Для того, чтобы без проблем запускать асинхронные двигатели, существуют различные виды электрических пусковых схем. Их неотъемлемой составной частью является магнитный пускатель. Поэтому, отдельно существует специальная схема включения пускателя, с помощью которого и выполняются основные коммутационные процессы. Все элементы пусковой схемы, кроме самого двигателя, помещаются в специальный щиток или коробку. На пусковом устройстве имеются кнопки, с помощью которых выполняется запуск и остановка двигателя. Они называются, соответственно, "Пуск" и "Стоп". Они могут располагаться на передней части щитка или в другом месте, удобном для управления всеми процессами. К щитку с пусковым оборудованием выполняется подводка трехфазного напряжения от основного распределительного щита. Из пускового щитка кабель подводится непосредственно к электродвигателю. Принцип работы всего устройства достаточно простой. На каждую фазную клемму поступает напряжение. Чтобы запустить асинхронный двигатель должен сработать магнитный пускатель. Во время срабатывания замыкаются все три контакта, благодаря напряжению, подаваемому на обмотку пускателя. Каждая катушка, в том или ином магнитном пускателе, рассчитана на определенное значение напряжение. Поэтому, каждое пусковое устройство предназначено для определенных условий и конкретного оборудования. Диапазон действия катушек составляет от 12 до 380 вольт. Для подачи электропитания к катушке пускателя существует определенная схема, определяющая путь движения тока. С 1-го фазного контакта происходит поступление фазы к контакту тепловой защиты, который находится в нормальном замкнутом состоянии. Далее, проходя через катушку, фаза подходит к кнопке "Пуск" и к контакту самоподхвата пускателя. После этого, фаза двигается к нормально замкнутой кнопке "Стоп", с последующим замыканием на нуле. Схема включения пускателя предполагает нажатие пусковой кнопки, после чего происходит замыкание катушки и последующее притягивание контактов. При отпускании кнопки, специальный контакт не позволяет магнитному пускателю отключиться, в результате, электродвигатель продолжает непрерывно работать. Эта функция и есть самоподхват. Чтобы остановить электродвигатель, достаточно выполнить нажатие кнопки "Стоп", которая осуществляет разрыв цепи, подводящей питание на катушку. Происходит отключение контактов и последующая остановка двигателя. Защитные функции выполняются с помощью тепловых реле. В случае перегрузок, происходит нагревание двигателя, которое может привести к его выходу из строя. Срабатывание тепловой защиты происходит при увеличении тока на фазах. Размыкание тепловых контактов происходит аналогично срабатыванию кнопки "Стоп". СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ МАГНИТНОГО ПУСКАТЕЛЯ Прежде чем приступить к практическому подключению пускателя — напомним полезную теорию: контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления. Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата – когда дополнительный контакт подключается параллельно пусковой кнопке, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии. Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом. Поэтому кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC) Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя. Общепринято называть отключающую кнопку словом: «Стоп » и маркировать её красным цветом. Включающую кнопку часто называют пусковой, стартовой, или обозначают словом «Пуск », «Вперёд », «Назад ». Если катушка рассчитана на срабатывание от 220 В, то цепь управления коммутирует нейтраль. Если рабочее напряжение электромагнитной катушки 380 В, то в цепи управления протекает ток, «снятый» с другой питающей клеммы пускателя. Здесь ток на магнитную катушку КМ 1 подается через тепловое реле и клеммы, соединенных в цепь кнопок SB2 для включения — «пуск» и SB1 для остановки — «стоп». Когда мы нажимаем «пуск» электрический ток поступает на катушку. Одновременно сердечник пускателя притягивает якорь, в результате чего происходит замыкание подвижных силовых контактов, после чего напряжение поступает на нагрузку. При отпускании «пуск» не происходит размыкание цепи, поскольку параллельно этой кнопке выполнено подключение блок-контакта КМ1 с замкнутыми магнитными контактами. Благодаря этому на катушку поступает фазное напряжение L3. При нажатии «стоп» питание отключается, подвижные контакты приходят в исходное положение, что приводит к обесточиванию нагрузки. Те же процессы происходят при работе теплового реле Р – обеспечивается разрыв ноля N, питающего катушку. Подключение к 380 В практически не отличается от первого варианта, различие лишь в питающем напряжении магнитной катушки. В данном случае питание осуществляется с использованием двух фаз L2 и L3, тогда как в первом случае — L3 и ноль. На схеме видно, что катушка пускателя (5) питается от фаз L1 и L2 при напряжении 380 В. Фаза L1 присоединяется напрямую к ней, а фаза L2 – через кнопку 2 «стоп», кнопку 6 «пуск» и кнопку 4 теплового реле, соединенные последовательно между собой. Принцип действия такой схемы следующий: После нажатия кнопки 6 «пуск» через включенную кнопку 4 теплового реле напряжение фазы L2 попадает на катушку магнитного пускателя 5. Происходит втягивание сердечника, замыкающее контактную группу 7 на определенную нагрузку (электродвигатель М), при этом подается ток, напряжением 380 В. В случае выключения «пуск» цепь не прерывается, ток проходит через контакт 3 – подвижный блок, замыкающийся при втягивании сердечника. При аварии в обязательном порядке должно сработать теплового реле 1, его контакт 4 разрывается, отключается катушка и возвратные пружины приводят сердечник в исходное положение. Контактная группа размыкается, снимая напряжение с аварийного участка. В данную схему включены дополнительные кнопки включения и остановки. Обе кнопки «Стоп» подключены в цепь управления последовательно, а кнопки «Пуск» соединяются параллельно.Такое подключение позволяет производить коммутацию кнопками с любого поста. Вот ещё вариант. Схема состоит из двухкнопочного поста “Пуск” и “Стоп” с двумя парами контактов нормально замкнутых и разомкнутых. Магнитный пускатель с катушкой управления на 220 В. Питание кнопок взято с клеммы силовых контактов пускателя, цифра 1. Напряжение подходит до кнопки “Стоп” цифра 2. Проходит через нормально замкнутый контакт, по перемычке до кнопки “Пуск” цифра 3. Нажимаем кнопку “Пуск”, замыкается нормально разомкнутый контакт цифра 4. Напряжение достигает цели, цифра 5, катушка срабатывает, сердечник втягивается под воздействием электромагнита и приводит в движение силовые и вспомогательные контакты, выделенные пунктиром. Вспомогательный блок контакт 6 шунтирует контакт кнопки “пуск” 4, для того, чтобы при отпускании кнопки “Пуск” пускатель не отключился. Отключение пускателя осуществляется нажатием кнопки “Стоп”, цифра 7, снимается напряжение с катушки управления и под воздействием возвратных пружин пускатель отключается. Если изменять направление вращения двигателя не требуется, то в цепи управления используются две не фиксируемые подпружиненные кнопки: одна в нормальном положении разомкнутая – «Пуск», другая замкнутая – «Стоп». Как правило, они изготавливаются в едином диэлектрическом корпусе, при этом одна из них красного цвета. Такие кнопки обычно имеют две пары групп контактов – одну нормально разомкнутую, другую замкнутую. Их тип определяется во время монтажных работ визуально или с помощью измерительного прибора. Провод цепи управления подключается к первой клемме замкнутых контактов кнопки «Стоп». Ко второй клемме этой кнопки подключают два провода: один идет на любой ближайший из разомкнутых контактов кнопки «Пуск», второй – подключается к управляющему контакту на магнитном пускателе, который при отключенной катушке разомкнут. Этот разомкнутый контакт соединяется коротким проводом с управляемой клеммой катушки. Второй провод с кнопки «Пуск» подключается непосредственно на клемму втягивающей катушки. Таким образом, к управляемой клемме «втягивающей» должно быть подключено два провода – «прямой» и «блокирующий». Одновременно замыкается управляющий контакт и, благодаря замкнутой кнопке «Стоп», управляющее воздействие на втягивающую катушку фиксируется. При отпускании кнопки «Пуск» магнитный пускатель остается замкнутым. Размыкание контактов кнопки «Стоп» вызывает отключение электромагнитной катушки от фазы или нейтрали и электродвигатель отключается. Для реверсирования двигателя необходимо два магнитных пускателя и три управляющие кнопки. Магнитные пускатели устанавливаются рядом друг с другом. Для большей наглядности условно отметим их питающие клеммы цифрами 1–3–5, а те, к которым подключен двигатель как 2–4–6. Для реверсивной схемы управления пускатели соединяются так: клеммы 1, 3 и 5 с соответствующими номерами соседнего пускателя. А «выходные» контакты перекрестно: 2 с 6, 4 с 4, 6 с 2. Провод, питающий электродвигатель, подключается к трем клеммам 2, 4, 6 любого пускателя. При перекрестной схеме подключения одновременное срабатывание обоих пускателей приведет к короткому замыканию. Поэтому проводник «блокирующей» цепи каждого пускателя должен проходить сначала через замкнутый управляющий контакт соседнего, а потом – через разомкнутый своего. Тогда включение второго пускателя будет вызывать отключение первого и наоборот. Ко второй клемме замкнутой кнопки «Стоп» подключаются не два, а три провода: два «блокирующих» и один питающий кнопки «Пуск», включаемых параллельно друг другу. При такой схеме подключения кнопка «Стоп» выключает любой из скоммутированных пускателей и останавливает электродвигатель. А ещё вам понадобится полезный прибор — пробник электрика. который легко можно сделать самому. Для подачи питания на двигатели или любые другие устройства используют контакторы или магнитные пускатели. Устройства, предназначенные для частого включения и выключения питания. Схема подключения магнитного пускателя для однофазной и трехфазной сети и будет рассмотрена дальше. И контакторы и пускатели предназначены для замыкания/размыкания контактов в электрических цепях, обычно — силовых. Оба устройства собраны на основе электромагнита, работать могут в цепях постоянного и переменного тока разной мощности — от 10 В до 440 В постоянного тока и до 600 В переменного. Имеют: Так в чем разница? Чем отличаются контакторы и пускатели. В первую очередь они отличаются степенью защиты. Контакторы имеют мощные дугогасительные камеры. Отсюда следуют два других отличия: из-за наличия дугогасителей контакторы имеют большой размер и вес, а также используются в цепях с большими токами. На малые токи — до 10 А — выпускают исключительно пускатели. Они, кстати, на большие токи не выпускаются. Внешний вид не всегда так сильно отличается, но бывает и так Есть еще одна конструктивная особенность: пускатели выпускаются в пластиковом корпусе, у них наружу выведены только контактные площадки. Контакторы, в большинстве случаев, корпуса не имеют, потому должны устанавливаться в защитных корпусах или боксах, которые защитят от случайного прикосновения к токоведущим частям, а также от дождя и пыли. Кроме того, есть некоторое отличие в назначении. Пускатели предназначены для запуска асинхронных трехфазных двигателей. Потому они имеют три пары силовых контактов — для подключения трех фаз, и одну вспомогательную, через которую продолжает поступать питание для работы двигателя после того, как кнопка «пуск» отпущена. Но так как подобный алгоритм работы подходит для многих устройств, то подключают через них самые разнообразные устройства — цепи освещения, различные устройства и приборы. Видимо потому что «начинка» и функции обоих устройств почти не отличаются, во многих прайсах пускатели называются «малогабаритными контакторами». Чтобы лучше понимать схемы подключения магнитного пускателя, необходимо разобраться в его устройстве и принципе работы. Основа пускателя — магнитопровод и катушка индуктивности. Магнитопровод состоит из двух частей — подвижной и неподвижной. Выполнены они в виде букв «Ш» установленные «ногами» друг к другу. Нижняя часть закреплена на корпусе и является неподвижной, верхняя подпружинена и может свободно двигаться. В прорези нижней части магнитопровода устанавливается катушка. В зависимости от того, как намотана катушка, меняется номинал контактора. Есть катушки на 12 В, 24 В, 110 В, 220 В и 380 В. На верхней части магнитопровода есть две группы контактов — подвижные и неподвижные. Устройство магнитного пускателя При отсутствии питания пружины отжимают верхнюю часть магнитопровода, контакты находятся в исходном состоянии. При появлении напряжения (нажали кнопку пуск, например) катушка генерирует электромагнитное поле, которое притягивает верхнюю часть сердечника. При этом контакты меняют свое положение (на фото картинка справа). При пропадании напряжения электромагнитное поле тоже исчезает, пружины отжимают подвижную часть магнитопровода вверх, контакты возвращаются в исходное состояние. В этом и состоит принцип работы эклектромагнитного пускателя: при подаче напряжения контакты замыкаются, при пропадании — размыкаются. Подавать на контакты и подключать к ним можно любое напряжение — хоть постоянное, хоть переменное. Важно чтобы его параметры не были больше заявленных производителем. Так выглядит в разобранном виде Есть еще один нюанс: контакты пускателя могут быть двух типов: нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Из названий следует их принцип работы. Нормально замкнутые контакты при срабатывании отключаются, нормально разомкнутые — замыкаются. Для подачи питания используется второй тип, он и есть наиболее распространенным. Перед тем, как перейдем к схемам, разберемся с чем и как можно подключать эти устройства. Чаще всего, требуются две кнопки — «пуск» и «стоп». Они могут быть выполнены в отдельных корпусах, а может быть единый корпус. Это так называемый кнопочный пост. Кнопки могут быть в одном корпусе или в разных С отдельными кнопками все понятно — у них есть по два контакта. На один подается питание, со второго оно уходит. В посте есть две группы контактов — по два на каждую кнопку: два на пуск, два на стоп, каждая группа со своей стороны. Также обычно имеется клемма для подключения заземления. Тоже ничего сложного. Собственно, вариантов подключения контакторов много, опишем несколько. Схема подключения магнитного пускателя к однофазной сети более простая, потому начнем с нее — будет проще разобраться дальше. Питание, в данном случае 220 В, полается на выводы катушки, которые обозначены А1 и А2. Оба эти контакта находятся в верхней части корпуса (смотрите фото). Сюда можно подать питание для катушки Если к этим контактам подключить шнур с вилкой (как на фото), устройство будет находится в работе после того, как вилку вставите в розетку. К силовым контактам L1, L2, L3 можно при этом подавать любое напряжение, а снимать его можно будет при срабатывании пускателя с контактов T1, T2 и T3 соответственно. Например, на входы L1 и L2 можно подать постоянное напряжение от аккумулятора, которое будет питать какое-то устройство, которое подключить надо будет к выходам T1 и T2. Подключение контактора с катушкой на 220 В При подключении однофазного питания к катушке неважно на какой вывод подавать ноль, а на какой — фазу. Можно провода перекинуть. Даже чаще всего на А2 подают фазу, так как для удобства этот контакт выведен еще на нижней стороне корпуса. И в некоторых случаях удобнее задействовать его, а «ноль» подключить к А1. Но, как вы понимаете, такая схема подключения магнитного пускателя не особо удобна — можно и напрямую проводники от источника питания подать, встроив обычный рубильник. Но есть гораздо более интересные варианты. Например, подавать питание на катушку можно через реле времени или датчик освещенности, а к контактам подключить линию питания уличного освещения. В этом случае фаза заводится на контакт L1, а ноль можно взять, подключившись к соответствующему разъему выхода катушки (на фото выше это A2). Магнитные пускатели чаще всего ставят для включения электродвигателя. Работать в таком режиме удобнее при наличии кнопок «пуск» и «стоп». Их последовательно включают в цепь подачи фазы на выход магнитной катушки. В этом случае схема выглядит как на рисунке ниже. Обратите внимание, что Схема включения магнитного пускателя с кнопками Но при таком способе включения пускатель будет в работе только то время, пока будет удерживаться кнопка «пуск», а это не то, что требуется для длительной работы двигателя. Потому в схему добавляют так называемую цепь самоподхвата. Ее реализуют при помощи вспомогательных контактов на пускателе NO 13 и NO 14, которые подключаются параллельно с пусковой кнопкой. Схема подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В и цепью самоподхвата В этом случае после возвращения кнопки ПУСК в исходное состояние, питание продолжает поступать через эти замкнутые контакты, так как магнит уже притянут. И питание поступает до тех пор, пока цепь не будет разорвана нажатием клавиши «стоп» или срабатыванием теплового реле, если такое есть в схеме. Питание для двигателя или любой другой нагрузки (фаза от 220 В) подается на любой из контактов, обозначенных буквой L, а снимается с расположенного под ним контакта с маркировкой T. Подробно показано в какой последовательности лучше подключать провода в следующем видео. Вся разница в том, что использованы не две отдельные кнопки, а кнопочный пост или кнопочная станция. Вместо вольтметра можно будет подключить двигатель, насос, освещение, любой прибор, который работает от сети 220 В. Эта схема отличается только тем, что в ней подключаются к контактам L1, L2, L3 три фазы и также три фазы идут на нагрузку. На катушку пускателя — контакты A1 или A2 — заводится одна из фаз (чаще всего фаза С как менее нагруженная), второй контакт подсоединяется к нулевому проводу. Также устанавливается перемычка для поддержания электропитания катушки после отпускания кнопки ПУСК. Схема подключения трехфазного двигателя через пускатель на 220 В Как видите, схема практически не изменилась. Только в ней добавилось тепловое реле, которое защитит двигатель от перегрева. Порядок сборки — в следующем видео. Отличается только сборка контактной группы — подключаются все тир фазы. В некоторых случаях необходимо обеспечить вращение двигателя в обе стороны. Например, для работы лебедки, в некоторых других случаях. Изменение направления вращения происходят за счет переброса фаз — при подключении одного из пускателей две фазы надо поменять местами (например, фазы B и C). Схема состоит из двух одинаковых пускателей и кнопочного блока, который включает общую кнопку «Стоп» и две кнопки «Назад» и «Вперед». Реверсивная схема подключения трехфазного двигателя через магнитные пускатели Для повышения безопасности добавлено тепловое реле, через которое проходят две фазы, третья подается напрямую, так как защиты по двум более чем достаточно. Пускатели могут быть с катушкой на 380 В или на 220 В (указано в характеристиках на крышке). В случае если это 220 В, на контакты катушки подается одна из фаз (любая), а на второй подается «ноль» со щитка. Если катушка на 380 В, на нее подаются две любые фазы. Также обратите внимание, что провод от кнопки включения (вправо или влево) подается не сразу на катушку, а через постоянно замкнутые контакты другого пускателя. Рядом с катушкой пускателей изображены контакты KM1 и KM2. Таким образом реализуется электрическая блокировка, которая не дает одновременно подать питание на два контактора. Магнитный пускатель с установленной на нем контактной приставкой Так как нормально замкнутые контакты есть не во всех пускателях, можно их взять, установив дополнительный блок с контактами, который называют еще контактной приставкой. Эта приставка защелкивается в специальные держатели, ее контактные группы работают вместе с группами основного корпуса. На следующем видео реализована схема подключения магнитного пускателя с реверсом на старом стенде с использованием старого оборудования, но общий порядок действий понятен. Источники: http://electric-220.ru/news/skhema_vkljuchenija_puskatelja/2014-08-04-668, http://el-shema.ru/publ/skhemy_podkljuchenija/skhema_podkljuchenija_magnitnogo_puskatelja/13-1-0-429, http://stroychik.ru/elektrika/podklyuchenie-magnitnogo-puskatelya electricremont.ru Очень часто нужна схема, которая сохраняет включенный режим, так называемый самоподхват. Эл. Схема / символ в LOGO! Включение Описание Вход S Через вход S (Set) Вы устанавливаете выход Q на 1 Вход R Через вход R (Reset) Вы сбрасываете выход Q на 0 Если S и R одновременно 1, то сначала осуществляется сброс (сброс имеет приоритет перед установкой). Параметр Par Par имеется только в вариантах LOGOL.-I Этот параметр включает и выключает реманентность Rem: Off= нет реманентности on = состояние ременентно запоминается Выход Q Q включается с S и остается включенным, пока не установется вход R. Характеристика коммутационного процесса Реле самоподхвата - простой двоичный элемент памяти. Значение на выходе зависит от состояний на входах и прежнего состояния на выходе. Эл. Схема / символ в LOGO! Включение Описание Вход En Через вход En (Enable) Вы включаете и выключаете датчик тактовых импульсов Параметр Т Т - время, на которое выход включается или выключается. Выход Q Q включается и выключается циклически со временем такта Т. Эл. Схема / символ в LOGO! Включение Описание Вход R Через вход R (Reset) Вы устанавливаете внутреннее значение счетчика и сбрасываете выход в 0 (Сброс имеет приоритет перед Cnt). Вход Cnt Счетчик считает изменения состояний на входе Cnt (Count) с 0 на 1. Изменение состояния с 1 на 0 не считается. Максимальная частота счета на входных клеммах: 5 Гц Вход Dir Через вход Dir (Direction- направление) Вы задаете направление счета: Dir = 0: счет вперед Dir = 1: в обратном направлении Параметр Par Обратите внимание на примечание к заданию параметра Par в связи с таблицей. Выход Q Q включается при достижении значения счетчика (Parameter Par или Lim - см. ниже.). Задание параметра Par Схемы простых блокировок и посложнее. Схема реле с самоподхватом
Схема самоподхвата пускателя - Всё о электрике в доме
Схема включения пускателя
Принцип действия пусковой схемы
Практическая работа пусковой схемы
Как подключить магнитный пускатель
Схема подключения магнитного пускателя на 220 В
Схема подключения магнитного пускателя на 380 В
Подключение магнитного пускателя через кнопочный пост
Подключение двигателя через пускатели
Нереверсивный магнитный пускатель
Реверсивный магнитный пускатель
Советы и хитрости установки
Как подключить магнитный пускатель
Контакторы и пускатели — в чем разница
Устройство и принцип работы
Схемы подключения магнитного пускателя с катушкой на 220 В
Подключение пускателя с катушкой 220 В к сети
Схема с кнопками «пуск» и «стоп»
Подключение асинхронного двигателя на 380 В через пускатель с катушкой на 220 В
Реверсивная схема подключения электродвигателя через пускатели
2.5.Реле самоподхвата
2.6. Симметричный задатчик тактовых импульсов
2.7. Счетчик прямого и обратного счета
Если внутреннее значение счетчика равно или больше Par (параметр) или Urn, то устанавливается выход. При переполнении в любом направлении счетчик останавливается.
Par может находиться в пределах между 0 и 9999 . Um может находиться в пределах между 0 и 999999 .
Rem: Этот параметр позволяет включать и выключать реманентность внутреннего
значения счетчика Cnt в LOGO!.I
off = нет реманентности
on = значения счетчика Cnt запоминается реманентно Степень защиты:
+: Параметр Par или Lim можно изменить в рабочем режиме.
Параметр Par или Lim можно изменить только на этом месте при программировании. В рабочем режиме изменения невозможны.
З. Вторая программа
Для второй программы немного видоизменим первую. Давайте сначала рассмотрим электрическую схему для второй программы:
Первую часть схемы Вы уже знаете. Оба переключателя S1 и S2 включают реле. Это реле должно включать потр. Е1 Реле должно выключать потр. с 12 минутной задержкой
в LOGO! программа для этого выглядит следующим образом:
Вы снова находите блок ИЛИ и реле выхода Q1 из первой программы. Новым является только задержка выключения. Так Вы видоизменяете Вашу первую программу: Включите LOGO! в режим редактирования
Включите LOGO! в режим работы Программирование (нажать одновременно клавиши ◄, ► и ОК)
Выберите в главном меню "Program.."
(•>' передвинуть на "Program.." и нажать ОК)
Выберите в меню программирования "Edit Prg" (•>' передвинуть на "Edit Prg" и нажать ОК)
Теперь вы можете изменять существующую программу. Ввод в программу дополнительного блока Подведите курсор под В в В01 (В01 номер блока ИЛИ).
Переместить курсор: Нажать кнопку
В этом месте мы вводим теперь новый блок. Нажмите клавишу ОК:
LOGO! показывает теперь список BN.
Выберите список SF (клавиша в)
В списке SF Вы найдете Блоки для специальных функций
Нажмите клавишу ОК.
На экране блок первой специальной функции:
При выборе блока для специальной или основной функции LOGO! показывает блок функции. Курсор стоит на блоке и имеет форму полного блока. С помощью клавиш В или Y Вы выбираете нужный блок.
Выберите нужный блок (задержка выключения -см. следующий рисунок) и ОК:
Введенный блок получает номер блока В02. Подключенный до этого к Q1 блок В01 автоматически подключается к самому верхнему входу введенного блока Курсор стоит на самом верхнем входе введенного блока
Блок для задержки выключения имеет 3 входа. Самый верхний вход - это вход триггера (Trg). Через этот вход Вы запускаете задержку выключения. В нашем примере задержка выключения запускается блоком ИЛИ В01. Через вход Reset Вы сбрасываете время и выход. Через параметр Т Вы устанавливаете время для задержки выключения. В нашем примере мы не используем вход Reset задержки выключения. Мы обозначаем его знаком 'х1. Как это делается, Вы уже видели в первой программе. Еще раз для напоминания:
Установите курсор под R: клавиша ▲ или ▼
Перейдите на режим ввода: клавиша ОК
Выберите список Со: клавиши ▲ или ▼
Подтвердите список Со: клавиша ОК
Выберите 'х1: клавиши ▲ или ▼
Подтвердите V: клавиша ОК Так должен теперь выглядеть дисплей:
Теперь введите время Т для задержки выключения:
Если курсор еще не стоит под Т, то передвиньте его под Т:
клавиши А или т
Перейти в режим ввода: клавиша ОК
Для параметров LOGO! показывает окно параметров:
Курсор стоит на первой позиции значения времени. Так Вы изменяете значение времени:
Клавишами < и ► Вы двигаете курсор взад и вперед. Клавишами А и V Вы изменяете значение на позиции. Если Вы ввели текущее значение, нажмите клавишу ОК. Установите время Т = 12:00 минут:
Установите курсор на первую позицию: клавиши ◄или ►
Выберите цифру '1': клавиши ▲ или ▼
Установите курсор на вторую позицию: клавиши ◄или ►
Выберите цифру '2': клавиши ▲ или ▼
Установите курсор на единицу измерения , клавиши ◄или ►
Выберите единицу времени м для минут: клавиши ▲ или ▼
Индикация параметров/ убрать индикацию
Если Вы хотите, чтобы параметр не отображался в режиме параметрирования:
Установите курсор на вид защиты: клавиши ◄или ►
Выберите вид защиты '-': клавиши ▲ или ▼ На дисплее вы должны сейчас увидеть:
. Завершите свой ввод клавишей ОК
Сейчас эта цепочка программы для Q1 полностью завершена. LOGO! показывает Вам выход Q1. Вы можете еще раз просмотреть программу на дисплее. Клавишами Вы двигаетесь по программе. С помощью ^ или ► от блока к блоку и с помощью ▲ и ▼ к различным входам одного блока. Как Вы завершаете ввод программы, Вы уже знаете из первой программы. В качестве напоминания:
Назад в меню программирования: клавиша ESC
Назад в основное меню: клавиша ESC
'>'установить на 'Start': клавиши ▲или ▼
Подтвердить старт: клавиша ОК LOGO! теперь вновь в RUN:
Контрольные вопросы.
1Что называют специальными микроконтроллера LOGO!?
Функция задержки включения ?
Функция задержки выключения ?
Функция импульсного реле ?
Функция реле времени ?
в. Функция реле самоподхвата ?
Функция симметричного задатчика тактовых импульсов ?
Функция реверсивного счетчика ?
Литература
Густав Олссон, Джангуидо Лиани Цифровые системы автоматизации и управления.-СПб.: Невский диалекг,2001
studfiles.net
Схемы простых блокировок и посложнее. - Электросхемы - Статьи
Cхемы для авто простых блокировок и посложнее.
Некоторые выполнены с небольшими изменениями, это не значит что я повторяюсь, а всего лишь пытаюсь предвидеть детские вопросы самостоятельной установки. Все эти схемы управляются при включенном зажигании! Если для кого то это не новое или простое, то можете и не читать.
Первая схема - классическое применение реле для блокировки с самодхватом или самоблокировкой. Подразумевается блокировка простейшей цепи зажигания.
Для управления реле блокировки можно использовать секретную кнопку, пару геркон-магнит.
Вторая схема практически полностью повторяет первую. В ней или штатный орган управления выдающий сигнал управления положительной полярности при включенном зажигании (например силовой сигнал на стеклоподъёмнике или обогрев заднего стекла). Используя эту схему можно управлять от провода магнитолы на активную антенну. Единственное неудобство это то что магнитола должна быть всегда исправна, а съемную панель нельзя забывать дома.
Третья схема еще один из клонов первых двух. Первое на схеме реле работает по принципу самоблокировки и управляет вторым реле, которое и выполняет основную функцию блокировки двигателя любой не зависимой от зажигания цепи. Здесь так же можно использовать штатные или другие органы управления (в частности магнитолу), но необходимо добавить еще диод, как на второй схеме.
Эта схемка так же родственна выше приведенным. Здесь управление сигналом массы и поэтому потребуется два реле. Если есть желание и возможность использовать штатную кнопку, то понадобится развязывающий диод в цепи кнопки.
Оригинальная блокировка стартера управляемая от гудка. Условие как для иномарок, при выключенном зажигании гудок не работает. При использовании этой схемы после включения зажигания гудок не работает. После нажатия на сигнал, можно стартовать. После старта гудок начинает работать. Возможны варианты управления от других органов автомобиля. Правые верхнее и нижнее реле могут быть малогабаритными.
Эта простейшая схема позволяет сделать дополнительную блокировку (секретку) двигателя с использованием датчика перемещения/ускорения, на системе с дистанционным запуском. Для установки была выбрана сигнализация Star Line B9. Активируется блокировка автоматически с канала сигнализации сразу после выключения зажигания или при постановке на охрану. Активация после выключения зажигания удобна тем, что этот сигнал невозможно сканировать или блокировать через радио эфир. Таким образом, двигатель может быть запущен, но после начала движения заглохнет. Отключение блокировки использовалось от штатной кнопки, но при выключенном зажигании. В этом есть некоторое неудобство. Если двигатель запущен с автостартера, то перед началом движения необходимо его заглушить или если двигатель заглохнет по какой либо причине, то тоже после выключения зажигания необходимо нажать кнопку разблокировки. Тут приходится жертвовать либо удобство, либо охранные свойства комплекса. Отключение блокировки можно сделать отдельной потайной кнопкой или парой геркон-магнит.
Блокировалась цепь зажигания на блок управления двигателем. При кратковременном сигнале от датчика двигатель глох и зажигалась приборная панель, причем его сразу можно было завести и при начале движения все повторялось. Возможны блокировки других цепей.
Эта схема использует так же датчик движения или датчик удара. Предложена техническим специалистом Ультра Стар - Михаилом Чаусовым. В этой схеме используется принцип самоблокировки реле (как в первых схемах этой статьи), но блокируется выход датчика на управления непосредственно самой блокировкой двигателя. В целом она повторяет предыдущую схему с разницей в использовании обычных и поляризованного реле.
Далее шесть схем от автора Владимира
Текст с комментариями так же от Владимира.
КВАЗИСИГНАЛИЗАЦИЯ.
При выключенном зажигании светодиод начинает мигать имитируя работу автосигнализации. При включенном зажигании светодиод гаснет, не отвлекая водителя.
БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ КОНДЕНСАТОРА.
При включении тумблера S параллельно искрогасящему конденсатору Спр подключается дополнительный конденсатор С бл, который шунтирует контакты прерывателя и уменьшает мощность энергии искры в системе зажигания: «искра есть, но не заводится». Обнаружить дополнительное подключение методом прозвонки практически невозможно. Недостаток блокировки: обгорание контактов прерывателя если клиент забыл отключить блокировку.
БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ РЕЗИСТОРА
При включении тумблера S параллельно контактам прерывателя подключается дополнительный резистор (8...12 Ом), который уменьшает мощность энергии искры в системе зажигания: «искра есть, но не заводится». Недостаток блокировки: нагрев резистора (10...15 Вт) если оставить зажигание включенным на длительное время (при неудачном угоне), требуется теплоотвод резистора.
БЛОКИРОВКА С ПОМОЩЬЮ ТАЙМЕРА
При включенном тумблере S и при включении зажигания происходит заряд конденсатора С1 (10 мкФ) через резистор R1(0,5...1,0 МОм). Через 5...10 сек после включения зажигания открывается ключ на транзисторе VT1 и срабатывает реле, размыкая (замыкая) жизненно важные цепи системы зажигания.
БЛОКИРОВКА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ДВИЖЕНИИ
С помощью датчика движения выделяются импульсы с тахометра, которые накапливаются либо счетчиком, либо интегратором и включают исполнительное реле. В качестве чувствительного элемента датчика используется катушка малогабаритного реле (например РЭС15) без корпуса. Катушка устанавливается рядом с тросом спидометра вблизи его крепления на блоке приборов (торцом к задней стенке блока). Резистор R1 (0,1...1 кОм) определяет чувствительность датчика.
БЛОКИРОВКА БЕЗ ТУМБЛЕРА
При несанкционированном включении зажигания произойдет включение реле Кбл с помощью таймера через 5...10 сек (постоянная времени R3C2), которое заблокирует зажигание. Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо при включенном зажигании нажать соответствующий концевик, например ручник или тормоз. При этом произойдет блокировка таймера и зажигание отключаться не будет. При кратковременном выключении зажигания блокировка таймера сохраняется за счет накопительного конденсатора С1. При длительном отключении зажигания схема автоматически возвращается в режим блокировки. Недостаток: при включенном зажигании путем перебора всех концевиков возможно обойти блокировку.
Здесь схема старого варианта. Новый вариант защищен от отключения большим магнитом, так же есть более защищенная версия где место для магнита точечное.
В режиме охраны устройство блокирует двигатель нормально разомкнутыми контактами выносного реле. Режим охраны индицируется горящим или моргающим светодиодом. Для разблокировки двигателя достаточно провести магнитом в месте установки устройства на расстоянии не более двух сантиметров, при этом светодиод погаснет и двигатель будет разблокирован на время от 25 до 40 секунд если в течении этого времени не будет включено зажигание, то двигатель будет заблокирован автоматически. После выключения зажигания блокировка так же включается автоматически через 25 - 40 секунд.
Технические данные
Ток потребления в режиме "Охрана" (max) | (мА) | 3,0 |
Рабочее напряжение | (В) | 7 - 16 |
Время после разблокировки | (сек) | 25 - 40 |
Время включения блокировки после выключения зажигания | (сек) | 25 - 40 |
Расстояние от устройства до магнита (мах) | (мм) | 25 |
Габариты (мах) | (мм) | 40 x 35 x 8 |
Преимущества и рекомендации по установке.
Рекомендуется устанавливать под пластиковые панели в удобные для разблокировки место со стороны водителя. Крепится под панелью на дабл-фикс. Удобство состоит в том что можно крепить блокировку без снятия панелей, в достаточно узкие места. Если СИД не устанавливать, блокировка ничем себя не выдает.
Обозначение | Номинал | Количество (шт.) | Примечание |
Сопротивления | |||
R1,R2 | 20 кОм | 2 | 18 - 22 кОм |
R3 | 150 Ом | 1 | |
R4 | 20 кОм | 1 | 18 - 22 кОм |
R5 | 10 кОм | 1 | |
R6 | 20 кОм | 1 | 18 - 22 кОм |
R7 | 330 кОм | 1 | 300 кОм |
R8 | 20 кОм | 1 | 18 - 22 кОм |
R9 | 1 кОм | 1 | |
R10,R11 | 20 кОм | 2 | 18 - 22 кОм |
R12 | 10 кОм | 1 | 8,2 - 10 кОм |
Конденсаторы | |||
C1,C2 | 0,1мкФ | 2 | 0,068 - 0,33 мкФ |
C3,C4 | 100мкФ | 2 | К50-35(имп) 16В |
Диоды | |||
D1,D2 | 1N4005 | 2 | |
D3 | BZX84C12SMD | 1 | Сабилитрон 12В |
D4 | 1N4005 | 1 | |
Транзисторы | |||
VT1,VT2 | ВС847 | 2 | |
VT3 | КТ829 | 1 | |
Микросхема | |||
А1 | CD4011 | 1 | |
Геркон G | МК10 - 3 | 1 | |
Несколько выводов по последней схеме: На самом деле для большого количества разных автомобилей установка не стала быстрой. Выбор места установки должен быть удобным для водителя и рядом должны отсутствовать металлические предметы. В противном случае радиус действия магнита снижается. Были проведены ряд доработок. Устройство стало не возможно снять большим магнитом.
Следующая схема по смыслу работы повторяет предыдущую.
Я просто удалил все что касается индикации режима в котором находится блокировка. А сам геркон или просто сказать провода его вынес за пределы платы. Плата стала меньше, а геркон в корпусе можно стало устанавливать в более узкие места. А индикацией остается - сам факт заводится двигатель или нет.
Теперь можно вместо геркона использовать вынесенную внешнюю кнопку. Или использовать штатную кнопку. Но вернемся к геркону. Мне еще очень давно было сделано замечание, что поводив большим магнитом по салону авто можно невзначай отключить блокировку. Да это так, хотя конечно смешно видеть угонщика с большим магнитом шаманившего в салоне авто. И тем не менее, если к проводу который подключен к резистору R3 подключить еще пару герконов, а второй провод дополнительных герконов подключить к массе. Далее расположить дополнительные герконы вокруг главного, то большим магнитом уже отключить будет возможно, если вести очень медленно вдоль места установки, да еще и в определенном направлении.
Как использовать штатные кнопки для управления блокировкой. Собственно не все и не всегда можно использовать штатные кнопки. Ясно, что они включают или отключают какие либо потребители и функции в автомобиле. Но все они работают, как правило, при включенном зажигании (разве кроме включения габаритов, но эта кнопка/переключатель нам не подойдет). В остальное время в основном на всех проводах кнопки можно увидеть сигнал массы и при переключении ничего не происходит. Значит, нам необходимо определить какие контакты замыкаются или размыкаются на кнопке. Далее я обычно собираю следующую схему из двух маленьких реле.
Два дополнительных малогабаритных реле при выключенном зажигании отключают кнопку от штатной проводки и этой кнопкой можно воспользоваться для управления блокировкой.
Еще один момент для повышения секретности – необходимо увеличить номинал резистора R3 до 5,7кОм. При этом для разблокировки необходимо будет не просто быстро нажать кнопку или поднести магнит к геркону, нужно будет удерживать нажатую кнопку или магнит чуть более секунды.
Очередная схема родилась из первого варианта.
Алгоритм работы аналогичен. Отличие в том что входной контакт G необходимо замкнуть на массу. Более того если этот контакт остался подключен к массе но зажигание выключено, то система включит блокировку как положено примерно через 40секунд. А для разблокировки надо сначала отключить контакт от массы и снова подать на него массу. В качестве управления может быть кнопка, штатная кнопка, геркон с любым состоянием контактов. Если использовать штатную кнопку как описано было выше, то для отключения понадобится одно дополнительное реле.
И еще хочу отметить один момент, есть отличный сайт по продаже автомобилей в екатеринбурге, но там не только можно купить автомобиль, а также дать объявление на продажу. Ваше объявление увидят тысячи автолюбителей.
Похожие материалы
www.elektrik-avto.ru
ДВУСТАБИЛЬНОЕ РЕЛЕ С САМОБЛОКИРОВКОЙ
В электронике часто используется реле с фиксацией положения, которое поддерживает любое из двух фиксированных состояний даже после снятия управляющего сигнала. Схему его эквивалента мы сейчас и рассмотрим. В основном электромеханические реле бывают двух типов:
- Реле с возвратом контактов - эти реле являются наиболее широко используют там, где лишнее потребление энергии не проблема. Этот тип реле возвращается в исходное состояние после того, как входной сигнал пропадает.
- Реле с блокировкой - эти реле используются в основном в автомобилях или другой специализированной технике.
Большинство реле, которые мы используем сегодня - это одностабильные реле, которые имеют только одно устойчивое состояние. Различают в них НО (нормально открытые) и НЗ (нормально замкнутые) контакты. То есть обычное электромагнитное реле, которое мы чаще всего используем, имеет только одно устойчивое состояние.
В этой схеме будет показано, как используя обычное незапираемое (без самоблокировки) реле, создать полноценное двухпозиционное реле с самоблокировкой, которое питается от внешнего источника напряжения. Можно использовать этот модуль во многих проектах автоматики и управления, например контроль освещением и так далее.
Вот принципиальная схема модуля реле. Её основа - микросхема-таймер NE555, образовывающая 1-битную ячейку памяти. Такой блок реле может управляться либо с помощью кнопки или с помощью логического сигнала 5V через предусмотренные входы.
В схеме разъем J1 нужен для входов и логики управления модуля, а разъем J2 подключен к переключаемым контактам реле. Далее приведено описание контактов для функционирования модуля:
- VCC - 5V DC (можете взять его с USB-порта)
- GND - отрицательное напряжение заземления.
- SET INPUT - напряжение чтобы включить реле.
- RESET INPUT - напряжение чтобы выключить реле.
Обратите внимание: это не полностью самоблокирующееся реле. Как только вы отключите питание, то реле вернется в свое исходное положение и пока питание не подастся снова - продолжит быть в нормально открытом или нормально закрытом состоянии. Классическое реле с самоблокировкой останется в запертом положении даже при отключении питания. То есть оно работает и переключает состояние лишь при подаче питания. Затем снова возвращается в исходное состояние.
Кроме кнопок, этот модуль может управляться с помощью сигналов любого микроконтроллера. Для испытаний подключили реле к модулю беспроводной связи через Wi-Fi смартфона и через специальную программу управляем переключением дистанционно.
Таким образом это двустабильное реле может быть использовано не только для управления обычным электромеханическим реле, но и для управления твердотельным реле. А это обеспечивает широкие возможности и функции данному устройству.
Поделитесь полезной информацией с друзьями:
elwo.ru
Реле (Промежуточные ABB CR-P; Самоблокировка реле) — Re][miLL
Да простит меня автор CS данная статья была взята с его блога и пост появился здесь..
Компания ABB, как известно, выпускает замечательные промежуточные реле серии CR-P. Реле действительно суперские — кондовые, рабочие электромеханические «лошадки». Я их уже не раз и не два использовал. Данные реле крепятся на din-рейку с помощью специального крепления-розетки, а дальше подключаются как обычное модульное оборудование. Однако довольно часто можно заметить, что данные реле подключаются через розетку CR-PLsx ( Артикул: 1SVR405650R0100 Электромонтаж), которая не позволяет потом закрыть это реле заглушкой либо пластроном. Мое мнение — не стоит страдать золотухой! У того же ABB есть отличное решение, про которое почему-то мало кто знает (или наоборот знают, но почему-то молчат), а именно розетки серии CR-PSS (Артикул: 1SVR405650R1000 Электромонтаж). Данные розетки обладают всеми «няшками»:
- Замечательно встают на din-рейку;
- Замечательно занимают тот же 1 модуль на din-рейке, что и розетки CR-PLs;
- Замечательно закрываются как заглушкой, так и пластроном, не требуя при этом никаких извращений.
А вот я у себя на блоге столько раз распинаюсь про разные реле и прочую автоматику, что мне пришла в голову одна мысль: каждый уважающий себя чел с паяльником обязательно должен иметь на своём блоге запись про реле 😉 Ну а на самом деле – я случайно натолкнулся на промежуточные реле ABB серии CR-P, жутко ими пропёрся (как обычно) и решил накатать про них небольшой обзорчик. А заодно и привести классическую схему реле с самоблокировкой, потому что её обязаны знать все, и по ней постоянно в форумах возникают вопросы вида “А как бы мне сделать кнопки пуск-стоп для моего насоса?”
Итак, раз статья классическая – кратко опишу о том, что же такое обычное реле. Это штука с катушкой и контактами. Причём прямой электрической связи между ними нет. И если подать на катушку напряжение, то контакты реле изменят своё состояние. Контакты реле бывают трёх видов: замыкающий, размыкающий и комбинированный: переключающий. У самого реле может быть несколько групп контактов. Например один или два перекючающих, два замыкающих. Размыкающие контакты обычно отдельно не встречаются, а идут в виде переключающих. Из переключающего контакта легко можно сделать размыкающий или замыкающий – нужно просто заюзать нужную его половину.
Ток через контакты реле может протекать гораздо больше того, который требуется для его срабатывания. Ну или, совсем простым языком: катушка у реле может срабатывать от 3-5 вольт, а управлять мы можем двигателем на 220 или 380 вольт. Вот это – первое свойство реле, которое нам очень может пригодиться в какой-нибудь домашней автоматике. Сделаю пометку о том, что специальные реле, которые рассчитаны на большие токи контактов, называются контакторами и будут описаны мной чуть позже.
Второе удобство реле – это то, что мы можем размножить нужные нам контакты. Скажем, у нас есть кнопка, которая имеет только один замыкающий контакт. А нам надо их штуки три. Не проблема! Возьмём подходящее реле (а если количества контактов одного не хватит – то два), запитаем его от кнопки, а контакты будем использовать как хотим.
Третье удобство – это то, что его контакты никак не связаны электрически с катушкой. Это значит, что при помощи реле можно управлять разными, не сваязанными друг другом цепями или разными напряжениями. Например некоторый народ на дачах морочится следуюдщим образом. Чтобы от кнопки звонка на калитке никого не трахнуло током, они собирают небольшую цепь из кнопки и реле на 12 вольт. А реле в свою очередь питает звонок на 220. Пример несколько синтетический, но народ у нас ещё умирать боится, и поэтому более-менее запоминает о чём идёт речь.
Так вот. Конечно, сейчас реле активно вытесняются всякими электронными их аналогами или твердотельными реле. Но если вам хочется получить дубовую, надёжную как монтировка схему – можно легко взять реле. Ну и ещё реле остаются в некоторых интересных нишах типа построения логических контроллеров и систем промышленной автоматики.
Вот именно такую серию реле я нашёл у ABB. Она называется CR-P, и имеет моё любимое достоинство: крепится на DIN-рейку (в последнее время я обленился и подсел на неё – собираю всё на DIN-рейках или в боксах с DIN-рейками). Сами реле в этой серии достаточно слабенькие и зовутся промежуточными. То-есть их задача как раз состоит в том, чтобы передать какие-нибудь сигалы управления или размножить контакты. А нам часто это и надо – в бытовой-то автоматике. Максимальный ток у них примерно 5-8А, но его хватит зажечь какую-нибудь лампочку в какой-нибудь автоматике освещения – что тоже плюс.
Серия состоит из отдельных компонентов: самих реле, номенклатура коих огромна по вариантам контактов и напряжениям катушек (12, 24, ~220 вольт), специальной колодки для крепления реле на DIN-рейке и пластикового фиксатора. Мне понравился прикол: фиксатор сделан в китае, реле в польше, а колодка – в италии. Во как! Ржал %)
Форм-фактор у реле стандартный, и оказалось что в эти колодки влезают, например, мои TYCO’вские релюшки с катушкой на 12 вольт и двумя группами переключающих контактов, коих я накупил пачку в ТерраЭлектроника для своих технических поделок. То-есть, если захочется – можно и те и эти реле поставить на DIN-рейку.
Ещё стоит отметить, что колодка сделана так, что будет влезать в обычный щиток наравне с обычными автоматами. Этот факт я отмечаю особо, потому что обычно релюшки такого типа хотьт и монтируются на DIN-рейку, но рассчитаны на большие шкафы, где стоят открыто без кожуха. А эти влазят в щиток. Правда, у них торчат верхние контакты колодки, но это не так страшно. Главное то, что если мне придётся в квартире родить какую-нибудь штуку на реле – то я смогу запихать их в свой же щиток.
Реле и колодок я набрал про запас, уже ссорудил и испытал на них одну схемку, а остаток будет у меня в оперативном запасе на домашнем “складе” на случай сборки какой-нибудь автоматики для себя или для заказа.
Схема включения реле с самоблокировкой
Ну а теперь немного побалуемся. Все видели и много раз (возможно) пользовались каким-нибудь ящиком с кнопками Вкл/Выкл или чаще Пуск/Стоп. Это мог быть и насос, вентилятор или ещё что-нибудь типа станка, точила. Давайте рассмотрим эту вещь повнимательнее.
Начнём с простого. Откудова там реле. Почему нельзя сделать включение обычным выключателем? Тут всё просто: реле (или контактор) мы можем взять на большой ток, а пользователю сделать красивую панельку с парой удобных и красивых кнопок, проложив управляющий кабель небольшого сечения. А так – был бы у него огромный ящик с рубильником, например.
Отлично. Но что дальше? Составим кратенькое ТЗ. Итак, у нас есть две кнопки: Пуск и Стоп. Надо сделать так, чтобы при нажатии на Пуск наше реле включалось и оставалось включенным. А при нажатии на Стоп, конечно же, отключалось. Показываю идею. Сначала соберём простую схему (рисовать не буду): кнопка Пуск (SB2) включает реле. Отлично. Фазу подали через кнопку на один конец обмотки реле, ноль – на другой конец обмотки. Нажали кнопку – реле включилось. Как обычный звонок.
Окей. А как его включенным удержать? А вот как! Возьмём один из замыкающих контактов реле и влепим его параллельно кнопке Пуск. Тогда получится вот что: нажали на кнопку, включилось реле и своим контактом эту же кнопку закоротило. Теперь кнопку можно отпускать – реле самозаблокировалось и будет держать своё собственное питание включенным пока не отключится. А как его теперь заставить отключиться? А просто – разорвать цепь питания катушки! Так как кнопки тоже могут быть не только замыкающими, а ещё и размыкающими и переключающими – то возьмём кнопку, которая имеет нормально замкнутый контакт и посмотрим на схему:
Видите, как всё просто? SB1 при своём нажатии разомкнёт цепь питания катушки реле, и оно отключится, разомкнув контакт K1.1, который у нас стоит параллельно кнопке SB2. Вот и вся идея. А если у нас есть ещё и проблема с кнопкой на размыкание (я с таким сталкивался из-за банального дизайна: есть пара красивых кнопочек, но только на замыкание) – то мы влепим ещё одно промежуточное реле, которое будет тупо от этой кнопки срабатывать и своими контактами размыкать цепь питания первого реле. Получится так:
Кстати, поддразню и напомню что в обычных сериях электроустановочных изделий кнопок на размыкание нет. Вот и придётся городить такую штуку 😉
А теперь смотрим на схему ещё раз. Можно на верхнюю, без второго реле. Зацените фишку. Так как кнопка Стоп размыкает цепь питания реле, то эта кнопка будет у нас приоритетной! То-есть, пока Стоп нажата – Пуск хрен сработает. И этим пользуются, например, в плане безопасности: ставят ещё один размыкающий контакт под крышку какого-нибудь привода станка и соединяют последовательно с кнопкой Стоп. И пока крышка открыта (контакт разомкнут, цепь питания реле разорвана) – хрен ты станок включишь.
И есть ещё одна важная полезность в плане безопасности. У этой схемы есть чётко определённое состояние, в котором она будет после подачи питания: Стоп. То-есть, если питание пропало, а потом появилось снова – то ничего само не включится и не завертится и никого не убьёт. А в случае с рубильником или выключателем схема будет находиться в том же состоянии, в котром она была до пропадания питания.
Отсюда использование кнопок Пуск/Стоп на оборудовании давно стало стандартом, а кнопки экстренной остановки оборудования (“грибок”) выпускаются даже с фиксацией: по ней удобно хреначить кулаком, а назад она сама просто так не отжимается: для этого на неё надо нажать и провернуть.
Ну и добавлю ещё вот что, для полноты картины. Никто нам не мешает через контакты реле K1 запитать не нагрузку сразу, а более мощный контактор. амперчиков так на 250. И через него уже управлять нагрузкой огромной мощности.
UPD 06/04/20015
Розетки ABB CR-PSS для промежуточных реле серии CR-P
Продолжаем. Компания ABB, как известно, выпускает замечательные промежуточные реле серии CR-P. Реле действительно суперские — кондовые, рабочие электромеханические «лошадки». Я их уже не раз и не два использовал. Данные реле крепятся на din-рейку с помощью специального крепления-розетки, а дальше подключаются как обычное модульное оборудование. Однако довольно часто можно заметить, что данные реле подключаются через розетку CR-PLSX (Артикул: 1SVR405650R0100 ABB), которая не позволяет потом закрыть это реле заглушкой либо пластроном.
Мое мнение — не стоит страдать золотухой! У того же ABB есть отличное решение, про которое почему-то мало кто знает (или наоборот знают, но почему-то молчат), а именно розетки серии CR-PSS (Артикул: 1SVR405650R1000 ABB). Данные розетки обладают всеми «няшками»:
- Замечательно встают на din-рейку;
- Замечательно занимают тот же 1 модуль на din-рейке, что и розетки CR-PLs;
- Замечательно закрываются как заглушкой, так и пластроном, не требуя при этом никаких извращений.
Так что применяем и пользуемся!
rexmill.ru
Для того, чтобы без проблем запускать асинхронные двигатели, существуют различные виды электрических пусковых схем. Их неотъемлемой составной частью является магнитный пускатель. Поэтому, отдельно существует специальная схема включения пускателя, с помощью которого и выполняются основные коммутационные процессы. Принцип действия пусковой схемыВсе элементы пусковой схемы, кроме самого двигателя, помещаются в специальный щиток или коробку. На пусковом устройстве имеются кнопки, с помощью которых выполняется запуск и остановка двигателя. Они называются, соответственно, "Пуск" и "Стоп". Они могут располагаться на передней части щитка или в другом месте, удобном для управления всеми процессами. К щитку с пусковым оборудованием выполняется подводка трехфазного напряжения от основного распределительного щита. Из пускового щитка кабель подводится непосредственно к электродвигателю. Принцип работы всего устройства достаточно простой. На каждую фазную клемму поступает напряжение. Чтобы запустить асинхронный двигатель должен сработать магнитный пускатель. Во время срабатывания замыкаются все три контакта, благодаря напряжению, подаваемому на обмотку пускателя. Каждая катушка, в том или ином магнитном пускателе, рассчитана на определенное значение напряжение. Поэтому, каждое пусковое устройство предназначено для определенных условий и конкретного оборудования. Диапазон действия катушек составляет от 12 до 380 вольт. Практическая работа пусковой схемыДля подачи электропитания к катушке пускателя существует определенная схема, определяющая путь движения тока. С 1-го фазного контакта происходит поступление фазы к контакту тепловой защиты, который находится в нормальном замкнутом состоянии. Далее, проходя через катушку, фаза подходит к кнопке "Пуск" и к контакту самоподхвата пускателя. После этого, фаза двигается к нормально замкнутой кнопке "Стоп", с последующим замыканием на нуле. Схема включения пускателя предполагает нажатие пусковой кнопки, после чего происходит замыкание катушки и последующее притягивание контактов. При отпускании кнопки, специальный контакт не позволяет магнитному пускателю отключиться, в результате, электродвигатель продолжает непрерывно работать. Эта функция и есть самоподхват. Чтобы остановить электродвигатель, достаточно выполнить нажатие кнопки "Стоп", которая осуществляет разрыв цепи, подводящей питание на катушку. Происходит отключение контактов и последующая остановка двигателя. Защитные функции выполняются с помощью тепловых реле. В случае перегрузок, происходит нагревание двигателя, которое может привести к его выходу из строя. Срабатывание тепловой защиты происходит при увеличении тока на фазах. Размыкание тепловых контактов происходит аналогично срабатыванию кнопки "Стоп". Как подключить магнитный пускатель |
electric-220.ru
Электропневмоавтоматика 2 - Стр 23
Зуществует несколько способов реализации на реле заданной поспедо ватепьности перемещения. В данном случае используется последова- -епьныйсамоподхват реле со сбросом предыдущего.
Процесс перемещения состоит из 4 шагов (см. таблицу 8.4). Для реализа лт этих шагов используются реле с К13 (шаг 1) по К16 (шаг 4).
Принципиальная схема такого проекта с запоминанием сигнала с помо щью самоподхвата реле показана на рис. 8.28.
Реализации
последовательности с помощью самоподхвата и сброса реле
Шаг | Перемещение | Перемещение | Перемещение | Подтверждающий | Комментарий | |
штока | штока | штока | сигнал | |||
| цилиндра 1А | цилиндра 2 А | цилиндра ЗА |
| ||
|
|
| ||||
1 | Нет | Нет | Втягивание | В5 (ящик есть) | Пропустить | |
2 | Выдвижение | Нет | Выдвижение | 1В2 | Подъем | |
3 | Нет | Выдвижение | Нет | 2В2 | Сталкивание | |
4 | Втягивание | Втягивание | Нет | 1В1, 2В1 | Возврат в исходное | |
положение | ||||||
|
|
|
|
| ||
Таблица | 8.4: |
|
|
|
| |
Процесс | перемещения в | подъемном устройстве |
|
|
Принцип работы схемы с самоподхватом и сбросом поясним на примере Блокировка шагов шага 2.
Если предыдущий шаг закончен (в данном случае шаг 1, нормально ра зомкнутый контакт реле К13 закрыт) и выполнены другие условия для шага 2, включается репе К14, которое становится на самоподхват. Цепь самоподхвата реле К13 при этом размыкается с помощью нормально замкнутого контакта реле К14. Теперь выполняется второй шаг, а реле, отвечающее за выполнение первого шага, выключено.
Поскольку в режиме продолжительной работы за шагом 4 следует снова шаг 1, нормально замкнутый контакт К13 используется для разрыва цепочки самоподхвата репе К16.
220
Гпава 8
Условия старта Чтобы запустить выполнение последовательности перемещений, следует завершить 4-йшаг (реле К16). Поэтому при переключении на автома тический режим нужно включить это реле К16 с помощью линии "Автомат" и нормально замкнутого контакта К17. После этого реле К16 включается и становится на самоподхват. Ток идет на обмотку реле К17 через нор мально разомкнутый контакт К16, после чего реле К17 включается и самоподхватывается. Теперь через нормально замкнутый контакт К17 ток не идет.
Реле с К1 по К12 заняты датчиками и элементами управления.
ТР201 • Festo Didactic
221
Гпава 8
+24В АВТОМАТ
о
Условия | Условия | Условия | Условия |
выполнения шага 1 | выполнения шага 2 выполнения шага 3 выполнения шага 4 |
К 1 б \ | К 1 3 \ | К 1 3 \ | К 1 4 \ | К 1 4 \ | К 1 б \ | К 1 б \ | К 1 б \ | К 1 7 / К 1 б \ | К 1 7 \ |
К 1 4 / | К15 7 | К16 7 | ю з / |
|
K 1 3 C Z ] | К 1 4 Г П | К 1 5 П | К 1 б О | К17 Г~1 |
ОВ
Рис. 8.28: |
|
|
|
Принципиальная схема | последовательного | самоподхвата | и сброса реле |
Festo Didactic • ТР201
222
Гпава 8
| Условия | Условия для выполнения каждого из четырех шагов цикла показаны | |||||
выполнения шага | в таблице 8.5. Чтобы гарантировать выполнение заданной последова | ||||||
|
|
| тельности, ни один из шагов не может быть выполнен без срабатывания | ||||
|
|
| реле предыдущего шага. |
|
| ||
|
|
| Переход | Режим работы | Активированный датчик(и) Активный шаг с | ||
|
|
| эл-товуправления и соответствующее реле | соответствующим реле | |||
|
|
|
| ||||
|
|
| Старт |
| 1В1 (Кб) и |
| |
|
|
| S7 или К5 | 2В1 (К8) и | 4 (К16) | ||
|
|
| шага 1 | ||||
|
|
|
| 3B1(К11) |
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| С шага 1 |
| В5 (К10) |
| |
|
|
| на | Нет условия | 1 (К13) | ||
|
|
| шаг 2 |
|
|
| |
|
|
| С шага 2 |
|
|
| |
|
|
| на | Нет условия | 1В2 (К7) | 2 (К14) | |
|
|
| шаг 3 |
|
|
| |
| Таблица | 8.5: | С шага 3 |
|
|
| |
| на | Нет условия | 2В2 (Ё9) | 3 (К16) | |||
Условия | выполнения | ||||||
шаг 4 |
|
|
| ||||
четырех | шагов | цикла |
|
|
| ||
|
|
|
|
ТР201 • Festo Didactic
223
Гпава 8
Релейная схема, позволяющая реализовать заданную последователь- | Релейная |
| ||||
ность перемещения цилиндров (рис. 8.29), получена из предыдущей схемы | принципиальная схема | |||||
последовательного самоподхвата и сброса реле, куда добавлены условия | для реализации | |||||
начала шага. Работу схемы можно объяснить следующим образом. | заданной |
| ||||
|
|
|
| последовательности | ||
+24В АВТОМАТ |
|
|
| # |
| * |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
S 7 E - \ K5 N | К 1 3 \ К 1 0 \ К 1 4 \ | К 7 \ К 1 5 \ | К 9 \ К 1 б \ | К1 7 / К 1 б \ | К 1 7 \ | |
(СТАРТ |
|
|
|
|
|
|
одиночного |
|
|
|
|
|
|
цикла) |
|
|
|
|
|
|
Кб | К 1 3 \ | К 1 4 \ | К 1 б \ |
|
|
|
К в \ |
|
|
|
|
|
|
К 1 1 \ |
|
|
|
|
|
|
К 1 б \ |
|
|
|
|
|
|
К14 7 | К15 7 | К16 У | К13 7 |
|
К 1 3 0 | K 1 4 L J | К 1 5 [ ~ П | К 1 6 Г П | К 1 7 Г П |
ОВ
Рис. 8.29: |
|
|
|
|
Релейная | принципиальная | схема для реализации | 4 шагов | последовательности |
Festo Didactic • ТР201
224
Гпава 8
Старт первого | Чтобы состоялся первый шаг, должны быть выполнены следующие | |
шага | условия: | |
| • | Шток цилиндра 1А должен быть полностью втянут |
|
| (включено реле Кб) |
| • | Шток цилиндра 2А должен быть полностью втянут |
|
| (включено реле К8) |
| • | Шток цилиндра ЗА должен быть полностью выдвинут |
|
| (включено реле К11) |
| • | Шаг 4 должен быть активным |
|
| (включено реле К16) |
| • | Нажата кнопка включения продолжительного цикла |
|
| (реле К5 на самоподхвате) или кнопка |
|
| "Старт Одиночного Цикла" (S7). |
| При выполнении всех этих условий реле К13 включится и станет на само | |
| подхват, а первый шаг станет активным. | |
Переход с первого | Если во время активности первого шага п о с т у п и т сигнал со п т и ч е с к о г о | |
шага на второй | датчика В5, то условия для выполнения второго шага будут выполнены. | |
| Этот шаг активируется включением репе К14. Реле К14 становится | |
| на самоподхват, размыкая цепь самоподхвата реле К13 с помощью нор | |
| мально замкнутого контакта К14. |
Переход со второго шага на третий
Переход с третьего шага на четвертый
Переход с четвертого шага на первый
Если во время активности второго шага сработает концевой датчик 1В2, включится репе К15. Оно становится на самоподхват, а цепь самоподхва та реле К14 размыкается.
Если во время активности третьего шага сработает концевой датчик 2В2, включится реле К16. Оно становится на самоподхват, а цепь самопод хвата реле К15 размыкается.
Используется то же самое условие, что и для старта первого шага.
ТР201 • Festo Didactic
225
Гпава 8
Подключение электромагнитов распределителей показывается в испол- | Исполнительная | |||||
нительной части схемы. Всего имеется 6 электромагнитов. Чтобы разре- | часть схемы | |||||
шить подачу питания на их катушки, главный выключатель должен быть |
|
| ||||
в положении " 1 " , а кнопка АВАРИЙНЫЙ СТОП не должна быть нажата. |
|
| ||||
Прочие условия включения электромагнитов показаны в таблице 8.6. |
|
| ||||
Электро |
| Условие |
|
| ||
Действие | (с включенным Комментарии |
|
| |||
магнит |
| реле) |
|
|
| |
|
|
|
|
| ||
1Y1 | Цилиндр 1А: выдвижение | Шаг 2 | (К14) |
|
| |
|
| Шаг 4 | (К16) |
|
| |
1Y2 | Цилиндр 1А: втягивание | или |
|
|
| |
|
| Сброс(К12) |
|
| ||
2Y1 | Цилиндр 2А: выдвижение | Шаг 3 (К15) |
|
| ||
|
| Шаг 4 | (К16) |
|
| |
2Y2 | Цилиндр 2А: втягивание | или |
|
|
| |
|
| Сброс(К12) |
|
| ||
3Y1 | Цилиндр ЗА: втягивание | ШаМ | (К13) | Таблица | 8.6: | |
|
|
|
| |||
0Y1 | Подача сжатого воздуха | К18 | Подключение сжатого воздуха | Условия | включения | |
электромагнитов | ||||||
|
|
|
|
Подача питания сжатым воздухом подключена через реле К18, чтобы предотвратить перемещение пневматических приводов до того, как реле займут нужные позиции.
Festo Didactic • ТР201
226
Гпава 8
Подключение электромагнитов показано на рис. 8.30.
+24В | АВАРИЙНЫЙ СТОП отпущена |
| |
О | * | * - | К 1 8 \ |
| К 1 4 \ | К 1 2 \ К 1 б \ К 1 б \ К 1 2 \ К 1 б \ К 1 3 \ |
1 Y 1 f i ^ 1 Y 2 r 7 j - ^ | 2 Y 1 [ i b ^ 2 Y 2 [ Z ] - ^ | 3Y1 Щ - ^ К 1 8 Ш 0Y1 Щ - |
0B
Рис. 8.30: |
|
|
Подключение | электромагнитов | распределителей |
ТР201 • Festo Didactic
227
Гпава 8
Все реле, используемые в системе управления подъемным устройством, Список реле и выполняемые ними функции перечислены в таблице 8 . 7 .
Номер реле | Тип реле/ |
на схеме | подключения |
K1 | Стандартное |
K2 | Стандартное |
КЗ | С самоподхватом |
K4 | С самоподхватом |
K5 | С самоподхватом |
Кб | Стандартное |
K7 | Стандартное |
K8 | Стандартное |
K9 | Стандартное |
K10 | Стандартное |
K11 | Стандартное |
K12 | С самоподхватом |
K13 | С самоподхватом |
K14 | С самоподхватом |
K15 | С самоподхватом |
K16 | С самоподхватом |
K17 | С самоподхватом |
K18 | С задержкой |
Тип реле
Цепь питания
(главный выключатель S1)
АВАРИЙНЫЙ СТОП, S2 Автоматический режим, S4 Ручной режим, S3 Продолжительный цикл, S6
Датчик положения 1В1 Датчик положения 1В2 Датчик положения 2В1 Датчик положения 2В2 Датчик положения В5
Датчик положения ЗВ1 Сброс, S5
Шаг 1 Шаг 2 ШагЗ
Шаг 4
Условие старта
Подача сжатого воздуха
Таблица 8.7: Функции реле
Festo Didactic • ТР201
228
Гпава 8
Список элементов | Все переключатели и кнопки, используемые для управления подъемным | ||||
управления | устройством, перечислены в таблице 8 . 8 . |
| |||
|
| Номер элемента | Тип | Комментарии | |
|
| S1 | Переключатель | Главный выключатель | |
|
| S2 | Переключатель | АВАРИЙНЫЙ СТОП | |
|
| (нормально замкнутый контакт) | |||
|
|
|
| ||
|
| S3 | Кнопка | Ручной | |
|
| S4 | Кнопка | Автомат | |
|
| S5 | Кнопка | Сброс | |
|
| S6 | Кнопка | Вкл. Продолжительный Цикл | |
| Таблица 8.8: | S7 | Кнопка | Старт Одиночного Цикла | |
Функции | элементов | ||||
|
|
| |||
| управления | S8 | Кнопка | Выкл. Продолжительный Цикл | |
|
|
ТР201 • Festo Didactic
studfiles.net
Поделиться с друзьями: