интернет-магазин светодиодного освещения
Пн - Вс с 10:30 до 20:00
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 138, корп. 1, тк ''Стройдвор''

Ремонт реле регулятора генератора. Схема реле регулятора


Как проверить реле регулятор? - Diodnik

Как проверить реле регулятор

Лирическое вступление. В один прекрасный воскресный день мой старенький Опель вымотал мне все остатки нервов. Генератор не дает зарядку, а все пляски с бубном в дороге закончились возвращением домой на практически посаженном аккумуляторе. Вскрытие генератора выявило критический износ одной из щеток. Хитрое реле регулятор имеет несъемные щетки, а цена нового оригинального реле-регулятора составляет примерно половину цены б/у генератора в сборе. Принято было решение попытаться как-то заменить щетки на реле регуляторе, но для начала нужно убедиться, что реле регулятор исправно. На нашем сайте уже публиковали статью, как проверить реле регулятор генератора ВАЗ, но тут иномарка, реле выглядит немного по-другому и может сбить народ с толку, но принцип проверки останется тот же.

Как проверить реле регулятор

Как проверить реле регулятор?

Для проверки реле регулятора нам понадобится блок питания с возможностью регулировки напряжения в диапазоне от 10 до 16 В, небольшая лампочка и пара соединительных проводов.

Подключаем наш реле регулятор согласно схеме.

Как проверить реле регулятор

Выставляем на блоке питания 10 В и постепенно его подымаем до 14 В.

Как проверить реле регулятор

При напряжении 14 — 14,5 В реле регулятор начнет ограничивать ток и лампочка будет гореть очень тускло, а при напряжении выше 14,5 В должна полностью погаснуть. Некоторые реле регуляторы рассчитаны на напряжение 14,3 В или 14,0 В; у них будет отсечка согласно напряжению указанному на корпусе производителем.

Как проверить реле регулятор

Видео, как проверить реле регулятор?

Вот так не хитро выглядит процесс проверки вживую:

Схема проста как мир, но тем, кто столкнулся с проверкой реле регулятора на иномарке впервые, может помочь. Если лампочка светиться при напряжении выше 14,5 В, то скорей всего такое реле регулятор неисправно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

comments powered by HyperComments

diodnik.com

Реле-регулятор с термокомпенсацией - RadioRadar

Автолюбителю

Главная  Радиолюбителю  Автолюбителю

Вниманию читателей предлагается автомобильный реле-регулятор на микроконтроллере PIC12F675, встраиваемый в штатный корпус регулятора. Основная его особенность - поддержание оптимального напряжения на выводах аккумуляторной батареи при работающем двигателе в зависимости от её температуры.

В журналах и Интернете довольно много сказано о "жизни" автомобильных аккумуляторных батарей (АКБ) и представлено немало различных зарядных устройств, от простых до сложных, восстанавливающих "жизнь" АКБ. Большой интерес обусловлен тем, что автомобильные реле-регуляторы напряжения зачастую не обеспечивают оптимальной подзарядки батареи, особенно в зимнее время. К тому же зарядные устройства предназначены для профилактической зарядки вне автомобиля, что не совсем удобно. Как известно, напряжение свинцового аккумулятора зависит от его температуры. Чем ниже температура, тем ниже скорость протекания химических реакций и тем больше должно быть приложено напряжение к АКБ при зарядке. Штатные реле-регуляторы зачастую построены по простым компараторным схемам и неспособны обеспечить правильную зарядку. В продаже есть и тер-мокомпенсированные регуляторы, но установленные внутрь генератора, и нагревшись от двигателя, они также неспособны правильно следить за температурой АКБ. Существуют ещё трёхуровневые регуляторы, но они требуют хотя и редкого, но ручного переключения режима по напряжению (например, "минимум", "норма", "максимум") в соответствии с температурой за бортом автомобиля.

Предлагаемое устройство заменяет штатный реле-регулятор напряжения и позволяет эффективно использовать АКБ, не допуская её перезарядки и недозарядки при изменении температуры самой АКБ.

Рис. 1

Схема регулятора представлена на рис. 1. Его "сердцем" является микроконтроллер DD1 PIC12F675-I/SN, тактирующийся от внутреннего генератора частотой 4 МГц. На микроконтроллер через делитель на резисторах R1 и R2 подаётся напряжение непосредственно с плюсового вывода аккумулятора (+АКБ). На ней же и закреплён датчик температуры ВК1 (LM135Z). Это аналоговый датчик с линейной зависимостью напряжения от температуры (ТКН = +10 мВ/К). Конденсаторы С1 и СЗ - помехоподавляющие. Микроконтроллер с помощью встроенного АЦП преобразует аналоговый сигнал датчика в цифровой код. Шаг измерения температуры в программе - 2 °С. По полученному значению программа вычисляет нужное напряжение.

Рис. 2

Вычисление происходит на основе загруженной таблицы, построенной по графику, показанному на рис. 2. Вычисленное напряжение сравнивается с реальным на аккумуляторе, и если оно меньше необходимого, то микроконтроллер включает обмотку возбуждения (ОВ) генератора автомобиля. Чтобы исключить многократные переключения на пороговых значениях напряжений, предусмотрен гистерезис около 0,2 В между включением и выключением ОВ. Обмотка управляется ключом на полевом транзисторе VT1 IRLR2705. Для повышения надёжности устройства и ускорения переключения транзистора VT1 затвор последнего подключается сразу к двум выходам GP4 и GP5 микроконтроллера DD1. Питается микроконтроллер напряжением +5 В от интегрального стабилизатора DA1 L78L05CD. Такое же напряжение используется и в качестве образцового для внутреннего АЦП микроконтроллера. Сток транзистора VT1 подключён к проводу, идущему на зажим Ш, а через диод VD1 - к проводу, идущему на зажим В штатного реле-регулятора (см. схему электрооборудования автомобиля ВАЗ-2109). Потребляемый ток устройства - около 4 мА.

Рис. 3

Рис. 4

Печатная плата изготовлена из одностороннего фольгированного стеклотекстолита размерами 27x21 мм. Чертёж платы показан на рис. 3, а на рис. 4 - расположение элементов в масштабе 2:1. Все резисторы и неполярные конденсаторы - для поверхностного монтажа типоразмера 0805, С4 - оксидный танталовый типоразмера А или В. К контактным площадкам на плате припаяны выходящие наружу через отверстие провода со стандартной четырёхконтактной колодкой на конце. Собранный регулятор помещён в корпус штатного реле-регулятора автомобиля ВАЗ-2109 старого образца. Корпус был аккуратно вскрыт, и на место старой платы приклеена новая. Датчик температуры LM135Z приклеен к толстой латунной шайбе теплопроводя-щим клеем. Эту шайбу затем фиксируют болтом крепления плюсового провода к выводу АКБ. К ней же припаивают питающий провод устройства, идущий от зажима Б.

Разьём ICSP для программирования не предусмотрен, поэтому микроконтроллер необходимо запрограммировать заранее либо соединить разъём программатора с соответствующими печатными площадками на плате тонкими проводами.

Рис. 5

Внешний вид собранного регулятора показан на рис. 5. Его необходимо наладить при температуре +20 °С до установки в корпус. Отключают датчик температуры ВК1 и резистор R1, к затвору транзистора VT1 подключают вольтметр (желательно цифровой). Далее от

регулируемого источника питания подают напряжение +13,8 В на вход стабилизатора DA1 и проверяют наличие напряжения +5±0,1 В на его выходе. На затворе VT1 должен быть высокий логический уровень. Подключают вывод резистора R1. В этот момент высокий логический уровень на затворе VT1 должен смениться на низкий. Подборкой резистора R2 добиваются чёткого появления высокого уровня при напряжении 13,6 В и низкого при 13,8 В. Затем подключают вывод датчика температуры ВК1. При +20 °С порог переключения должен быть 14...14,2 В. Подключив маломощную лампу на 12 В между стоком транзистора VT1 и плюсом источника питания, убеждаются в правильном переключении транзистора при изменении напряжения питания. На этом налаживание можно считать законченным.

При установке на автомобиль необходимо следить, чтобы провода от регулятора не оказались рядом с высоковольтными, а также защитить контактную колодку от попадания воды и грязи. Желательно применить экранированные провода для цепей питания и датчика температуры.

Этот регулятор напряжения эксплуатируется на автомобиле уже два года, и сбоев замечено не было. Во время лютых сибирских морозов аккумулятор отдавал заметно больший ток стартёру, а в жаркие дни не перезаряжался.

Программу микроконтроллера и чертёж печатной платы в формате Lay можно скачать здесь.

Автор: Н. Овчинников, г. Красноярск

Дата публикации: 26.04.2013

Мнения читателей
  • Владимир / 16.11.2017 - 06:54А процессор на унитаз слабо?
  • Дмитрий / 26.07.2016 - 12:49Антон, я отъездил зиму с напряжением генератора 15,0В. Минусов не заметил, зато почти дохлый кальциевый АКБ прожил ещё одну зиму без проблем. ЗЫ У меня тогда стоял регулятор ТОРН-67, но в связи с заменой 80-амперного генератора на 120-амперный ТОРН уже не подходит - ищу другую схему.
  • Антон / 22.07.2016 - 10:36Всем привет! Ребят, а прошивку никто не переделывал, а то мне кажется, что 15.5v при -30C это жестоко. Генер при такой нагрузке износит ремень очень быстро. Поправьте, если ошибаюсь.
  • Дмитрий / 15.03.2016 - 22:35парни такой вопрос, может есть у кого исходники прошивки?? Сообщите
  • Валерий / 03.02.2015 - 15:52Собрал РРН заработал сразу, только пришлось немного изменить плату, для удобства настройки. Изменён номинал резистора R3 на 2к так-как ток для датчик был мал. Резистор R1 поставил 27к на 25к навряд-ли кто найдёт а резистор R2 получил в сумме 10к+470 ом, получил порог 13,9 вольта примерно при 20 градусах. Разрабатываю плату что-бы поместился в корпус Я212А11Е.
  • михаил / 16.12.2014 - 14:01Очень интересная штука только программы нет
  • Михаил / 02.04.2014 - 07:41А питание на датчик температуры (нога1) откуда подается?
  • Сергей / 21.10.2013 - 08:33Очень заинтересовал этот регулятор, так как есть проблема зарядки АКБ после прогрева двигателя. Расскажите пожалуйста как программировать DD1-PIC12F675-I/SN поподробней,как для начинающего.

Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному вышематериалу:

www.radioradar.net

Ремонт реле регулятора генератора - Diodnik

Ремонт реле регулятора генератора

Перед тем, как проводить разбор и ремонт реле регулятора генератора своими руками, необходимо удостовериться, что реле действительно вышло из строя. Для этого рекомендуем ознакомиться с материалами на тему, как проверить реле регулятор генератора. Если же после проверки неисправность подтверждается можно спокойно приступить к разборке и диагностике компонентов.

Ремонт реле регулятора генератора

Разобрать реле регулятор ВАЗ совсем несложно, для этого необходимо снять пластиковую крышку корпуса, которая крепиться защелками. Далее необходимо открутить два винта прижимающих транзистор и отпаять клеммы от выводов 67 и 15.

Важно! При снятии платы необходимо проследить за изолирующей подложкой транзистора и постараться ее не потерять. Без нее включать реле в работу нельзя.

Плата и расположение на ней радиоэлементов старых образцов реле регулятора немного отличается от новых, но сама схема не изменилась.

Ремонт реле регулятора генератора

Проверку элементов необходимо начинать в зависимости от симптоматики неисправности.

  • Если реле хоть как-то работает, завышает или занижает напряжение, тогда скорей всего транзисторы целы. Их можно проверять в последнюю очередь. Первым проверяют номинал резисторов R1-R3 и стабилитрон с диодом D1;D4.

Внимание! Номинал резистора R3 может отличаться от указанного в схеме. На тестируемом реле сопротивление R3 составило 4,7 кОм. Его необходимо определить по цветовой или другой маркировке и проверить сопротивление вручную

  • Если реле вообще не включается, позваниваем предохранитель F1, диоды D2;D3 и все транзисторы в первую очередь. При проверке транзисторов их необходимо не забыть выпаять со схемы.

Для наглядности и удобства все компоненты со схемы обозначены на плате. Зачастую вся плата покрыта слоем защитного лака, это надо учесть и смыть его в местах подключения щупов.

Ремонт реле регулятора генератора

В данном случае виновником стал стабилитрон D3 – 2С147А. Он был заменен на его полный аналог КС147А.

Для хорошей точности можно провести тест с мультиметром, после того, как полностью окончен ремонт реле регулятора генератора.

  • Напряжение 13,05В. Контрольная лампочка светит ярко. Все впорядке.

Ремонт реле регулятора генератора

  • Напряжение 14,15В. Контрольная лампочка уже светит очень тускло. Реле начинает ограничивать ток.

Ремонт реле регулятора генератора

  • Напряжение 14,4В. Контрольная лампочка полностью потухла. Реле полностью ограничило ток.

Ремонт реле регулятора генератора

Как видно из данного теста реле после ремонта прекрасно справляется со своими задачами, а режим работы как раз входит в диапазон 14 – 14,4 В.

VK

Facebook

Twitter

Odnoklassniki

comments powered by HyperComments

diodnik.com


Каталог товаров
    .