-ходовой клапан, который направляет хладагент в ту или иную магистраль. Особенность кондиционеров обогревателей состоит в том, что их тепловая мощность в 3 – 4 раза выше потребляемой электрической мощности, тогда как у обычных электрообогревателей оба эти параметра имеют равные значения. Чтобы не навредить кондиционеру, необходимо знать, от чего он может поломаться. Вот наиболее распространенные причины: О подобном свидетельствует значительное ослабление воздушного потока, дующего из кондиционера. С определенной периодичностью фильтр нужно промывать проточной водой, в результате чего его рабочие качества будут восстановлены. Если даже после очистки фильтра ситуация не изменилась, осмотрите испаритель: возможно, на нем тоже накопилось немало пыли. Об этом владелец сразу узнает по неприятному запаху. Микробы селятся и размножаются на испарителе, где образуется живительный конденсат. Радиатор следует обработать специальным дезинфицирующим составом. В этом случае из внутреннего блока будет литься вода. Обычно засорение вызывается пылью. Она содержится в прогоняемом через кондиционер воздухе, и часть ее оседает на влажном от конденсата испарителе. Затем вместе с влагой она стекает в отводную трубку и забивает ее. После прочистки системы вода будет уходить по проектному пути. Некоторые пользователи пытаются греться кондиционером даже при падении температуры на улице ниже +5 градусов, хотя его компрессор на это не рассчитан (это не касается некоторых специальных моделей). В результате агрегат выходит из строя. Чтобы прибором можно было пользоваться и в мороз, нужно установить систему обогрева компрессора. Фреон не успевает испариться из-за переохлаждения, что может быть вызвано двумя причинами: запуском прибора в морозную погоду и засорением фильтров пылью (испаритель хуже обдувается теплым воздухом из помещения). Если вам необходимо обогреть гараж или дачный домик, то совсем необязательно покупать красивый и новый отопительный прибор. Можно сделать обогреватель своими руками. В теме приведены инструкции по сборке. Схемы подключения радиаторов отопления описаны в следующем материале. microklimat.proУстройство и принцип работы сплит-систем, мобильных, оконных и испарительных кондиционеров. Схема кондиционера
Устройство и принцип работы кондиционера в режиме охлаждения и обогрева
Устройство кондиционера
Что нужно знать о принципе работы кондиционера
Работа в режиме охлаждения
Вывод
Из чего состоит кондиционер? Устройство, схема и принцип работы кондиционера
Внутренний блок кондиционера состоит из следующих узлов:
Наружный блок кондиционера состоит из следующих узлов:
Принцип работы
Устройство и принцип работы кондиционера
Принцип функционирования климатического устройства
Мульти сплит-системы
Устройство внутреннего и внешнего блоков
Функциональные возможности сплит-системы
Советы по правильной эксплуатации кондиционера
Кондиционеры и климатические установки — Энциклопедия журнала "За рулем"
Принцип работы кондиционера и его устройство: охлаждение, обогрев
Основа принципов работы разных климатических систем
Как работают сплит-системы и их разновидности
Работа на охлаждение
Работа на обогрев
Прецизионные кондиционеры
Инверторные кондиционеры
Канальная климатическая система
Принцип работы мобильных кондиционеров
Охлаждение
Обогрев
Охлаждение и обогрев оконными кондиционерами
Охлаждение
Обогрев
Как работают испарительные кондиционеры
Охлаждение
Обогрев
Принцип работы кондиционера
Устройство кондиционера
Принцип работы бытового кондиционера
Работа кондиционера зимой на обогрев помещения
Принцип работы кондиционера и разновидности оборудования
Устройство кондиционеров
Разновидности кондиционеров
Моноблоки
Сплит-системы
Функционирование системы
Наружный блок кондиционера
Внутренний блок
Возможные неисправности системы
Забился воздушный фильтр
Во внутреннем блоке завелась нежелательная органика
Забилась система отвода конденсата
Вышел из строя компрессор
Гидроудар
Причина возникновения этого явления — поступление хладагента в компрессор в жидком виде — до его превращения в испарителе в газообразное состояние. При этом последний может быть поврежден. Видео на тему
Поделиться с друзьями: