Для того, чтобы запускать электродвигатель в прямом и обратном направлении применяется реверсивная схема управления на магнитном пускателе. В этой статье подробно рассмотрена пошаговая работа схемы. Схему, в которой двигатель работает только в одном направлении, без реверса, смотрите в статье нереверсивная схема подключения магнитного пускателя. В заключении этой статьи смотрите видео, демонстрирующее детальную работу схемы реверсного пуска двигателя. Вначале рассмотрим реверсивную схему подключения с катушкой магнитного пускателя на 220В, а затем работу схемы. Фазы А,В и С питающего напряжения подводятся к клеммам асинхронного двигателя через: — 3-х полюсный автоматический выключатель, который защищает всю схему и позволяет отключать питающее напряжение; — поочередно через три пары силовых контактов магнитных пускателей КМ1 и КМ2; — тепловое реле Р, которое служит для защиты от перегрузок. Для того, чтобы изменить направление вращения трехфазного электродвигателя, необходимо поменять местами подключение любых двух фаз! Для этого в цепь обмотки двигателя включены силовые контакты от двух пускателей, которые подключаются поочередно, меняя чередование фаз. В нашей схеме при вращении вперед последовательность фаз такая — А, В, С. При вращении назад — С, В, А. Т.е. чередование фаз А и С меняется местами. Катушки магнитных пускателей с одной стороны подключены к нулевому рабочему проводнику N через нормально-замкнутый контакт теплового реле Р, с другой, через кнопочный пост к фазе С. Кнопочный пост состоит из 3-х кнопок: 1) нормально-разомкнутой кнопки ВПЕРЕД; 2) нормально-разомкнутой кнопки НАЗАД; 3) нормально-замкнутой кнопки СТОП. К кнопке ВПЕРЕД параллельно подключен нормально-разомкнутый вспомогательный контакт пускателя КМ1, и соответственно, к кнопке НАЗАД — нормально-разомкнутый вспомогательный контакт пускателя КМ2. Также в цепь питания обмотки пускателя КМ1 включен нормально-замкнутый контакт пускателя КМ2, а в цепь обмотки пускателя КМ2, включен нормально-замкнутый контакт пускателя КМ1. Это сделано для блокировки, чтобы предотвратить запуск двигателя назад, когда он вращается вперед, и наоборот. Т.е. запустить двигатель в любую из сторон можно только из положения останова. Переводим рычаг трехполюсного автоматического выключателя во включенное положение, его контакты замыкаются, схема готова к работе. Нажимаем кнопку ВПЕРЕД. Цепь питания обмотки магнитного пускателя КМ1 замыкается, якорь катушки втягивается, замыкает силовые контакты КМ1 и вспомогательный нормально-открытый контакт КМ1, который шунтирует кнопку ВПЕРЕД. Одновременно вспомогательный нормально-замкнутый контакт КМ1 размыкает цепь управления магнитным пускателем КМ2, блокируя тем самым возможность запуска реверса двигателя. Три питающих фазы в последовательности А,В,С подаются на обмотки двигателя и он начинает вращаться вперед. Отпускаем кнопку ВПЕРЕД, она возвращается в исходное нормально-разомкнутое состояние. Теперь питание на обмотку пускателя КМ1 подается через замкнутый вспомогательный контакт КМ1. Двигатель запущен и вращается вперед. Для остановки двигателя или для запуска в другую сторону, необходимо сначала нажать кнопку СТОП. Питание цепи управления размыкается. Якорь магнитного пускателя КМ1 под действием пружины возвращается в исходное состояние. Силовые контакты размыкаются, отключая питающее напряжение от электродвигателя. Двигатель останавливается. Одновременно с этим размыкается вспомогательный контакт КМ1 в цепи питания обмотки пускателя КМ1 и замыкается вспомогательный контакт КМ1 в цепи питания пускателя КМ2. Отпускаем кнопку СТОП. Она возвращается в исходное, нормально-замкнутое положение. Но поскольку вспомогательный контакт КМ1 разомкнут, питание на обмотку пускателя КМ1 не подается, двигатель остается выключенным и схема готова к следующему запуску. Чтобы запустить двигатель в обратном направлении, нажимаем кнопку НАЗАД. Питание подается на обмотку пускателя КМ2. Он срабатывает, замыкая силовые контакты КМ2 в цепи питания двигателя, и вспомогательный контакт КМ2, который шунтирует кнопку НАЗАД. Одновременно с этим, другой вспомогательный контакт КМ2 разрывает цепь питания пускателя КМ1. На обмотки двигателя подаются три фазы в порядке С,В,А, он начинает вращаться в другую сторону. Отпускаем кнопку НАЗАД. Она возвращается в исходное положение, но питание на обмотку пускателя КМ2 продолжает поступать через замкнутый вспомогательный контакт КМ2. Двигатель продолжает вращаться в обратном направлении. Для останова повторно нажимаем кнопку СТОП. Цепь питания обмотки пускателя КМ2 размыкается. Якорь возвращается в исходное положение, размыкая силовые контакты КМ2. Двигатель останавливается. Одновременно с этим, вспомогательные контакты КМ2 возвращаются в исходное состояние. Отпускаем кнопку СТОП, схема готова к следующему пуску. Работу теплового реле Р и назначение предохранителя FU я подробно рассмотрел в статье Нереверсивная схема пускателя, поэтому в этой статье описание опускаю. Для пускателей с обмотками, рассчитанными на 380В, схема подключения будет следующая. Обмотки пускателей подключается к любым двум фазам, на схеме к фазам В и С. Для большей наглядности я записал видео, в котором поэтапно показан весь процесс работы схемы. Если видео понравилось, не забывайте нажать НРАВИТЬСЯ при просмотре на YouTube. Подписывайтесь на мой канал, узнайте первым о выходе новых интересных видео по электрике! Не забудьте посмотреть новые статьи сайта. Рекомендую также прочитать: Нереверсивная схема подключения магнитного пускателя. Как выбирать автоматические выключатели, УЗО, дифавтоматы? Номиналы групповых автоматов превышают номинал вводного? Менять ли автоматический выключатель, если его «выбивает»? Почему в жару срабатывает автоматический выключатель? elektrik-sam.info Если правильно подключить по схеме реверсивный пускатель, то получится запустить любой электродвигатель и заставить вращаться его не только вперед, но и назад. По сути, реверс обеспечивается наличием еще одной контактной группы на пускателе. Но ее нужно правильно подключить. Например, имеются три фазы А, В и С, которые подключены к контактной колодке электромотора. При этом вал вращается по часовой стрелке. Чтобы заставить вращаться его в обратную сторону, достаточно поменять любые две фазы местами. Например, подключить в таком порядке – В, А, С. Используются такие схемы подключения в конструкциях лифтов, подъемных кранов, сверлильных станков. Если сильно не вдаваться в детали, то может показаться, что схема включения мотора с использованием реверса сложнее. Но на деле оказывается, что сложного нет ничего – в конструкцию добавилась еще одна силовая часть и управление. Стоимость таких устройств немного выше за счет использования большего количества элементов. По сути, это два электромагнитных пускателя, объединенных в один корпус. Принцип работы у схемы специфический, потребуется внимательно рассмотреть все нюансы. Схема реверсивного магнитного пускателя в изначальном состоянии разомкнута - напряжение поступает только на верхние контакты и "дежурит" до того момента, пока не начнет работать система управления. Фазы располагаются в таком виде: В таком виде схема готова к началу работы, остается только нажать на кнопку «Влево» или «Вправо», чтобы запустить электродвигатель. И нужно изучить более подробно процессы, протекающие в схеме реверсивного пускателя с кнопками управления при вращении ротора двигателя. Как только происходит нажатие на кнопку SB2, через нормально-замкнутую группу контактов КМ2.2 проходит фаза «А» на катушку пускателя. При этом происходит срабатывание обмотки, контакты, которые были разомкнутые, замыкаются. А замкнутые размыкаются. Как только произойдет замыкание контактов КМ1.1, магнитный пускатель переводится в режим самоподхвата. Следовательно, как только происходит замыкание группы силовых контактов, все три фазы подаются на обмотки электрического двигателя. И ротор начинает разгоняться, двигаясь в направлении против часовой стрелки. Нормально-замкнутая группа контактов КМ1.2, которая находится в цепи, питающей катушку пускателя КМ2, размыкается и противодействует подаче напряжения на катушку КМ2 (КМ1 при этом работает). В народе такую схему называют «защитой от дурака». Как было сказано ранее, для вращения мотора в противоположную сторону, достаточно просто поменять местами две фазы. Именно это и делает в схеме реверсивного пускателя двигателя элемент, обозначенный КМ2. Но, прежде чем изменить направление движения, необходимо остановить мотор. Для этого используется кнопка «Стоп». Обычно она имеет красный цвет. Как только оператор нажмет на кнопку, произойдет разрыв цепи питания катушки магнитного пускателя КМ1. При этом пружина воздействует на контакты и возвращает их в исходное состояние. Электрический двигатель обесточивается, на обмотках пропадает напряжение и ротор останавливается. При нажатии на кнопку SB3 происходит передача фазы «А» по нормально-замкнутому контакту КМ1.2 на катушку электромагнита КМ2. Пускатель выходит в режим самоподхвата при помощи силового контакта КМ2.1. В них переброшены две фазы – например, «А» и «В». Группа контактов КМ2.2, которая находится в цепи питания магнитного пускателя КМ1, размыкается и не позволяет включиться в работу КМ1. Магнитный пускатель КМ2 в это время работает. В общем, схема подключения реверсивного пускателя в трехфазной сети может быть реализована несколькими способами. Самое главное – можно использовать два пускателя, если нет возможности поставить один. Важно правильно произвести переброс фаз, чтобы осуществить реверс. Распределяются фазы в магнитном пускателе КМ1 таким образом: При этом вращение ротора происходит против часовой стрелки. На пускателе КМ2 фазы распределены таким образом: Следовательно, отличие только в том, что поменялись местами две фазы – «В» и «С». Фаза под литерой «А» остается все также на первом контакте. Но ротор будет вращаться в противоположную сторону – в обмотках происходит сдвиг фаз. Схема подключения реверсивного пускателя трехфазного типа производится таким образом: Именно таким образом происходит смена направления движения ротора. Схема подключения реверсивного пускателя реализуется только лишь при помощи соединения силовых контактов и смены их порядка. Но обязательно в конструкции привода должна иметься защита от случайного включения двух магнитных пускателей одновременно. Обязательно перед тем как произвести смену направления движения ротора, необходимо полностью застраховаться от различных ошибок. Допустим, конструкция не содержит в себе элементов, которые позволяют защитить схему. Тогда при вращении мотора против часовой стрелки магнитный пускатель КМ1 находится в рабочем состоянии. Все фазы поступают к соответствующим обмоткам мотора. Если сразу же произвести включение магнитного пускателя КМ2, то фазы «В» и «С» окажутся замкнутыми. Следовательно, произойдет обычное межфазное замыкание, которое может привести к пожару или выходу из строя различных компонентов. Для предотвращения такого явления используются контакты нормально-замкнутого типа. Они монтируются непосредственно в цепи питания катушек пускателей. Именно с их помощью появляется возможность включения только одного магнитного пускателя и полностью исключается вероятность включения в цепь питания одного пускателя до полного отключения второго. В противном случае постоянно будут выбивать автоматы защиты, оператору придется их включать. «Защита от дурака» имеется в любой электрической схеме. Если в схеме реверсивного пускателя не использовать такого типа защиту, то при эксплуатации возникнет множество проблем. Операторы, которые включают электропривод, обычно не имеют познаний в схемотехнике. Поэтому, чтобы исключить возможность ошибки, используется схема, которая не позволяет ввести в работу одновременно два магнитных пускателя. Желательно применять в схемах лампы, которые будут показывать направление вращения двигателя. Чтобы произвести их подключение, нужно правильно соединить группы вспомогательных контактов. Можно использовать лампы на 220 Вольт или, если имеется отдельный источник питания, на 12 Вольт. Целесообразность использования таких типов конструкций сомнительна, так как намного проще применить в качестве источника напряжения одну из рабочих фаз. Обычно так и поступают, в редких случаях применяются дополнительные источники питания. Желательно цепи управления питать от низковольтной цепи, но при этом возникает необходимость в источнике постоянного напряжения – придется применять специальные устройства. Для этого достаточно установить трансформатор и простейший выпрямитель, либо же использовать готовый блок питания. Обязательно нужно применить схему защиты цепи питания низковольтной части. fb.ru Электромагнитный пускатель являет собой низковольтное комбинированное электромеханическое приспособление, специализированное для запуска трёхфазных электродвигателей, для обеспечения их постоянной работы, для отключения питания, а в некоторых случаях и для охраны цепей электродвигателя и иных подключённых цепей. Определённые двигатели обладают функцией реверса мотора. По сущности, электромагнитный пускатель — это улучшенный, изменённый контактор. Но более компактный, нежели контактор в обычном понятии: легче по весу и рассчитан непосредственно для работы с двигателями. Определённые модификации магнитных пускателей опционально оборудованы тепловым микрореле аварийного отключения и защитой от обрывания фазы. Для управления запуском мотора путём замыкания контактов устройства предназначается клавиша или слаботочная группа контактов: В пускателе за коммутирование силовых контактных отвечает непосредственно катушка в металлическом сердечнике, к которой прижимается якорь, давящий на контакты и замыкающий цепь. При выключении питания катушки возвратная пружинка перемещает якорь в противоположное положение — цепь размыкается. Каждый контакт находится в дугогасительной специальной камере. Устройства бывают различных видов и выполняют все поставленные задачи. Пускатели бывают двух типов: В реверсивном пускателе в одном корпусе существуют два единичных магнитных устройства, имеющих электрическое подсоединение между собой и прикреплённых в совокупном основании, но функционировать может только один из данных пускателей — или только первый, или только второй. Реверсивный прибор вводится через естественно-закрытые блокировочные контакты, роль которых — устранить синхронное включение двух групп контактов — реверсивной и нереверсивной, для того чтобы не случилось межфазного замыкания. Определённые модификации реверсивных пускателей для предоставления этой же функции имеют защиту. Фазы питания возможно переключать по очереди для того, чтобы выполнялась главная функция реверсивного пускателя — перемена направления вращения электродвигателя. Изменился порядок чередования фаз — поменялось и направление ротора. Для лимитирования пускового тока трёхфазного двигателя его обмотки могут связываться «звездой», затем, если мотор вышел на номинальные обороты, перейти в «треугольник». При этом магнитные пускатели могут быть: раскрытыми и в корпусе, реверсивными и нереверсивными, с защитой от перегрузок и без защиты от нагрузки. Каждый электромагнитный пускатель имеет блокировочные и силовые контакты. Силовые коммутируют нагрузки. Блокировочные контакты нужны для управления работой контактов. Блокировочные и силовые контакты бывают естественно-незамкнутыми либо нормально-закрытыми. В принципиальных схемах контакты изображают в их нормальном состоянии. Удобство использования реверсивных пускателей невозможно пересмотреть. Это и эксплуатационное управление трёхфазными асинхронными моторами разных станков и насосов, и управление системой вентиляции, арматурой, вплоть до замков и вентилей отопительной системы. Особенно примечательна вероятность удалённого управления пускателями, если электрический источник дистанционного управления коммутирует катушки пускателей аналогично реле, а последние безопасно связывают силовые цепи. Распространение этих модификаций становится все обширнее с каждым годом, так как они помогают управлять асинхронным двигателем на дистанции. Это приспособление даёт возможность как включать, так и отключать мотор. Корпус реверсивного пускателя состоит из таких следующих частей: После того как поступила команда «Пуск», цепь замыкается. Далее ток начинает передаваться на катушку. В это же время действует механическое блокирующее приспособление, которое не дает запуститься ненужным контактам. Здесь нужно отметить, что механическая блокировка также закрывает и контакты клавиши, это дает возможность не удерживать её надавленной постоянно, а спокойно освободить. Еще одна важная часть состоит в том, что вторая клавиша этого устройства совместно с пуском всего аппарата будет размыкать электрическую цепь. Благодаря этому даже надавливание не дает практически никакого результата, формируя дополнительную безопасность. При нажатии клавиши «Вперед» действует катушка, и вводятся контакты. Вместе с этим выполняется операция пусковой клавиши постоянно разомкнутыми контактами устройства КМ 1.3, благодаря чему при непосредственном отпускании клавиши питание на катушку действует по шунтированию. После введения первого пускателя размыкаются именно контакты КМ 1.2, что отключает катушку К2. В итоге при непосредственном нажатии в клавишу «Назад» ничего не происходит. Для того чтобы ввести мотор в обратную сторону необходимо надавить «Стоп» и обесточить К1. Все блокировочные контакты возвратиться могут в противоположное состояние, после этого возможно ввести мотор в противоположном направлении. Аналогично при этом вводится К2 и отключается блок с контактами. Происходит включение катушки 2 пускателя К1. К2 содержит силовые контакты КМ2, а К1- КМ1. К кнопкам для подсоединения от пускателя следует провести пятижильный провод. В любой установке, в которой требуется пуск электродвигателя в прямом и в противоположном направлении, непременно существует электромагнитный прибор реверсивной схемы. Подсоединение подобного элемента не считается столь непростой задачей, как может показаться на первый взгляд. К тому же нужность подобных задач возникает довольно часто. К примеру, в сверловочных станках, отрезных конструкциях либо же лифтах, если это не касается домашнего применения. Принципиальным различием трехфазной схемы от одинарной считается наличие дополнительной цепочки управления и несколько модифицированной энергосиловой части. Кроме того, для реализации переключения подобная установка оборудована клавишей. Подобная система, как правило, защищена от замыкания. Для этого перед самими катушками в цепи предусмотрено присутствие двух нормально-замкнутых силовых контактов (КМ1.2 и КМ2.2), помещённых в позиции (КМ1 и КМ2). При работе выключателя QF1, одновременно все без исключения три фазы прилегают к контактам пускателя (КМ1 и КМ2) и находятся в таком состоянии. При этом первая стадия, представляющая собой питание для цепочки управления, протекая через аппарат защиты схемы управления SF1 и клавишу выключения SB1, непосредственно подаёт напряжение в контакты под третьим номером, который относится к SB2, SB3. При этом существующий контакт 13НО приобретает значение основного дежурного. Подобным способом система считается целиком готовой к работе. Задействовав клавишу SB2, направляем напряжение первой фазы в катушку, что относится к пускателю КМ1. Уже после этого совершается введение нормально-разомкнутых контактов и выключение нормально-замкнутых. Подобным образом, замыкая имеющийся контакт КМ1, совершается эффект самозахвата магнитного устройства. При этом все без исключения три фазы поступают в нужной обмотке двигателя, который, в свою очередь, начинает формировать вращательное перемещение. Созданная модель предусматривает наличие одного рабочего приспособления. К примеру, может функционировать только лишь КМ1 либо же, напротив, КМ2. Отмеченная цепь обладает действительными элементами. Теперь для придания противоположного направления перемещения вам следует поменять состояние силовых фаз, что удобно совершить при помощи переключателя КМ2. Все совершается благодаря размыканию первой фазы. При этом все без исключения контакты вернутся в исходное состояние, обесточив обмотку мотора. Эта фаза считается ждущим режимом. Задействование клавиши SB3 приводит в работу электромагнитный пускатель КМ2, который в свою очередь изменяет положение второй и третьей фазы. Это влияние вынуждает мотор вращаться в противоположном направлении. Теперь КМ2 будет ведущим, и пока не случится его разъединение, КМ1 будет не задействован. Как уже было заявлено прежде, прежде чем осуществить процесс перемены фазности, необходимо прекратить вращение мотора. Для этого в системе учтены нормально-замкнутые контакты. Поскольку при их нехватке невнимательность оператора привела бы к межфазному непосредственному замыканию, которое может случиться в обмотке мотора второй и третьей фазы. Предложенная модель считается оптимальной, поскольку допускает работу только лишь одного магнитного пускателя. Схема подсоединения реверсивного магнитного пускателя считается ядром управления, так как много электрооборудования функционирует на реверсе, и непосредственно этот аппарат меняет направление верчения мотора. Реверсивные схемы электромагнитных пускателей устанавливают там, где они на самом деле нужны, поскольку существуют подобные устройства, а обратный процесс недопустим и может вызвать серьёзную поломку автоматического характера. tokar.guru Для пуска, остановки моторов, управления рабочими процессами, совершаемыми электродвигателями, применяются магнитные пускатели – аппараты, конструктивное исполнение которых позволяет включать и отключать электроцепи с протекающим значительным током. Магнитные пускатели Контакторы, как и пускатели, замыкают и размыкают электроцепи, но в устройстве аппаратов имеются различия. Контактор служит в качестве основного компонента магнитного пускателя. Он обладает тремя полюсами. Кроме него устройство содержит защитную часть и пост с кнопками для ручного управления. Закрытие контактов пускателя обеспечивается электромагнитом. В нормальном состоянии контакты разомкнуты, а при протекании тока через катушку происходит притяжение якоря и замыкание силовой контактной группы. Устройство магнитного пускателя Назначение отдельных элементов: Подключение обычного пускателя На электросхеме подключения магнитного пускателя обозначены: Этапы работы схемы: Включением вспомогательного контакта КМ1.1 выполняется нулевая защита электромотора. При пропадании питания питающей сети или резком снижении напряжения до 0,6 Uн силовые и вспомогательный контакты электромагнита отключатся. Важно! Когда электропитание восстановится, запуск электромотора не состоится без повторного нажатия пусковой кнопки. Если используются другие коммутационные аппараты, например, рубильник, то произойдет самопроизвольный запуск мотора, что может спровоцировать аварийную ситуацию. Для выполнения обратного вращения электромотора применяется схема реверс. В конструкцию реверсивного магнитного пускателя добавляются еще один пускатель с тремя полюсами и кнопка для запуска обратного вращения. Подключение реверсивного пускателя Основные принципы работы схемы реверсивного пускателя: Поэтапная работа схемы: Важно! Запуск реверсивного вращения невозможен без останова двигателя. Важно! Чтобы схема работала безошибочно, надо обеспечить размыкание силовой контактной группы КМ1 не позднее, чем замкнутся дополнительные контакты КМ1.2 в питающей электроцепи КМ2. Для этого производят механическое регулирование контактов по якорному ходу. В некоторых схемах пускателей выполняется двойное блокирование. Иногда дополнительно используется механическое блокирование с помощью перекидывающегося рычага. Из схемы реверсивного магнитного пускателя видно, что фаза А силовых контактов обоих пускателей соединяется без изменений. А две другие фазы перевернуты наоборот. Фаза В подсоединена к фазе С, а фаза С – к фазе В. В результате на электромоторе меняется чередование фаз, и он вращается в обратном направлении. Соединение контактов реверсивного пускателя Подсоединение пускателя: Корректная схема подключения – главное, но не единственное условие стабильной и безопасной работы оборудования. Необходимо обеспечить правильную эксплуатацию аппаратов. Реверсивный магнитный пускатель Важно! Накануне первого пуска производится тщательная проверка самого магнитного пускателя, свободы перемещения его подвижных элементов. Смазка подвижных компонентов, как и контактов, не разрешается. Возможные дефекты магнитных пускателей и их причины: Периодические осмотры и обнаружение дефектов являются гарантией, что не произойдет серьезных поломок, которые отразятся на работе подсоединяемого оборудования. Для этого производятся своевременная чистка аппаратов, регулирование контактов, проверка состояния катушки и якоря, измерение сопротивления изоляции. elquanta.ru Реверсивный магнитный пускатель применяется для пуска асинхронного электродвигателя в двух направлениях вращения- в прямом и обратном. О технических характеристиках и о том, как работает магнитный пускатель рекомендую прочитать в нашей предыдущей статье. Реверсивная схема состоит из двух одинаковых пускателей. Один из которых при включении запускает электромотор в одну сторону, а второй- в обратную. По сути подключается также как и два одиночных. С той лишь разницей, что будет одна общая кнопка «стоп» и две пусковые кнопки «Назад» и «Вперед». А также применяются дополнительно блокировки: электрическая и механическая, для того что бы избежать возникновения короткого замыкания или аварийной ситуации при одновременном включении двух пускателей. Почему возникнет КЗ? Для того что бы изменить вращение асинхронного электрического двигателя на противоположное, необходимо две фазы поменять местами. Например, на первом пускателе фазы подключены по очередности «А»- «В» -«С», то на втором что бы поменять направление вращения, нужно подключить по очередности «С»- «В» -«А», или «В»- «А»- «С», либо «А» -«С»- «В». Заменой двух фаз и занимается второй пускатель в схеме. А значит при одновременном выключении двух произойдет межфазное короткое замыкание. Что бы этого избежать, при помощи постоянно замкнутых контактов при включении магнитного пускателя делается разрыв цепи управления второго или электрическая блокировка. Но есть и механическая. Суть ее в том, что при включении одного пускателя- второй при помощи механического устройства блокируется. Если Вы никогда не подключали пускатели, рекомендую сразу собрать схему состоящую из одного, что бы понять принципы работы, потом гораздо легче будет собрать реверс. Незабываем установить тепловое реле на фазы, отходящие к электродвигателю для его защиты . Рекомендую прочитать нашу статью «Схема подключения пускателя и теплореле«. Можно поступить проще, купив в сборе в одном металлическом или пластиковом корпусе собранный реверсивный пускатель с кнопками. Вам останется только подключить провода электропитания и к тепловому реле- кабель на электромотор. Собрать схему несложно будет самостоятельно большинству людей. Единственное Вы должны учитывать, что механическую блокировку своими руками не сделать- необходимо приспособление заводского изготовления. В принципе достаточно будет и правильно собранной электрической блокировки. Начнем рассматривать описание схемы с силовой части. На автомат приходит три разноименные фазы. Желтая «А», зеленная «В» и красная «С». Далее они идут на силовые контакты двух пускателей с обозначением КМ1 и КМ2. С другой стороны делаются 3 перемычки между центральными зелеными фазами, и между желтой на первом и красной на втором, а также между красным на первом и на втором желтым. Далее фазы идут на электродвигатель через тепловое реле, которое контролирует ток только в 2 фазах. В контроле третей нет необходимости, потому что все три фазы тесно взаимосвязаны между собой. Проще говоря, рост тока в одной вызывает тоже самое в другой. Если ток потребляемый двигателем вырастет за безопасные пределы происходит размыкание цепи питания обоих катушек сразу. Схема управления выполняет функцию включения-отключения силовых контактов КМ1 и КМ2. Она состоит из кнопок, блок контактов и катушки, которая при подаче на нее напряжения втягивает якорь, замыкающий контакты. При ее отключении размыкаются КМ1 или КМ2 под действием возвратной пружины. Описываемая схема с катушкой на 380 Вольт, которая запитывается от 2 разных фаз. Если на катушке указано рабочее напряжение 220 Вольт, тогда для подключения используйте любую одну фазу и ноль. В нашем случае одна зеленая фаза через контакт теплового реле идет напрямую на первые контакты обоих катушек. Другая фаза на вторые контакты идет через общую кнопку «Стоп». И далее делаются перемычки на постоянно разомкнутые контакты кнопок «Вперед» и «Назад». От туда же на соответствующие пускатели подключаются провода на разомкнутые контакты в выключенном состоянии- КМ 1.3 и КМ 2.3. А со второй стороны этих блок контактов проводами соответственно подключаются ко вторым контактам пусковых кнопок. Но для того что бы была электрическая блокировка, необходимо провод от пусковых кнопок к катушке не сразу подключать, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. При включении постоянно разомкнутые смыкаются, а постоянно сомкнутые наоборот размыкаются. Раньше все блок контакты делались на боковой стороне пускателя. Сегодня же для постоянно разомкнутого используется четвертый рядом с 3 силовыми контактами. А для постоянно замкнутого используется специальная приставка сверху над силовыми. Пример на картинке. При нажатии кнопки «Вперед» срабатывает катушка и включаются силовые контакты. Одновременно с этим происходит шунтирование пусковой кнопки постоянно разомкнутыми контактами пускателя КМ 1.3, благодаря чему при отпускании кнопки питание на катушку поступает по шунтированию. После включения первого пускателя размыкаются контакты КМ 1.2, что обрубает катушку К2. В результате при нажатии на кнопку «Назад» ничего не происходит. Для того что бы включить двигатель в обратную сторону надо нажать «Стоп» и обесточить К1. Все блок контакты вернуться в обратное положение, после этого можно включить мотор в обратном направлении. Аналогично при этом включается К2 и отключается блок контактами возможность включения катушки другого пускателя К1. К2 включает силовые контакты КМ2, а К1- КМ1. К кнопкам для подключения от пускателя необходимо проложить пяти жильный кабель. jelektro.ru В каждой установке, в которой требуется запуск электродвигателя в прямом и обратном направлении обязательно присутствует магнитный пускатель реверсивной схемы. Подключение такого компонента не является столь сложной задачей как, кажется, на первый взгляд. К тому же востребованность таких задач появляется довольно часто. К примеру, в сверлильных станках, отрезных установках или же лифтах, если это касается не бытового использования. Принципиальным отличием такой схемы от одинарной является наличие дополнительной цепи управления и немного измененной силовой части. Также для осуществления переключения такая установка оснащена кнопкой (SB3 на рисунке). Такая система, как правило, защищена от короткого замыкания. Для этого перед катушками в силовой цепи предусмотрено наличие двух нормально — замкнутых контакта (КМ1.2 и КМ2.2) производные от контактных приставок, размещенных в позиции магнитных пускателей (КМ1 и КМ2). Для того чтобы приведенная схема была читабельной, изображения цепи на ней и силовые контакты имеют различное цветовое оформление. Также для упрощения, здесь не были указаны пары силовых контактов, обычно имеющие цифробуквенные аббревиатуры. Впрочем, с данными вопросами можно ознакомиться в статьях, посвященных подключению стандартных магнитных пусковых систем. При задействовании выключателя QF1, одновременно все три фазы примыкают к силовым контактам пускателя (КМ1 и КМ2) и пребывают в таком положении. При этом первая фаза, представляющая собой запитку для цепи управления, проходя через автомат защиты всей схемы управления SF1 и кнопку выключения SB1, подает напряжение на контактную группу под третьим номером, который относится к кнопкам: SB2, SB3. При этомсуществующий у пускателей (КМ1 и КМ2) контакт под аббревиатурой 13НО приобретает значение дежурного. Таким образом система является полностью готовой к работе. Прекрасная схема, которая наглядно показывает механизм монтажа реальных элементов представлена на фото ниже. Задействовав кнопку SB2, мы направляем напряжение первой фазы на катушку, которая относится к магнитному пускателю КМ1. После этого происходит задействование нормально –разомкнутых контактов и отключение нормально –замкнутых. Таким образом, замыкая контакт КМ1 происходит эффект самозахвата пускателя. При этом все три фазы поступают на соответствующей обмотке двигателя, который, в свою очередь, начинает создавать вращательное движение. Созданная схема предусматривает наличие только одного рабочего пускателя. К примеру, может работать только КМ1 или же, наоборот, КМ2. На приведенном рисунке, вы можете увидеть схему, при которой двигатель работает в нормальном направлении. Указанная цепь обладает реальными элементами. Теперь для придания обратного направления движения, вам необходимо изменить положение силовых фаз, что удобно сделать при помощи переключателя КМ2. Важно! В процессе изменения вектора вращения должна присутствовать функция остановки двигателя перед запуском нового цикла. Все происходит благодаря размыканию первой фазы. При этом все контакты возвращаются в исходно положение, обесточив обмотку двигателя. Данная фаза является ждущим режимом. Задействование кнопки SB3 приводит в действие магнитный пускатель с аббревиатурой КМ2, который, в свою очередь, меняет положение второй и третьей фазы. Это действие заставляет двигатель вращаться в обратном направлении. Теперь КМ2 является ведущим и пока не произойдет его размыкание КМ1 будет не задействован. Фотография, представленная ниже, наглядно описывает работу силовых цепей. В таком положении двигатель имеет нормальное вращение. Теперь же мы видим, что произошел переброс фазового напряжения и поскольку вторая и третья фазы изменили положение, двигатель приобрел обратное вращение. На фотографии, где представлены реальные элементы вы можете увидеть схему подключения, на которой первая фаза отмечена белым цветом, вторая красным и третья голубым цветом. Как уже было сказано ранее, прежде чем произвести процесс изменения фазности, следует остановить вращение двигателя. Для этого в системе как раз и предусмотрены нормально –замкнутые контакты. Поскольку при их отсутствии, невнимательность оператора рано или поздно привела бы к межфазному замыканию, которое бы произошло в обмотке двигателя второй и третьей фазы. Предложенная схема является оптимальной, поскольку допускает работу только одного магнитного пускателя. Представленная информация может с первого взгляда показаться сложной. Однако, предоставленные схемы и фото являются наглядным примером решения подобной задачи. Их изучение гарантировано обеспечит успех создаваемой системы. Нередко в помощь начинающим отличным примером может служить видеокурс. Поскольку информация, представленная в движении, имеет куда большую наполненность и структурную ценность. Также нелишним будет ознакомиться с информацией, касающейся защиты всей цепи электрического двигателя, что даст возможность к созданию надежных систем. bouw.ru Одна из стандартных схем подключения с использованием реверсивного пускателя позволяет изменять направление движение вала. Кроме этого предназначение пускателя - в запуске, остановке, а также защите трехфазного двигателя асинхронного тока. Основу реверсивного пускателя составляет электромагнитный трехполюсный контактор переменного тока. Эта деталь считается наиболее важной, а также именно она обеспечивает выполнение всех функций, которые касаются работы с номинальным током и напряжением, а также с коммутационными способностями пускателя и его стойкостью к механическому износу. Реверсивный пускатель может работать в нескольких режимах: Чтобы узнать длительность включения каждой отдельной модели реверсивного пускателя, необходимо обращаться к его технической характеристике, которая прилагается к каждому изделию. Подключение этого коммутационного аппарата осуществляется так же, как и всех остальных, за исключением кнопки реверса, а также магнитного пускателя. По этим причинам схема подключения пускателя этого типа не слишком отличается от обычного, стандартного варианта. Первое, что необходимо обеспечить в схеме, - это полная работоспособность реверса двигателя, который должен осуществляться за счет смены места расположения двух фаз. В это же время необходимо обеспечить работу механической системы блокировки, которая не даст самопроизвольно включаться или выключаться второму пускателю. Если допустить одновременное включение двух пускателей сразу, то это вызовет короткое замыкание. Схема реверсивного пускателя с механической блокировкой включает в себя два одинаковых пускателя. Во время включения схемы один из них запускает электрический мотор двигателя в одну сторону, а второй - в другую. Если рассматривать суть подключения, то схема довольно сильно схожа с подключение двух одиночных пускателей, но разница все же есть. Она заключается в наличии одной общей кнопки "Стоп", а также двух кнопок "Вперед" и "Назад". В этом же случае и применяется электрическая или механическая блокировка, которая призвана защитить устройство от короткого замыкания в том случае, если два пускателя включатся одновременно. Для того чтобы сменить направление вращения асинхронного двигателя, нужно поменять местами две фазы. Другими словами, если они находятся в порядке "А-В-С", то на втором они должны находиться, к примеру, на "С-А-В". Именно за этим процессом смены фазы и следит реверсивный пускатель. Это говорит о том, что одновременное выключение обоих моделей приведет к КЗ в цепи. Для того чтобы избежать этого, в сети имеются постоянно замкнутые контакты, которые при включении пускателя создают разрыв в цепи управления второго пускателя, и одновременно с этим происходит электрическая блокировка. Однако существует еще и механический тип блокировки. Суть этого процесса довольно проста. В тот момент, когда происходит подключение второго пускателя в сеть, механическое устройство отключает первый. На самом деле собрать такую схему довольно просто, и это сможет сделать большинство людей самостоятельно. Реверсивные пускатели находятся в корпусе, все, что требуется для подключения, - это правильное соединение контактов. Однако здесь важно сказать, что механическая блокировка не поддается самостоятельному изготовлению, тут придется обязательно покупать заводское изделие. Начинать рекомендуется с силовой части схемы. На автомат подается три разные фазы, которые чаще всего обозначаются следующим образом: желтая "А", зеленая "В" и красная "С". После этого они подаются на силовые контакты реверсивных пускателей, которые обычно обозначаются в схемах как КМ1 и КМ2. С другой стороны от этих фаз создаются три перемычки между центральными зелеными фазами. После сборки этой части провода подключаются к электродвигателю через тепловое реле. Здесь важно отметить, что ток будет контролироваться только в двух фазах. Осуществлять контроль за током в третьей фазе не имеет смысла, так как все они довольно тесно связаны между собой. Другими словами, если повысить силу тока в одной фазе, то то же самое произойдет и в оставшихся двух. Это говорит о том, что повышение этого параметра до критического уровня приведет к тому, что произойдет отключение обеих катушек пускателя сразу. Использование этого типа реверсивных пускателей также осуществляется там, где необходимо следить за пуском, реверсом и остановкой асинхронного трехфазного двигателя. Конструкция этих приборов считается довольно простой. Корпус выполняется из пластмассы, а внутри имеется якорь и сердечник. На сердечнике устанавливается специальная катушка вытягивающего типа. Из-за особенностей схемы этого устройства получается так, что вся верхняя часть корпуса занята траверсными направляющими, над которыми устанавливается якорь. Кроме этого возле этого элемента монтируются также специальные мосты с пружинами, которые предназначены для блокировки изделия. Принцип работы этого прибора довольно прост. При подаче тока на устройство напряжение накапливается в катушке, из-за чего якорь начинает притягиваться к ней. Когда происходит замыкание этих двух деталей, якорь открывает замкнутый контакт и закрывает разомкнутый. Отключение реверсивного пускателя ПМЛ происходит в тот момент, когда контакты размыкаются. Довольно распространенная техника на рынке электрических приборов. У этой компании имеется серия EasyPact TVS. Преимуществами реверсивных пускателей "Шнайдер" из этой серии будут следующие: Распространение этих моделей становится все шире с каждым годом, так как они дают исключительную возможность управления асинхронным двигателем на расстоянии. Это устройство позволяет как включать, так и выключать двигатель. В корпусе реверсивного пускателя имеется 4 составных части: После того как поступает команда "Пуск", электрическая цепь замыкается. После этого ток начинает подаваться на катушку. В это же время срабатывает механическое блокирующее устройство, которое не дает запуститься ненужным контактам. Тут стоит сказать, что механическая блокировка также замыкает и контакты кнопки, что позволяет не держать ее нажатой постоянно, а спокойно отпустить. Еще одна важная деталь заключается в том, что вторая кнопка этого прибора вместе с запуском всего устройства будет размыкать цепь. Из-за этого получается так, что даже ее нажатие не дает никакого результата, создавая дополнительную безопасность. fb.ruРеверсивная схема подключения магнитного пускателя. Схема реверсивного пускателя
Реверсивная схема подключения магнитного пускателя
Работа схемы
Запуск вперед
Останов двигателя из положения ВПЕРЕД
Реверс двигателя
Останов двигателя из положения НАЗАД
Защита от перегрузок
Реверсивный пускатель: схема подключения
Особенности реверсивных пускателей
Исходное положение элементов
Ротор вращается против часовой стрелки
Двигатель вращается по часовой стрелке
Схема силовой цепи
Практическая схема реверсивного пускателя
Как осуществляется защита
Заключение
отличия от обычного, схема устройства, принцип действия
Реверсивные и нереверсивные пускатели
Возможности пускателей
Конструкция реверсивного магнитного двигателя
Особенности функционирования модели
Правила подключения
Реверсивное подключение трехфазного двигателя
Переключение системы при противоположном вращении
Изменение поворотного движения
Защита цепей от короткого замыкания
подключение и запуск, настройка реверса
Как устроен магнитный пускатель
Подключение обычного пускателя
Подключение реверсивного пускателя
Особенности подключения силовых контактов
Как правильно установить магнитный пускатель
Видео
Оцените статью: Схема реверсивного магнитного пускателя с описанием подключения
Принцип работы
Схема реверсивного магнитного пускателя
Как работает схема
Как подключить реверсивный магнитный пускатель: схема, описание
Описание этапов включения
Переключение системы при обратном вращении двигателя
Изменение вращательного движения
Силовые цепи
Как производится защита силовых цепей от короткого замыкания
Заключение
Реверсивные пускатели с механической блокировкой
Основные принципы работы
Подключение пускателя
Работа схемы пускателя
Возникновение короткого замыкания
Сборка схемы
Реверсивные пускатели с механической блокировкой ПМЛ
Пускатели "Шнайдер"
Конструкция и работа реверсивного магнитного пускателя
Поделиться с друзьями: