интернет-магазин светодиодного освещения
Пн - Вс с 10:30 до 20:00
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 138, корп. 1, тк ''Стройдвор''

Проверка обмотки ротора (возбуждения) и обмотки статора генератора. Проверка генератора 24 вольта


Реставрация, проверка, подключение генератора Г424

Таким генератор хочется видеть на мотоцикле.

А так обычно выглядит генератор мотоцикла "Урал", "Днепр" побывавший в эксплуатации.  

- Приступим.Разбираем генератор, чистим крышки, обезжириваем и грунтуем. С данным процессом всё ясно и сложностей не вызывает.

  

После того как генератор разобран, можно проверить состояние подшипников, сальника, и щёток. Лучше сразу поменять.Подшипники снимать либо съёмником, либо аккуратно срезать болгаркой.

 

Проверка:Обмотка на роторе (якорь).Обмотка на статоре.Проверка на пробой, на массу, межвитковое замыкание и на обрыв можно провести путём "прозвонки" с помощью мультиметра.Проверить диодный мост можно так же мультиметром. Об этом далее...

  

 

 

 

  

Теория работы генератора и Проверка на работоспособность.

Теория.

На рисунке ниже представлена схема генератора в сборе (слева) и справа в разобранном состоянии на три части.

Диодный мост, Обмотка статора  (не подвижная часть) соединённая по схеме звезда и Якорь (он же ротор, то что вращается), щётки это всего лишь контакты подачи.

   

Поиск неисправности или проверку следует разделить на три части: проверка обмотки статора, проверка обмотки якоря, проверка моста.

Но прежде следует напомнить как оно всё работает.

Принцип работы трехфазного генератора переменного тока:

1. На обмотку ротора посредством графитовых щёток через контактные кольца подаётся напряжение возбуждения.

2. Вращаясь внутри обмотки статора, роторная обмотка по которой течёт ток, индуцирует  в обмотке статора ЭДС. Закон Фарадея. Обмотки статора 3 и они сдвинуты по фазе на 120 градусов.

3. С обмоток статора снимается переменное напряжение и преобразуется в постоянное диодным мостом. На схеме и графике ниже понятно как выпрямляется переменный ток в постоянный диодами.

В трёхфазном генераторе переменного тока отсутствует постоянный магнит, вместо него имеется электромагнит в виде одной обмотки на якоре, которая при подаче на нее напряжения - "возбуждает" генерацию.

Таким образом выглядит генератор в сборе с наложенной на него принципиальной электрической схемой.

Ниже представлена схема подключения генератора в бортовую сеть с реле регулятором нового образца трёх контактный и старого образца.

Схема подключения реле регулятора от ВАЗ на Урал  Схема с реле регулятором штатным

Разница в выше представленных схемах - в реле регуляторе. В схеме с регулятором ВАЗ не требуется соединять клемму контроля генератора. На самом регуляторе имеются индикаторы диагностики состояния.

И так: 

Управление генератором в бортовой сети мотоцикла происходит тем же образом, что и в автомобиле. 

Современный реле регулятор построен на полупроводниковых элементах и реле в нём как такового нет, вместо него организован электронный ключ, который либо открыт либо закрыт. Так же в составе реле регулятора имеется измерительный элемент, который способен осуществлять замеры напряжения генератора на выходе и сверять его со своим опорным напряжением. В тот момент, когда Uвых. - напряжение на выходе генератора будет больше Uоп. - опороне напряжения, РР снимет с обмотки возбуждения питание и генерация прекратится. Двигатель запущен и ротор вращается в обмотке статора, на обмотку возбуждения через РР поступает напряжение и генератор возбуждается. Пока напряжение не велико выдаваемое генератором и РР регулятора это отслеживает на обмотку возбуждения поступает питание.

Увеличивая обороты двигателя, будет расти напряжение на генераторе, так как зависимость напряжения от оборотов генератора - пропорционально. РР будет подавать питание на обмотку возбуждения до тех пор, пока напряжение генератора  соответствует пределу установленного в схеме контроля РР. Этот предел обычно лежит в диапазоне от 0 до 14 Вольт. Как только напряжение на генераторе выйдет за пределы допустимого, РР отключит обмотку возбуждения.

 

Про зарядку на холостых:

На холостых оборотах зарядки в мотоциклах "Урал" как правило нет. Вызвано это тем, что не смотря на то, что питание возбуждения поступает и вращается генератор, напряжение на выходе генератора < напряжения аккумулятора. При увеличении оборотов - зарядка есть.

Проверка

1. Проверка ротора (Якорь)

Необходимо снять щётки и пластиковый держатель для доступа к контактным кольцам. Установить на мультиметре режим "прозвонки" и щупами подключиться к контактным кольцам.

Прибор должен показать замыкание. Это обычная двух контактная катушка. Далее можно проверить, нет ли замыканий ротора с его сердечником на котором он намотан и соответственно замыканий на корпус.Один щуп на контактное кольцо, второй на корпус или на сам якорь. Замыканий быть не должно. Прибор должен показывать бесконечное сопротивление. 

2. Проверка обмоток статора.

Щупами прибора в режиме "прозвонки" проверить каждый вывод обмотки статора на замыкание на корпус.Замыкания быть не должно. Прибор должен показывать бесконечное сопротивление.

 

Далее проверяются обмотки между собой. Так как обмотки соединены по схеме "звезда". Прибор должен показать наличие замыкания и сопротивление не менее 0,4 Ом. Сопротивление между обмотками должно быть одинаковым. Если оно отличается, то возможно имеется межвитковое замыкание. О меж витковом замыкании отдельно: Данная неисправность может явно не нарушать работу, в зависимости от того, где произошло такое замыкание в обмотке и при этом заряда может и не быть. Существуют специальные тестеры для поиска межвиткового замыкания, которые значительно облегчат диагностику "индикатор коротких замыканий" о нём подробно описано в данной статье http://irssy.ru/ikz

 

3. Проверка диодного моста.

Лучше проводить проверку при полностью снятом мосте и проверить отдельно каждый диод на пробой.Настоятельно рекомендуется именно проверка каждого диода. 

4. Ну и самая важная часть проверки. Генерация напряжения.

Допустим что первые три пункта выполнили и все элементы генератора рабочие согласно результатам замеров.Но как показывает практика, не смотря на всё это - генератор может во время работы не вырабатывать эл. энергию. В принципе проверку генератора можно начать именно так:

 

С блока питания или аккумулятора подаем на обмотку якоря напряжение возбуждения.  Плюс на клемму (Ш)  минус на массу генератора.В данном конкретно примере было подано на обмотку 6 вольт, падение напряжение на якоре составило 1В. В статичном состоянии прибор фиксирует не значительное напряжение.Далее берём шуруповёрт с головкой на 10 и вращаем ротор за болт вентилятора.

 

Во время вращения ротора, прибор фиксирует напряжение в 2,5 Вольта. Можно сказать однозначно, что генератор исправен.

 

 

www.irssy.ru

Проверка исправности ротора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (37.3701)

Неисправность ротора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (37.3701) в первую очередь приводит к исчезновению зарядного тока и разряду аккумуляторной батареи. На щитке приборов после пуска двигателя будет постоянно гореть лампочка разряда АКБ , сигнализирующая, что зарядный ток отсутствует. Стрелка вольтметра находится в красной зоне или на границе с ней. Если проверить вольтметром (мультиметром, тестером и т. п.) напряжение на выводах АКБ при работающем двигателе, то оно будет ниже требуемых 13.6 В.

Неисправностями ротора генератора могут быть короткое замыкание в его обмотках и отрыв выводов обмотки возбуждения от контактных колец — «обрыв».

Необходимые для проверки ротора инструменты

Мультиметр, тестер, вольтметр и т. п.

Если их нет, то контрольная лампа — лампочка на 1-5 Вт, 12 В с припаянными к ней проводами.

Проверка ротора генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Проверку на короткое замыкание и на обрыв можно провести не снимая генератор с двигателя и не вынимая ротор. Снимаем регулятор напряжения и через открывшееся окно проводим описанные ниже манипуляции.

Проверка замыкания обмотки «возбуждения» ротора на «массу»

— Плюс мультиметра в режиме омметра прижимаем по очереди к контактным кольцам, минус на корпус генератора («массу»).

Если ротор исправен (отсутствует замыкание на «массу»), сопротивление должно стремится к бесконечности.

При использовании контрольной лампы необходимо через нее, по очереди, пустить плюс от АКБ на каждое из контактных колец обмотки «возбуждения» ротора. Минусом будет выступать корпус генератора, так как он установлен на автомобиле и соединен с минусом АКБ. Если ротор исправен, контрольная лампа загораться не должна — плюс и минус ни где не встречаются. В противном случае будет гореть.

проверка обмотки возбуждения ротора генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 на наличие короткого замыкания

Далее проверяем обмотку «возбуждения» на «обрыв».

Плюс мультиметра (в режиме омметра) на одно контактное кольцо, минус на другое.

При исправной обмотке возбуждения сопротивление находится в пределах 5-10 Ом.

Если применяется контрольная лампа, то плюс от АКБ через нее пускаем на одно контактное кольцо, а минус другим проводом на второе контактное кольцо. Лампа должна гореть. Если это так, то обмотка «возбуждения» исправна.

проверка на «обрыв» обмотки возбуждения ротора генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Оторвавшиеся от контактных колец выводы обмотки ротора можно увидеть только после снятия и разборки генератора. В ряде случаев их можно припаять. Чаще всего неисправный ротор генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 следует заменить.

выводы обмотки и контактные кольца генератора 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

 

Примечания и дополнения

— Обычно, на неисправность ротора, при поиске проблем в работе генератора начинают грешить уже в последнюю очередь. Аналогичные симптомы (горение лампочки разряда, падение стрелки вольтметра, низкое напряжение) могут быть при неисправности регулятора напряжения или диодного моста. В первую очередь стоит проверить именно их, потом приступать к проверке ротора.

Еще пять статей по электрооборудованию автомобилей ВАЗ

— Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (без снятия с двигателя)

— Проверка диодного моста генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 (на снятом с двигателя генераторе)

— Контрольная лампа разряда АКБ горит после пуска двигателя

— АКБ автомобилей ВАЗ

twokarburators.ru

Проверка обмотки ротора (возбуждения) и обмотки статора генератора

Проверка обмотки ротора (возбуждения) и обмотки статора генератора Самостоятельный ремонт генератора включает в себя ряд мероприятий по поиску и устранения проблем. Одна из причин может быть неисправная обмотка возбуждения ротора или статора генератора.

Проверка обмоток возбуждения ротора

Сначала снимаем и разбираем генератор. Чтобы самостоятельно проверить обмотку ротора потребуется омметр (или мультиметр у которого положение поворотного переключателя будет в режиме измерения сопротивления, диапазон до 200 Ом).Часть 1: Проверка сопротивления обмотки ротора. Прикасаемся измерительным прибором к кольцам ротора: 
  • - если сопротивление обмотки будет в пределах 1,8...5Ом, значит ротор исправен.
  • - если сопротивление будет бесконечно большим, значит цепь обмотки возбуждения разорвана.
  • - если сопротивление ниже 1,8Ом, значит есть короткозамкнутые витки.
mt_ignore
Чаще всего разрыв происходит в месте пайки выводов обмотки к кольцам. Проверку можно осуществить иглой, шевеля выводы обмотки в месте их подпайки. Потемнение и осыпание изоляции можно обнаружить визуально, это свидетельствует о сгорании обмотки, что приводит к обрыву или к межвитковому замыканию в обмотке с уменьшением ее общего сопротивления. 

Истории наших читателей

"Гребаный таз!!!"

Осипов Михаил, ВАЗ 2112, стаж вождения 11 лет.

Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как я вчера облажался. Еду домой с работы, подразогнался так нормально, уже практически доехал, как вдруг машину тряхнуло и двигатель погас. Как сейчас помню, открыл капот и побледнел от ужаса... как оказалось порвался ремень ГРМ. Ребята это П*3ДЕЦ... Нужен кап ремонт движка, денег нет, а работаю я таксистом, да-да я тот самый таксист, который приезжает к вам на развалюхе. Начал звонить по друзьям, чтобы одолжить денег на ремонт, но как это обычно бывает, именно в этот момент деньги у всех закончились, вот такие у меня друзья((

Ситуация казалось безвыходной, и выйти из нее мне помогла... не поверите, моя девушка. Нет, денег у нее тоже не было, но она посоветовала банк, который выдает до 15000 руб прямо на карту без всяких справок, документов и т.д. На ремонт движка мне не хватало около 8 тысяч. В общем оставил заявку на их сайте, и буквально через 15 мин деньги были у меня на карте сбера. Процент в этом банке совсем небольшой, относительно других, да и сам банк проверенный, в отличии других шарашкиных контор, которые разводят людей на бабки. Мало ли что, вдруг кому срочно понадобятся деньги, оставлю тут ссылку на этот банк. Машину отдал в ремонт, через пару дней будет как новенькая. Мне неделю потаксовать, чтобы вернуть долг, а вам советую вовремя менять ремень ГРМ, чтобы не попадать в такие ситуации как я.

Перейти на сайт банка>>

Часть 2: Проверка обмотки на отсутствия замыкания на "массу".Один вывод омметра подносится к любому кольцу ротора, а другой к его клюву. Если обмотка исправна, значит омметр покажет бесконечно большое сопротивление. В противном случае неисправный ротор следует заменить.
mt_ignore

Проверка обмотки статора

После разборки генератора, статор проверяется отдельно. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя.Часть 1: проверка обмотки статора на обрывы.Поочередно подсоединяем щупы омметра к выводам обмотки статора генератора. При отсутствии обрыва обмотки статора генератора омметр будет показывать малое сопротивление.
mt_ignore
Часть 2: проверка обмотки статора на отсутствие замыкания на «массу».Подсоединяем щупы омметра к любому выводу обмотки и к статору. Если короткого замыкания нет, то омметр должен показать бесконечно большое сопротивление.
mt_ignore
Визуально проверяем, что отсутствует растрескивание изоляции и подгорание обмотки (происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока). Статор с поврежденной обмоткой следует заменить.

Проблема с обмоткой это не единственная причина неисправности генератора. Другие советы Вы найдете в рубрике ремонт генератора своими руками.

Наши читатели рекомендуют!

Для того, чтобы избавиться от постоянных штрафов с камер, многие наши читатели успешно используют Специальную Нано Пленку на номера. Легальный и 100% надежный способ защиты от штрафов. Ознокомившись и внимательно изучив данный метод мы решили предложить его и Вам.

Наши читатели рекомендуют!

Для того, чтобы избавиться от постоянных штрафов с камер, многие наши читатели успешно используют Специальную Нано Пленку на номера. Легальный и 100% надежный способ защиты от штрафов. Ознокомившись и внимательно изучив данный метод мы решили предложить его и Вам.

Приходилось ли Вам выполнять проверку обмотки ротора и статора генератора самостоятельно?

Источник фото:Ключевые слова:

xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai

Проверка генератора переменного тока с возбуждением от аккумулятора (Lucas 10/11) - Tech Doc Toyota

Некоторые проверки выполняются так же, как и для модели ACR, в частности, состояние аккумулятора, натяжение ремня и проверка проводов. Хотя модели 10АС и 11АС также имеют аккумуляторное возбуждение, для них необходимо выполнить дополнительные проверки реле тока возбуждения и системы управления контрольной лампочки.

Тест 1: Реле тока возбуждения

На рис. 3.46 видно, что реле включает обмотку возбуждения через клеммы С1 и С2 и выключатель зажигания. Если генератор не дает зарядного тока, проверьте репе, включив амперметр в цепь выхода генератора (см. рис. 3.48), предварительно отсоединив отрицательный провод аккумулятора. Отсоедините провода от контактов С1 и С2 и закоротите их куском провода с «крокодилами». Подключите отрицательный провод аккумулятора и запустите двигатель. Дайте ему работать при 1500 об/мин. Если при этом на аккумулятор идет зарядный ток, значит неисправно реле или его провода. Если подключить вольтметр к контактам W1 и W2 (см. рис. 3.46), вольтметр должен показать напряжение аккумулятора. Если этого не происходит, проверьте соединение W2 с массой и W1 с источником.

 

Тип Минимальная высота щеток Примечания
Lucas АС10, 11 5мм Щетки держатся наконечниками.
Lucas ACR 5мм Нажмите маленькой отверткой наконечник, затем вытащите наружу. Снимите пластмассовую крышку. Заметьте положение проводов на щетках. Не потеряйте пластинчатую пружинку центральной щетки
Ducellier 8мм Трудно очистить кольца коллектора. Щетки различаются, будьте внимательны при установке
Paris—Rh 8мм Для отворачивания болтов крепления щеткодержателя требуется специальный ключ
Femsa 7 мм Отдельный блок щеткодержателей расположен в задней части генератора
Bosh 2мм В поздних моделях щеткодержатель и регулятор представляют собой единый узел. Винты могут быть затянуты очень туго. Осторожно вытащите узел. Отпаяйте старые щетки и припаяйте новые.
Hitachi На щетках нанесены метки предельного износа Щеткодержатель закрыт крышкой. Осторожно вытащите щеткодержатель. Не отсоединяйте провод с меткой N.

Рис. 3.46. Проверка реле тока возбуждения генератора переменного тока.

Тест2: Проверкацепивозбуждения.

Самый простой способ проверки цепи возбуждения — отсоединить провода от внешних контактов регулятора 4TR и подключить амперметр к контактам (F) и (-) (см. рис. 3.49). При включении зажигания амперметр должен показывать примерно 3А. Если тока нет, значит, в цепи произошел разрыв.

Рис. 3.49. Проверка цепи возбуждения генератора переменного тока.

Тест 3: Проверка максимального выходного тока генератора переменного тока

Отключив провода от внешних контактов регулятора 4TR, замкните между собой контакты F и (-) (см. рис. 3.50). Включите амперметр в цепь выхода генератора. Запустите двигатель и разгоните его примерно до 3000 об/мин. При этом амперметр должен давать следующие показания:

Рис. 3.50. Проверка выходного тока генератора переменного тока 10/11 АС.

 

Генератор Ток
10AC 35А
11AC 45А
11 АС (модернизированный) 60A
11 AC (24-вольтовый) 23А

Отсутствие тока или малое его значение свидетельствует о неисправности обмоток статора или выпрямителя.

Тест 4: Измерение установок регулятора

Проверку следует производить при исправном, полностью заряженном аккумуляторе при измерении напряжения регулятора и при нормальной рабочей температуре двигателя. При работающем

Рис. 3.51. Проверка установок регулятора 4ТР.

двигателе ток заряда должен постепенно уменьшиться до 10А и затем не меняться, даже с изменением скорости.

Соберите схему, показанную на рис. 3.51. Включите габаритные огни и разгоните двигатель до 3000 об/мин. Вольтметр при этом должен давать следующие показания:

Генераторы 10/11 AC Установки регулятора
12-вольтовая система 13.9 … 14.3 Вольт
24-вольтовая система 27.9 … 28.3 Вольт
Тест 5: Устройство управления сигнальной лампочкой 3AW.

Если генератор дает нормальный зарядный ток, а сигнальная лампочка не работает, первое, что нужно проверить, это саму лампочку. Если лампочка исправна, проверьте напряжение на выводе AL генератора относительно массы. Для 12-вольтовой системы это напряжение должно составлять 6 … 8В, а для 24-вольтовой системы 14 … 15В при частоте вращения двигателя 1500 об/мин. Отклонение показанийот указанного свидетельствует о неисправности диодов выпрямителя.

Затем проверьте блок управления 3AW, для чего снимите провода с контактов Е и WL и соедините эти провода между собой (см. рис. 3.52). Если при включении зажигания сигнальная лампочка загорелась, значит, блок управления 3AW неисправен.

Рис. 3.52. Проверка устройства управления сигнальной лампы 3AW.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

avto-remont-toyota.ru

Проверка исправности генераторной установки.

Диагностирование генераторной установки



В процессе эксплуатации генераторной установки возникает необходимость в проведении работ по техническому обслуживанию, диагностированию и ремонту установки в целом или отдельных ее элементов. Поскольку генератор и приборы, осуществляющие регулирование процессов получения электроэнергии являются сложными электротехническими изделиями, необходимы определенные знания и навыки для правильного оценивания работоспособности генераторной установки, ее ремонта и технического обслуживания. Необходимо знать наиболее характерные неисправности, присущие генераторной установке, причины их возникновения, а также уметь распознавать внешние признаки отказов и поломок.

Обслуживание генераторной установки в процессе эксплуатации сведено к минимуму, поэтому глубоких познаний ее устройства и работы не требуется. Обслуживание генератора заключается в очистке его наружных поверхностей, проверке крепление генератора к двигателю, надежности присоединения проводов к генератору и регулятору напряжения, а также натяжения приводного ремня. Если натяжение слабое, то генератор работает неустойчиво из-за периодического проскальзывания ремня по шкиву, если сильное - ремень и подшипники интенсивно изнашиваются. При осмотре генератора проверяется состояние приводного ремня. На нём не должно быть трещин и расслоений.

Состояние подшипников генератора можно проверить, сняв приводной ремень и вращая ротор рукой за шкив. При исправном состоянии подшипников вращение ротора должно происходить плавно, без заеданий, чрезмерного люфта, шумов и щелчков.

Перед поездкой рекомендуется проверить работоспособность генераторной установки по контрольной лампе, установленной на панели приборов. После включения зажигания до запуска двигателя контрольная лампа горит, что позволяет проверить ее работоспособность. При нормальной работе генераторной установки контрольная лампа должна погаснуть после запуска двигателя. Исправная генераторная установка при средних частотах вращения коленчатого вала двигателя должна вырабатывать напряжение в пределах 13,5...14,2 В. Величину этого напряжения измеряют вольтметром на клеммах аккумулятора при работающем двигателе.

Углубленную диагностику генераторной установки осуществляют с использованием специальных приборов или на стенде. Для поиска неисправности электрических цепей генераторной установки достаточно иметь омметр. Более точная проверка обмоточных узлов требует применения специальных приборов, таких как ПДО-1 или аналогичных, с помощью которых осуществляется поиск неисправности в обмотках методом сравнения их параметров. Для проверки регулятора напряжения понадобятся источники постоянного напряжения 12…14 В и 16…22 В. Все диагностические работы удобнее проводить на генераторе, снятом с автомобиля.

***

Меры предосторожности при эксплуатации генератора

Эксплуатация генераторных установок требует соблюдения некоторых правил, связанных, главным образом, с наличием в них электронных элементов.

1. Не допускается работа генераторной установки с отключенной аккумуляторной батареей. Даже кратковременное отсоединение аккумуляторной батареи при работающем генераторе может привести к выходу элементов регулятора напряжения из строя. При полностью разряженной аккумуляторной батарее машину невозможно завести, даже если катать ее на буксире: батарея не дает тока возбуждения, и напряжение в бортовой сети остается близким к нулю.

В таких случаях иногда прибегают к установке исправной заряженной батареи с другого автомобиля, которая затем при работающем двигателе меняется на прежнюю, разряженную. Чтобы избежать выхода из строя элементов регулятора напряжения (и подключенных потребителей) из-за повышения напряжения, на время перестановки батарей необходимо включить мощные потребители электроэнергии, такие, как обогрев заднего стекла или фары. При работающем на средней частоте вращения коленчатого вала двигателе разряженная батарея (если она исправна) через некоторое время (полчаса-час) зарядится достаточно для того, чтобы завести двигатель.

схема присоединения генератора в бортовую сеть автомобиля

2. Не допускается подсоединение к бортовой сети источников электроэнергии обратной полярности («плюс» на «массе»), что может произойти, например, при запуске двигателя от посторонней аккумуляторной батареи. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с массой, а «плюс» - подключается к зажиму «30» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили генератора, и они выйдут из строя.

3. Не допускаются любые проверки в схеме генераторной установки с подключением источников повышенного напряжения (выше 14 В). Вентили генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание). Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток.

4. Запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «30» генератора с «массой». При этом через вентили протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра или вольтметра.

5. При проведении на автомобиле электросварочных работ клемма «масса» сварочного аппарата должна быть соединена со свариваемой деталью. Аккумуляторную батарею и провода, идущие к генератору и регулятору напряжения, следует отключить.

***

Проверка генератора на стенде

Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его рабочих характеристик номинальным. Перед установкой генератора на стенд необходимо убедиться, что щетки хорошо притерты к контактным кольцам коллектора. Контактные кольца должны быть чистыми и не иметь механических повреждений.

Установите генератор на стенд и выполните соединения как указано на рис. 2. Включите электродвигатель стенда, реостатом 5 установите напряжение на выходе генератора в пределах 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 об/мин. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А.

Если измеренная амперметром величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, либо о повреждении диодов выпрямительного блока. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности. Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 об/мин. Реостатом 5 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть 14,1±0,5 В при температуре окружающего воздуха и генератора 25±10 °С. Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и подлежит замене. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить на исправность обмотки и вентили генератора.

***

Проверка генератора электронным осциллографом

Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения.

Для проверки соберите схему в следующей последовательности: отсоедините провод общего вывода трех дополнительных диодов от штекера «В» регулятора напряжения и примите меры, чтобы наконечник отсоединенного провода не замкнулся с массой генератора. К штекеру «В» регулятора присоедините провод от аккумуляторной батареи через контрольную лампу. Таким образом, обмотка возбуждения будет питаться только от аккумуляторной батареи. Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения ротора до 1500…2000 об/мин. Выключателем отключите аккумуляторную батарею от клеммы «30» генератора и реостатом установите ток отдачи 10 А.

Проверьте по осциллографу напряжение на клемме «30» генератора. При исправных вентилях и обмотке статора осциллограмма выпрямленного напряжения имеет синусоидальную форму с равномерными амплитудными зубцами (рис. 2, а). Если имеется обрыв в обмотке статора, либо обрыв или короткое замыкание в вентилях выпрямительного блока, форма осциллограммы резко меняется: нарушается цикличность синусоиды, на графике появляются глубокие впадины.

Проверив осциллограмму напряжения на клемме «30» генератора и убедившись, что она имеет нормальную форму, проверяют напряжение на выводе «61» или на наконечнике провода, отсоединенного от штекера «В» регулятора напряжения. Эти точки являются общим выводом трех дополнительных диодов (см. рис. 1), питающих обмотку возбуждения при работе генератора. Форма осциллограммы напряжения здесь также должна иметь правильную синусоидальную форму. Неправильная линия осциллограммы свидетельствует о повреждении дополнительных диодов.

***

Проверка обмотки возбуждения ротора

Обмотка возбуждения проверяется после разборки генератора. Но можно проверить ее и не снимая генератор с автомобиля, сняв только регулятор напряжения вместе со щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в обмотке возбуждения, и не замыкается ли она с массой.

***

Проверка статора

Статор проверяется отдельно, после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от выпрямительного блока. В первую очередь проверяется омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора, и не замыкаются ли ее витки на массу. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой выбраковывается. Далее необходимо проверить сопротивление катушек обмотки специальным дефектоскопом, чтобы убедиться в отсутствии короткозамкнутых витков.

***



Проверка вентилей выпрямительного блока

Исправный вентиль выпрямительного блока должен пропускать ток только в одном направлении. Если вентиль пробит (короткозамкнут) он будет пропускать ток в обоих направлениях, если в нем повреждена электрическая цепь – ток через вентиль проходить не будет. В случае повреждения даже одного из вентилей необходимо заменять выпрямительный блок полностью.

Короткое замыкание вентилей выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Также отсоединяется вывод «Б» (поз. 4 на рис. 3) регулятора напряжения от клеммы «30» генератора и провод 5 от вывода «В» регулятора напряжения.

У генераторов с новым регулятором напряжения (см. рис. 5, а) вывод «Б» отсутствует и в этом случае необходимо отсоединять только вывод «В». Проверить вентили можно омметром или с помощью лампы (1...5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 3 . Сначала проверяется наличие или отсутствие замыкания одновременно в «положительных» и «отрицательных» вентилях. Для этого «плюс» батареи через лампу подсоедините к зажиму «30» генератора, а «минус» к корпусу генератора (рис. 3, а). Если лампа горит, это указывает на короткое замыкание «отрицательных» и «положительных» вентилей.

Короткое замыкание «отрицательных» вентилей можно проверить, соединив «плюс» батареи через лампу с одним из болтов крепления выпрямительного блока, а «минус» - с корпусом генератора (рис. 3, б). Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких «отрицательных» вентилей. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание вентилей.

Для проверки короткого замыкания в «положительных» диодах «плюс» батареи через лампу соедините с зажимом «30» генератора, а «минус» - с одним из болтов крепления выпрямительного блока (рис. 3, в). Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких «положительных» вентилей. Обрыв в вентилях без разборки генератора можно обнаружить либо осциллографом, либо при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20…30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки, дополнительные диоды и регулятор напряжения генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в вентилях выпрямительного блока.

***

Проверка дополнительных диодов

Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить без снятия и разборки генератора по схеме, приведенной на рис. 4 . Также как и для проверки вентилей выпрямительного блока, при этом необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и генератора и провод от вывода «В» регулятора напряжения. Плюсовая клемма аккумуляторной батареи через лампу (1…3 Вт, 12 В) присоединяется к выводу «61» генератора, а минусовая клемма - к одному из болтов крепления выпрямительного блока. Загоревшаяся контрольная лампа сигнализирует о наличии короткого замыкания в одном или нескольких дополнительных диодах. Чтобы найти поврежденный диод необходимо снять выпрямительный блок и проверить каждый диод в отдельности. Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по искажению осциллограммы напряжения на выводе «61», а также по низкому напряжению (менее 14 В) на выводе «61» при средней частоте вращения ротора генератора.

***

Проверка регулятора напряжения

Регулятор напряжения должен поддерживать стабильное напряжение в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и тока нагрузки генератора. Осуществляется это посредством изменения силы тока в обмотке возбуждения.

Проверка регулятора напряжения на автомобиле

Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15…30 В, класса точности не ниже 1,0. После 15 минут работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах замеряется напряжение между клеммой «30» и массой генератора. Напряжение должно быть в пределах 13,6...14,6 В. В случае, если регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить, поскольку такая неисправность приведет к систематическому недозаряду или перезаряду аккумуляторной батареи.

Проверка снятого регулятора напряжения

Регулятор, снятый с генератора, проверяется по схеме, приведенной на рис. 5. Регуляторы, выпускавшиеся до 1996 г., лучше проверять в сборе со щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя. Между щетками включите контрольную лампу 1…3 Вт, 12 В. К выводам «В», «Б» (если он имеется) и к массе регулятора присоедините источник питания сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15…16 В.

Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором - гаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, то регулятор пробит, а если не горит в обоих случаях, то либо в регуляторе имеется обрыв, либо нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.

***

Проверка конденсатора

Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Предварительно исправность конденсатора можно проверить, замерив его сопротивление мегомметром (по шкале 1…10 МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклонится в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Можно измерить емкость конденсатора специальным прибором – у исправного конденсатора она должна быть равна 2,2 мкФ ±20%.

***

Проверка подшипников и крышек генератора

Проверку подшипников осуществляют внешним осмотром, выявляя наличие коррозии, трещин в обоймах, наволакивания или выкрашивания металла и т. д. Проверяют легкость вращения обойм и отсутствие сильного люфта и шума. Если у подшипника сильно изношены посадочные места или имеются описанные выше неисправности, он подлежит замене.

Внешним осмотром крышек генератора определяется отсутствие трещин, проходящих через гнездо подшипника, обломы лап крепления генератора, сильные повреждения или износ посадочных мест под подшипники. При наличии таких неисправностей крышка подлежит замене.

***

Основные неисправности генератора



k-a-t.ru

Проверка работы генераторов и реле-регуляторов

Работу генератора и реле-регулятора проверяют как на автомобиле, так и на контрольно-испытательных стендах.

При простейшей проверке генератора надо при отключенной аккумуляторной батарее замкнуть зажим Я генератора постоянного тока или зажим генератора переменного тока через лампу или вольтметр на массу. При исправной работе генератора и реле-регулятора спираль лампы будет иметь нормальный накал, а показания вольтметра будут в пределах 13,5—15 в при испытании 12-вольтовых генераторов и 27—30 в при испытании 24-вольтовых генераторов. В случае меньшего напряжения необходимо замкнуть на несколько секунд проводником зажимы Я и Ш генератора постоянного тока, а в генераторах Г250, Г250-А1 и Г270-А замкнуть между собой зажимы «+» и Ш; если при этом напряжение генератора повысится, то неисправным следует считать реле-регулятор.

Более точную проверку генераторов и реле-регуляторов производят на автомобиле при помощи вольтамперметра или на стендах.

Контрольно-испытательный стенд.

Контрольно-испытательный стенд (рис. 149) позволяет проводить испытание генераторов постоянного тока в режиме электродвигателя, испытание генераторов постоянного и переменного тока на номинальную мощность, проверку работы и регулировку реле-регуляторов и другие работы.

Испытываемые генераторы устанавливают на призмы 19 зажимного устройства. Вал генератора соединяют с муфтой 14 при помощи сменной головки, надеваемой с одной стороны на гайку крепления шкива генератора, а с другой стороны на шестигранную головку муфты. Затем вращением рукоятки 20 сближают или раздвигают призмы, совмещая оси якоря генератора и соединительной муфты 14. После этого рукояткой 12 закрепляют генератор.

Для привода генератора на стенде установлен коллекторный однофазный электродвигатель переменного тока, якорь которого может вращаться в обе стороны со скоростью от 0 до 5000 об/мин.

Рис. 149. Схема стенда для испытания: а — генераторов постоянного тока и их реле-регуляторов;

1 — реостат нагрузки; 2 — переключатель амперметра; 3 — амперметр; 4 — плавкий предохранитель; 5 — переключатель вольтметра; 6 и 10 — соединительные пластины; 7 — колодка зажимов; 8 — реле-регулятор; 9 — кронштейны; 11 — вольтметр; 12 — рукоятка крепления генератора; 13 — зажимное устройство; 14 — соединительная муфта; 15 — электродвигатель; 16 — рукоятка регулирования скорости вращения якоря электродвигателя; 17 — тахометр; 18 — выключатель электродвигателя; 19 — призмы для установки генератора; 20 — рукоятка для установки соосности якорей генератора и электродвигателя; 21 — генератор; 22 — аккумуляторная батарея

Скорость и изменение направления вращения якоря электродвигателя регулируют сдвигом щеток по коллектору при помощи рукоятки 16.

Скорость вращения электродвигателя регистрируется тахометром 17.

Испытываемый реле-регулятор крепят на кронштейне 9 щита стенда. На щите стенда закреплена колодка зажимов 7, нагрузочный реостат 1, измерительные приборы и переключатели 2 и 5. Реостатом 1 устанавливают силу тока нагрузки при испытании генератора и реле-регулятора.

Испытание генератора на номинальную мощность выполняют при отключенном реле-регуляторе. При установке генератора на стенд соединяют вал его с муфтой 14 стенда и после совмещения осей якоря генератора с муфтой привода закрепляют генератор в зажимном устройстве 13 стенда. Затем соединяют проводниками зажимы генератора с зажимами Б, Я, Ш, М колодки зажимов стенда. Схемы включения см. на рис. 149, а и 149, б.

Рис. 149. Схема стенда для испытания: б — генераторов переменного тока и их реле-регуляторов;

1 — реостат нагрузки; 2 — переключатель амперметра; 3 — амперметр; 4 — плавкий предохранитель; 5 — переключатель вольтметра; 6 и 10 — соединительные пластины; 7 — колодка зажимов; 8 — реле-регулятор; 9 — кронштейны; 11 — вольтметр; 12 — рукоятка крепления генератора; 13 — зажимное устройство; 14 — соединительная муфта; 15 — электродвигатель; 16 — рукоятка регулирования скорости вращения якоря электродвигателя; 17 — тахометр; 18 — выключатель электродвигателя; 19 — призмы для установки генератора; 20 — рукоятка для установки соосности якорей генератора и электродвигателя; 21 — генератор; 22 — аккумуляторная батарея

Перед испытанием пластинами 6 и 10 замыкают зажимы Б, Я и Ш колодки зажимов 7. Устанавливают рычажки переключателей 2 и 5 в положение «нагрузка», вводят полное сопротивление реостата 1 и выключателем 18 включают электродвигатель. Сдвигом рукоятки 16 плавно повышают скорость вращения электродвигателя и наблюдают за показаниями тахометра, вольтметра и амперметра. Силу тока нагрузки генератора регулируют реостатом 1. Показания тахометра, вольтметра и амперметра должны соответствовать техническим условиям на проверку генератора на номинальную мощность. Например: генератор считается исправным, если при 2400 об/мин якоря генератора Г130 и 2000 об/мин ротора генератора Г250-А1 и Г250 в холодном состоянии при напряжении не менее 12,5 в сила тока нагрузки будет не менее 28 а.

Исправный генератор Г270-А в холодном состоянии при 2000 об/мин ротора имеет напряжение на зажимах «+» и «—» выпрямителя не менее 25 в при силе тока нагрузки 20 а. Если при испытании генератор не возбуждается, необходимо подключить на 1—2 сек обмотку возбуждения генератора к аккумуляторной батарее, для чего устанавливают рычажок переключателя 2 в положение «батарея». Как только напряжение генератора повысится, тут же переводят рычажок 2 в положение «нагрузка».

Проверка и регулировка реле-регуляторов.

Закрепляют проверяемый реле-регулятор на площадке стенда и соединяют проводниками зажимы реле-регулятора с зажимами колодки стенда по схемам, приведенным на рис. 149, а и 149, б.

В случае испытания РР127 или РР362 следует пластиной 6 замкнуть зажимы Б и Я колодки. При испытании РР130 или другого трехэлементного реле-регулятора генератора постоянного тока не нужно соединять между собой зажимы Б, Я, Ш пластинами 6 и 10.

Проверка и регулировка регулятора напряжения. Устанавливают рычажки переключателей вольтметра и амперметра в положение «нагрузка», а ползунок реостата на полное сопротивление. Включают электродвигатель и доводят скорость вращения вала генератора до 3000 об/мин. При помощи реостата устанавливают силу тока нагрузки генератора, равную 0,5 номинальной величины (для генераторов Г130 и Г250 — 14 а, для генератора Г270-А — 10 а) и наблюдают за показанием вольтметра (номинальная сила тока указана на корпусе генератора и крышке каждого реле-регулятора).

В зависимости от климатических условий эксплуатации автомобиля и места установки батареи на автомобиле напряжение генератора должно соответствовать величинам, приведенным в табл. 9.

Если напряжение генератора будет больше или меньше величин, указанных в табл. 9, необходимо для увеличения напряжения генератора усилить натяжение пружины регулятора, для чего надо плавно отгибать рычажок крепления пружины вниз. Для уменьшения напряжения генератора — отгибать рычажок вверх.

Проверка и регулировка ограничителя тока. При том же положении рычажков переключателей 2 и 5 (см. рис. 149, а) и скорости вращения вала генератора 3000 об/мин, плавно уменьшать сопротивление реостата и замерить амперметром максимально возможную силу тока нагрузки генератора.

Если максимальная сила тока будет больше номинальной величины (она указана на крышке каждого реле-регулятора), например для РР130 — 28 а, РР51 — 35 а, необходимо ослабить натяжение пружины ограничителя тока, для чего отогнуть вверх рычажок крепления пружины.

Таблица 9

Климатический районВремя годаУстановка аккумуляторной батареи на автомобиленаружнаяподкапотнаяНапряжение генератора, вНапряжение момента замыкания контактов реле обратного тока, вНапряжение генератора, вНапряжение момента замыкания контактов реле обратного тока, в
Северные районы с температурой зимой ниже -40° СЗима1512,5—1314,512,5—13
Лето1412—12,513,712—12,5
Центральные районы с температурой зимой до -30° СВ течение всего года14,212—12,513,712—12,2
Южные районыВ течение всего года13,511,8—12,213,511,8—12,2

Примечание. При проверке 24-вольтовых реле-регуляторов напряжение генератора и напряжение включения контактов реле обратного тока соответственно увеличиваются в 2 раза для каждого климатического района и времени года.

Проверка и регулировка реле обратного тока. Устанавливают рычажок 5 переключателя вольтметра в положение «генератор», а движок реостата в положение, при котором сила тока генератора равна 4—8 а. Плавно повышают скорость вращения якоря генератора и наблюдают, при каком напряжении генератора происходит замыкание контактов реле (см. табл. 9).

Если замыкание контактов реле происходит при повышенном напряжении, необходимо уменьшить натяжение пружины, для чего отогнуть вверх рычажок пружины, и, наоборот, при пониженном напряжении натяжение пружины увеличивают.

Проверка и регулировка реле защиты РР362. Эти работы производят при отключенном от генератора реле-регуляторе. Подключают последовательную обмотку реле к аккумуляторной батарее с последовательно включенными в цепь реостатом, амперметром и выключателем; один проводник от батареи подключают к зажиму Ш реле-регулятора, а другой — к теплоотводу транзистора. С помощью реостата плавно увеличивают силу тока обмотки, наблюдая за моментом замыкания контактов. Если замыкание контактов происходит при силе тока более 3,2—3,6 а, необходимо уменьшить натяжение пружины якорька, для чего рычажок пружины отгибают вверх. Натяжение пружины увеличивают, если контакты реле защиты замыкаются при силе тока менее 3,2 а.

Все другие виды проверки и регулировки приборов реле-регуляторов и генераторов производит электрик.

Определение исправности выпрямителя генераторов переменного тока под нагрузкой по напряжению на его зажимах. Подключают к зажимам «+» и «—» генератора реостат с последовательно включенным амперметром. Для измерения напряжения к зажимам «+» и «—» генератора подключают вольтметр. Ротор генератора должен вращаться со скоростью 2000—3000 об/мин. Реостатом изменяют силу тока нагрузки от нуля до номинальной величины, и если напряжение при этой нагрузке не будет снижаться ниже 13,5 в (Г250 и Г250-А1) и 27 в (Г270-А), то выпрямитель считают исправным. В случае снижения напряжения ниже указанных величин или когда сила тока не достигает 28 а (Г250 и Г250-А1) и 20 а (Г270-А), выпрямитель считают неисправным. Проверку выпрямителя этим способом производят при отключенной аккумуляторной батарее.

Простейший способ проверки диода. Подключают проводники от аккумуляторной батареи 24 в к зажимам диода через последовательно включенную лампу. Если диод исправный, то при одном включении проводников лампа не светится, а при перемене местами проводников на зажимах диода лампа будет светиться полным накалом. В случае пробоя диода лампа будет светиться полным накалом при любом подсоединении проводников к зажимам диода. Перед такой проверкой диодов на генераторе необходимо предварительно отъединить концы фаз обмотки статора от колодки 14 зажимов (см. рис. 37).

Простейший способ проверки транзистора реле-регулятора. Подключают вольтметр к зажимам «+» и «—» генератора и снимают крышку реле-регулятора. При работающем генераторе отключают аккумуляторную батарею. Нажатием на якорек РН или РЗ замыкают контакты этих приборов и наблюдают за показанием вольтметра. Если транзистор исправный, то при замыкании контактов напряжение генератора резко уменьшается, а при размыкании снова возрастает до нормальной величины. Если транзистор пробит, то напряжение генератора не будет изменяться и остается завышенным как при замыкании, так и при размыкании контактов РН и РЗ.

В.М. Кленников, Н.М. Ильин

Статья из книги «Устройство грузового автомобиля». Читайте также другие статьи из

Глава «Техническое обслуживание агрегатов и механизмов автомобиля»:

own.in.ua

О том как проверить автомобильный генератор своими руками

О том как проверить автомобильный генератор своими руками

Генератор играет в автомобиле очень важную роль, для двигателя он — вроде мини электростанции, которая снабжает всю бортовую сеть автомобиля, включая аккумулятор (АКБ). Неисправность генератора приведет к неминуемой полной разрядке АКБ, после чего двигатель вашего автомобиле просто перестанет работать, равно как и вся бортовая сеть. В итоге вам придется "прикуривать" свой автомобиль или искать новый источник энергии. Очень важно вовремя обнаружить неисправность генератора, для того чтобы не допустить вышеописанного сценария. Для того чтобы произвести диагностику генератора нужно обладать определенными навыками и инструментом. В этой статье я расскажу вас о том, как проверить генератор в домашних условиях при помощи мультиметра.

Для начала о мерах предосторожности и правилах безопасности во время проверки

Нужно быть предельно осторожным и понимать то, что делаешь, для того чтобы нечаянно не повредить генератор или его детали (реле регулятор, диоды выпрямительного моста).

Запрещено:

  1. Проверять работоспособность генератора путем проверки его «на искру», то есть методом короткого замыкания.
  2. Соединять клемму «30» (иногда обозначаться как «В+») с клеммой 67 («D+») или «массой».
  3. Допускать работу генератора при выключенных потребителях, например при отключении его от аккумуляторной батареи.
  4. Проверять вентили генератора напряжением выше 12 В.

Можно и нужно:

  1. Проверять исправность генератора при помощи вольтметра или амперметра.
  2. Во время сварочных работ на кузове автомобиля необходимо отключать провода от генератора и АКБ.
  3. Во время замены проводки в системе генератора провода должны иметь такое же сечение и длину как и «родные» провода.
  4. Перед тем как проверить генератор убедитесь в правильном натяжении ремня генератора, а также исправности всех соединений и клемм. Нормальной считается натяжка ремня, при которой нажимая большим пальцем на середину ремня, он прогнется не больше чем на 10-15 мм.

Проверка генератора автомобиля своими руками

О том как проверить автомобильный генератор своими руками

Чтобы проверить регулятор напряжения вам потребуется вольтметр со шкалой от 0 до 15 В. Прежде чем приступать к проверке дайте мотору поработать на средних оборотах при включенных фарах примерно 15 минут. Проверьте напряжение между «массой» генератора и выводами «30» («В+»), на вольтметре у вас должно быть нормальное для вашего автомобиля напряжение (для владельцев «девятки» например, нормальным считается напряжение — 13,5 – 14,6 В). Если напряжение выше или ниже установленного производителем — скорее всего придется заменить регулятор. Не лишним будет также проверить регулируемое напряжение, для этого подключите вольтметр непосредственно к клеммам АКБ. Правда, результаты такой проверки нельзя считать на 100% правильными, потому что есть вероятность проблем с проводкой. Если вы уверены в исправности проводки, тогда результатам можно доверять. Мотор должен работать на высоких оборотах, которые приближены к максимальным, фары и другие потребители электроэнергии автомобиля должны быть включенными. Размер напряжения должен совпадать с параметрами вашего автомобиля.

Диодный мост

Проверка диодного моста относится к комплексу проверок генератора. Для того чтобы проверить диодный мост подключите вольтметр или мультиметр к зажиму «30» («В+») генератора, а также к «массе», и включите прибор в режим измерения переменного тока. Переменный ток на диодном мосту не должен превышать 0,5 В, если у вас вышло больше — скорее всего диоды неисправны.

Актуально:

Пробои на "массу"

Проверка пробивания на «массу» не будет лишней в случае если "гена компостирует мозги". Для этого необходимо отключить аккумуляторную батарею и провод генератора, который идет к клемме «30» («В+»). После этого подключите прибор между клеммой «30» («В+») и отключенным проводом генератора. Смотрим на показания — если на приборе ток разряда превышает 0,5 мА, скорее всего есть пробой диодов или изоляции обмоток генератора.

Сила тока отдачи

Сила тока отдачи генератора проверяется при помощи специального зонда ("примочка" дополнение к мультиметру в виде зажима или клещей), которым провод охватывают, измеряя тем самым силу тока, идущего по проводу.

  1. Для проверки тока отдачи нужно зондом обхватить провод, который идет к зажиму «30» («В+»).
  2. Заведите двигатель – во время проведения измерения он должен работать на высоких оборотах.
  3. Включайте по очереди электропотребители и считывайте показания прибора отдельно для каждого потребителя.
  4. В конце измерений вам необходимо подсчитать сумму показаний. Далее, включите все потребители (которые вы включали поочередно) одновременно и произведите замер показаний мультиметра. Величина не должна быть меньше суммы показаний отдельно измеренных показателей, допустимое расхождение — 5 А.
  5. Проверка тока возбуждения генератора выполняется посредством запуска двигателя и последующей его работы на высоких оборотах. После чего измерительный зонд помещается вокруг провода, ведущего к клемме 67 («D+»). Исправный генератор должен показать величину тока возбуждения — равную 3-7 А.

Проверка обмотки

Чтобы проверить обмотки возбуждения потребуется снятие регулятора напряжения, а также щеткодержателя. Если будет необходимость произведите зачистку контактных колец и проверьте обмотку на предмет отсутствия обрывов и замыканий на «массу». Проверять необходимо омметром, его щупы прикладываются к контактным кольцам, после чего снимаются показания. Сопротивление должно быть в пределах от 5 до 10 Ом. После подключите один электрод прибора к любому из контактных колец, а другой к статору генератора. На дисплее должна показываться бесконечно высокое сопротивление, в противном случае — обмотка возбуждения где-то замыкает на «массу».

Как проверить генератор в домашних условиях видео:

Проверка и ремонт генератора своими руками видео:

vopros-avto.ru


Каталог товаров
    .