Полярность цилиндрической батарейки Условное графическое обозначение
и условное графическое обозначение. батарейки на схеме в соответствии с ГОСТ. Обозначение батарейки на электрических схемах содержит короткую черту, обозначающую отрицательный полюс и длинную черту – положительный полюс. Одиночную батарейку, используемую для питания прибора, на схемах обозначают латинской буквой G, а батарею, состоящую из нескольких батареек буквами GB. Примеры использования обозначения батареек в схемах. Самое простое условное графическое обозначение батарейки или аккумулятора в соответствии с ГОСТ использовано в схеме 1. Более информативное обозначение батареи в соответствии с ГОСТ использовано в схеме 2, здесь отражено количество батареек в составе групповой батареи, указано напряжение батареи и положительный полюс. ГОСТ допускает использовать обозначение батареи, примененное в схеме 3. Часто в бытовой технике встречается использование нескольких цилиндрических батареек. Включение различного количества последовательно соединенных батареек позволяет получать источники питания, обеспечивающие различное напряжение. Такой батарейный источник питания дает напряжение равное сумме напряжений всех входящих батареек. Последовательное соединение трех батареек с напряжением 1,5 вольта обеспечивает напряжение питания прибора величиной 4,5 вольта. При последовательном включении батареек, ток, отдаваемый в нагрузку, сокращается из-за возрастающего внутреннего сопротивления источника питания. Подключение батареек к пульту дистанционного управления телевизором. Например, мы сталкиваемся с последовательным включением батареек при их замене в пульте управления телевизором.
Параллельное включение батареек используется редко. Преимущество параллельного включения состоит в увеличении тока нагрузки, собранного таким образом источника питания. Напряжение включенных параллельно батареек остается прежним, равным номинальному напряжению одной батарейки, а ток разряда увеличивается пропорционально количеству объединенных батарей. Несколько слабых батареек можно заменить на одну более мощную, поэтому для маломощных батареек использовать параллельное включение бессмысленно. Параллельно включать есть смысл только мощные батарейки, из-за отсутствия или дороговизны батарейки с еще большим током разряда. Параллельное включение батареек. Такое включение имеет недостаток. Батарейки не могут иметь точно совпадающее напряжение на контактах при отключенной нагрузке. У одной батарейки это напряжение может составлять 1,45 вольта, а у другой 1,5 вольта. Это вызовет протекание тока от батарейки с большим напряжением к батарейке с меньшим. Будет происходить разряд при установке батареек в отсеки прибора при отключенной нагрузке. В дальнейшем при такой схеме включения саморазряд происходит быстрее, чем при последовательном включении.
Комбинируя последовательное и параллельное соединение батареек можно получить различную мощность источника батарейного питания. Литература: ГОСТ 2.768-90 Обозначения условные графические в схемах источники электрохимические, электротермические и тепловые. xn--80aabspfh9bq.xn--p1ai С помощью различных надписей покупателям производитель сообщает информацию, которая может иметь определённую ценность. Так и в данном случае – устройство и маркировка аккумуляторных батарей хорошо описаны на них самих. Вот только что там есть? Если прочитать нанесённую информацию, то что она нам скажет? Она позволяет судить о целом ряде параметров и свойств. Что нам может сказать маркировка аккумуляторных батарей? Дата изготовления, характеристики, вроде емкости и номинального напряжения, страна изготовления и много чего другого указаны на этикетке. Следует отметить, что особенности обозначения могут разниться зависимо от того, какая страна изготовила продукцию. Так, маркировка японских аккумуляторных батарей отличается от тех, что изготавливаются на просторе СНГ. Но обо всём давайте по порядку. Аккумулятор является таким товаром, дата изготовления которого оказывает существенное влияние на его характеристики, ценные для потребителя. От того, насколько свежий источник питания перед нами, зависит его долговечность и работоспособность. Поэтому при покупке и оцениваются не только технические параметры, как то: плотность электролита и показатель вольтметра, но и маркировка аккумуляторной батареи. Немного усложняет это дело тот факт, что отсутствуют единые стандарты. Если говорить про маркировку, то здесь максимум, что можно сделать – выделить отдельные марки в небольшие группы. Относительно сроков хранения большинство производителей более-менее сошлись в том, сколько батареи могут простоять: Следует заметить один интересный аспект. Так, важным элементом является не только маркировка аккумуляторных батарей, год выпуска и месяц, но и то, с каким типом источника питания мы сейчас имеем дело. Для нас важными являются такие свойства аккумуляторов, для которых существует маркировка на корпусе: Может быть записана совершенно непонятно маркировка аккумуляторных батарей. Дата изготовления - ab553446bu – вот как обычному человеку понять, что это значит? Вот чтобы у вас не возникало таких вопросов, перейдём к тому, как уметь читать и понимать то, что написано. Если говорить о тех изделиях, которые распространяются у нас, то нам важны шесть параметров: Мы рассмотрели, что собой представляет характеристика "маркировка аккумуляторных батарей". Теперь давайте будет знакомиться со свойствами данных устройств. К примеру, их маркировка аккумуляторной батареи выглядит следующим образом: 0716 1 25346. Первые четыре цифры обозначают дату производства. Сначала идёт месяц (седьмой), а потом год (шестнадцатый). Единица используется для обозначения смены, которая собрала данную батарею. Последние пять цифр обозначают порядковый номер изготовленного аккумулятора. Этот показатель обнуляется при начале нового месяца. Маркировка аккумуляторной батареи, что относится к тяжелой группе, осуществляется немного по-другому. Берём число: 14016143. Это говорит нам о следующих параметрах: данная батарея обладает ёмкостью в 140 Ач. Она была создана в 2016 году, в первом полугодии, его четвёртом месяце (апреле) бригадой №3. Как видите, ничего сложного. У них маркировка аккумуляторной батареи находится на стороне, противоположной той, где центральная этикетка. Обычные устройства маркируются шестью цифрами, из которых две первые обозначают месяц, а остальные четыре – год. Так, 032016 значит, что батарея была изготовлена в марте 2016 года. Для маркировки тяжелой группы используется только четыре цифры. Рассмотренный только что вариант будет отмечен как 0316. Для их маркировки используются четырехзначные числа в форме ММ.ГГ. Так, 0316 означает, что данный аккумулятор был изготовлен в марте 2016 года. Они используют комбинацию цифр и букв. В коде имеется пять символов. Первый обозначает день недели, когда было сделано устройство. Второй и третий символы используются для обозначения порядкового номера недели (то есть от единицы до пятидесяти трех). В качестве четверного применяется латинская буква, которая обозначает год (поэтому при выборе аккумулятора необходимо изучить предоставляемую производителем таблицу). Последний символ используется для обозначения номера бригады. Возьмём номер 208А1. Расшифровывается он следующим образом: Находится код маркировки на верхней крышке. Он состоит аж из двадцати четырех символов. Но не волнуйтесь – нам нужно только три из них. Четвёртый символ обозначает год, а пятый и шестой – месяц. Возьмём такой пример: G2С6030520991 536528 82E 09. 6 – это значит, что батарея произведена в 2016 году, а 03 – в марте. Имеет шестизначный код. Первый символ обозначает номер линии, где был собран аккумулятор, второй – год, третий и четвертый – месяц, а пятый и шестой - число сборки. Возьмём число 460319. Это значит, что батарея была произведена на четвертой линии девятнадцатого марта 2016 года. У них маркировка осуществляется по принципу ЧЧ.ММ.ГГ. Так, если на аккумуляторе выставлены цифры 180316, это значит, что батарея была изготовлена 18 марта 2016 года. Здесь для маркировки используется четырнадцать символов. Третий и четвертый обозначают год производства. А пятый и шестой – неделю. Так, если взять маркировку F1160600941864, то это значит, что перед нами батарея, которая была изготовлена в феврале 2016 года. fb.ru Для автономного питания радиоэлектронной аппаратуры широко используют электрохимические источники тока — гальванические элементы и аккумуляторы. Буквенный код элементов питания — G. УГО [11] напоминает символ конденсатора постоянной ёмкости — параллельные линии разной длины: короткая обозначает отрицательный полюс, длинная — положительный (рис. 12.1, G1). Знаки полярности на схемах можно не указывать. Поскольку для питания приборов чаще всего требуется напряжение, большее того, что обеспечивает один элемент или аккумулятор, их соединяют в батарею. Буквенный код в этом случае — GB. Батарею обозначают упрощенно: изображают только крайние элементы, а наличие остальных показывают штриховой линией (см. рис. 12.1, GB1). ГОСТ допускает изображать батарею и совсем просто — символом одного элемента (GB2 на рис. 12.1). Рядом с позиционным обозначением в любом случае указывают напряжение батареи. Отводы от части элементов показывают линиями электрической связи, продолжающими черточки, которые обозначают их положительные полюсы (см. рис. 12.1, GB3). В местах присоединения линий-отводов к символам положительных полюсов ставят точки. На основе символа электрохимического элемента строятся УГО так называемых солнечных фотоэлементов и батарей. Отличительные признаки УГО этих источников тока — корпус в виде кружка или овала и знак фотоэлектрического эффекта (см. рис. 12.1, G2, GB4), На месте буквы п в УГО солнечной батареи можно указывать число образующих ее элементов.Для защиты от перегрузок по току или коротких замыканий в нагрузке в электронных устройствах часто используют плавкие предохранители. Код этих устройств — латинские буквы FU. УГО [12] напоминает постоянный резистор (и имеет те же размеры 4x10 мм), отличие заключается только в проходящей через весь прямоугольник линии, символизирующей сгорающую при перегрузке металлическую нить (рис. 12.2, FU1). Рядом с УГО предохранителя, как правило, указывают ток, на который он рассчитан, а иногда и его тип. В аппаратуре с высоковольтным питанием для защиты некоторых элементов от опасных для них перенапряжений применяют разрядники (код — буква F). В простейшем случае — это два электрода, установленных на изоляционном основании на определенном расстоянии один от другого (иногда технологически это печатный проводник, разделенный на две части просечкой в печатной плате насквозь). Символ искрового промежутка — две встречно направленные стрелки (см. рис. 12.2, F1). Если же такое устройство выполнено в виде самостоятельного изделия, используют УГО, показанное на рис. 12.2 под позиционным обозначением F2. УГО вакуумного разрядника получают, заключая символ искрового промежутка в символ баллона электровакуумного прибора (F3). В устройствах автоматики и телемеханики, в бытовой радиоаппаратуре для привода различных механизмов применяют электродвигатели. В бытовых магнитофонах и проигрывателях — это чаше всего асинхронные двигатели переменного тока и коллекторные двигатели постоянного тока. Первые из них обычно имеют коротко-замкнутый ротор в виде так называемой «беличьей клетки» и статор с двумя обмотками: рабочей (или основной) и фазосдвигающей (последовательно с ней включают конденсатор, благодаря чему создается вращающееся магнитное поле). УГО такого двигателя состоит из окружности (ротор) и двух статорных обмоток (рис. 12.3, M1). Символ основной обмотки помешают над ротором, а фазосдвигающей — справа от него, под углом 90° к символу основной. Рядом с УГО обычно указывают тип двигателя [13]. Если необходимый сдвиг фазы создается короткозамкнутым витком на полюсе статора, его изображают в виде замкнутой накоротко обмотки, развернутой по отношению к символу основной на угол 45° (см. рис. 12.3, M2). В электродвигателях постоянного тока на статоре устанавливают постоянные магниты, а обмотку размешают на роторе. Для автоматической коммутации ее секций при вращении ротора используют узел, состоящий из двух щеток и нескольких пластин. Все эти особенности конструкции отражены и в УГО коллекторного двигателя, показанном на рис. 12.3 {M3): здесь окружность, как и ранее, символизирует ротор, касающиеся его узкие прямоугольники — щетки, а светлая П-образная скобка — постоянные магниты на статоре. Линии электрической связи (ЛЭС) символизируют на схемах реальные электрические соединения между радиокомпонентами и узлами [14]. Для удобства прослеживания этих соединений на схемах ЛЭС чертят, как правило, только в горизонтальном и вертикальном направлениях. Исключение составляют лишь схемы некоторых функциональных узлов, начертание которых давно стало традиционным (измерительные и выпрямительные мосты, мультивибраторы и т. п.). Для удобства чтения схем символы элементов стараются расположить и сориентировать таким образом, чтобы ЛЭС имели возможно меньшее число изломов и пересечений. Если же избежать пересечения не удается, его делают под углом 90° (рис. 12.4, а), изменяя при необходимости направление одной из ЛЭС. В местах пересечений, символизирующих электрическое соединение в виде пайки, сварки, скрутки ставят жирные точки (см. рис. 12.4, б). Аналогично поступают и в тех случаях, когда необходимо показать ответвления от той или иной ЛЭС (см. рис. 12.4, в). Ответвляющиеся ЛЭС допускается проводить на чертеже под углами, кратными 15°. Использовать в качестве точек присоединения ЛЭС элементы УГО, имеющие вид точки (например, переключателей с нейтральным средним положением), излома линий (контакты кнопок и переключателей) и их пересечений (выводы эмиттера и коллектора в местах пересечения с окружностью корпуса и т. п.), нельзя. При изображении ЛЭС с ответвлениями в несколько параллельных идентичных цепей (рис. 12.4, г) можно использовать следующий прием: показать на схеме лишь одну цепь, а наличие остальных указать Г-образными ответвлениями, рядом с которыми указать общее число параллельных целей, включая изображенную (см. рис. 12.4, д). Необходимость экранирования того или иного соединения показывают штриховыми линиями по обе стороны от ЛЭС (см. рис. 12.4, е, ж) или небольшим штриховым кружком (см. рис. 12.4, и). Ответвление от линии, символизирующей экранирующую оплетку, допускается изображать как с точкой, так и без нее. Соединение с общим проводом устройства (корпусом) показывают отрезком утолщенной линии на конце ответвления (см. рис. 12.4, х, ц). Если в общий экран помещены несколько проводов, соответствующие ЛЭС объединяют знаком, изображенным на рис. 12.4, к. Если же разместить эти ЛЭС рядом не удается, поступают, как показано на рис. 12.4, л: от символа экрана проводят линию со стрелками, указывающими на те из них, которые находятся в общем экране. Экран, в который заключены детали того или иного устройства, изображают в виде замкнутого контура, охватывающего их символы (см. рис. 12.4, м). Аналогичные приемы используют и в случаях, если группа ЛЭС символизирует соединение многопроводным кабелем или скрученными проводами. Знак кабеля в виде овала применяют для объединения идущих рядом ЛЭС (см. рис. 12.4, н), кружок со стрелками — для объединения ЛЭС, перемежающихся другими (см. рис. 12.4, п). Точно так же применяют знак скрутки — наклонную линию с засечками на концах (см. рис. 12.4, о,р). Линию электрической связи, символизирующую гибкое соединение (например, гибкий провод, соединяющий измерительный прибор со щупом), изображают волнистой линией (см. рис. 12.4, с). Для передачи сигналов на высоких частотах используют коаксиальные кабели (см. рис. 12.4, m). Поскольку знак коаксиальной структуры практически символизирует внешний проводник, от него, как и от символа экранирования, при необходимости делают ответвление (см. рис. 12.4, у). В обозначении ЛЭС, выполненной коаксиальным кабелем лишь частично, знак видоизменяют: касательную к кружку направляют только в его сторону. Пример, показанный на рис. 12.4, ф, означает, что коаксиальная структура в данном случае имеется левее знака. Число ЛЭС на принципиальных схемах сложных электронных устройств очень часто бывает большим. Если к тому же они идут параллельно одна другой и неоднократно меняют направление, то иногда проследить связь между элементами становится очень трудно. Для облегчения чтения схем ГОСТ рекомендует разбивать параллельно идущие ЛЭС на подгруппы из трех линий каждая (считая сверху) и отделять их увеличенными интервалами (рис. 12.5, а). Однако и этого иногда оказывается недостаточно, если к тому же большое число параллельных ЛЭС сильно загромождает схему и увеличивают её размеры. В подобном случае можно слить параллельные ЛЭС в одну утолщенную линию групповой связи (ЛГС). При выполнении принципиальных схем автоматизированным способом допускается линию групповой связи не утолщать. У входа и выхода из ЛГС каждой ЛЭС присваивается порядковый номер (рис. 12.5, б). Чтобы не спутать эти линии с ЛЭС, просто пересекающей ЛГС, расстояние между соседними линиями, отходящими в разные стороны, должно быть не меньше 2 мм. Для облегчения поиска отдельных ЛЭС допускается показывать их направление с помощью излома под углом 45° (рис. 12.5, в). При этом точка излома должна быть удалена от ЛГС не менее чем на 3 мм, а наклонные участки соседних ЛЭС, изображенных по одну сторону от нее, не должны иметь пересечений и общих точек. radio-hobby.org Акб – это источник тока на химической основе, который способен запасать и в случае надобности отдавать электрическую энергию для того, чтобы провернуть стартер и завести двигатель автомобиля. Так как в современном мире появилось огромное разнообразие автомобилей разных марок, параллельно им постоянно разрабатываются и производятся различные источники питания. Маркировка аккумуляторных батарей является необходимым требованием для производителей этих приборов. Содержание Все устройство электрической цепи питается от автоаккумуляторов, обеспечивая работоспособностью все вспомогательные приборы авто. Стандартными устройствами для хранения электрической энергии являются свинцовые батареи стартерного типа, которые состоят из соединенных между собой последовательным способом отдельных частей, расположенных в одном блоке. Маркировка автомобильных аккумуляторов является неотъемлемой частью их производства и помогает автолюбителю подобрать подходящий экземпляр для своего автомобиля, именно о марках акб и пойдет речь в данной статье. Каждый вид аккумулятора изначально спроектирован и предназначен для использования в работе определенных систем, поэтому все батареи различаются по своим техническим особенностям. Стоит отметить, что существуют разнообразные маркировочные данные, наносимые на каждую единицу данной продукции. Также на законодательном уровне существуют принятые стандарты качества, соответствовать которым обязаны все производители аккумуляторов. В нашей стране действует межгосударственный ГОСТ 959 – 2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Под этот нормативный акт должны подходить все продаваемые агрегаты. Особым спросом в России пользуется продукция производителей varta и bosh. Эти батареи оптимально подходят для эксплуатации в нашей климатической зоне. Стоит перечислить основные технические данные акб: Стоит отметить, что на корпусе акб обязательно должны быть нанесены его обозначение и год выпуска. Батареи необслуживаемого типа имеют практически равноценные технические характеристики, но заметно отличаются от стандартных акб отсутствием расхода (выкипания и испарения) электролита, а точнее воды в его составе. ГОСТ 959 – 2002 предписывает ряд определенных показателей, которые обязательно должны быть нанесены на корпус источника питания для авто, а именно: На аккумуляторных батареях, которые изготавливаются для экспорта, дополнительно наносят название и расшифровку ГОСТа, название страны – производителя и букву «Т» для экспорта в страны, имеющие тропический климат. Маркировка аккумуляторов является неотъемлемой обязанностью всех производителей батарей. Перед приобретением стоит уделить особое внимание маркировке на аккумуляторных батареях, особенно на дату ее производства и прикинуть, сколько она уже простояла на прилавке (сухозаряженные акб хранятся в течение 3 – ех лет, а залитые и заряженные – не более полугода). Следует хорошенько осмотреть визуально весь агрегат на предмет наличия повреждений. Маркировка по дате выпуска аккумулятора даст более подробные сведения о времени хранения батареи, у относительно давно произведенных источников питания иногда можно выявить незначительные подтеки электролита. Такая батарея уже не пригодна к эксплуатации. Отдельно стоит определить уровень электролита внутри прибора. Он должен соответствовать рискам минимального или максимального значения, в идеале должен находиться посередине между ними. Также электролитная жидкость должна скрывать пластины внутри батареи более чем на 15 мм выше от их уровня. Необходимо знать требуемую плотность электролита она составляет 1,25 – 1,26 грамм на кубический сантиметр. Нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор? Для этого нужно измерить напряжение на клеммах батареи, оно должно быть в пределах 12,4 вольта (для этого хорошо под рукой будет иметь любое устройство типа вольтметра). В случае долгого хранения этот показатель может упасть и даже новому акб потребуется дополнительная зарядка. У многих аккумуляторов есть специальный цветной индикатор показателя уровня заряда, от зеленого до красного. По нему легко ориентироваться при покупке. В идеале всегда лучше будет прочитать инструкцию по эксплуатации от производителя товара и обратить особое внимание на гарантийные обязательства продавца. Показатели измерений должны заноситься в гарантийный талон при покупке. Сухозаряженные источники питания зачастую требуют среза приливов, которые закрывают отверстия для дальнейшей вентиляции. ГОСТ 959 – 2002 предусматривает основные показатели для данного вида продукции: Если отсутствует возможность контроля пробега автомобиля, то гарантийные обязательства производителя зависят только от наличия заводского брака, выявленного за время эксплуатации. Срок службы стандартного отечественного аккумулятора может составлять до 5 – и лет, но при более щадящих режимах эксплуатации этот показатель может быть значительно выше. Сроки службы необслуживаемой батареи напрямую зависят от условий эксплуатации агрегата и общего состояния электрической системы автомобиля в целом. В итоге стоит отметить, что в данной статье были рассмотрены основные вопросы о том, как проверить аккумулятор по маркировке, также были даны рекомендации по правильному подбору хорошего образца. Перед покупкой новой акб всегда лучше изучить все предъявляемые к ней требования со стороны стандартов качества, прочитать инструкцию по эксплуатации и по возможности измерить основные показатели с занесением их в гарантийный талон. Эти меры позволят значительно продлить эксплуатационные сроки батареи и оградить автовладельца от ненужных денежных расходов. С уважением, Максим Марков! carsmotion.ru Ввиду большого количества электрических цепей в автомобиле (контур стоп-сигналов, контур ближнего света, освещение салона и т.п.) на схеме указываются не отдельные компоненты, а используются стандартные символы. Эти символы называются условными обозначениями для электрических схем. Возьмем, например, графическое изображение соединения от аккумулятора через выключатель к стоп-сигналам и посмотрим, как это будет выглядеть на схеме. Рисунок. Представление принципиального соединения стоп-сигналов в виде графического изображения и электрической схемы. Условные обозначения для электрических схем являются стандартными символами. Они служат для наглядного представления взаимосвязи отдельных компонентов в автомобиле. Они выполняют такие же функции в электрике, как технический чертеж в машиностроении. ustroistvo-avtomobilya.ru Большинство потребителей электроэнергии соединяются с «массой» проводами коричневого цвета. Для правильного подключения приборов электрооборудования их контакты пронумерованы. Для удобства пользования все электрические цепи на электросхемах расположены вертикально и пронумерованы. Сверху на схемах изображен блок предохранителей и реле, ограниченный снизу горизонтальной линией. Тонкие линии над ней – это внутренние соединения в блоке. Горизонтальные линии в блоке под номерами 30, 15, Х и 31 – внутренние соединения блока с источниками питания и «массой». Цепь 30 постоянно находится под напряжением аккумуляторной батареи, цепь 15 – только при включенном зажигании и получает питание через замок зажигания. Цепь Х находится под напряжением также при включенном зажигании, но при включении стартера она обесточивается. Цепь 31 соединена с «массой». Снизу на схемах проходит горизонтальная линия, которая показывает соединение с «массой». Цифры в кружках, стоящие около пересечения вертикальных цепей с горизонтальной линией «массы» указывают на расположение точек «массы» на кузове. Цифра в белом квадрате в конце вертикальной цепи показывает, в какой цепи нужно смотреть продолжение этого провода. Цвета проводов на схемах соответствуют цветам проводов на автомобиле. Цифра на каждом проводе означает площадь сечения токопроводящей жилы провода в квадратных миллиметрах. Цифра в черном квадрате обозначает номер реле в блоке предохранителей и реле, буква в кружке, стоящая около провода, – неразъемное соединение проводов. Зажим 15 – при включенном зажигании на нем имеется напряжение аккумулятора. Позиционный номер реле – обозначает реле, обозначает номер реле на дополнительной панели реле. Сечение провода дано в мм2. Обозначение элемента – позволяет найти в перечне название элемента, представленного графическим символом. Цвет провода – соответствует цвету провода в автомобиле. Обозначения котнактов – на реле, устройстве управления и на плате или дополнительной панели реле. Буквенно-цифровое обозначение в местах соединений – определяет положение проводов в разъемах (М30az). Цифры в квадратиках – обозначают прерывание цепи и задают номер токовой дорожки продолжения цепи. Буквенно-цифровое обозначение – отмечает разъемное соединение (Т8а/7). Условные обозначения на электрических схемах carmanz.com МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Единая система конструкторской документации ОБОЗНАЧЕНИЯ УСЛОВНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ В СХЕМАХ Источники электрохимические, электротермические и тепловые Unified system of design documentation. Graphical symbols for diagrams. Electrochemical, electrothermal and heat sources ГОСТ2.768-90 Дата введения 01.01.92 Настоящий стандарт распространяется на схемы изделий всех отраслей промышленности, выполняемые вручную или автоматизированным способом, и устанавливает условные графические обозначения электрохимических, электротермических и тепловых источников и генераторов мощности. 1. Условные графические обозначения электрохимических источников должны соответствовать приведенным в табл. 1. Таблица 1 Наименование Обозначение 1. Гальванический элемент (первичный или вторичный) Примечание. Допускается знаки полярности не указывать 2. Батарея, состоящая из гальванических элементов Примечание. Батарею из гальванических элементов допускается обозначать так же, как в п. 1. При этом над обозначением проставляют значение напряжения батареи, например напряжение 48 В 3. Батарея с отводами от элементов, например батарея номинального напряжения 12 В, номинальной емкости 84 А · ч с отводами 10 В и 8 В 4. Батарея, состоящая из гальванических элементов с переключаемым отводом 5. Батарея, состоящая из гальванических элементов с двумя переключаемыми отводами, например батарея номинального напряжения 120 В с номинальной емкостью 840 А · ч 2. Условные графические обозначения электротермических источников должны соответствовать приведенным в табл. 2. Допускается не зачернять или опускать окружности в условных графических обозначениях электротермических источников. Таблица 2 Наименование Обозначение 1. Термоэлемент (термопара) 2. Батарея из термоэлементов, например, с номинальным напряжением 80 В 3. Термоэлектрический преобразователь с контактным нагревом 4. Термоэлектрический преобразователь с бесконтактным нагревом 3. Условные графические обозначения источников тепла должны соответствовать приведенным в табл. 3. Таблица 3 Наименование Обозначение 1. Источник тепла, основной символ (06-17-01) 2. Радиоизотопный источник тепла (06-17-02) 3. Источник тепла, использующий горение (06-17-03) 4. Источник тепла, использующий неионизирующее излучение 4. Условные графические обозначения генераторов мощности должны соответствовать приведенным в табл. 4. Таблица 4 Наименование Обозначение 1. Генератор мощности, основной символ (06-16-01) 2. Термоэлектрический генератор с источником тепла, использующим горение (06-18-01) 3. Термоэлектрический генератор с источником тепла, использующим неионизирующее излучение (06-18-02) 4. Термоэлектрический генератор с радиоизотопным источником тепла (06-18-03) 5. Термоионический полупроводниковый генератор с источником тепла, использующим неионизирующее излучение (06-18-04) 6. Термоионический полупроводниковый генератор с радиоизотопным источником тепла (06-18-05) 7. Генератор с фотоэлектрическим преобразователем (06-18-06) Примечания: 1. Числовые обозначения, указанные в скобках после наименования или под условным графическим обозначением, по Международному идентификатору. 2. Соотношения размеров (на модульной сетке) основных условных графических обозначений приведены в приложении. ПРИЛОЖЕНИЕ Справочное СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ ОСНОВНЫХ УСЛОВНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ОБОЗНАЧЕНИЙ Наименование Обозначение 1. Гальванический элемент 2. Термоэлемент (термопара) 3. Бесконтактный нагрев термоэлектрического преобразователя 4. Термоэлектрический генератор с источником тепла, использующим горение ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ 1. ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по управлению качеством продукции и стандартам 2. Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 26.10.90 № 2706 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 653-89 «Единая система конструкторской документации СЭВ. Обозначения условные графические в электрических схемах. Источники электрохимические, электротермические и тепловые» введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 01.01.92 3. СТАНДАРТ СООТВЕТСТВУЕТ стандарту МЭК 617-6-83 в части табл. 1, 3, 4, за исключением пп. 3 - 5 табл. 1 и п. 4 табл. 3, и стандарту МЭК 617-8-83 в части табл. 2, за исключением п. 2 табл. 2 4. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2004 г. www.opengost.ruМаркировка аккумуляторной батареи: характеристика и обозначение. Обозначение на схеме аккумулятора
Батарейки в электрических цепях
Маркировка аккумуляторной батареи: характеристика и обозначение
Зачем необходима маркировка аккумуляторных батарей?
Что можно сказать о батареях?
Какие параметры важны для нас?
Маркировка аккумуляторов производства СНГ
Space, FB, Uno, Dominator, FireBall, "Курский аккумулятор"
"Тюменский медведь", Arctic Batbear, Tyumen Batbear, "Ямал"
"Актех", "Орион", "Зверь"
Cobat, Titan (Euro Silver, Standart, Arctic Silver, Vaiper, Asia Silver)
VARTA, BOSCH
Mutlu
Furukawa Battery (SuperNova), Panasonic
Topla, Moratti
12. Источники питания, электродвигатели, линии связи - Условные графические обозначения на электрических схемах - Компоненты - Инструкции
Маркировка аккумуляторных батарей: характеристика и обозначение
Технические характеристики и классы источников питания
Как маркируют аккумуляторные батареи
Стандарты маркировки акб:
Что нужно знать при покупке источника питания?
Гарантийные обязательства производителя
Условные обозначения для электрических схем
12.3. Электрические схемы. 12.3.1. Пояснение к электросхемам.
12.3. Электрические схемы
12.3.1. Пояснение к электросхемам
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Внутренние соединения (тонкие линии) – такие соединения не представляют собой проводов, однако по ним идет электрический ток. Они дают возможность проследить пути протекания тока внутри электрооборудования.
ГОСТ 2.768-90 ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Источники электрохимические, электротермические и тепловые
Поделиться с друзьями: