интернет-магазин светодиодного освещения
Пн - Вс с 10:30 до 20:00
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 138, корп. 1, тк ''Стройдвор''

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЫСТРОХОДНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ЛИФТОМ. Лифтовые схемы


Схема лифта на JavaScript / Хабр

В этой статье разговор пойдет о том, как выучить релейную схему лифта качественно и быстро. Знакомые с данным вопросом знают, что старые советские лифты, которые многие каждый день наблюдают у себя дома, работают по программе, которая сделана далеко не на C++, не на ассемблере и даже не вшита в интегральную микросхему.

Программа реализована электро-механически с помощью реле и переключателей, которые меняют свое состояние в зависимости от положения и состояния кабины, дверей кабины, дверей шахты лифта.

Разговор пойдет о том, как выучить эту схему, чтобы иметь возможность искать и устранять поломки в лифте. Принципиальная схема лифта состоит из огромного количества «размыкающихся» и «замыкающихся» контактов, которые реагируют на состояние электро-магнитных катушек, кабины, дверей и так далее. Понять, как все это работает просто глядя на схему очень сложно и очень долго. Поэтому возникла идея создать интерактивную принципиальную схему лифта, которая сама бы рассказывала и показывала, что с ней происходит по мере эксплуатации, а также желательно позволяла вносить мелкие поломки и показывала, что в этом случае происходит в схеме лифта и как в таком случае ведет себя сам лифт.

Реализовать идею решил с помощью javascript.

На картинке видна ситуация, когда лифт едет вниз на девятый этаж и кто-то поломал кнопку вызова, поэтому она все время зажата. Вся схема на экран ноутбука не помещается, поэтому разделена на 7 вкладок. Исходник можно найти на GitHub.

Возможно, современным программистам будет интересно заглянуть под капот «древнейшей», но очень надежной программы, которая работает до сих пор во многих многоэтажках, а электронщикам — посмотреть на схему, которая может сама себя рассказать. Аналогов в интернете не нашел. Наверное, мне одному из всех электромехаников по лифтам было нечего делать, но результат получился интересным, мне понравился и я решил поделиться с сообществом энтузиастов и просто людей, которые интересуются техникой.

Немного пояснений. С кнопками приказов и вызовов знакомы все. Реверс — это то, что происходит, когда двери кабины сталкиваются с препятствием. Сверху слева переключатели режимов работы и кнопки управления, которые находятся в машинном помещении (над самым верхним этажом) и на пульте управления (на кабине лифта), который используется для передвижения по шахте при техническом обслуживании лифта.

За основу взята схема из книги " Устройство, техническое обслуживание и ремонт лифтов" (Манухин С.Б., Нелидов И.К.).

habr.com

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ

 

На схеме управления лифта (рис. 3.10) можно выделить следующие элементные цепи:  

а) схему управления автоматической дверью, состоящую из реле РВ5, РВ2, РЗД, РП1, РОД;

б) схему включения этажных реле (в отличие от аналогичной схемы этажного реле односкоростного лифта (см. рис. 3.4) здесь показаны дополнительно две кнопки, установленные в машинном помещении. M-Вверх и М-Вниз)\

в) схему включения контакторов КВ и КН, КБ и КМ вместе с реле РД.

Между клеммой 151 и проводом 102 подключено реле точной остановки РТО. Клемма 241 под напряжением, если замкнуты кнопка M-Стоп в машинном помещении и блокировочные контакты предохранительных устройств: выключателя конечного ВК, выключателя натяжного устройства ограничителя скорости ВНУ, выключателя В2 в приямке, кнопки К-Стоп в кабине, выключателя ловителей BJI, выключателя слабины подъемных канатов СПК.

Между клеммами 241 и 249 включены блокировочные контакты дверей кабины ДК, дверей шахты ДШ и дверных замков ДЗ всех этажей (на схеме показаны контакты ДШ и ДЗ только крайних этажей — первого и девятого). Если все эти контакты замкнуты, клемма 249 под напряжением и включено реле контроля дверей РКД.

На шинку вызова 21 напряжение подается от клеммы 201Л через штепсельный разъем ШР2 и замкнутые контакты РД, BP2-I, РВ2.

Если кабина неподвижна, то на клемме 39 (в цепи РОД) есть напряжение: контакты РД и РТО замкнуты, контакт BP2-III включен. К этой клемме подключены шинка приказа И и шинка самоблокировки этажных реле 31. Шинка приказа находится под напряжением, если: 1) дверь открыта, в этом случае РКД выключено, а контакт 39—11 РКД замкнут; 2) дверь закрыта, но кабина неподвижна; тогда реле РКД включено и через замкнутый контакт 11—117 РКД, выключатель режимов ВР2-1 и замкнутый контакт РД шинка приказа соединена с клеммой 201Л.

Во время движения кабины шинки приказа и вызова отключены от клеммы 201Л контактом РД.

Шинка 31 подключена к клемме 39 через замыкающий контакт реле пуска РП1 и размыкающий контакт РОД. Когда закрывается дверь, РЗД включает РП1 и

на шинке 31 есть напряжение. Если же РП1 выключено, то напряжение на шинку 31 может быть подано только при нажатой кнопке контактами этажных реле с шинки вызова 21 или шинки приказа 11.

Шинка открывания дверей 51 подключена к клемме 49 в цепи РОД через размыкающие контакты РВ5, РД и РТО. Назначение этих контактов следующее: контакт РВ5 размыкает цепь после включения РОД; контакт РД исключает включение РОД нажатием кнопки вызова в момент прохода кабиной зоны точной остановки, когда отключается РТО и замыкает свой контакт в цепи шинки 51; контакт РТО запрещает включение РОД, если кабины нет на этажной площадке.

рис. 3.10. Схема управления двухскоростного лифта

www.liftspas.ru

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЫСТРОХОДНЫМ ПАССАЖИРСКИМ ЛИФТОМ — Мегаобучалка

Электропривод быстроходного лифта осуществляется от двухскоростного асинхронного двигателя, имеющего на статоре две раздельные обмотки с соотношением числа полюсов 6/24 или 6/18, что соответствует синхронным угловым скоростям 104,7/26,2 или 104, 7/34,9 рад/с.

В системе привода не предусмотрено ограничение ускорения при пуске. Точная остановка кабины достигается путем перехода с высокой скорости ωраб (включен контактор КБ) на низкую ωост (включен контактор КМ). При этом будет происходить генераторное торможение. Поэтому для ограничения момента двигателя в этом режиме в одну из фаз статорной обмотки вводится дополнительный резистор Rд. После снижения скорости резистор Rдшунтируется контактором КУ, управление которым производится в функции времени.

Управление лифтом может производиться как из кабины с помощью командных кнопок К.нК.1-КнК9 (здание имеет 9 этажей), так и с этажных площадок посредством вызывных кнопок КнВ1-КнВ9. Рассмотрим работу схемы при вызове кабины с 9-го этажа пассажиром, находящимся на 1-м этаже. Для этого пассажир должен нажать кнопку КнВ1. Образуется следующая электрическая цепь: контакты кнопки КнС (Стоп) и конечных выключателей дверей шахты ВКДШ1-ВКДШ9, контакты выключателей ловителя ВКЛ и ка­натов ВКК, контакт дверей кабины ВК.ДК. или контакт пола ВКП1, размыкающие вспомогательные контакты контакторов КУ, KB и КН, контакт пола ВКП2 (этот контакт разрывает цепь кнопок КнВ1-КнВ9 на этажных площадках, если в кабине находятся пассажиры), контакт кнопки КнВ1, катушка этажного реле РЭ1, контакт этажного переключателя ПЭ1, размыкающий вспомогательный контакт KB, катушка контактора КН.

По образовавшейся цепи питания включаются контактор КН и этажное реле РЭ1, которые своими замыкающими контактами шунтируют кнопку КнВ1 и подает питание на катушку контактора большой скорости КБ по следующей цепи: контакты реле РЭ1 и переключателя скорости ПСН1, контакты выключателя большой скорости ВБ (отключаемого для режимов ревизии и на­ладки), размыкающий вспомогательный контакт КМ, катушка контактора КБ. Одновременно контактор КН своим замыкающим вспомогательным контактом включает контактор КТ, электромагнит тормоза ЭмТ получает питание и растормаживает двигатель Д.

Силовые контакты контакторов КН и КБ подключают первую обмотку статора Д (большой скорости) к сети, и происходит пуск двигателя. Вслед за включением контактора КБ через его замыкающий вспомогательный контакт включается контактор отводки КО, который подает напряжение на электромагнит отводки МО и подготавливает к включению контактор КМ. Кабина лифта движется вниз и установленной на ней отводкой будет переставлять подвижные контакты переключателей ПСН8—ПСН2, ПСВ8—ПСВ2 и ПЭ8—ПЭ2 из верхнего положения в нижнее.

При подходе кабины к 1-му этажу контакт ПСН1 переводится из верхнего положения в среднее, В результате чего отключается контактор КБ и включается контактор КМ. К сети подключается вторая обмотка статора двигателя Д с большим числом полюсов (тихоходная). Двигатель начинает тормозиться и работает в генераторном режиме с введением в одну из фаз статора резистора Rд. Этот процесс контролируется маятниковым реле времени РВ, пристроенным к контактору КМ. После срабатывания реле РВ включается контактор КУ и шунтирует резистор Rд, осуществляя переход двигателя на основную характеристику 2.

Как только пол кабины приблизится к уровню пола 1-го этажа, переключатель ПЭ1 становится в среднее положение и отключает контакторы КН, КТ, КО, КМ и реле РЭ1. Двигатель отключается от сети, накладывается тормоз и происходит механическое торможение привода с начальной угловой скорости ωост.

При отключении контактора К.0 теряет питание магнит отводки МО и своим выступом упирается в защелку замка шахтной двери на 1-м этаже, что дает возможность пассажирам открыть ее.

В схеме показаны цепи сигнализации, указывающей, занята ли кабина или свободна, а также цепи аварийной сигнализации.

В рассмотренном лифте процесс открывания и закрывания дверей осуществляется вручную, невозможен прием пассажиров по пути следования кабины, нет сигнализации о перегрузке лифта и т. д.

В последние годы стали широко применяться пассажирские лифты с автоматическим приводом дверей, в которых отсутствуют указанные недостатки, что позволяет повысить комфортабельность и производительность лифта. В схемах управления такими лифтами имеются дополнительные узлы, которые выполняют следующие основные логические операции: регистрацию и отработку вызовов и приказов, выбор направления движения, обеспечение включения двигателей дверей и подъема, точную остановку кабины, различного рода сигнализацию.

Последовательность работы узлов привода устанавливается программой, осуществляемой схемой автоматического управления. При поступлении в схему соответствующего сигнала, например на движение, вначале срабатывает привод дверей и подготавливает кабину к движению. Затем включается электропривод подъема, обеспечивая движение кабины с высокой скоростью, а также переход на малую скорость при подходе ее к требуемому этажу. После остановки кабины снова включается привод дверей, но уже на их открывание.

В схеме может быть предусмотрено также выполнение попутных вызовов при движении кабины вниз. В случае движения загруженной кабины вверх вызовы не принимаются. При движении кабины с пассажирами и наличии нескольких зарегистрированных приказов остановка происходит на ближайшем по направлению движения этаже.

 

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВЫМ ЛИФТОМ

 

Грузовые лифты работают преимущественно с проводником при скорости движения 0,25—0,5 м/с. Привод осуществляется от асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Д. Параллельно обмотке статора включен электромагнитный тормоз ЭмТ, колодки которого разжимаются при подаче напряжения на двигатель. Командным аппаратом в схемах управления та­кими лифтами является рычажный переключатель ПР (в схеме лифт обслуживает пять этажей).

Для пуска двигателя на подъем или спуск кабины переключатель ПР следует поставить соответственно в положение 1 (или 2). Через контакты дверей шахты ВКДШ1-ВКДШ5, контакты конечных выключателей ВКЛ и ВКК (размыкающихся при срабатывании механизма ловителей при обрыве несущих канатов), контакт дверей кабины ВКДК и гибкий кабель ГК от сети подается напряжение на катушку контактора KB (или КН). После включения контактора КВ (КН) на статор двигателя Д и катушки электромагнитного тормоза ЭмТ будет подано питание, и кабина лифта начнет двигаться вверх (или вниз).

Для остановки кабины рукоятку переключателя ПР следует поставить в среднее положение, что вызывает отключение контактора КВ (или КН) и остановку двигателя. Если кабина по каким-то причинам не остановилась против уровня этажной площадки, то её доводку можно произвести путём повторного включения двигателя; специальных мер для точной остановки двигателя в этих лифтах не предусмотрено.

Вызов кабины на этажи производится с помощью кнопок КнЭ1-КнЭ5. При воздействии на любую из них в кабине срабатывает соответствующее указательное реле РБ1—РБ5, включается звонок ЗВ1 и загорается соответствующая сигнальная лампочка ЛС1-ЛС5. Проводник включает привод на требуемое перемещение кабины. В случае неисправности лифта из кабины в диспетчерскую может быть подан сигнал путем включения звонка Зв1 кнопкой Кн1. Для безопасности обслуживания цепи сигнализации лифта подключаются, к сети через понижающий трансформатор.

megaobuchalka.ru

Лифты: варианты кинематических схем | Статьи

С учетом назначения лифта и предъявляемых к нему требований могут выбираться те или иные способы передачи движения от подъемного механизма к лифтовой кабине и противовесу (при его наличии). Имеется много различных кинематических схем, рассматривая которые можно ознакомиться с видами запасовки канатов, применяемыми в каждом конкретном случае. Эти схемы могут существенно отличаться:

 

А)        типом использованных лебедок;

Б)        способом выполнения подвески кабин;

В)        расположением машинного отделения;

Г)        наличием/отсутствием противовесов;

Д)        устройством канатоведущих механизмов.

 

Далее рассмотрены некоторые из кинематических схем, чаще всего встречающиеся в конструкциях лифтов. На приведенных ниже рисунках использованы следующие условные обозначения:

 

  1. с помощью окружностей, имеющих заштрихованную середину, показываются канатоведущие шкивы или барабаны;
  2. окружности без штриховки используются для обозначения отклоняющих блоков и контршкивов;
  3. широкими прямоугольниками показаны кабины;
  4. прямоугольниками узкими со штриховкой отмечены противовесы.

 

Читать кинематические схемы (в том числе и лифтов) необходимо, начиная от двигателя, являющегося источником, приводящим в движение все подвижные элементы и узлы рассматриваемого механизма, которым в нашем случае является такое подъемное устройство, как лифт.

 

 

Рис. 1. Схема лифта без противовеса и с расположенной внизу барабанной лебедкой

 

Данная схема применяется только в лифтах с небольшими по размерам кабинами или при использовании отклоняющих блоков большого диаметра. В ней отсутствует противовес, уравновешивающий вес кабины и часть веса груза, поэтому требуется использование привода повышенной мощности, что вызывает увеличение затрат электроэнергии на обеспечение работы такого лифта.

 

 

Рис. 2. Схема лифта без противовеса и с расположенной вверху барабанной лебедкой

 

Отсутствие противовеса и в данном случае, как и в ранее рассмотренном, делает такое подъемное устройство малоэкономичным, и также требующим применения мощных приводов и, соответственно, увеличенного расхода электроэнергии.

 

 

Рис.3. Схема лифта с расположенной вверху лебедкой и канатоведущим шкивом

 

Данная схема используется при наличии небольших по размеру кабин, а также в случае, если канатоведущий шкив имеет большой диаметр. Такое требование необходимо для того, чтобы противовес не мог задеть при движении кабину. Применение подобной кинематической схемы позволяет строить лифты без блочного помещения и ряда дополнительных блоков, что снижает износ канатов из-за отсутствия большого количества их перегибов.

 

 

Рис. 4. Схема лифта с расположенным вверху приводом и с наличием отклоняющего блока и канатоведущего шкива

 

Данная кинематическая схема используется при любых габаритах кабин и независимо от размеров канатоведущих шкивов.

 

 

Рис. 5. Схема лифта с расположенным внизу канатоведущим шкивом и приводом

 

Расположение подъемного механизма в нижней части лифта позволяет производить его установку с использованием массивного фундамента, не соединенного непосредственно с шахтой, что ведет к значительному понижению шума, распространяющегося от привода по зданию. В этом случае также более удобно проводить ремонт подъемного механизма, так как нет необходимости поднимать высоко вверх тяжелые детали. Но при такой кинематической схеме возрастает нагрузка, действующая на шахту. Также увеличивается длина используемых канатов. И необходимо применение дополнительных отклоняющих блоков. При этом возрастание износа канатов происходит пропорционально количеству их перегибов. Размещение привода внизу применяют лишь тогда, когда нет возможности (или нецелесообразно) располагать машинное отделение над шахтой.

 

 

Рис. 6. Схема лифта с расположением лебедки вверху шахты и с наличием контршкива и канатоведущего шкива

 

Чтобы увеличить сцепление каната с канатоведущим шкивом используют контршкив, как это показано на рис. 6. Такую схему применяют в случае небольших кабин и при большом канатоведущем шкиве.

 

 

Рис. 7. Схема лифта, при которой контршкив является одновременно и отклоняющим механизмом

 

Такая кинематическая схема используется в тех случаях, когда нужен и контршкив, и отводной блок.

 

 

Рис. 8. Схема лифта тротуарного (выжимного) типа

 

В такой схеме подъемный механизм лифта находится внизу, а поднимаемая платформа снабжена полиспастной подвеской. При работе электродвигателя привода платформа «выжимается» снизу вверх, поэтому лифты такого типа иногда называют выжимными. Применение подобной схемы позволяет существенно уменьшить высоту расположенного сверху помещения. При этом за счет использования подвески в виде полиспаста снижается натяжение канатов с одновременным уменьшением скорости перемещения платформы лифта в два раза.

 

 

Рис. 9. Схема лифта, в котором кабина и противовес удерживаются на весу с помощью полиспастной подвески (причем машинное отделение находится вверху)

 

В этой кинематической схеме концы канатов зафиксированы на специальных балансирных устройствах, которые расположены в машинном отделении. Причем использование полиспастной подвески (как и в предыдущем варианте) также ведет к снижению натяжение канатов и одновременному уменьшению скорости перемещения кабины лифта в два раза.

 

 

Рис. 10. Схема лифта, снабженного компенсирующими цепями

 

Уравновешивающие (называемые также компенсационными или компенсирующими) гибкие элементы в виде стальных цепей (канатов), а также резинотросовых лент применяются для того, чтобы уравновесить нагрузку на вал двигателя, создаваемую тяговыми канатами. Такая технология используется при большой высоте подъема, а также, если номинальная грузоподъемность лифта соизмерима с весом тяговых канатов. Применение компенсирующих цепей позволяет снизить окружное усилие за счет уравновешивания системы, называемой «кабина—противовес». Обычно уравновешивающие элементы используются в скоростных лифтах.

 

 

 

 

 

2016.06.22

www.liftspas.ru


Каталог товаров
    .