При желании синхронный генератор может исполнять роль электрического двигателя. Такой двигатель также будет носить название синхронного. Наиболее часто встречаются электродвигатели с тремя фазами. Устройство синхронного двигателя основано на том, что в его статоре обмотка запитана от трехфазного переменного тока, в то время, как обмотка ротора подключена к постоянному напряжению. Трехфазный переменный ток вызывает в обмотках статора вращающееся магнитное поле, скорость вращения которого находится в зависимости количества полюсов статора и частоты переменного тока. Если в обмотку ротора включен постоянный ток, то ротор не будет вращаться, поскольку он не может трогаться самостоятельно. Это связано с тем, что магнитное поле статора не может в одно мгновение обеспечить синхронную скорость ротора и привести его во вращающееся состояние. У любого ротора относительно большая масса и инерция, поэтому, он и не может самостоятельно тронуться с места. Для того, чтобы запустить синхронный электродвигатель, применяются специальные устройства. Ценным качеством синхронного двигателя служит небольшое потребление реактивного тока, а в процессе работы он начинает отдавать реактивный ток в сеть. Таким образом, при механической нагрузке, двигатель одновременно становится генератором реактивной мощности или реактивного тока. Этот факт приобретает особое значение, когда рядом с синхронным электродвигателем расположен трансформатор или асинхронный двигатель, потребляющий реактивную мощность. В этом случае отпадает необходимость забирать реактивный ток с электростанции, отчего происходит уменьшение тока в проводах. Следует отдельно остановиться на пусковом устройстве. В результате работы этого устройства значительно снижается пусковой ток и облегчается пуск агрегата. Само устройство пуска работает в общей связке двигатель-трансформатор. Необходимо учитывать отсутствие у синхронного двигателя пускового момента, связанного с изменением направления магнитного вращающего момента, воздействующего на неподвижный ротор. Повышенная инерционность не позволяет ротору сдвинуться с места и развить нужное количество оборотов. В настоящее время запуск синхронного электродвигателя осуществляется с помощью асинхронного пуска. Для этого используется короткозамкнутая дополнительная обмотка, укладываемая в пазы полюсов ротора. В этой обмотке под воздействием вращающегося магнитного поля, происходит индукция вихревых токов, приводящая к образованию асинхронного электромагнитного момента, который и вызывает вращение ротора. Само устройство синхронного двигателя позволяет использовать его в самых различных вариантах. Он используется в тех областях, где другие варианты просто неприемлемы. electric-220.ru В целом, электрический двигатель представляет собой электромеханическое устройство, которое преобразовывает электрическую энергию в механическую. По типу подключения двигатели бывают однофазные и 3-х фазные. Среди 3-х фазных двигателей наиболее распространенными являются индукционные (асинхронные) и синхронные электродвигатели. Когда в 3-х фазном двигателе электрические проводники располагаются в определенном геометрическом положении (под определенным углом относительно друг друга), возникает электрическое поле. Образованное электромагнитное поле вращается с определенной скоростью, которая называется синхронной скоростью. Если в этом вращающемся магнитном поле присутствует электромагнит, он магнетически замыкается с этим вращающимся полем и вращается со скоростью этого поля. Фактически, это нерегулируемый двигатель, поскольку он имеет всего одну скорость, которая является синхронной, и никаких промежуточных скоростей там быть не может. Другими словами, он работает синхронно с частотой сети. Ниже дана формула синхронной скорости: Ns = 120F/p В принципе, его строение практически аналогично 3-фазному асинхронному двигателю, за исключением того факта, что на ротор подается источник постоянного тока (в этом мы разберёмся позже). А пока рассмотрим основное строение данного типа двигателя. На рисунке показано устройство этого типа двигателя. На статор подается 3-х фазное напряжение, а на ротор – источник постоянного тока. Основные свойства синхронных двигателей: Видео: Строение и принцип работы синхронного двигателя Электронно-магнитное поле синхронного двигателя обеспечивается двумя электрическими вводами. Это обмотка статора, которая состоит из 3-х фаз и предусматривает 3 фазы источника питания и ротор, на который подается постоянный ток. 3 фазы обмотки статора обеспечивают вращение магнитного потока. Ротор принимает постоянный ток и производит постоянный поток. При частоте 50 Гц 3-х фазный поток вращается около 3000 оборотов в 1 минуту или 50 оборотов в 1 секунду. В определенный момент полюса ротора и статора могут быть одной полярности (++ или – – ), что вызывает отталкивания ротора. После этого полярность сразу же меняется (+–), что вызывает притягивание. Но ротор по причине своей инерции не в состоянии вращаться в любом направлении из-за силы притяжения или силы отталкивания и не может оставаться в состоянии простоя. Он не самозапускающийся. Чтобы преодолеть инерцию силы, необходимо определенное механическое воздействие, которое вращает ротор в том же направлении, что и магнитное поле, обеспечивая необходимую синхронную скорость. Через некоторое время происходит замыкание магнитного поля, и синхронный двигатель вращается с определенной скоростью. www.asutpp.ru Синхронный двигатель. Принцип действия и устройство. Синхронный двигатель может работать в качестве генератора и двигателя. Синхронный двигатель выполнен так же, как и синхронный генератор. Его обмотка якоря I (рис. 291, а) подключена к источнику трехфазного переменного тока; в обмотку возбуждения 2 подается от постороннего источника постоянный ток. Благодаря взаимодействию вращающегося магнитного поля 4, созданного трехфазной обмоткой якоря, и поля, созданного обмоткой возбуждения, возникает электромагнитный момент М (рис. 291,б), приводящий ротор 3 во вращение. Однако в синхронном двигателе в отличие от асинхронного ротор будет разгоняться до частоты вращения n = n1, с которой вращается магнитное поле (до синхронной частоты вращения). Объяс- Рис. 291. Электрическая (а) и электромагнитная (б) схемы синхронного электродвигателя няется это тем, что ток в обмотку ротора подается от постороннего источника, а не индуцируется в нем магнитным полем статора и, следовательно, не зависит от частоты вращения вала двигателя. Характерной особенностью синхронного двигателя является постоянная частота вращения его ротора независимо от нагрузки. Электромагнитный момент. Электромагнитный момент в синхронном двигателе возникает в результате взаимодействия магнитного потока ротора (потока возбуждения Фв) с вращающимся магнитным полем, создаваемым трехфазным током, протекающим по обмотке якоря (потоком якоря Фв). При холостом ходе машины оси магнитных полей статора и ротора совпадают (рис. 292,а). Поэтому электромагнитные силы I, возникающие между «полюсами» статора и полюсами ротора, направлены радиально (рис. 292, б) и электромагнитный момент машины равен нулю. При работе машины в двигательном режиме (рис. 292, в и г) ее ротор под действием приложенного к валу внешнего нагрузочного момента Мвн смещается на некоторый угол 0 против направления вращения. В этом случае в результате электромагнитного взаимодействия между ротором и статором создаются электромагнитные силы I, направленные по направлению вращения, т. е. образуется вращающий электромагнитный момент М, который стремится преодолеть действие внешнего момента Мвн. Максимум момента Мmaxсоответствует углу ? = 90°, когда оси полюсов ротора расположены между осями «полюсов» статора. Если нагрузочный момент Мвн, приложенный к валу электродвигателя, станет больше Мmax, то двигатель под действием внешнего момента Мвн останавливается; при этом по обмотке якоря неподвижного двигателя будет протекать очень большой ток. Этот режим называется выпаданием из синхронизма, он является аварийным и не должен допускаться. При работе машины в генераторном режиме (рис. 292, д и е) ротор под действием приложенного к валу внешнего момента Мвн смещается на угол ? по направлению вращения. При этом создаются электромагнитные силы, направленные против вращения, т. е. образуется тормозной электромагнитный момент М. Таким образом, при изменении значения и направления внешнего момента на валу ротора Мвн изменяется лишь угол ? между осями полей статора и ротора, в то время как в асинхронной машине в этом случае изменяется частота вращения ротора. Пуск в ход и регулирование частоты вращения. Синхронный двигатель не имеет начального пускового момента. Если подключить обмотку якоря к сети переменного тока, когда ротор неподвижен, а по обмотке возбуждения проходит постоянный ток, то за один период изменения тока электромагнитный момент будет дважды менять свое направление, т. е. средний момент за период будет равен нулю. Следовательно, для пуска в ход синхронного двигателя необходимо разогнать его ротор с помощью внешнего момента до частоты вращения, близкой к синхронной. Для этой цели применяют метод асинхронного пуска. Синхронный двигатель пускают в ход как асинхронный, для чего его снабжают специальной короткозамкнутой пусковой обмоткой 3 (рис. 293). В полюсные наконечники ротора 2 синхронного двигателя закладывают медные или латунные стержни, замкнутые накоротко двумя торцовыми кольцами. Пусковая обмотка выполнена подобно беличьей клетке асинхронной машины, но занимает лишь часть окружности ротора. В некоторых двигателях специальная короткозамкнутая обмотка Рис. 292. Электромагнитный момент в синхронной машине, образующийся в различных режимах Рис. 293. Схема асинхронного пуска синхронного двигателя; Рис. 294 Устройство пусковой обмотки синхронного двигателя: 1 — ротор; 2 — стержни; 3 — кольцо; 4 — обмотка возбуждения electrono.ruУстройство синхронного двигателя. Схема подключения электродвигателя синхронного
Устройство синхронного двигателя
Принцип работы
Пусковые устройства для синхронных двигателей
Принцип работы синхронного двигателя: видео — Asutpp
Строение синхронного двигателя
Принципы работы синхронного двигателя
Способы запуска
Применение
§89. Синхронный двигатель, принцип действия и устройство синхронного двигателя
Поделиться с друзьями: