Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать. Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей. Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран. При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие. Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов. При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки. С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа. Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России. Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах. Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ]. Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука. Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары. В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими. Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф). Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться. Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать. 1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков. Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык]. Звуковой анализ слова «группа». 1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета). 3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка). 5) Ставится ударение в схеме.6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков. Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать. www.syl.ru Первокласснику, задача по составлению схемы слова, на первый взгляд может показаться непосильной. Здесь самое время заручиться поддержкой родителей. Для этого немного освежим знания, полученные в школьные годы, и поможем нашему начинающему профессору мастерски справиться с поставленной задачей. Начнем с русского алфавита. В нём 33 буквы. 10 из них гласные: а, е, ё, у, и, ы, о, э, ю, я. Им соответствуют 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. 4 гласные буквы: е, ё, ю, я – йотированные, обозначают по два звука: - когда стоят вначале слова; - когда располагаются после гласного звука; - после разделительного ъ-знака; - после ь-знака. Буква И, после разделительного мягкого знака, тоже даёт два звука [й. и]. Гласные буквы: а, о, у, ы, э – делают впереди стоящий согласный твёрдым. Гласные буквы: е, ё, и, ю, я — смягчают впереди стоящий согласный. 2 буквы: ь, ъ – знаки не имеют звуков, а соответственно никак не обозначаются при составлении схемы слова. 21 согласная: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п , р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ . Им соответствуют 46 звуков. Согласные звуки бывают: парные, непарные, звонкие, глухие, мягкие, твёрдые. Парные согласные по глухости-звонкости: 6 пар б, в, г, д, ж, з – звонкие п, ф, к, т, ш, с- глухие Непарные согласные по глухости- звонкости: л, м, н, р, й – сонорные, самые звонкие ч, щ, ц, х – глухие Большинство согласных имеют пары по твёрдости – мягкости, которая зависит от стоящей после них гласной. Вместе с тем, есть согласные, которые могут быть только мягкими или только твёрдыми, их принято называть непарными. Непарные согласные по твёрдости — мягкости: ч, щ, й – всегда мягкие ж, ш, ц – всегда твёрдые На письме, при составлении звуковой схемы слова, звуки обозначают следующим образом: — Гласный – Мягкий согласный – Твёрдый согласный — Слияние твёрдого согласного с гласным – Слияние мягкого согласного с гласным Итак, приступим к составлению звуковой схемы слова. Начнём со слова колокол. Разделим его на слоги. Количество слогов в слове определяется в зависимости от наличия гласных. Одна гласная- один слог и так далее. В слове колокол — 3 гласных, значит три слога: ко-ло-кол. Проставим ударение, оно падает на первый слог. Посчитаем количество букв- 7 , звуков тоже 7 . Первый слог : КО — представляет слияние согласной и гласной букв. Гласный звук [о], делает стоящий перед ним согласный звук [к], твёрдым. Первый звук [к] — твёрдый, согласный. Второй звук [o]-гласный. Второй слог: ЛО — представляет слияние согласной и гласной букв. Третий звук [л]- твёрдый, согласный. Четвёртый звук [а], на письме обозначен гласной буквой о, делает стоящий перед ним согласный [л] — твёрдым. Третий слог: КОЛ КО — слияние согласной и гласной букв. Пятый звук [к]- согласный твёрдый. Шестой звук [о]- гласный. Седьмой звук [л] — согласный, твёрдый. Получается следующая схема: Часто возникает вопрос: Как обозначить на схемах слов мягкий знак, и надо ли это делать? Для примера рассмотрим слово — коньки. Разделим его на слоги — конь-ки — 2 слога. Проставим ударение, оно падает на второй слог. Посчитаем количество букв -6, звуков- 5 , так как мягкий знак не имеет звука. Первый слог — конь, представляет слияние гласного звука [а], обозначенного на письме буквой о, с согласным твёрдым звуком — [к]. Далее идёт мягкий согласный звук [н,] , его смягчает стоящий за ним ь- знак, который не обозначается на звуковой схеме слов, так как не имеет звука. Второй слог — ки, сочетание согласного мягкого звука [к], с гласным звуком [и], который и придаёт мягкость впереди стоящему согласному. Получилась схема: Особенно внимательными надо быть при составлении звуковой схемы слова с йотированными гласными. Например, ящерица Делим слово на слоги — их 4, я-ще-ри-ца Ударение падает на первый слог. В первом слоге буква я, стоит в начале слова и даёт два звука [й,], [а]. Во втором слоге- ще- слияние всегда мягкого согласного звука [щ,] с гласным звуком [е]. Третий слог- ри- слияние мягкого согласного звука [р,], с гласным звуком [и], смягчающим впереди стоящий согласный. Четвёртый слог — ца — слияние всегда твёрдого согласного звука [ц], с гласным звуком [а]. Получилась схема: Не огорчайтесь, если у вашего маленького школьника не сразу всё получится, 10-15 минут ежедневных занятий и положительный результат не заставит себя ждать. xn----dtbeep0dd8j.xn--p1ai В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции. После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе. Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика». Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове. Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем: Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает. Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз'й'а´]. И анализируем: В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука. Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й'изы´к]. Разберите фонетически: Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука. Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б'э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ: В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения. Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л']. Теперь произведем анализ: Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает. Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные. Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд'э´й'], «дождь» - [до´щ']. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з'н'ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы. Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр'иох'а´д'ирный']. Как видим, ударный тут звук [а]. Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога). Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе. fb.ru Как составить звуковую схему слова? Уважаемые родители, на этапе обучения грамоте ребята учатся составлять звуковую схему или, по-другому, модель слова. Помогите ребёнку разобраться в составлении звуковой модели слова. Я приведу примеры звуковых схем по программе “Школа России”. Там обозначения разных звуков различаются по цвету. Итак, освежим в памяти знания по фонетике, которые вы получили в школе. Гласных звуков в русском языке шесть – [а], [о], [у], [ы], [э], [и] Согласные образуют пары по твёрдости-мягкости, по глухости- звонкости. Есть непарные согласные. Мягкий знак и твёрдый знак звуков не обозначают. Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласного звука, обозначают один звук, если стоят после согласного. В таблице мы видим букву и под ней звук или звуки, которые обозначают этой буквой. Например, буквой Б обозначают два звука [б], [б']. Буквой Ж один звук [ж]. Разберём составление звуковой модели слова ПИСЬМО. Делим слово на слоги: ПИ-СЬМО (как разделить слово на слоги можно посмотреть здесь http://ya-umni4ka.ru/?p=1742 ) Первый слог – ПИ. Это слияние. Гласный звук [и] обозначает мягкость согласного. Первый звук [п'] – мягкий согласный, второй звук [и] – гласный. Второй слог – СЬМО. Первый звук [с'] – мягкий согласный. Дальше идёт слияние – МО. Гласный звук [о] обозначает твёрдость согласного. Звук [м] – твёрдый согласный. Звук [о] – гласный. Ставим ударение. В итоге получается такая схема: Мы с ребятами делаем затем транскрипцию (как мы слышим слово). [п'ис'мо] А затем записываем слово: письмо. Гласные звуки, которые находятся в верхнем ряду таблички – а, о, у, ы, э обозначают твёрдость согласного звука. Гласные буквы я, ё, е, ю стоят после мягкого согласного, звук [и] тоже обозначает мягкость согласного. Но необходимо помнить, что есть согласные, которые всегда твёрдые. Они обозначены в таблице только синим цветом: [ж], [ш], [ц]. Есть согласные, которые всегда мягкие, они обозначены только зелёным цветом: [ч'], [щ'], [й']. Будьте внимательны при разборе слов с йотированными гласными. Вот пример разбора слова ЯБЛОКО. В начале слова йотированные гласные обозначают два звука. Надеюсь, что статья помогла вам немного разобраться в составлении звуковой схемы слова. В других программах просто другие обозначения звуков. Могут быть не квадратики, а кружки. По другому обозначена твёрдость-мягкость. Но разобраться можно, подставив нужные обозначения. infourok.ru Обоснование темы После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе. Понятие фонетического разбора Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика». Теоретические рекомендации Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове. Пример первый Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла].Анализируем:п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара - [б], твердый;о – [а] – это гласный звук, безударный;к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара - г], твёрд.;р – [р] - звук согласный, сонорный, поэтому непарный по звонкости, твёрдый;ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;в – [в] – звук этот согл., является звонким, пара его - [ф], твёрдый;а - [а´] – гласный звук, в ударной позиции;л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;о – [а] – согласный, безударный.Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает. Пример второй Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз'й'а´]. И анализируем:д – [д] – согласный, он звонкий и является парным, пара - [т], твёрдый;р – [р] – согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;у – [у] – гласный, безударный;з – [з'] – согл., является звонким, имеет глухую пару - [с], мягкий и тоже парный: [з];ь – звука не обозначает;я – [й'] – полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;[а´] – гласный, ударный.В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука. Пример третий Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й'изы´к]. Разберите фонетически:я – [й'] – полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;[а] – этот звук гласный и безударный;з – [з] – согл., звонкий, парный, пара - [с], твёрдый;ы – [ы´] – гласный, ударный;к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука. Пример четвёртый Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б'э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:б – [б'] – согл., звонкий, парный, [п], мягкий;е – [э´] – гласный, ударный;л – [л] – согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;а – [а] – гласный, безударный. В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения. Пример пятый Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л']. Теперь произведем анализ:е – [й'] – полугласный, звонкий, непарный, мягкий;[э´] – гласный, ударный;л – [л´] – согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;ь – звука не обозначает.Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает. Делаем выводы Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные. Особые случаи разбораДля того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд'э´й'], «дождь» - [до´щ']. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з'н'ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы. О роли транскрипции Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр'иох'а´д'ирный']. Как видим, ударный тут звук [а]. К вопросу о слогоделении Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога). Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.http://fb.ru/article/141406/razbor-slova-po-zvukam-shemyi-i-primeryi metodika-rki.livejournal.com Разделы: Начальная школа Обозначение звуков: Задание 1. Раскрасить все игрушки зеленым цветом и под каждой
нарисовать столько квадратиков, сколько в слове звуков. Задание 2. Раскрасить всю одежду синим цветом и под каждым предметом
нарисовать столько квадратиков, сколько в нем звуков. Задание 3. Раскрасить всю посуду красным цветом. Под каждым рисунком
нарисовать звуковой домик.
Гласные и согласные звуки. Обозначение:
– гласный звук.
– согласный звук. Задание 4. Кому что нужно для работы? Соедини подходящие картинки.
Задание 5. Как назвать одним словом предметы, которыми работает
мальчик. Составь звуковой домик к этому слову. ________________ Задание 6. Составить звуковые домики к каждому предмету, которым
работает мальчик. 1. ____________________ 3._______________________ 2. ____________________ 4. _______________________ Задание 7. Нарисуй ещё один инструмент и составь к его названию
звуковой домик. ________________________ Согласные звуки твёрдые и мягкие. Обозначение:
– гласный звук.
– твердый согласный звук.
– мягкий согласный звук. Задание 8. В каждой группе зачеркни лишний предмет.
Под каждым рисунком составь звуковую схему слова. Согласные звуки звонкие и глухие. Обозначение:
– гласный звук.
– твердый глухой согласный звук.
– твердый звонкий согласный звук.
– мягкий глухой согласный звук.
– мягкий звонкий согласный звук. Задание 9. Дорисуй картинки и раскрась их. Назови все
предметы одним словом. Сделай для него звуковой домик. ______________
Задание 10. Сделай звуковой домик для каждого
предмета. 1. ____________________ 4. _____________________ 2. ____________________ 5. _____________________ 3. ____________________
Задание 11. Подбери пару каждому предмету. Соедини их линиями.
Задание 12. В № 11 раздели слова на слоги. Слог. Ударение. Задание. Для каждой мамы найди ее детеныша. Задание. Под каждым изображением составь звуковую схему, раздели на
слоги, поставь ударение.
Задание 15. Вернись к № 11 и поставь ударение в каждом слове. Материал для звукового анализа слов. № 16. Раскрась. Под каждой картинкой составляй звуковую схему слова, дели на
слоги, ставь ударение. Задание № 17. Раскрась лишний предмет. Под каждым рисунком составь
звуковую схему слова. Раздели на слоги, поставь ударение. Задание № 18. Под каждой картинкой начерти звуковую схему слова,
отмечая все “опасные места”. Задание № 19. Составить и записать звуковую схему слова под каждой
картинкой. Отметить “опасные места”. Задание № 20. Раскрась. Составь и запиши звуковую схему слова, отмечая
“опасные места”. Задание № 21. Под каждой картинкой на первой строке составить звуковую
схему, отмечая “опасные места”; на второй строке напечатать слово, делая “окошки
в опасных местах”. Задание № 22. Под каждым рисунком на первой строке составить звуковую
схему слова, отмечая “опасные места”, на второй – напечатать слово, делая
“окошки в опасных местах”. Задание № 23. На первой строке начертить звуковую схему слова, отмечая
точкой “опасные места”, на второй – напечатать слово, делая “окошки в опасных
местах”. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai Методика работы по составлению схемы слова. Статья может быть полезна родителям и начинающим логопедам. После того, как ребенок научился слышать гласный на фоне односложных слов, упражняемся в составлении схемы слова. Использую методику Гребенкиной, заменив цвет символов. Слоговая структура и звуконаполяемость слов для полного анализа очень важны. Начинаем работу с анализа слов типа «мак», «дом», «лис». На примере слова «ЛИС»: - Произнеси слово медленно, по частям (складам) ЛИ С. - На сколько частей «распалось» слово? - Сколько звуков в первой части? Во второй? - «Напиши», нарисуй в воздухе. Слияние – дуга. Звук вне слияния – точка. - Нарисуй в тетради (на фронтальном занятии – на доске). - Наметь точки внутри дуги (2 звука – 2 точки). - Можем уже сказать, сколько всего звуков в слове? (3 точки – 3 звука). - Послушай и скажи, какой гласный звук «живет» в слове «И»? На котором по счету месте? (На втором) Раскрась его «домик» красным цветом (красный кружок). - Послушай и скажи, есть ли в слове «ЛИС» мягкие согласные звуки? (-ЛЬ). Расскажи о нем. (согласный, мягкий, звонкий). Объясни, почему мы называем его звонким? (есть голос). Проверка: ладонь на горлышко или ушки закрыть. Примечание: Для выбора гласной буквы обозначение звонкости-глухости на схеме не нужно, так как дети ориентируются только на мягкость-твердость согласного (на схеме зеленый и синий цвет). А вот для обучения полному фонематическому анализу это обязательно. В речевой группе мы делаем схему слова в первую очередь, чтобы научить хорошо говорить: - Найди и обозначь «домик» звука «ЛЬ» — зеленый, не закрашенный кружок. (Звонкие звуки – не закрашенные кружки-колечки) - Какой твердый согласный звук «живет» в слове? (-С) Расскажи о нем: согласный, твердый, глухой. Объясни, почему ты думаешь, что он согласный? (Во рту есть преграда для воздуха). Объясни, почему ты думаешь, что он звонкий? (Голосовые связки работают, есть голос) - Назови по порядку все звуки в слове «ЛИС». (-ЛЬ -И -С) Подпиши буквы. На примере слова «ЖУКИ». - Произнеси слово медленно, по частям: ЖУ КИ. - «Напиши» в воздухе. (Две дуги) - Напиши в тетради. - Наметь точки внутри дуги. Можешь уже сказать сколько всего звуков в слове? (четыре) - Послушай и скажи, какие гласные звуки «живут» в этом слове. (-У, -И). Найди на схеме и раскрась их «домики» красным цветом. - «Позови» жуков (слово) издалека: жукИ. Какой гласный звук сильнее выделили голосом? По какому звуку «Ударили» голосом? (-И) Поставь ударение на схеме. - Раздели слово на слоги: говори и хлопай на гласный звук. Сколько получилось слогов? Какой первый? Какой второй? Отдели вертикальной чертой на схеме первый слог от второго. - Есть ли в слове мягкие согласные звуки? (-КЬ). Расскажи об этом звуке. Найди и обозначь его «домик» (зеленый закрашенный кружок). - Какой твердый согласный «живет» в слове «ЖУКИ»? Расскажи о нем, найди его «домик» и раскрась (синий не закрашенный кружок) - Назови звуки по порядку. (-Ж -У -КЬ -И). Подпиши буквы. Примечание: Во время деления на слоги надо помнить, что слог – это толчок воздуха и разделить на слоги можно только произнесенное слово. В русском языке все слоги стремятся к открытости. Слоги: МАР-КА, МАЙ-КА, БЕЛ-КА (сонорный присоединяется к первому слогу), но ВЕ-ТКА, МА-СКА дети обычно отхлопывают правильно. Иногда деток учат составлять схему слова как бы «нанизывая» звуки одни за другим: называют звук и обозначают символом последовательно. Опыт работы показывает, что потом дети пишут, диктуя побуквенно, а это ведет к нарушениям письма. Перед тем, как писать, ребенок должен «охватить», проанализировать все слово и диктовать по частям: МА – К С – Т – РО – Й – КА При диктовке по слогам речевые дети часто «теряют» буквы при стечении согласных, пропуск гласных, обычный для всех детей в начале обучения, тоже затягивается. Соболева Наталья Владимировна,учитель-логопед высшей кв. категорииГБДОУ №73 кировского района,г.Санкт-Петербург logoportal.ruЗвуковой анализ слова: что это и как правильно его делать. Обозначение слогов на схеме
что это и как правильно его делать :: SYL.ru
Звуковой анализ слова: что это
Порядок разбора слова по звукам
Звуковой анализ слова: схема
Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги
Краткая характеристика согласных
Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»
Составляем схемы слов | Всестороннее развитие детей
Разбор слова по звукам. Схемы и примеры
Обоснование темы
Понятие фонетического разбора
Теоретические рекомендации
Пример первый
Пример второй
Пример третий
Пример четвёртый
Пример пятый
Делаем выводы
Особые случаи разбора
О роли транскрипции
К вопросу о слогоделении
"Как составить звуковую схему слова" букварь (1 класс)
Разбор слова по звукам. Схемы и примеры
В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции. Тетрадь звукового анализа для первого класса по программе "Гармония"
Методика работы по составлению схемы слова
Поделиться с друзьями: