Что означает маркировка на зимних, летних и грузовых шинах. Шины обозначение на схеме
Маркировка шин и расшифровка обозначений на покрышке автомобиля какие надписи что значат
Для многих владельцев машин расшифровка маркировки шин автомобилей является сложной задачей, поскольку большинство людей не знакомы с обозначениями, имеющимися на боковой стороне покрышки. Между тем, любому автовладельцу будет полезна эта информация, поскольку благодаря ей вы сможете купить резину, максимально удовлетворяющую ваши потребности. Например, при покупке летней или зимней резины. В приведенном ниже материале мы собрали, структурировали информацию, и предоставили для вас обозначение маркировки шин в интерактивном, удобном для восприятия, формате.
Интерактивное изображение обозначения маркировки. Работает при наведении курсора мышки
Основные маркировки
Существует большое количество элементов по маркировке шин. Для начала перечислим основные:
Расшифровка обозначений на покрышках
- производитель;
- торговая марка или название модели покрышка;
- размер покрышки;
- индекс максимальной нагрузки;
- индекс скорости;
- назначение;
- уровень защиты;
- сезонность и условия эксплуатации;
- другая информация.
Далее детально разберемся, что означает и какие возможные значения могут иметь обозначенные “шифровки”.
Производитель. Обычно название производителя написано большими буквами так, чтобы его было хорошо видно. Делается это, в основном, в рекламных целях. Кроме этого, многие производители имеют имеют логотип, выполненный в оригинальном стиле, который они стараются передать всем своим изделиям. В мире существует огромное количество производителей автомобильных покрышек, поэтому останавливаться на них не имеет смысла.
Торговая марка или линейка. Многие производители имеют в своей собственности несколько торговых марок, под которыми выпускаются покрышки для машин. И практически все делают резину в нескольких линейках и моделях. В рамках одной линейки можно купить покрышку с разными размерами и характеристиками. Это значительно облегчает выбор и расширяет его возможности.
Размеры автомобильной покрышки
Размер покрышки. Пожалуй, это самая важная маркировка автомобильных шин. Рассмотрим ее на конкретном примере — 195/60R14. В данном случае 195 мм — это ширина профиля покрышки. Оно вычисляется как расстояние между наружными границами боковых поверхностей накачанной шины (без учета защитных поясов, различных маркировок и прочих дополнительных средств, которые могут иметь место). Число 60 — отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах. В данном случае 195 × 0,6 = 117 мм. Буква R означает английское слово Radial, что в переводе означает радиальный тип покрышки (на сегодняшний день радиальный тип резины является самым используемым, он повсеместно вытеснил более старый диагональный тип). Последнее число (в данном случае 14) говорит о посадочном диаметре (диаметре диска), выраженном в дюймах. Если после диаметра добавлена буква C (сокращенно от commercial), то это означает, что покрышка обладает усиленной нормой слойности, поэтому ее можно использовать в небольших грузовиках, фургонах или микроавтобусах. В последнем случае индекс грузоподъемности таких покрышек пишется двумя числами. Первое означает допустимую нагрузку на одиночную покрышку, второе — на сдвоенную.
Например, покрышка 185/75 R16C 104/102S имеет повышенную прочность и имеет индекс нагрузки 104 (900 кг) при одиночной установке, и 102 (850 кг) при сдвоенной. При этом максимально допустимая скорость составляет 180 км/ч (определяется индексом скорости S, индексов нагрузки и скорости мы коснемся далее).
На некоторых покрышках процентное соотношение между шириной и высотой профиля не указывается. В этом случае необходимо знать, что оно находится в пределах 0,8...0,82. Однако во всех случаях, когда это значение ниже 0,8 оно обязательно указывается на покрышке с шагом 0,05.
Для покрышек, произведенных на территории США, существует альтернативная система обозначения резины, несколько отличающаяся от стандартной. Рассмотрим ее на следующем примере — 35 / 12.5 R15 113Q. В данном случае число 35 означает внешний диаметр покрышки в дюймах. А 12,5 — это номинальная ширина в дюймах. В остальном же информация идентична описанному выше стандарту. То есть, основное отличие — использование дюймов вместо миллиметров.
Таблица соответствия радиальных покрышек легковых автомобилей профилю обода колеса.
Обозначение покрышки | 135/80R12 | 155/80R13 | 165/80R13 | 175/80R13 | 165/80R14 | 175/80R16 | 155/70R13 |
Обозначение профиля обода | 4,00B*, 4,50 | 4 1/2J*, 4J, 5J, 5 1/2J | 4 1/2J*, 4J, 5J, 5 1/2J | 4J*, 4 1/2J | 5J*, 4 1/2J | 5J* | 4 1/2J, 4J, 5J |
Обозначение покрышки | 165/70R13 | 175/70R13 | 185/70R13 | 175/70R14 | 185/70R14 | 205/70R14 | 185/65R13 |
Обозначение профиля обода | 4 1/2J*, 4J, 5J | 5J, 5 1/2J, 4 1/2J | 6J*, 7J | 5J*, 5 1/2J | 5J*, 5 1/2J | 5 1/2J*, 6J, 6 1/2J | 5 1/2J*, 6J |
Таблица соответствия покрышек легких грузовых автомобилей и автобусов малой вместимости профилю обода колеса.
Обозначение покрышки | 185/80R15C | 215/80R16C | 225/75R16C | 5,90-13C |
Обозначение профиля обода | 5 1/2J*, 5K, 6J | 6J* | 6 1/2J*, 6J, 5 1/2J | 4J*, 4 1/2J |
"*" — рекомендуемый профиль обода для данной покрышки, допускаемые профили не отмечены.
Индекс максимально допустимой нагрузки на шину (Load Index). В данном случае речь идет о том, какую максимально допустимую массу способна выдержать покрышка. Это значение зашифровано в виде чисел, которые сами по себе не показывают массу, а лишь содержат шифр. Приблизительное значение можно вычислить, если полную массу автомобиля разделить на четыре. Индекс нагрузки шины обычно пишут сразу же после размера.
Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка, кг |
62 | 265 | 75 | 387 | 88 | 560 | 101 | 825 | 114 | 1180 |
63 | 272 | 76 | 400 | 89 | 580 | 102 | 850 | 115 | 1215 |
64 | 280 | 77 | 412 | 90 | 600 | 103 | 875 | 116 | 1250 |
65 | 290 | 78 | 425 | 91 | 615 | 104 | 900 | 117 | 1285 |
66 | 300 | 79 | 437 | 92 | 630 | 105 | 925 | 118 | 1320 |
67 | 307 | 80 | 450 | 93 | 650 | 106 | 950 | 119 | 1360 |
68 | 315 | 81 | 462 | 94 | 670 | 107 | 975 | 120 | 1400 |
69 | 325 | 82 | 475 | 95 | 690 | 108 | 1000 | 121 | 1450 |
70 | 335 | 83 | 487 | 96 | 710 | 109 | 1030 | 122 | 1500 |
71 | 345 | 84 | 500 | 97 | 730 | 110 | 1060 | 123 | 1550 |
72 | 355 | 85 | 515 | 98 | 750 | 111 | 1090 | 124 | 1600 |
73 | 365 | 86 | 530 | 99 | 775 | 112 | 1120 | 125 | 1650 |
74 | 375 | 87 | 545 | 100 | 800 | 113 | 1150 | 126 | 1700 |
При изучении приведенной информации обязательно нужно помнить, что в данном случае она говорит лишь о предельной нагрузке для покрышки как таковой, то есть, без привязки к конкретному автомобилю и условиям эксплуатации. Кроме этого, не забывайте, что покрышка не должна работать в критических условиях, то есть. при максимальной нагрузке. Если у вас легковой автомобиль, то нельзя допускать увеличения нагрузки до 80% от приведенных значений. А если вы являетесь обладателем внедорожника — то до 70%. Чрезмерная нагрузка не только приближает срок выхода покрышки из строя, но и является чрезвычайно опасной в силу возможного взрыва. А если он произойдет на большой скорости, это может быть смертельно опасным!
При выборе покрышки обращайте внимание на индексы максимальных нагрузок и скорости. Всегда берите значение с запасом, однако не переборщите с этим. Ведь чем на большую нагрузку рассчитана шина, тем она будет массивней и тяжелей. А это напрямую скажется на динамику машины и расход топлива. Лучше придерживаться «золотой середины».
E1 — E48 (обычно пишется в кружочке). Означает, в какой стране покрышка прошла соответствие требованиям качества ECE (Economic Commission for Europe) и номер стандарта.
Таблица соответствия кодов и стран стандартизацииКод | Страна стандартизации | Код | Страна стандартизации |
E1 | Германия | E21 | Португалия |
E2 | Франция | E22 | Россия |
E3 | Италия | E23 | Греция |
E4 | Нидерланды | E24 | Ирландия |
E5 | Швеция | E25 | Хорватия |
E6 | Бельгия | E26 | Словения |
E7 | Венгрия | E27 | Словакия |
E8 | Чехия | E28 | Беларусь |
E9 | Испания | E29 | Эстония |
E10 | Югославия | E31 | Босния/Герцеговина |
E11 | Великобритания | E34 | Болгария |
E12 | Австрия | E36 | Литва |
E13 | Люксембург | E37 | Турция |
E14 | Швейцария | E39 | Азербайджан |
E15 | Не используется | E40 | Македония |
E16 | Норвегия | E43 | Япония |
E17 | Финляндия | E45 | Австралия |
E18 | Дания | E46 | Украина |
E19 | Румыния | E47 | Южная Африка |
E20 | Польша | E48 | Новая Зеландия |
Обозначение максимальной нагрузки и максимального давления
Максимально допустимая нагрузка (Max Load, измеряется в килограммах или фунтах). Значение, аналогично вышеприведенному. Отличие заключается в том, что характеристика подается в абсолютных величинах. При этом обращайте внимание, где произведена шина, чтобы не перепутать значения килограммов или фунтов (для справки 1 фунт = 0,4536 кг).
Соответствия индексов и значения максимальной скорости
Индекс скорости. Эта информация зашифрована в виде букв английского алфавита. Представляем для вас еще одну таблицу маркировки шин, где представлена расшифровка упомянутого индекса. Обозначенная скорость допускается при максимальной нагрузке на покрышку. Этот индекс обычно указывается после индекса нагрузки.
Максимально допустимое давление (Max Pressure). Это одна из самых важных информаций, имеющихся на маркировке легковых шин. Давление указывается в кПа или в PSI (фунтах на квадратный дюйм, внесистемная единица измерения давления, принятая в США). Зачастую на покрышках можно встретить одновременно значения в одних и других единицах. Если же на шине указано лишь одно значение, то помните, что 1 кгс/см2 (техническая атмосфера) = 0,98 бар = 14,223 PSI = 98,066 кПа. Дополнительную информацию о том, какое давление должно быть в шинах различных автомобилей вы можете ознакомиться в следующем материале.
Надпись M+S и изображение зимних покрышек
Маркировка шин M+S (иногда M&S). Это обозначение используют, в основном, европейские производители покрышек. Буква M означает английское слово Mud, что переводится как “грязь”. А буква S — Snow, снег. Эти обозначения говорят автовладельцу о том, что покрышку можно использовать в соответствующих условиях. Дело в том, что в европейских странах зимы менее суровые, чем в России, поэтому там больше грязи, чем снега и льда. А покрышки, которые традиционно в нашей стране называют “зимними”, европейцы скорее называют арктическими.
Маркировка на шинах по сезону и покрытию. Вы также можете встретить следующие варианты обозначения сезонности:
Один из вариантов обозначения всесезонных покрышек
- AS (All Seasons, Any Season). Резина пригодна для использования в любое время года.
- AGT (All Grip Traction). Всесезонная покрышка.
- R+W (Road + Winter). В переводе означает “дорога” + “зима”. То есть, резина для использования в холодное время года.
- Frost. Так обозначают зимнюю резину.
- AW (Any Weather). Подходит для использования в любую погоду.
- A/T (All Terrain). Резина подходит для использования на любой местности.
- M/T (Mud Terrain). Покрышка может использоваться на грязном ландшафте.
Стоит добавить, что некоторые производители погодные свойства своих покрышек иллюстрируют не с помощью надписей, а посредством нанесения соответствующих рисунков. Например, если вы встретите нарисованные вместе снежинку, дождь и солнце — это означает. что покрышка всепогодная. Для обозначения зимней резины используют изображение снежинки или пиков гор (иногда оба рисунка объединяют). Кроме этого, на некоторых моделях зимних покрышек вместо стандартных индикаторов износа (имеющих размер 1,6 мм) используют зимние (их толщина составляет 4 мм). Обычно зимнюю покрышку можно отличить на ощупь. Ее поверхность более мягкая.
Распространенное обозначение всепогодных покрышек
Дождевая резина. Далее рассмотрим, как расшифровать маркировку шин, предназначенных для использования в условиях большого количества воды. Такие покрышки обозначаются следующими словами — Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua. В некоторых случаях вместо слов на боковой поверхности покрышки нарисован зонтик.
Функция покрышки. Теперь рассмотрим, где может использоваться покрышка. Об этом вам расскажут буквы, находящиеся перед типоразмером:
- P (Passenger). Может использоваться в легковом автомобиле.
- LT (Light Truck). Для легких грузовиков или фургонов.
- ST (Special Trailer). Для прицепов.
- LRO (Low Platform Trailer). Для использования на прицепах с низкой платформой.
- T (Temporary). Для временного использования (в качестве запасного колеса).
Неделя и год выпуска покрышки, а также отметка стандарта DOT
Год выпуска. Маркировка шин автомобиля позволяет узнать информацию о месяце и годе производства покрышки. В частности, эта информация зашифрована в четырех небольших цифрах, заключенных в овал, на боковой поверхности изделия. Первые две цифры в данном случае означают порядковый номер недели в году, а вторые — непосредственно год. Например, маркировка 1015 говорит нам о том, что покрышка была выпущена в 2015 году, на 10-й неделе года, то есть, приблизительно в начале марта.
Индексы температуры, торможения и износа
Индексы. Зачастую на американских покрышках после размера пишут три индекса:
- Температурный индекс (Temperature A, B, C). Показывает, насколько устойчива покрышка к воздействию высокой температуры, и не теряет ли она при этом своих свойств. В частности, лучшим индексом считается А.
- Индекс торможения (Traction А, В, С). Свойство покрышки тормозить и сцепляться с поверхностью дороги на влажном и скользком покрытии. Аналогично лучшим индексом считается А.
- Ожидаемый километраж пробега (Treadwear). Измеряется в числах более 100, поскольку именно это число является базовым значением (число 100 соответствует 48 тысячам километров пробега). Соответственно, чем он больше, тем лучше. Этот параметр определяется в соответствии с существующим в США стандартом.
Вид индикатора износа покрышки
Сведения о конструкции. Иногда при маркировке всесезонных и других шин производитель пишет информацию, из каких слоев сделано покрытие. Например, надпись TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означает, что покрытие состоит из двух слоев полиэстера, двух слоев металлического корда и одного слоя нейлонового корда.
Индикатор износа. Он показывает, насколько сильно износилась покрышка, и соответственно, не пора ли производить ее замену. Обычно находится на дне канавки, расположенной максимально близко к надписи TWID (иногда используются надписи TWI, DSI). На место его расположения указывает стрелка, облегчающая поиск. Дополнительную информацию об износе покрышек вы найдете в соответствующей видеоинструкции.
Шипы. На покрышках, где используются шипы, производители указывают следующую информацию:
- AD. Алюминиевые шипы.
- SD. Шипы с твердосплавным сердечником.
- DD. Шипы с прямоугольным сердечником и алмазной гранью.
- OD. Шипы с овальным сердечником.
- MD. Пластиковые шипы с твердосплавным сердечником.
Цветные метки. В некоторых случаях производители покрышек используют цветную маркировку своих изделий. Так, для этого применяются белый, красный и желтый цвета, в частности, соответствующие кружочки или треугольники.
Цветные обозначения покрышек
Красную точку или треугольник ставят в месте, которое является самым жестким на боковине покрышки. Если вы устанавливаете ее на легкосплавный диск, то эту точку нужно совместить с отметкой L на диске. Белая точка или треугольник означает самое гибкое место на боковине. При установке резины на легкосплавный диск это место должно быть диаметрально противоположным отметке L. Желтый треугольник означает самое легкое место, которое необходимо совмещать с местом, где установлен золотник на диске.
Изредка можно встретить цветные линии, нанесенные на протектор новой покрышки. Они являются заводской маркировкой, которая помогает работникам складов хранить шины с определенными характеристиками в одном месте. С другой стороны, при наличии таких полос, потребитель может убедиться, что покрышка еще не была в употреблении.
Информация о защите от проколов. Производителями покрышек используются разные технологии по защите покрышек от порезов и проколов. В частности, разные производители обозначают их по-разному. Ниже приводим таблицу соответствия.
Производитель покрышек | Маркировка | Производитель покрышек | Маркировка |
Bridgestone | RFT (Run-Flat Tyre) | Michelin | ZP (Zero Pressure) |
Continental | SSR (Self Supporting Run-Flat) | Pirelli | EUFORI@ или RF |
Goodyear | EMT (Extended Mobility Technology) или RunOnFlat | Nokian | Run Flat или RF |
Kumho | RF | Yokohama | RF |
Обозначение покрышки с усиленными боковинами
Эти технологии позволяют автомобилю продолжать движение при частичной или полной потере давления от 50 до 150 километров при условии, что скорость движения не будет превышать 80 км/ч. Кроме этого, существует маркировка, сообщающая о наличии или отсутствии некоторых дополнительных защит. В частности:
- MFS (Maximum Flange Shield). Максимальная защита закраины диска.
- FR (Flange Protector, аналогично RPB (Rim Protection Bar) или MFS (Maximum Flange Sheild)). Шина с защитой обода диска.
- FB (Flat Base). Покрышка не имеет конструктивного элемента, который бы защищал обод диска от повреждений об бордюры.
Цветовая маркировка шин автомобилей. Если производитель наносит на боковую часть покрышки какие-то цветовые рекламные или прочие обозначения, то в закодированном виде это выглядит следующим образом:
- OWL (Outline White Letters). Контурные белые буквы на боковине покрышки.
- BSW (Black Side Wall). Черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
- VSB (Vertical Serrated Band). Вертикальная зазубренная полоса.
- RWL. Белая полоса на боковине.
- ORBL (Outlined Raised Black Letters). Черные выделенные поднятые буквы на боковине.
- RRBL (Recessed Raised Black Letters). Утопленные рельефные черные буквы.
- WSW. Белая боковина.
- BLK. Черная боковина.
Дополнительная информация. При маркировке зимних и летних шин производители иногда пишут дополнительную информацию о качествах и характеристиках их изделий. Так, иногда вы можете встретить следующие обозначения:
Полезная информация
Также вам следует помнить, что у большинства известных мировых производителей автомобильных покрышек существуют свои обозначения некоторых нюансов, условий эксплуатации и используемых при изготовлении технологий. С этой информацией вы сможете ознакомиться на официальном сайте компании-изготовителя резины.
Старайтесь устанавливать на ваш автомобиль покрышки не только одного размера и конструкции, но и одной модели и производителя. Ведь, несмотря на их внешнюю схожесть, разная резина обладает разными характеристиками, что в критических ситуациях может сыграть решающую роль.
Также избегайте следующих ситуаций при установке разной резины на ваш автомобиль:
- низкопрофильные покрышки спереди, а высокопрофильные сзади;
- спереди резина с шипами, а сзади без них;
- спереди новая резина с хорошим протектором, а сзади “лысая”, или наоборот.
Представляем для вас таблицу с информацией о рекомендуемых вариантах замены размера покрышек.
Таблица с информацией о замене резиныРазмерность заменяемой покрышки | Вариант замены (в начале списка указан наиболее подходящий вариант) |
135/80R12 | 155/70R12, 155/65R13 |
165/70R13 | 185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15 |
175/70R13 | 175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155/R13, 165/70R14, 165/65R14 |
175/70R14 | 185/65R14, 195/60R14, 195/55R15 |
185/70R14 | 195/65R14, 205/55R15, 195/60R15 |
195/65R15 | 215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15 |
195/70R15 | 205/65R15, 225/60R15, 205/55R16 |
205/70R15 | 215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15 |
205/70R15 | 205/75R15, 215/65R15 |
Данные из таблицы помогут вам правильно подобрать как саму резину, так и её размер который лучше подойдет к вашему авто. Ведь любые покрышки на машину ставить нельзя, они могут попросту не подойти, как бы этого не хотелось. Заметим что все размеры шин, которые могут быть установлены на конкретный автомобиль, находятся в таблице на передней стойке или пороге, вместе с данными по давлению в шинах, рекомендованное производителем.
Заключение
Мы постарались привести для вас максимально полную информацию на предмет того, как производители шифруют данные о характеристиках покрышек. Уверены, что отныне вы сможете без труда разобраться, что означает маркировка на шинах автомобиля. Если вы сталкивались с обозначениями, которых нет в приведенном материале, будем рады увидеть ваши комментарии в обсуждении.
Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!
etlib.ru
Обозначение и расшифровка маркировки автомобильных шин
1. Торговая марка шины является, в первую очередь, характеристикой конкретного рисунка протектора. Кроме того, по ней можно определить и другие технологичные и конструкторские особенности, которые отличают от других данную шину. У каждого производителя имеется своя система кодировок, поэтому даже одинаковые цифры и буквы на изделиях разных производителей часто могут свидетельствовать о совершенно разных параметрах. Точно узнать, что скрывается за той или иной маркой можно, воспользовавшись каталогом фирмы.
2. Максимальная нагрузка (согласно требованиям транспортного министерства Соединённых Штатов). Некоторые фирмы-производители указывают расшифровку – мелким шрифтом помечают MAX LOAD (в переводе – «максимальная нагрузка»), после чего указывают предельно допустимую нагрузку в килограммах и фунтах. Например: MAX LOAD 525kg(1158 lbs), 1lbs=0,4536 кг.
Среди водителей существует одно довольно распространённое заблуждение. Они считают, что указанную максимальную нагрузку достаточно умножить на количество колёс в автомобиле (4), чтобы получить максимальную нагрузку автомобиля. Это неправильно! Полученная таким способом цифра является очень завышенной: под предельным весом шины работать не должны. Чтобы получить представление о реальной возможной нагрузке, от полученного числа следует отнять 20% в случае легковой машины и 30% в случае внедорожника. И даже после этого на полученную массу нельзя рассчитывать в полной мере, поскольку значение MAX LOAD не учитывает особенности конструкции автомобиля, а обозначает общую предельную нагрузку на шину. Но каждый автомобиль имеет свою развесовку, особенности управляемости. Некоторые машины лучше управляются на недогруженных шинах, другие на разные оси требуют шины с разной грузоподъёмностью. Бездумный подход к определению грузоподъёмности шин с помощью механического пересчёта величины MAX LOAD к хорошему не приведёт. Руководствоваться следует паспортом автомобиля.
3. Индекс износостойкости – TWI (TREAD WEAR INDEX)
Износостойкость – величина относительная. Основана она на данных тестов в чётко отрегулированных условиях на определённой правительством экспериментальной дороге. Шина, у которой выставлена оценка 200 прослужит вдвое дольше, чем в аналогичных условиях шина с оценкой 100. Реальный срок эксплуатации шины будет зависеть от условий, в которых она используется: от стиля вождения, местного климата, качества дорог и других показателей. Аналогии в износостойкости между шинами разных производителей проводить некорректно: оценки можно сравнивать лишь в шинах одного производителя. Нормальным считается показатель износостойкости в 100 баллов. Выше ста – улучшенные шины, ниже ста – износостойкость невысокая.
4. Индекс сцепных качеств - TRACTION INDEX.
От этого показателя зависят тормозные способности шины. Данный показатель определяют с помощью испытаний на специальной тестовой бетонно-асфальтовой площадке, определённой правительством. Индекс сцепления показывает способность к торможению на прямолинейном отрезке трассы, устойчивость на поворотах этот показатель не учитывает.
Индекс А говорит об отличном качестве сцепления, В – среднем, С – удовлетворительном.
5. Температурный индекс - TEMPERATURE INDEX
Данный показатель оценивает термостойкость шины, а точнее, её устойчивость к выделению теплоты. Тесты по определению индекса проводятся в закрытом помещении в регулируемых условиях на экспериментальном колесе. Длительный перегрев может вызвать дегенеративные изменения в материале шины, сократив срок её службы, а чрезмерно высокая температура сразу может вывести изделие из строя. Согласно Федеральному закону, температурный индекс шин не должен быть ниже оценки С, что говорит об удовлетворительных показателях термостойкости. Индекс В соответствует средней величине, А – превосходной.
6. Максимальное давление воздуха.
Единицами измерения этот показателя являются килопаскали и фунты на квадратный дюйм. Например: 2.5 kPa (36psi), 1psi=0,0069 MPa. Данные показатели корректны для «холодной» шины.
7. Производитель. С этим показателем всё просто: название производителя шин.
8. Показатель соответствия стандартам указывается в виде маркировки DOT, что свидетельствует о соответствии американским стандартизационным нормативным документам.
9. Буквенные обозначения условий эксплуатации
-
M+S (Mud + Snow или грязь + снег) - эти буквы указывают на возможность эксплуатировать шину зимой или может использоваться как при наличии грязи, так и снега.
-
WINTER – шины для зимы.
-
AQUATRED (AQUA CONTACT) – шины для дождливой погоды.
-
Шины AW (Any Weather) можно использовать в любую погоду .
-
AS (All Seasons) – всесезонные шины.
Если на шины нанесены маркировки AS и AW, они пригодны для использования на скользком и влажном покрытии в любую погоду.
В последнее время вместо буквенных обозначений производители помещают на боковины шин рельефные картинки: солнце, дождь, снежинку, наглядно демонстрируя, для каких погодных условий предназначено изделие.
10. Указание размера шины.
Маркировка типа 195/60R14 говорит о следующем:
Число 195 в данном случае указывает на ширину профиля шины, которая определяется в накачанной шине линейным расстоянием между внешними сторонами боковин. При этом различные возможные возвышения, возникшие из-за нанесения отделки, маркировок или защитных поясов (ободов) не учитываются.
Значение 60 – это отношение высоты и ширины профиля в процентном отношении.
Высотой профиля принято считать разность между общим и номинальным диаметрами обода, разделенную на 2.
Конструкция шин, как и их форма в процессе развития автомобилестроения постоянно менялись. От почти круглой форма шины менялась на более плоскую, при чём менялось и отношение высоты и ширины профиля от 100% к современным 50%.
Данное соотношение высоты шины к ширине (Н/В, Н - высота, В - ширина) называют серией шины. Серия – крайне важный показатель, поскольку именно от этого параметра зависят ездовые свойства шины. Некоторые производители (как правило, американские) перед указанием размера ставят букву Р - Passenger, тем самым указывая, что предназначение данной шины – легковые автомобили (Р195/60R14). Пометка LT - Light Truck – свидетельствует о том, что эта шина изготовлена для лёгкого грузовика.
Буква R на маркировке означает, что шина имеет радиальную конструкцию, цифра 14 – на монтажный диаметр диска в дюймах. Диаметр может измеряться и в миллиметрах. Пересчёт с одной величины на другую осуществляют, считая дюйм за 25,4 мм.
Рассмотрим на схеме пример шины с тем же размером: 195/60R14
Первый размер (А) является шириной профиля шины в миллиметрах. У нас А = 195 мм.
Второй размер (В) – это высота профиля, являющая собой отношение высоты шины к её ширине в процентном обозначении. В нашей шине этот размер равен 60% (117 мм)
Третий размер (С) – диаметр диска в дюймах. У нас он равен 14 дюймам (356 мм)
Четвёртый размер (D) – полная высота шины, которая равна 2В+С. У нас это составит 590 мм.
Согласно инструкции, принятой в Европе, после обозначения размеров шин следуют условные обозначения эксплуатационных показателей, которые состоят из коэффициента нагрузки и обозначения скорости
11. Индекс грузоподъёмности или коэффициент нагрузки указывает на граничный вес нагрузки, на который рассчитана шина. Указанное на шине число из двух знаков не является количеством килограммов, оно является условным индексом. Конкретные значения грузоподъёмности шин можно найти в таблице, первое число в которой является коэффициентом нагрузки, второе – фактической грузоподъёмностью шины в килограммах.
50 / 190 |
60 / 250 |
70 / 335 |
80 / 450 |
90 / 600 |
100 / 800 |
110 / 1060 |
120 / 1400 |
51 / 195 |
61 / 257 |
71 / 345 |
81 / 462 |
91 / 615 |
101 / 825 |
111 / 1090 |
121 / 1450 |
52 / 200 |
62 / 265 |
72 / 355 |
82 / 475 |
92 / 630 |
102 / 850 |
112 / 1120 |
122 / 1500 |
53 / 206 |
63 / 272 |
73 / 365 |
83 / 487 |
93 / 650 |
103 / 875 |
113 / 1150 |
123 / 1550 |
54 / 212 |
64 / 280 |
74 / 375 |
84 / 500 |
94 / 670 |
104 / 900 |
114 / 1180 |
124 / 1600 |
55 / 218 |
65 / 290 |
75 / 387 |
85 / 515 |
95 / 690 |
105 / 925 |
115 / 1215 |
125 / 1650 |
56 / 224 |
66 / 300 |
76 / 400 |
86 / 530 |
96 / 710 |
106 / 950 |
116 / 1250 |
126 / 1700 |
57 / 230 |
67 / 307 |
77 / 412 |
87 / 545 |
97 / 730 |
107 / 975 |
117 / 1285 |
127 / 1750 |
58 / 236 |
68 / 315 |
78 / 425 |
88 / 560 |
98 / 750 |
108 / 1000 |
118 / 1320 |
128 / 1800 |
59 / 243 |
69 / 325 |
79 / 437 |
89 / 580 |
99 / 775 |
109 / 1030 |
119 / 1360 |
129 / 1850 |
12. Обозначение скорости указывает на максимальные расчетные скоростные показатели шины. Таблица, приведённая ниже, показывает эквивалент скорости в км/ч, соответствующий каждой букве.
Ранее скоростные характеристики шины указывались на внутренней боковине в средине обозначения размеров, к примеру, 165SR14.
индекс |
J |
K |
L |
M |
N |
P |
Q |
R |
S |
T |
U |
H |
V |
VR |
W |
Y |
ZR |
км/ч |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
180 |
190 |
200 |
210 |
240 |
>210 |
270 |
300 |
>240 |
Шины с маркировкой "VR" способны выдержать скорость свыше 210км/ч.
Маркировка "ZR" указывает на возможность развивать скорость свыше 240км/ч.
Маркировка "V" в комплекте с индексом грузоподъёмности, к примеру, 91, созданы для скоростей от 210 до 240 км/ч (индекс грузоподъёмности в данном случае корректен для скорости в 210 км/ч. Для каждых 10 км увеличения скорости следует уменьшать нагрузку на 3%.
Шины, имеющие маркировку "W" вкупе с индексом грузоподъёмности 100 (100W) предназначаются для скоростей от 240 до 270км/ч. На каждые 10 км скорости, начиная от 240 км, нагрузку следует уменьшать на 5%. Шины с индексом скорости "W" иногда снабжены дополнительной маркировкой "ZR".
Маркировка "Y" означает возможность развития скорости от 270 до 300 км/ч. На каждые 10 км скорости сверх 270 грузоподъёмность снижаем на те же 5%.
Скоростной индекс, определяемый экспериментально на специальных стендах, подразумевает предельную скорость, которую шина способна выдержать. Если этот показатель будет превышен, нет никакой гарантии, что шина не развалится. А для долговременной эксплуатации лучше подойдёт щадящий скоростной режим: на 10 – 15% меньше указанной максимальной скорости.
13. Данные о конструкции шины, которые требует министерство транспорта США. Конструкционные особенности прописываются на бортах и содержат сведения о количестве брекерных и каркасных слоёв, о материале, из которого произведён корд. К примеру, надпись TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD расшифровывается следующим образом: брекер включает в себя 2 слоя полиэстера, 2 - металлокорда и 1 - нейлонового корда. Слово SIDEWALL указывает на количество слоёв каркаса боковины. Иногда встречается надпись RAYON, означающая вискозный корд.
14. На шинах могут быть и дополнительные сведения:
-
TWI – отметка индикатора износа протектора (Tread wear indicator) наносится на обеих боковинах, в шести местах, равномерно распределяясь по окружности шины указывает на отметки остаточной высоты рисунка канавок протектора. Кроме букв метка моет содержать стрелку или наноситься в виде стрелки, без букв.
Пометка TWI не является индикатором износа, а лишь указывает на его местонахождение. Сам индикатор нужно искать на дне канавки, ближайшей к пометке канавки. Присмотревшись, там можно увидеть резиновый выступ высотой 1,6 мм. Это, собственно, и есть TWI. Он индицирует предельную степень износа шины: если протектор сотрётся до этой высоты, шина подлежит обязательной замене. Когда высота протектора уже близка к высоте индикатора, тормозной путь автомобиля на мокром покрытии увеличивается, поскольку водная плёнка меду дорогой и колесом может привести к потере контакта с дорожной поверхностью и даже на невысокой скорости спровоцировать потерю управления, называемую «аквапланирование». Об этом важно помнить и менять резину своевременно, не ожидая, пока шина сотрётся до минимальной отметки.
В странах Европы и в Российской Федерации нормативные документы предъявляют требования к остаточной высоте рисунка протектора не менее 1,6 мм для легковых машин.
-
Дата изготовления указывается тремя цифрами, заключёнными в овал, на одной боковине. Две первых цифры означают номер недели по порядку, третья – последнюю цифру года изготовления. Так, число 237 означает, что шина была выпущена на 23-й неделе 1996 года. После 2000-ного года на некоторый период вводилось 4-х значное обозначение даты.
-
TUBELESS – эта пометка говорит о том, что шина предназначена для использования без камеры, то есть, надувная камера в данном случае не нужна. Герметиком, удерживающим в шине воздух, служит тонкий слой резины, который наносится на каркас изнутри. Необходимое прилегание шины к ободу достигается плотным натяжением и благодаря специальным элементам конструкции диска колеса (хампам). Для накачивания бескамерной шины служит обрезиненный вентиль, имеющий уплотнительную «пятку» и герметично вставляющийся в отверстие в ободе.
-
TUBE TYPE или ТТ – так обозначаются камерные шины.
-
PR (Ply rating) – эта пометка указывает на несущую способность (прочность) каркаса. Она условно определяется нормой слойности. Так, у легковых автомобилей используются шины, имеющие норму слойности 4PR или 6PR. В последнем случае шина имеет пометку Reinforced, что означает «усиленная» шина с высокой грузоподъёмностью. Шины с повышенной слойностью 6PR и 8PR используют для микроавтобусов и небольших грузовиков, поэтому, после указания посадочного диаметра (к примеру, 185R14C) на них есть маркировка «С» – «commercial».
www.vozhdenie-nn.ru
Маркировка шин, расшифровка обозначения автомобильных шин
Автомобильная шина предназначена для гашения колебаний колес, неровностей дорожного покрытия, и других негативных факторов. Ее изобретением мы обязаны Роберту Томсону, который еще в далеком 1849 году, явил миру прародительницу всех покрышек, сделанную из кусков кожи, соединенных между собой заклепками. Конечно тогда и речи не шло о маркировке шин, но с тех пор много воды утекло, деревянные колеса экипажей сменились автомобилями бизнес класса на литых и кованых дисках, а маркировка стала обязательным требованием, предъявляемых к производителю.
Существует международный, общепринятый стандарт маркировки автомобильных шин. Зная что означает та или иная цифра-буква на колесе автомобиля, можно с легкостью понять что это за шина, и для эксплуатации в каких условиях она подходит больше всего.Давайте научимся расшифровывать обозначение на шинах. На приведенном ниже рисунке видно, что означает маркировка на боковине покрышки.Как вы видите, обозначений довольно много, но все они что-либо значат.
Информация о производителе
Первое обозначение , и как правило самое большое по размеру — название фирмы производителя, бренда. Оно не отражает никаких технических характеристик покрышки, просто дает понять кто производитель . Разве что помогает ориентироваться в том, какую сумму потратил владелец автомобиля на ее приобретение.Следом за ним идет название модели, по сути практически то же самое что марка, и в расшифровке не нуждается.Так же может быть указана страна производитель.
Типоразмеры и конструкция шины
Далее идет так называемый типоразмер шины, содержит он, как правило, основные характеристики:
- ширина профиля;
- высота колеса от обода до наружного края. Указывается в процентном соотношении к ширине шины;
- буква R означает конструкцию корда (а не радиус колеса как думают многие автолюбители), в данном случае радиальная, идущая от борта к борту. Когда нити корда расположены под углом, один слой в одну сторону, а второй в другую, данный тип конструкции называется диагональным и имеет обозначение D. Диагонально-опоясывающая конструкция имеет индекс B. Отсутствие букв говорит о том, что перед вами шина с диагональным кордом;
- Посадочный диаметр, считается от одного внутреннего края покрышки до другого. Так же соответствует размеру обода диска.
Индексы нагрузки и скорости
Следующим пунктом идут индекс нагрузки и скорости. Чем выше числовое значение, тем большую нагрузку способна выдержать шина. Нагрузка указывается для одной покрышки следовательно для легкового автомобиля это значение необходимо умножать на 4.Несколько иначе производится маркировка грузовых шин. Здесь указывается два числа, первое означает максимальную нагрузку при одинарной ошиновке, второе при двойной.Индекс скорости указывают латинскими буквами. Ниже приведены соответствующие таблицы.
Дополнительная информация (может присутствовать не на всех типах шин)
В том случае если шина усиленная, может быть нанесено соответствующее значение ( REINFORSED — RF, EXTRA LOAD — XL).При ассиметричности протектора шин, в частности направленности узора на зимних (для того, чтобы машина, что называется, лучше «гребла») указывается либо наружная сторона словом OUTSIDE, или наносится стрелка для указания направления вращения колеса.Шины для зимней эксплуатации маркируются рисунком снежинки, или имеют обозначение WINTER.Зонт, слова WATER, AQUA и подобные означают что покрышка эффективна на мокрой дороге.ALL SEASON, ALL или AGT говорит про всесезонность данного типа шин.MUD and SNOW (M&S M+S) — грязь и снег, обозначение всепогодных шин.Когда данные обозначения отсутствуют, это обозначает что колеса предназначены только для летней эксплуатации.Знаками TL (tubeless) обозначаются бескамерные шины. В случае отсутствия данного знака, покрышка может использоваться только с камерой.
Максимальная нагрузка и максимально допустимое давление внутри шины так же может быть указано производителем. Давление указывается в килопаскалях (кПа), а нагрузку в килограммах и реже в английских футах.Дата изготовления автомобильной шины так же может быть указана. Первые две цифры будут обозначать порядковый номер недели, а две последующие год выпуска.
По американской системе классификации качества, введенной департаментом транспорта США, покрышки могут иметь ещё ряд маркеров (американские в обязательном порядке).
- температурный режим;
- износостойкость протектора;
- сцепление с дорогой.
Во время движения автомобильная шина вырабатывает тепло. Перегрев как известно существенно сокращает срок службы многих вещей, и шины не исключение из этого правила.Существует три класса термоустойчивости:
- A — наилучшая;
- B — средняя;
- C — приемлемая.
Износостойкость протектора измеряется следующим образов. Берется большая выборка различных шин, которые эксплуатируются на стендах, в равных условиях. На основании этих тестов выставляется числовое значение. За базовый стандарт берется число 100, которое соответствует требуемому качеству. Число 150 будет означать, что данная покрышка изнашивается в полтора раза медленней.Сцепление с дорожным покрытием. Этот параметр отображает способность шины тормозить на мокром асфальте. Замеряется на правительственном треке, так же в равных условиях.По результатам тестирования могут быть присвоены следующие значения:
- AA — сцепление с дорогой наилучшее;
- A — хорошее сцепление;
- B — среднее;
- C — худщее.
клиренс автомобилей в таблицахПрогресс как известно не стоит на месте. Ежегодно меняются стандарты и требования, вводятся новые маркировки и обозначения. Какие-то являются обязательными, другие лишь рекомендованы к нанесению. За всем уследить не получится, но базовые значения запомнить не сложно, и тогда не придется приставать в магазине к консультанту с глупыми вопросами.
znanieavto.ru
расшифровка. Маркировка шин, обозначения на боковине шины
Многие автовладельцы при покупке резины сталкиваются с проблемой расшифровки размеров шин и маркировки в целом. На боковой стороне покрышек указываются различные данные, значение которых знает далеко не каждый автолюбитель.
Основные маркировки
Автомобильные покрышки маркируются различными элементами, основными из которых принято считать следующие:
- наименование модели и торговая марка;
- производитель;
- штатный размер шин;
- индекс скорости;
- индекс максимальной нагрузки;
- уровень защиты;
- назначение резины;
- условия эксплуатации и сезонность;
- дополнительная информация.
Производитель
Наименование производителя обычно указывается на боковой стороне шины крупными буквами, чтобы его было видно. Основное назначение таких надписей - рекламная цель. Многие производители размещают на покрышках собственный оригинальный логотип, благодаря которому их продукция узнаваема повсеместно.
Марка и модель
Многие производители выпускают резину для автомобилей под разными брендами, которые включают в себя несколько линеек моделей. Заводские размеры шин в рамках одной модельной линейки могут отличаться, что облегчает выбор подходящих покрышек.
Размеры покрышек
Одной из наиболее важных характеристик любых шин является их размер. Если рассматривать конкретный размер шин по марке авто (к примеру, 195/60R14), то в этом случае 195 мм - ширина профиля. Отношение высоты профиля к ширине выражается в процентах и отображается числом 60. Буква R - радиальный тип покрышки, который является одним из самых популярных и распространенных на сегодняшний день. Расшифровка в размерах шин последнего числа (14) означает посадочный диаметр в дюймах, то есть диаметр диска. После диаметра нередко указывается буква C, которая означает, что резину такого типа можно устанавливать на небольшие грузовики, микроавтобусы или фургоны. Индекс грузоподъемности для таких шин указывается в виде двух чисел, одно из которых обозначает нагрузку на одиночную покрышку, второе - на сдвоенную.
Процентное соотношение между высотой и шириной профиля указывается далеко не на всех покрышках: на таких моделях шин оно, как правило, стандартно и варьируется от 0,8 до 0,82. Если же такой параметр ниже 0,8, то он отмечается на резине с шагом в 0,05.
Таблицы размеров шин, произведенных на территории США, несколько отличаются от отечественных и европейских и содержат иные обозначения, к примеру, 35/12.5 R15 113Q. Внешний диаметр покрышки обозначается в данном случае числом 35, номинальная ширина - числом 12,5. Остальные параметры идентичны тем, к которым привыкли отечественные автовладельцы. По сути, единственной разницей в расшифровке размеров шин американского производства является использование в качестве единицы измерения дюймов, а не миллиметров.
Индекс нагрузки, максимально допустимой на шину
Данный параметр отображает максимальную массу, которую может выдержать покрышка. Числа, которые отображают индекс, скрывают под собой не саму массу, а только шифр. Приблизительно значение вычисляется путем деления массы автомобиля на четыре. В таблице размеров шин и на самих покрышках индекс нагрузки указывается обычно сразу же после размера.
При выборе покрышек для автомобиля обязательно нужно учитывать индексы максимальных скорости и нагрузок. Желательно приобретать резину, на которой данные параметры несколько больше, однако в пределах разумного: чем большую нагрузку выдерживает шина, тем она массивнее и тяжелее, что негативно сказывается на расходе топлива и динамике автомобиля.
Индекс скорости
Маркируется буквами английского алфавита. Расшифровка размеров шин по данному параметру приводится в специальных таблицах и содержит скорость, на которой можно двигаться при максимальной нагрузке на покрышку. Указывается данный индекс после индекса нагрузки.
Максимальное давление, оказываемое на шины
Один из основных параметров, приводимых в маркировке резины. Указывается либо в кПа, либо в PSI - единице измерения давления, распространенной в США. Нередко на покрышках указываются значения в обеих системах.
Маркировка M+S
Европейские производители автомобильных покрышек часто используют данную маркировку для обозначения резины, которую можно использовать как в грязь, так и в снег. Такую информацию можно встретить в маркировке размеров зимних шин. Специфичность данной характеристики объясняется тем, что зимы в европейских странах менее суровые, чем в России, в связи с чем автовладельцы чаще сталкиваются именно с грязью на дорогах, а не со льдом и снегом.
Маркировка шин в зависимости от сезона и типа покрытия
Производители для обозначения сезонности шин прибегают к различной маркировке. Чаще всего встречаются следующие варианты:
- AS - шины для эксплуатации на протяжении всего года;
- AGT - всесезонная резина;
- R+W - покрышки для эксплуатации в холодное время года;
- Frost - зимние шины;
- AW - можно использовать при любых погодных условиях;
- A/T - резина для эксплуатации на любых трассах;
- M/T - шины для езды по сложным и грязным трассам.
Отдельно стоит отметить, что некоторые производители маркируют свою резину не надписями, а рисунками, означающими климатические условия, в которых она может эксплуатироваться. К примеру, зимние шины маркируются изображениями горных пиков или снежинок.
Назначение резины
Перед типоразмером шин указываются буквы, обозначающие их предназначение, то есть класс транспортных средств, на которые их можно устанавливать. Расшифровка размеров шин и дисков по данному параметру следующая:
- P - для легковых транспортных средств;
- LT - для фургонов и легких грузовиков;
- ST - для прицепов;
- LRO - для установки на прицепы с низкой платформой;
- T - для временной эксплуатации, к примеру, в качестве запасного колеса.
Год производства
Узнать о годе и месяце выпуска покрышек можно из их маркировки. На боковой поверхности шин производителем обычно указываются четыре цифры, первые две из которых обозначают порядковый номер недели, оставшиеся две - год производства.
Индексы в маркировке
На покрышках американского производства обычно указываются три основных индекса:
- Температурный. Отображает устойчивость резины к воздействию высоких температур и ее способность сохранять свои свойства в таких условиях. Шины, обладающие высокой температурной устойчивостью, маркируются индексом A.
- Индекс торможения. Надежность сцепления резины со скользким и влажным покрытием. Лучшим показателем аналогично считается индекс А.
- Предполагаемый километраж пробега. Базовым значением данного параметра является 100, что соответствует 48 тысячам километров пробега. Чем больше данный параметр, тем лучше резина и выше ее износостойкость.
Информация о конструкции
Производитель на некоторых моделях всесезонных и прочих шин нередко указывает количество слоев, из которых сделана резина. К примеру, в такой маркировке может обозначаться, что покрытие выполнено из двухслойного полиэстера, двухслойного металлического корда и однослойного нейлонового корда.
Индикатор износа
Отображает уровень износа покрышек и информирует автовладельца о необходимости их замены. Чаще всего размещается на дне канавок протектора и отмечается специальной стрелкой.
Шиповка
На зимней резине, оснащенной шипами, производитель зачастую указывает следующие данные:
- AD - шипы из алюминия;
- SD - шипы, оснащенные твердосплавным сердечником;
- DD - шипы, оснащенные прямоугольным сердечником и имеющие алмазную грань;
- OD - овальный сердечник шипов;
- MD - шипы, выполненные из пластика и оснащенные твердосплавным сердечником.
Цветные метки
Многие производители для маркировки своих шин прибегают к использованию цветных меток. Чаще всего используются треугольники или круги желтого, красного или белого цвета. Самый жесткий участок в боковине покрышки отмечается красным треугольником или точкой. Если такая резина устанавливается на легкосплавный диск, то данная отметка совмещается с буквой L на диске. Наиболее гибкое место боковины маркируется белым треугольником или точкой. Данная отметка при установке шины на легкосплавные диски должна быть диаметрально противоположна метке L. С золотником диска совмещается участок, маркированный желтым треугольником.
На протекторе резины также могут располагаться цветные линии, представляющие собой заводскую маркировку и облегчающие работникам склада сортировку и хранение резины с одинаковыми характеристиками в одном месте. Кроме того, наличие подобных полос позволяет автовладельцу убедиться в том, что приобретенная резина действительно новая и не эксплуатировалась ранее. Определить размер шин по марке авто можно по маркировке, указанной на их боковине: в ней зашифрованы такие данные, как диаметр диска, ширина профиля, износостойкость, дата производства, максимально допустимая скорость, нагрузка и многие другие сведения.
fb.ru
Автомобильные шины устройство и маркировка
Протектор - это массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними. Протектор определяет износостойкость шины, качество сцепления колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Протектор определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: летние (дорожные),зимние (шипованные и фрикционные) всесезонные (универсальные), и карьерные (повышенной проходимости).
Шины бывают: зимние, всесезонные и карьерные. Шины для различных условий отличаются рисунком протектора, химическим составом резины, конструкцией и другими элементами. На зимних шинах не стоит ездить летом. Они работают при температурах меньших +9° С, а после этого становятся мягкими, как пластилин, быстро изнашиваются и не "держат" дорогу. Летние шины зимой "дубеют" и скользят, как пластмасса. камерные и бескамерные. Камерные шины состоят из покрышки и камеры с вентилем. Бескамерные шины имеют воздухонепроницаемый резиновый слой (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса. Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.
Маркировка шин:
Самый важный параметр шины - это ее размер.Например, на шине такая маркировка: 195/65/R15 91T.195 - ширина шины в мм от бока до бока.65 - высота профиля (серия шины). Высота от диска до дорожки в % от ширины.R - конструкция: как расположены слои нитей корда в каркасе шины. "R" - шина с радиальным кордом, "B" - шина с опоясывающим кордом, "D" - диагональное расположение нитей корда.15 - радиус диска, на который шину нужно устанавливать (в дюймах).Два последних параметра - это индексы нагрузки и скорости.91 - индекс нагрузки на одно колесо.Т - индекс скорости, определяющий скорость, на которой машина может долговременно двигаться с полной загрузкой. Дополнительные обозначения, применяемые производителями шинM&S ( Mud + Snow — грязь плюс снег). Это означает, что данные шины специально сконструированы как зимние или всесезонные.All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования.Rotation — направленная шина, направление вращения которой указано дополнительной стрелкой на боковине шины. Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.Tubeless — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.Tube Type — шина должна эксплуатироваться с камерой.MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования. Система условной классификации качества шин Помимо описанных выше характеристик, на боковину шины могут быть нанесены условные показатели качества шин, относящиеся к так называемой Системе условной классификации качества шин.
Показатель износа Показатель износа является важнейшей характеристикой, показывающей, как долго шина останется работоспособной. Протектор каждой шины подвержен износу и очень важно не пропустить тот момент, когда он достиг критического уровня и шина уже не может обеспечить должное сцепление с дорожным покрытием. Каждая новая модель шины проходит тестирование по официально установленной методике, и ей присваивается показатель износа протектора, который теоретически соответствует продолжительности "жизни" шины. ВАЖНО ПОМНИТЬ, что показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов схода-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.
Показатель сцепленияПоказатель сцепления определяет тормозные свойства шины. Они измеряются путем тестирования при прямолинейном движении на мокрой поверхности. Для обозначения показателя сцепления используются буквы от "А" до "С", при этом "А" соответствует максимальному его значению.
Температурная характеристикаТемпературная характеристика показывает способность шины выдерживать температурный режим, который позволяет сохранять характеристики шин, заложенные заводом-изготовителем, в зависимости от климатических условий эксплуатации. Этот показатель является одним из важных вследствие того, что шины, изготовленные из резины и других материалов, меняют свойства под воздействием высоких температур. В случае с температурной характеристикой также используют буквенный индекс от "Л" до "С", где "А" соответствует максимальному сопротивлению к нагреву. Поэтому, зимние шины, как правило, мягче летних и не "дубеют" с понижением температуры, летом же они, наоборот, начинают "таять". Рисунок протектора зимних шин намного грубее, со множеством специальных углублений - ламелей, на боковине обычно имеется маркировка M+S (Mud + Snow) - грязь и снег и/или Winter - зима. Таким образом, на данный момент разделение шин на летние и зимние носит ярко выраженный характер. Хотя некоторые производители применяют технологии выпуска шин, пригодных для любых климатических условий, но такие шины пока далеки от совершенства.
Маркировка DOTМаркировка DOT является чем-то вроде "отпечатка пальцев" шины. Ее наличие говорит о том, что данная шина соответствует нормам безопасности шин Транспортного Департамента США (Department of Transportation) и допущена к эксплуатации. DOT - это Американская система сертификации. На покрышках, поставляемых на российский рынок, чаще всего встречается метка Е, которая свидетельствует о соответствии европейским стандартам. Такие метки могут встречаться как вместе, так и по отдельности, все зависит от страны-изготовителя. Для примера рассмотрим следующую маркировку: DOT M5h4 459Х 064. Первые буквы и цифры, следующие за аббревиатурой DOT, служат для обозначения фирмы-производителя и заводского кода. Третья, четвертая и пятая буквы, 59Х, обозначают код типоразмера, которым по выбору специфицируют шины их производители для указания их размера и некоторых характеристик. Последние три цифры указывают на дату изготовления: первые две относятся к неделе, а последняя к году производства. Так, 064 значит, что шина была изготовлена в шестую неделю 1994 года. Все шины должны соответствовать как международным, так и российским стандартам.
Индекс давления Уровень внутреннего давления в шине оказывает влияние на эксплуатационные характеристики Вашего автомобиля. Даже самые качественные шины не справятся со своей задачей, если будут работать при неправильно установленном давлении. Его точное значение зависит от типа автомобиля и, в определенной степени, от выбора водителя. Рекомендованное для данного типа автомобиля давление обычно указано в наклейке на торцевой части двери или стойки салона, или на внутренней поверхности перчаточного ящика и крышки топливного бака.
Таблица индексов скорости
Индекс максимально допустимой скорости - это допустимый предел скоростного режима, при котором допускается эксплуатация шины. Наносится на боковину покрышки в виде буквенного обозначения латинским шрифтом.
Максимальная нагрузка, максимальное внутреннее давлениеДля легковых шин обозначения максимальной нагрузки и максимального давления определяют максимальный вес, который можно перевозить при максимальном внутреннем давлении в шине. Для шин малых коммерческих автомобилей показатели максимальной нагрузки и давления прямо пропорциональны.
Таблица индексов нагрузки
Индекс допустимой нагрузки (или индекс грузоподъемности). LI - индекс нагрузки, Kg - нагрузка в килограммах
Камерные (имеет маркировку Tube Type)Камерные состоят из покрышки и камеры с вентилем. Вентиль (в простонародье - сосок) позволяет нагнетать воздух в шину и препятствует его выходу наружу. - обод диска
- камера
- покрышка
- вентиль камеры
Бескамерные (имеет маркировку tubeless)Отличаются наличием воздухонепроницаемого резинового слоя, наносимого под первый слой каркаса (вместо камеры). Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод. Вентиль для нагнетания воздуха в шину размещается и герметизируется в отверстии обода колеса. - протектор
- герметизирующий слой
- каркас
- вентиль колеса
- обод диска
Будьте внимательны! Не рекомендуется установка камер в шины бескамерной конструкции. Это приводит не только к существенному изменению поведения шины на дороге, но и к опасности перегрева и разрушения шины при движении с высокой скоростью.
ДиагональныеВ брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60 град. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах . У таких шин есть свои преимущества - у них прочнее боковина.
Радиальные В обозначении радиальных шин на боковине покрышки имеется символ R. В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей, нити лежат параллельно друг другу от борта к борту по всей окружности шины. В брекере радиальных шин нити корда не пересекаются друг с другом.
auto-master.su
Поделиться с друзьями: