В древности водоснабжение городов на сложной в плане рельефа территории осуществлялось с помощью сложных инженерных сооружений. Акведук – это один из вариантов прокладки магистрали от высотного источника к потребителям, расположенным ниже. В чем особенность таких конструкций и почему им отдавали предпочтение древние строители? В разных государствах пытались изобрести оптимальный вариант передачи воды от источника к потребителям. Если на пути случались сложности рельефа, а обойти их не было возможности или это было дорого, инженеры-конструкторы обычно обустраивали магистраль на высотных опорах. Что означает "акведук"? Если переводить с латыни, то это по сути водовод. Однако многие с акведуками ассоциируют только сложные и часто красивые многоярусные конструкции, похожие на ступенчатые мосты. На самом деле акведук – это целостная система и должна рассматриваться комплексно на всей протяженности от источника до конечного пункта потребления. Высотная конструкция, несомненно, играет важную роль в прохождении сложного отрезка трассы. Если она находится в городской черте, поблизости с жилыми зданиями, то инженеры старались сделать ее приятной для глаз. Но водовод состоял не только из красивых арок и опор. На всем протяжении (они могли составлять от нескольких сот метров до десятков километров) могли быть и подземные отрезки. Водопровод такого масштаба строился не на год-два. Использоваться он мог десятилетиями, а то и века. Поэтому проектирование и само строительство велось тщательно. Камни для основания и опор подбирались и обрабатывались отдельно. Расчеты арок и перекрытий должны были быть безупречными. Конструкция подвергалась постоянным воздействиям ветров и осадков. Малейшие неточности или недочеты в процессе строительства могли свести на нет грандиозную работу. Строительство мостов, эстакад и путепроводов практиковалось во многих древних государствах. Положить на такую конструкцию трубу или открытый желоб для провода воды пробовали и в Греции, и на Востоке, однако наибольшее распространение водоводы такого типа получили в античном Риме. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Они не только являются памятниками архитектуры, но еще и находятся в действующем состоянии. Другой вопрос, почему они получили такое распространение. На тот момент уже существовали в теории и на практике напорные трубопроводы для поставок воды, были системы, построенные по принципу сифона. Римский акведук – что это такое? Древние конструкторы избрали для своего водоснабжения гравитационную самотечную систему. Большая часть этих акведуков были проложены на высотных опорах. В отдельных местах их высота составляла до пятидесяти метров. Древние акведуки обычно строились из каменных блоков. Небольшие водоводы могли обустраиваться на сравнительно невысоких деревянных опорах. Позже, с развитием строительных технологий, инженеры применяли кирпич и бетон. Расцвет металлургии дал возможность использовать в сложных конструкциях сталь и чугун. Устройство акведуков римского типа предполагает наличие водопроводной кюветы открытого или закрытого типа. Это своеобразный канал или желоб, сооружаемый из материалов, устойчивых к разрушительному воздействию водного потока. Для этого чаще всего применялись каменные блоки. Закрытый канал накрывался сверху сводом или плитами, чтобы исключить загрязнение воды. Трубы, использовавшиеся в некоторых акведуках, на тот момент могли быть либо керамическими, либо свинцовыми. Керамика производилась из обожженной глины, но этот материал был ненадежным. Сверлить в каменных блоках отверстия было тяжело. О вреде свинца для здоровья человека на тот момент уже было известно. Однако с этим фактом мирились. К тому же в местах с жесткой водой свинцовые стенки труб быстро покрывались плотным слоем налета. В древности большой город насчитывал от 500 тысяч человек. В расцвет империй в столицах могли постоянно проживать до двух миллионов граждан. Чтобы обеспечить их водой, необходима была надежная, постоянно функционирующая система. В отдельных городах одновременно мог работать десяток акведуков. Общая протяженность системы становилась свыше 400 км. Объем воды, подаваемый в сутки, по некоторым оценкам, мог составлять до 1,5 млн кубометров. Акведук – это сложная система, и работала она таким образом, чтобы обеспечить постоянный естественный ток воды на всем своем протяжении под действием гравитационных сил. Расчеты производились так, чтобы уклон каналов был оптимальным. Далеко не все акведуки были в большинстве своем высотные. На долю таких сложных участков могло приходиться всего лишь до 10 % общей протяженности. В отдельных случаях считалось целесообразным делать углубление в почве. Скальные породы рубили. Рыхлые грунты выкладывали обработанными блоками, которые накрывались сводами. Главной задачей было обеспечить постоянство уровня. В системе могли быть дополнительные резервуары. Они могли служить для отстаивания воды, накопления запасов, создания объемов для напорных сооружений. Старинный акведук – это сложнейшая инженерная система. Разбираясь с устройством таких водопроводов, специалисты отмечают, что конструировали их настоящие зодчие. Надо понимать, что их авторы творили настоящие чудеса, проявляя глубокие познания в гидравлике, механике, строительстве. Некоторые считают, что эти акведуки сохранились только из-за того, что в них был заложен многократный запас прочности. Однако современные исследования и изучения действующих систем доказывают, что они отвечают требованиям современных водопроводов. Известно, что инженеры тех времен умели рассчитать нагрузки и сопротивление материалов при строительстве. Однако как они смогли вычислить действие опрокидывающих сил ветров и паводков, остается загадкой. Формулы для расчетов коэффициентов самотечного водопровода появились спустя много веков. А действующая на тот момент система математических расчетов с использованием камешков и счетных досок была очень трудоемкой и неудобной. Несмотря на грандиозность и сложность римских акведуков, в их системах не было запорной арматуры. Вода текла постоянно: и днем, и ночью. Расход ее был огромен даже по нынешним меркам. Но плюсом такого расточительства было то, что канализация постоянно промывалась, было меньше проблем с засорами. Акведук – это действительно грандиозное архитектурное сооружение. Недаром по одной из легенд, авторство всемирно известной арочной конструкции в Сеговии приписывают дьяволу. Будто это он построил грандиозное сооружение в обмен на заложенную душу девушки. Но она вовремя спохватилась и вымолила у Всевышнего прощение. Тот не дал закончить строительство. Дьявол не успел положить всего один камень. Горожане сообща доделали работу и после освящения запустили водопровод в действие. www.syl.ru Дорогие читатели! В канун самого счастливого и желанного праздника - Нового года - мы решили написать специальную новогоднюю и не очень серьезную статью. Но чтобы все-таки далеко не отходить от основной сферы деятельности нашей организации, мы посвятим ее древней системе трубопроводного транспорта. Что есть сейчас - мы знаем: магистральные трубопроводы, растянувшиеся на сотни тысяч километров, пересекающие пол земного шара, обслуживаемые тысячами инженеров и специалистов. Но ведь так было не всегда. А с чего же все начиналось?Римские Акведуки – Картинки - Фото. Схема акведука
Акведук – это... История, характеристика акведуков :: SYL.ru
Акведук: что это такое?
История
Характеристика
Как работает акведук?
Древние водопроводы и современность
Легенды и факты
Рассказ о древних трубопроводах — акведук, акведук Валента, акведуки Древнего Рима, акведуки Старого Света, древние водоводы, древние трубопроводы, Карфагенский акведук, керамический трубопровод, первые акведуки, первые трубопроводы, подземное водохранилище, система древних трубопроводов, трубопроводы Эфеса, уникальные акведуки, Цистерна Базилика
Конечно, говоря о древних системах трубопроводов, мы подразумеваем именно водоводы. Ни о каком транспорте нефти, газа и прочего тогда еще не было и речи! А вот потребность в доставке воды действительно была, хоть и строились города вблизи водоемов, и поля засеивались вдоль рек. Города развивались, соответственно, росла и проблема подачи воды к месту потребления. Разные государства пытались решить проблему по-своему, но решение, тем не менее, оказалось схожим: акведуки.
Акведук - это водовод, проведенный от источника воды к месту ее потребления, расположенному ниже этого источника по высоте. Сооружался он из разных материалов, но наиболее широко использовался камень. Позднее в качестве строительного материала брали кирпич, сталь и другие. Зачастую акведуки представляли собой многокилометровые грандиозные сооружения высотой в десятки метров. И в настоящее время многие из них являются памятниками архитектуры, и местом паломничества миллионов туристов. Что ж, углубимся немного в историю и рассмотрим некоторые древние государства.
Хотя первые небольшие акведуки в Старом Свете, к сожалению не дошедшие до наших дней, строились в 2-3 тысячелетии до н.э. в Египте и Ассирии (на территории современного Ирака), наибольшего мастерства в этом вопросе достигли инженеры Древнего Рима. Римское государство, располагающееся в те годы на трех континентах - в Европе, Азии и Африке - было самым развитым и густонаселенным государством Древнего мира. Очень активно развивались архитектура и искусство, возводились дворцы, и росли древние каменные города. Жизнь таких городов, конечно, была немыслима без водоснабжения. Акведуки строились повсеместно, например, в сам Рим вода подавалась 11 акведуками. Но самый протяженный акведук был построен римлянами не в Италии, а на территории современного Туниса, для водоснабжения знаменитого города Карфаген в римской провинции Африка.
Карфаген был основан в 825 г. до н. э. выходцами из Финикии, древнейшего средиземноморского государства ремесленников и торговцев, располагавшегося на территории современного Ливана. В какой-то момент времени в руках карфагенян была сосредоточена торговля, а значит и власть, практически во всем южном Средиземноморье, включая острова Корсика, Сицилия и Сардиния. Но Карфаген стремился к большему - к расширению своей торговой монополии на все известные земли и созданию мирового государства. На этом пути карфагеняне столкнулись с усиливающейся Римской республикой, и в результате трех Пунических войн (264 — 146 гг. до н. э.) потерпели полное поражение. Карфаген был полностью разрушен, а место, на котором он стоял, было запахано, посыпано солью, проклято и никогда больше не заселялось. Римскую колонию Карфаген построили через несколько десятилетий на новом месте, в нескольких километрах от старого. В скором времени римляне обеспокоились водоснабжением своей новой, быстроразвивающейся колонии и обратили внимание на источники пресной воды в Атласских горах, которые использовали для своих нужд еще карфагеняне. Римские инженеры построили акведук протяженностью 132 км, высотой на некоторых участках свыше 20 м, позволяющий подавать в город, по современным оценкам, около 400 л воды в секунду. Инфраструктура сбора воды в горах и некоторые фрагменты этого гигантского сооружения пережили почти 2 тысячелетия и сохранились до наших дней…
Керамический трубопровод сбора воды в Атласских горах и фрагменты Карфагенского акведука
Чтобы обсудить следующий знаменитейший акведук древности перенесемся с Африканского побережья Средиземного моря на берег Мраморного моря. Там, на семи холмах стояла блистательная столица Восточной Римской Империи, величайший средневековый город Старого Света, колыбель православного христианства - Константинополь (ныне Стамбул). Этот огромный город тоже обладал общественной системой водоснабжения, заложенной в 2-4 столетии н.э. До наших времен в черте города сохранился большой фрагмент одного из акведуков, так называемый акведук Валента, построенный после сильной засухи при императоре Валенте в 364-378 гг., и впоследствии, после очередного землетрясения в начале 16 века, реконструированный великим зодчим уже турецкого Константинополя Мимаром Синаном. Акведук построен в классическом римском арочном стиле, а его высота достигала 30 м при протяженности более километра. По своему прямому назначению акведук использовался почти до 20 века, т.е. почти 16 столетий! В настоящее время акведук Валента является одним из мест туристического паломничества в Стамбуле, а через его арки проходит оживленная городская автомобильная трасса - бульвар Ататюрка.
Акведук Валента
Но древние инженеры успешно решали не только задачи доставки воды в крупные города, так сказать магистральным трубопроводным транспортом - акведуками. Древние города имели инфраструктуру для хранения драгоценной жидкости, а также для водоснабжения отдельных потребителей. В Константинополе, например, существовало более 40 подземных водохранилищ. Некоторые из них сохранились до наших дней. Самое известное из них - Цистерна Базилика - расположена в самом историческом центре Стамбула около Собора Святой Софии.
Цистерна Базилика
Цистерна Базилика представляет собой настоящий подземный колонный зал размерами 145 × 65 × 8 м. Потолок поддерживается 336 колоннами (12 рядов по 28 колонн). Это хранилище строилось почти 250 лет, в 4-6 веках н.э. и почти 1000 лет использовалось для хранения запасов питьевой воды. Сейчас Цистерна Базилика является одним из самых популярных музеев Стамбула.
Помимо подземных водохранилищ в Константинополе был и водопровод, собранный из мраморных трубных секций и просверленных каменных блоков внутренним диаметром приблизительно до 400-500 мм. Трубные секции собирались в трубопровод путем своеобразного раструбного соединения, которое затем герметизировалось натуральными материалами. Сейчас несколько элементов такого водопровода можно увидеть в экспозиции Стамбульского Археологического музея.
Дальнейшая остановка в нашем коротком путешествии по объектам древнейшей трубопроводной инфраструктуры будет уже в Малой Азии, где на побережье Эгейского моря греческими колонистами в 11 веке до н. э. был основан город Эфес. Этот город в древние времена был, прежде всего, знаменит одним из семи чудес света античного мира - великолепным беломраморным храмом Артемиды. Впоследствии, во время войн диадохов за наследие Александра Македонского, Эфес был столицей одного из них - Лисимаха, царя Фракии и Македонии. Но настоящего расцвета Эфес достиг после присоединения к Римской империи, особенно когда в 27 г. до н. э. он стал столицей римской провинции Азия. Тогда город был расширен и в нем были построены огромная библиотека, театр, стадион, бани и другие необходимые здания любого крупного римского города той эпохи. Помимо прочего римляне построили в Эфесе систему акведуков и внутригородской водопровод.
Керамический водопровод в г. Эфес
Эфесский водопровод был керамическим, подземной или надземной прокладки. Он собирался из небольших трубных секций, которые, как и в Константинополе, соединялись между собой растровыми соединениями. Такого уровня инфраструктуры многие знаменитые европейские города достигнут только к 18-19 веку…
Трубные секции Эфесского водопровода
Но не только одни евразийские государства создавали системы водоснабжения. Оригинальные системы транспорта воды создавались и индейскими племенами Южной Америки. Это, правда, были не наземные сооружения, а, скорее, системы сложных каналов и водохранилищ, позволяющие транспортировать воду с гор к местам проживания людей. Самый древний акведук такого типа на территории Южной Америки, Кумбе-Майо, длиной около 8 км был сооружен предположительно около 1500 г. до н. э. на высоте 3,3 км. Уникальным инженерным сооружением была и система водоснабжения священного города инков Мачу-Пикчу, построенного в 15 веке н.э. на высоте 2450 метров над уровнем моря, в Андах, на территории современного Перу. Чистая вода из высокогорных источников направлялась в город системой искусственных каналов.
Город инков Мачу-Пикчу
В этом обзоре мы, конечно, не смогли рассказать Вам обо всех исторических трубопроводных системах. Уникальные акведуки сохранились в разных местах, например, в Испании, в г. Сеговия или во Франции, в окрестностях города Ним (самый высокий римский акведук Пон-дю-Гар). Но мы решили следовать основному принципу работы нашей компании и рассказать Вам только о том, что мы видели сами. Кстати, все фотографии в данной статье, тоже эксклюзивны и сделаны именно нами, а не являются копированием с известных интернет-ресурсов. В завершение хочется поздравить всех читателей этого скромного блога с наступающим Новым Годом и Рождеством, и пожелать всем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, успехов во всех делах, финансового благополучия и процветания!
transenergostroy.ru
10 впечатляющих древних акведуков.
Акведук (от латинского — «вести воду») – ирригационное сооружение, выполняющее несколько функций. Прежде всего, это водопровод, по которому вода подводится к населённым пунктам. Затем – это сложно устроенная оросительная система, позволяющая довести воду до сухих полей с произрастающими на них сельскохозяйственными культурами.
Первые акведуки появились несколько тысячелетий назад на Ближнем Востоке. Доподлинно известно, что уже в VII веке до нашей эры известковые ирригационные системы присутствовали на ассирийских землях, через долины которых они несли бесчисленные воды в столицу страны – Ниневию. Общая протяженность акведука составляла более восьмидесяти километров.
Ирригация Древнего Рима предназначалась для насыщения водой городов и мест промышленных разработок. Местные акведуки строились на территории римского государства веками: в одну только столицу вело одиннадцать водопроводных систем, длиной более трёхсот пятидесяти километров.
В древности акведуки были известны всем без исключения цивилизациям – ими одинаково хорошо пользовались как индейцы майя, так и древние греки. В Средневековье римский опыт постройки наземных водопроводов был потерян, и до конца XIX века ирригационные системы постепенно сошли на «нет». Самый известный акведук России был построен на границе XVIII-XIX века в районе современных московских Мытищ.
10 древних акведуков.
1. Тамбомачай (Tambomachay), Перу
Тамбомачай (в переводе на русский – «курорт» или «место отдыха») – один из наиболее древних акведуков, выполнявших в своё время, скорее, культурную и религиозную, нежели практическую функцию. Перуанский водопровод был построен для орошения царских садов, в которых любили отдыхать правители цивилизации инков. Долгое время Тамбочай сам по себе был священной реликвией Перу – это сооружение было посвящено культу воды. По своей структуре акведук представлял собой сложную систему каналов и водных каскадов, изящно стекающих по серым скалам.
2. Парк Акведуков в Риме (Aqueduct Park), Италия
Римский Парк Акведуков – грандиозный памятник древней культуры, состоящий из семи (из одиннадцати) дошедших до наших дней ирригационных систем. Проходящие по живописной долине, раскинувшейся между Новой Аппиевой дорогой и Тусколана, они, как и много веков назад, держат свой путь в сторону Рима. Благодаря им, столица древней Империи осталась в веках, как одна из самых чистых и просвещённых столиц мира. Римские акведуки насыщали город в такой степени, что свободные граждане уже в те далёкие времена могли позволить себе принимать ванны, сливать за собой уборных и наслаждаться красотой многочисленных фонтанов.
3. Акведуки в Кесарии (Caesarea Aqueduct), Израиль
Акведуки в Кесарии начали строиться еще при небезызвестном Ироде Великом. В период его правления в только что построенном средиземноморском городе с горы Кармель был проведён первый акведук, общей протяжённостью в десять километров. Второй «водопровод» был сделан во времена императора Адриана, посчитавшего, что разросшейся Кесарии отчаянно не хватает питьевой воды. Оба акведука шли параллельно друг другу и имели одинаковую длину. Для подвода воды к ним в скале был вырублен специальный канал. Русла акведуков представляли собой цементные, оштукатуренные, как с внешней, так и внутренней стороны канала, стенки.
4. Подземные акведуки Наска (Nazca Aqueducts или Cantalloc Aqueduct), Перу
Подземные акведуки Наска были построены южноперуанскими индейцами для обеспечения своих сельскохозяйственных земель достаточным количеством поливной влаги. Они имели сложную систему внутреннего устройства и были такими большими, что в них свободно мог войти человек среднего роста. Стены подземных каналов были укреплены массивными каменными блоками, а потолки застелены балками из мескитового дерева. Подземный характер акведуков позволял предотвратить испарение влаги в условиях жаркого перуанского климата. При этом по всему пути следования водопровода имелись специальные отверстия, через которые можно было спуститься в акведук для его очистки. Через них же из индейской ирригационной системы выводились на земную поверхность излишки влаги.
5. Акведуки и каналы в Хампи (Hampi Aqueducts), Индия
В истории Индии Хампи известна как столица древней, могущественной империи Виджаянагар. От построенного в XIV веке города до наших дней дошли многие величественные архитектурные и коммуникационные сооружения, в том числе и разнообразные акведуки. В те далекие времена индийские водопроводы использовались для полива банановых плантаций. Кстати, и то, и другое вполне неплохо действует в Хампи и сегодня. Помимо орошения акведуки и каналы в Хампи, берущие воду с окрестных гор, использовались и для наполнения специальных каменных ванн-бассейнов, предназначенных для омовения.
6. Акведук в Мериде (Acueducto de los Milagros), Испания
Испанский акведук в Мериде известен под названием Лос-Милагрос, что в переводе на русский означает «Акведук чудес». Выстроенный из трех сверх прочных материалов – гранита, бетона и кирпича – он имел длину в двести двадцать семь метров и возвышался над землёй на двадцать пять метров. До наших дней Лос-Милагрос дошёл в полуразрушенном состоянии, что, впрочем, не мешает по достоинству оценить его архитектурную привлекательность. Гранитные столбы акведука содержали вставки из красного кирпича. Последним были выложены и полукружия арок ирригационного строения. Существует версия, что такая архитектурная концепция легла в основу арабской Кордовской мечети.
7. Акведук де лас Ферререс (Les Ferreres Aqueduct), Испания
Акведук де лас Ферререс или «Мост Дьявола» был возведён из каменных блоков в I веке до нашей эры для обеспечения водой древнеримского города Таракко. Вода в него поставлялась из двух рек – Гайя и Франколи. Собираясь в районе Роурей, она распределялась по более мелким каналам и акведукам, ведущим к де лас Ферререс. Испанский «Мост Дьявола» представляет собой архитектурное сооружение, общей длиной в двести семнадцать и высотой в двадцать шесть метров. Конструкция из двух арок (одиннадцать внизу и двадцать пять вверху) содержала водопровод на своём верхнем ярусе. Акведук де лас Ферререс – один из наиболее полно дошедших до нас европейских акведуков.
8. Акведук Валента (Valens Aqueduct), Турция
Турецкий акведук Валента был построен в IV веке нашей эры из камней, ранее составлявших основу известного древнегреческого города – Халкидон. Расположенный между двумя холмами, он обеспечивал водой Константинополь, ныне известный как Стамбул. Общая протяжённость Валенты составляла тысячу метров, высота акведука в её максимальной точке равнялась двадцати шести метрам. Валента была действующей водопроводной систеой Стамбула вплоть до XIX века. Сегодня акведук Валента – важная культурная достопримечательность Стамбула. Он располагается в старой части города, над бульваром Ататюрка.
9. Акведук в Сеговии (Aqueduct of Segovia), Испания
Акведук в Сеговии известен как самый длинный из дошедших до наших дней западноевропейских акведуков. Его общая протяжённость составляет восемьсот восемнадцать, а высота в наивысшей точке – двадцать девять метров. В строительстве акведука было задействовано более двадцати тысяч гранитных плит. При этом сама конструкция является всего лишь наземной составляющей куда более сложной и длинной (многокилометровой) водопроводной системы. Дата постройки акведука точно неизвестна, но историки полагают, что он был возведен в период правления императора Веспасиана или Нерва, в I веке до нашей эры. В 1985-м году акведук в Сеговии был включён в Список наследия ЮНЕСКО.
10. Пон-дю-Гар (Pont du Gard), Франция
Акведук Пон-дю-Гар или «Мост через Гар» известен как самый высокий из всех сохранившихся до наших дней древнеримских акведуков. В своей наивысшей точке он достигает высоты в сорок семь метров, что в два раза выше средней классической высоты древних европейских акведуков. Пон-дю-Гар был построен в I веке нашей эры для снабжения водой города ним. Архитектурная конструкция акведука состоит из трёх ярусов: внизу сооружения располагается шесть крупных, в середине – одиннадцать средних и на верху – тридцать пять маленьких арок.
phototravelguide.ru
Римские Акведуки – Картинки - Фото
Римские акведуки, являясь шедеврами гидротехнического искусства, не имеют аналогий в античном мире. Вода - это жизненно необходимый предмет потребления, и потребность в ней особенно высока в Средиземноморье с его длинным, жарким и сухим летом. Рост городов привел к повышению спроса на воду, и, по меньшей мере, с V века до н.э. некоторые крупные греческие города снабжались водой, проведенной из отдаленных источников по акведукам. Самый первый римский акведук датируется 312 г. до н.э.
К середине I века н.э. в Риме было девять акведуков, о которых написал подробные трактаты знаменитый сенатор и консул Секст Юлий Фронтин, руководитель водного хозяйства Рима. Позднее в империи было построено только два новых акведука; вместе с ними общая протяженность водопровода превысила 450 км.
Арки акведука Клавдия, пересекающие поля к востоку от Рима и несущие наверху канал Новый Анио.
По приблизительным подсчетам, античный Рим (город) имел больший показатель водоснабжения из расчета на одного человека, чем современный город, хотя эта цифра вызывает некоторые сомнения: ясно, что акведуки строились не только для снабжения населения Рима питьевой водой, но и для множества других целей. Часть воды шла на ирригацию загородных садов за городом и на производственные цели, но все большее количество воды требовалось для общественных нужд: бань, городских фонтанов, цирков.
Частным лицам за право подключения к общественному водоснабжению и необходимо было получить разрешение у римского сената и платить за воду. Поступление в частный дом воды было роскошью, а демонстрация воды в фонтанах и бассейнах - свидетельством материального достатка. В других частях империи акведуки были предметом престижа, часто их строили богатые благотворители, в том числе при возведении нового банного комплекса.
Технология акведуков
Почти все античные акведуки были простыми самотёчными системами. Источник должен был находиться выше, чем город, который он обслуживал, а водопровод должен был иметь постоянный уклон вниз, чтобы вода стекала под действием силы тяжести. До города вода обычно шла по прямоугольному желобу, облицованному изнутри водонепроницаемой замазкой из извести и измельченной терракоты. Желоб был закрыт сверху, чтобы вода была чистой, но не был закупорен, как современные водопроводы. Угол наклона был достаточно маленьким, чтобы вода не вымывала дно желоба, но при этом он должен был обеспечивать ее движение. Античные авторы говорили о минимальном угле наклона между 1:5000 и 1:200, но фактические примеры лежат в пределах от 1:40 у первых 6 км карфагенского акведука до 1:14000 у 10-километрового участка акведука в Ниме.
Там, где это было возможно, желоб акведука лежал в земле, но мог и подниматься на надежный фундамент каменной кладки для создания ровного утла наклона при пересечении небольших низин или впадин. Время от времени для компенсации крутых склонов вводились короткие вертикальные участки, похожие на водопады.
На схеме показано, как работает изогнутая часть трубопровода (обратный сифон) с использованием закрытой системы труб при пересечении глубокой низины.
Использование самотёчной системы подразумевало, что желоб нигде не должен был подниматься выше, чем расположен источник. Акведук должен был также обходить такие препятствия, как горы, или проходить сквозь них по туннелю. Трудности, которые это могло повлечь за собой, ясно видны из длинной надписи, найденной в Алжире, прославляющей труд римского военного инженера и землемера по имени Ноний Дат. Дат отвечал за прокладку водопровода для города Салды в Мавритании Цезарейской. К сожалению, во время постройки крупного туннеля длиной около 500 метров что-то пошло не так, поскольку, как говорит надпись, две группы, копавшие туннель с разных концов, выполнили каждая больше чем половину работы, но не встретились. Дат был отозван назад, провел повторное исследование линии и привел это предприятие к благополучному завершению. Вероятно, прокладка туннелей всегда была одним из самых сложных этапов строительства водопроводов. Изучение сернакского туннеля, являющегося частью акведука, снабжавшего водой римский город Немаус (Ним), показало, что над участком длиной 60 м в течение двух месяцев работало шесть групп рабочих, равномерно расставленных вдоль водовода.
Проблемы также возникали, если на пути акведука лежала крутая низина. Там, где это было возможно, римляне предпочитали обходить низину поверху, так как это, по-видимому, было самым простым и самым дешевым техническим решением. Альтернативой была постройка моста, такого как Пон-дю-Гар, по которому через реку Гар к городу Ниму проведен римский акведук длиной 50 км. Его высота почти 49 м, а длина центрального пролета - 24,5 м. Вероятно, из всех римских акведуков он производит самое сильное впечатление, но он не был единственным. Столь же впечатляюще выглядят остатки длинных фундаментов-аркад, оставшихся от акведуков, снабжавших водой Рим. Они до сих пор видны на равнинах Римской Кампании. Арки использовались для уменьшения объема строительства и для сохранения простоты коммуникаций там, где акведук пересекал поля или жилые районы.
На подходе к городу акведук часто шел по аркам, поскольку многие античные города строились на холмах, и канал с водой нужно было поднять на такую высоту, чтобы вода могла поступать в город. Результатом стали такие впечатляющие сооружения, как трехъярусный акведук в Сеговии (Испания).
Художественная реконструкция показывает арки акведука Клавдиев-Новый Анио, пересекающие петлю более древних и низких акведуков Марцев-Теплый-Юлиев прямо над ведущей из Рима дорогой Виа Латина.
Еще одним способом пересечения глубоких низин, в тех случаях, когда построить через них мост было невозможно, стало сооружение закрытой напорной системы в форме обратного сифона. В этом случае вода поступала в свинцовый трубопровод, идущий от резервуара-накопителя, расположенного выше, по низкому мосту через низину и вверх под собственным давлением в приемный резервуар, расположенный на другой стороне чуть ниже, чем первый. Затем нормальная работа акведука возобновлялась. Потрясающие воображение сифоны сохранились возле городов Аспендос (ныне в Турции) и Лион (Франция). Сохранилось описание свинцовых труб диаметром до 0,3 м (1 римский фут). Система в целом могла справиться с разницей в уровнях, превышающей 100 м (300 римских футов).
Там, где акведук входил в город, специальный резервуар (castellum aquae) распределял воду по нескольким водопроводным трубам. Он был оборудован шлюзами для контроля водоснабжения, что позволяло закрывать отдельные части для ремонта. Трубы часто делали из свинца, терракоты, а в северо-западных провинциях - из дерева. Их прокладывали под улицами или мостовыми, и вода циркулировала под давлением по замкнутому кругу. Как предполагал римский архитектор и писатель Витрувий, распределительные трубы были сконструированы так, чтобы в периоды нехватки воды частное водоснабжение могло быть отключено в первую очередь, вслед за ним - бани и общественные постройки. В самом плохом варианте вся наличная вода поступала только в общедоступные фонтаны. Поскольку все дома в Помпеях находились не дальше 50 м от уличного фонтана, все городское население имело доступ к чистой воде.
Каждый элемент конструкции акведука, взятый в отдельности, впечатляет. Но если учесть весь объем организации, а также практическое воплощение и способность римских инженеров к решению сложнейших проблем, касающихся системы водоснабжения в целом - а они и вправду поразительны, - легко согласиться с такими античными авторами, как Плиний Старший или Фронтин, что акведуки являются одним из величайших чудес древнего мира.
Невероятно высокий Пон-дю-Гар несет на себе нимский акведук через глубокую долину реки Гар.
23.08.2018mjjm.ru
Акведук / Aqueduct / Сиде / Турция
Местоположение:
Северо-западная сторона старого города от Римского театра до городских стен и фонтана (см. карту древнего Сиде)
Транспорт:
Ближайшая остановка рейсового автобуса — Side Otogarı (автобус 639, примерно в километре). В городе можно осмотреть только водопроводные трубы, до которых нужно идти пешком.
Ближайший аэропорт:
Antalya Airport в Анталье (в 66 км севернее)
Цена входного билета:
Бесплатно
Часы работы:
Круглосуточно
Описание акведука Сиде
В Сиде был построен римский акведук, который доставлял воду в город из реки Манавгат (в древности она называлась Мелас) вблизи источника Думанли в одном из первых ущелий вверх по течению. Акведук был построен во второй половине второго века, и восстановлен в первой половине третьего века на средства, полученные от семейной пары жителей Сиде – Лоллианоса Брионианоса (Bryonianos Lollianos) и его жены Квиринии Патра (Quirinia Patra). Акведук был необычным по двум причинам. Он был построен в горной местности, но был удивительно прямым, с общей протяженностью 30 км, хотя источник находился от Сиде в 25 км по прямой линии. На этих 30 км находятся 22 моста-акведука и 16 туннелей длинной 100-2260 метров, то есть, в общей сложности 13 км тоннелей! Причина необходимости возведения такой сложной системы состояла в том, что разница в высоте между источником и городом составляла всего 36 метров. Поэтому инженеры были вынуждены применять более дорогостоящие способы строительства (тоннели и мосты), чтобы сделать нить труб между источником и городом как можно более прямой и короткой. Ещё одной уникальной особенностью акведука Сиде является то, что большинство из мостов-акведуков по крайней мере частично сохранились до наших дней. Для их постройки было использовано несколько различных типов камней, в основном местных, что сводило к минимуму транспортные расходы. Некоторые породы более подвержены выветриванию, чем другие, и это также объясняет различные степени сохранности мостов. К сожалению, самые интересные первые три километра акведука в настоящее время покрыты водами водохранилища Оймапинар (Oymapınar).
В город Сиде акведук заходил через подземную трубу, расположенную в 150 метрах к северу от главных ворот. Затем он выходил на поверхность земли возле городского фонтана и шёл через половину города до монументальных внутренних ворот близ Римского театра.
Керамические трубы внутренней системы распределения воды по городу, которые находятся возле музея Сиде. На заднем плане можно увидеть распределительный блок.
Как вода попадала в акведук из реки
Схема акведука от начала до конца. В начале статьи находится фотография моста-акведука. Все фотографии кликабельны.
Понравилась статья? Кликните на +1 и сообщите об этом автору!
Статьи на ту же тему:
Достопримечательности города СидеГородские стены СидеАгора и храм Тюхе в СидеРимский театр в Сиде Сколько лететь до АнтальиЧто можно привезти из Турции в подарок и для себяВсе пляжи Южного ГоаКакую валюту стоит брать в Грецию
Об авторе
tuorism.ru
Римские акведуки
Оросительные каналы, акведуки, плотины, мосты — еще с древних времен человек создавал всевозможные строения — в воде, над водой, около воды и даже под водой. Особого внимания заслуживают акведуки. Это каналы, трубы и водоводы, необходимые для того, чтобы обеспечить город водой, даже если поселение находится выше, чем сам водоем.
Акведуки могли быть протянуты как под землей, так и на ее поверхности. В последнем случае акведуки перекрывались сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведуки проходили по ямам и оврагам, строились арочные пролеты — настоящие чудеса архитектуры. Эти арки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.
Строить акведуки начали еще на Дальнем Востоке. Первые сведения, дошедшие до наших времен, — об акведуке, возведенном в 603 году до нашей эры. Сооружение снабжало водой столицу Ассирии Ниневию. В Древнем Египте и Армении тоже строили акведуки. Но самый длинный был сооружен в Древнем Иране, его протяженность более 315 километров.
Древнеримские акведуки, тем не менее, не идут ни в какое сравнение: они отличаются не только величием построения, но и масштабностью. Некоторые древние постройки сохранились и по сей день.
Необходимость в чистой питьевой воде заставила древних римлян строить акведуки еще в IV веке до нашей эры. Первый построенный акведук — Аквия Апия — достигал в длину 16 километров. В древние времена почти треть всей империи снабжалось чистой водой. Акведуки были протянуты почти по всей стране и завоеванным землям.
При правлении Августа в Римской империи уже насчитывалось около 16 акведуков, спускающих воду в города с высоких холмов. К началу ХХ века сохранилось 3 действующих (!) акведука — Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна.
Лучше других сохранился Гарский акведук, который находится во Франции близ города Нима. Его длина — 275 метра, высота — 48 метров (он выше знаменитого Колизея). Этот акведук был сооружен в 19 году до нашей эры, об этом свидетельствует надпись, оставленная на одной из стен сооружения. Для того времени постройка акведука была очень сложным проектом, но древние строители с успехом справились с этой задачей.
Строился акведук под руководством друга и зятя императора Августа. Он возведен из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн. Иногда камни выпирают поочередно — это сделано специально: выступами рабочие пользовались как лестницей. Само собой, всю строительную работу выполняли рабы. Предназначался акведук для того, чтобы доносить воду из источника Фонтан-дель-Юр, что невдалеке от города Юза. Почти 50-тикиломеровое сооружение протянуто по очень сложной местности (через высокие холмы и реки).
Акведук лишен каких-либо декоративных деталей, поскольку главная его задача — приносить пользу. Тем не менее, постройка достойна восхищения. Все сделано в строгом соответствии с расчетами. Детали акведука расположены по общим законам симметрии, без каких-либо отступлений. Арки хорошо выделяются на фоне неба, а сквозь проемы акведука видны продолжения реки Гардон.
Акведук состоит из 3 ярусов, расположенных друг над другом. Нижний ярус состоит из 6 арок, высота каждой — до 20 метров. На Среднем ярусе арок 11, а над ними построены еще 24. Края акведука сужаются В древние времена в Ними акведук впадал в водоисточник 6-метрового диаметра, от которого в 5 направлениях расходились трубы.
Древние жители, которые и не догадывались об истинном предназначении акведука, называли его дьявольским мостом: считалось, что всякий, кто пройдет по нему, отдает свою душу самому Сатане.
Неподалеку от Карфагена находятся руины большого акведука (Карфагенский акведук), подававшего воду в города с кряжа в горах Тунисского Атласа. Акведук имеет общую длину в 132 км. Вода подавалась самотеком, проходя несколько больших долин, где акведук имел высоту более 20 м. Он был заложен еще карфагенянами, перестроен в 136 г. н. э. римлянами (при императоре Адриане, 117 — 138 гг.). При императоре Септимии Севере (193 — 211 гг.) сооружение снова перестраивали. Акведук разрушали и снова восстанавливали варвары. Его руины до сих пор поражают своими грандиозными размерами. Это был самый длинный акведук в античные времена, второй по длине находится близ Рима.
Римляне считали постройку акведуков большим достижением в развитии. Действительно, эти постройки совершенны, иначе до нас не дошла бы ни одна. Просто чудо, что у современного человека есть возможность полюбоваться на творения древних и оценить уникальность каждого из них.
geographyofrussia.com
Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Акведук
Cтраница 1
Акведуки в зависимости от высоты опор и величины проводимого расхода имеют разнообразную конструкцию и сооружаются из лгрева, камня, бетона и железобетона. Наиболее ответственным местом акпедуна вслрдстпие опасности фильтрации является место сопряжения К с лотком акведука. [1]
Акведук состоит из лотка, иесун1 их конструкций пролетного строения, концевых сопрягающих участков лотка, промежуточных береговых опор. [2]
Акведуки, или водоводы, в древнем Риме строились из бетона, получаемого из известкового раствора, который приобретал гидравлические свойства путем введения гидравлических добавок ( кирпичной муки, вулканического пепла, туфа), названных пуццоланами по месту их залежей близ местечка Пуц-цуоли в Неаполитанском заливе. [3]
Акведуки ( рис. 160) служат для перевода водоводов или каналов через глубокие овраги, ущелья, долины рек, железные и шоссейные дороги. Современные акведуки строятся преимущественно из бетона и железобетона. [5]
Акведуки, или водоводы, в древнем Риме строились из бетона, получаемого из известкового раствора, который приобретал гидравлические свойства путем введения гидравлических добавок ( кирпичной муки, вулканического пепла, туфа), названных пуццоланами по месту их залежей близ местечка Пуц-цуоли в Неаполитанском заливе. [6]
Акведуки ( рис. 160) служат для перевода водоводов или каналов через глубокие овраги, ущелья, долины рек, железные и шоссейные дороги. Современные акведуки строятся преимущественно из бетона и железобетона. [8]
Древнеримский акведук в Нине. [9]
Акведуки рамной конструкции возводят из монолитного железобетона. При скальных грунтах применяют многопролетные рамы. Балочные акведуки могут быть разрезной, консольной и неразрезной системы. [11]
Проектирование акведука начинают с расчета лотка в поперечном и продольном направлениях. Расчет лотка в поперечном направлении производят в зависимости от его конструктивной схемы. [12]
Поток акведука рассчитывают по формулам равномерного движения. Глубину воды в лотке акведука принимают на 5 - 15 см меньше, чем в верховом канале. [13]
В лотках акведуков основным является расчет по образованию трещин. Обычно из этого условия назначают предварительные размеры лотка и величины пролетов. [15]
Страницы: 1 2 3 4 5
www.ngpedia.ru
Поделиться с друзьями: