интернет-магазин светодиодного освещения
Пн - Вс с 10:30 до 20:00
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 138, корп. 1, тк ''Стройдвор''

Подключение трех фазного двигателя в одно фазную сеть (380В в 220В). Схема подключения 3 х фазного двигателя


Подключение 3-х фазного асинхронного двигателя в однофазную сеть (220)

В этой статье мы рассмотрим подключение 3-х фазного асинхронного двигателя в однофазную сеть 220 В .Так как не в каждом гараже есть 3 фазы, что бы подключить асинхронный двигатель, но необходимость в этом зачастую происходит.

Немного поговорим о теории и принципе работы АД:

Асинхронный двигатель состоит из статора и ротора.Обмотка ротора короткозамкнутая ,а обмотка статора представляет собой 3-х фазную обмотку проводники, в которой пофазно расположены в окружности статора со сдвигом в 120 градусов.

При включении двигателя в 3-х фазную сеть, по обмоткам (полюсам) статора начинает проходить ток в разные моменты, поочередно, сначала в фазе «А«, потом в фазе «В«, после в фазе «С«,этим он создает вращающиеся магнитное поле, которое вращает ротор.

При включение его в однофазную сеть, вращающий момент, будет создаваться только в одной обмотке, этого не хватит, для того что бы сдвинуть и вращать ротор. Для того что бы сдвинуть ток фазы полюса, используются фазосдвигающие конденсаторы.

Конденсаторы можно применять любых типов, кроме электролитических. В основном применяются бумажные конденсаторы марки МБГО, напряжение которых нужно выбирать не мене 20 — 30 В больше напряжения сети. В нашем случае берем конденсатор напряжением не менее 250 В.

О его емкости поговорим немного позже.

конденсаторы марки МБГО

Итак, что бы его подключить нужно знать характеристики АД, которые выбиты в  его паспорте на корпусе:

По тех паспорту мы видим что этот двигатель имеет мощность 0,75 кВт ,номинальные обороты 910 об./мин. с возможностью работы в 2 х режимах подключения (треугольник) и Y (звезда). Для работы двигателя в схеме включения (треугольник), номинальное напряжения 220 В номинальный ток 3,96 А , для звезды соответственно 380 В , 2,29 А.

Теперь адаптируем его под наше напряжение 220 В, то есть соединяем его в нашем случае в (тругольник), как показано на картинке (б) , на картинке (а) показано схема подключения в звезду, снизу показано расположение перемычек для данного подключения:

Теперь нужно выбрать емкость конденсатора, для этого возвращаемся к техническим параметрам эл.двигателя берем оттуда Iн и Uн, в нашем случае это 3,96 А и 220 В подставляем его в формулу:

Cр= 2780 •  ( Iн  / Uн ) = 2780 • (3,96/220)=2780 • 0,018= 50,04 мкФ

(если не хватает емкости одного конденсатора, то соединяем паралельно несколько конденсаторов, при паралельном подключении емкость конденсатора складывается)

Теперь подключаем наш конденсатор согласно рисунку 1.

Чтобы поменять направление вращения ротора, меняем точку подключения конденсатора:

Ну на этом этапе моя статья заканчивается, всем удачи в подключении!

Если возникнут вопросы, пишите в комментариях, с удовольствием отвечу!

 

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

samodelkityt.ru

Подключение трех фазного двигателя в одно фазную сеть (380В в 220В)

В этой статье я бы хотел вам рассказать как легко и быстро запустить трёх фазный двигать в одно фазную сеть , у многих на даче или в гараже валялись старые непонятно откуда-то взятые 3ф двигатели , но подключить их было невозможно из за отсутствия напряжения в 380В. Замену линии в 380В (только для двигателей) могут вот такие нехитрая штучка «конденсатор».

И так что нам нужно знать и иметь для пуска двигателя:

Нужно решить каким способом будем подключать обмотки статора: первый способ звезда , при таком подключении двигатель выдаст только 50% от своей мощности , второй способ треугольник намного лучше он выдает 70% от мощности двигателя , поэтому зачастую выбираю второй способ что бы добиться наибольшей мощности.

Схема соединений на панели

Схема соединений на панели

Схема подключения 3ф двигателя с рабочими и пусковыми к конденсаторами

При соединение обмоток статора треугольником  двигателя мощность которого менее или равен 1,5кВт и запускающийся без нагрузочной мощности схема имеет следующий вид:

Схема подключения 3ф двигателя с рабочими и пусковыми к конденсаторами

Схема подключения 3ф двигателя с рабочими и пусковыми к конденсаторами

Если же двигатель имеет мощности более 1,5кВт или же при старте имеет нагрузочную мощность то в схеме нужно добавить ещё и пусковые конденсаторы.

При необходимости пуска двигателя в разные стороны говоря по научному реверс необходимо добавить тумблер как на картинке:

 реверс

реверс

 Какие конденсаторы и сколько нужно для пуска двигателя:

Марки конденсаторов МБГО, МБГЧ, БГТ, МБПГ имеющие рабочее напряжение не менее 300В, эти данные вы можете найти на самом конденсаторе.

конденсаторы для пуска двигателя

конденсаторы для пуска двигателя

Но просто взять и подключить любой конденсатор данных марок не получится, у каждого конденсатора есть ёмкость измеряющаяся в мкФ , поэтому нужно рассчитать какая ёмкость нам понадобится для рабочих конденсаторов и отдельно для пусковых по следующей формуле:

 

Для рабочих Ср=4800х(I/U)

Для пусковых Сп=Срх( 2 или 3 раза)

Важно знать что мы рассчитываем рабочие конденсаторы на номинальную мощность двигателя и при неполной нагрузке двигателя он будет греться и вам придётся отключать какую то часть конденсаторов для снижения тока в обмотках статора , но уменьшение конденсатор поведёт к снижению развивающей мощности. Так же работа двигателя в холостую долгое время может привести к его сгоранию.Что касается конденсаторов то помните что конденсатор это ёмкость которая может удерживать напряжение большой величины которая опасна для здоровья людей , также при пуске мощных двигателей более трёх кВт , убедитесь что проводка выдержит долгое время работу двигателя и не выйдет из строя.

Похожие статьи:

elektrox.ru

Запуск 3х фазного двигателя от 220 Вольт — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости ➔

 

Часто возникает необходимость в подсобном хозяйстве подключать трехфазный электродвигатель, а есть только однофазная сеть (220 В). Ничего, дело поправимое. Только придется подключить к двигателю конденсатор, и он заработает.

Читаем подробно далее

 

 

Емкость применяемого конденсатора, зависит от мощности электродвигателя и рассчитывается по формуле

С = 66·Рном ,

где С - емкость конденсатора, мкФ,   Рном - номинальная мощность электродвигателя, кВт.

То есть можно считать, что на каждые 100 Вт мощности трехфазного электродвигателя требуется около 7 мкФ электрической емкости.

Например, для электродвигателя мощностью 600 Вт нужен конденсатор емкостью 42 мкФ. Конденсатор такой емкости можно собрать из нескольких параллельно соединенных конденсаторов меньшей емкости:

Cобщ = C1 + C1 + … + Сn

Итак, суммарная емкость конденсаторов для двигателя мощностью 600 Вт должна быть не менее 42 мкФ. Необходимо помнить, что подойдут конденсаторы, рабочее напряжение которых в 1,5 раза больше напряжения в однофазной сети.

В качестве рабочих конденсаторов могут быть использованы конденсаторы типа КБГ, МБГЧ, БГТ. При отсутствии таких конденсаторов применяют и электролитические конденсаторы. В этом случае корпуса конденсаторов электролитических соединяются между собой и хорошо изолируются.

Отметим, что частота вращения трехфазного электродвигателя, работающего от однофазной сети, почти не изменяется по сравнению с частотой вращения двигателя в трехфазном режиме.

Большинство трехфазных электродвигателей подключают в однофазную сеть по схеме «треугольник» (рис. 1). Мощность, развиваемая трехфазным электродвигателем, включенным по схеме «треугольник», составляет 70-75% его номинальной мощности.

 

Рис 1.   Принципиальная (а) и монтажная (б) схемы подсоединения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник»

Трехфазный электродвигатель подключают так же по схеме «звезда» (рис. 2).

 

Рис. 2.   Принципиальная (а) и монтажная (б) схемы подсоединения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «звезда»

 

Чтобы произвести подключение по схеме «звезда», необходимо две фазные обмотки электродвигателя подключить непосредственно в однофазную сеть (220 В), а третью - через рабочий конденсатор (Ср) к любому из двух проводов сети.

Для пуска трехфазного электродвигателя небольшой мощности обычно достаточно только рабочего конденсатора, но при мощности больше 1,5 кВт электродвигатель либо не запускается, либо очень медленно набирает обороты, поэтому необходимо применять еще пусковой конденсатор (Сп). Емкость пускового конденсатора в 2,5-3 раза больше емкости рабочего конденсатора. В качестве пусковых конденсаторов лучше всего применяют электролитические конденсаторы типаЭП или такого же типа, как и рабочие конденсаторы.

Схема подключения трехфазного электродвигателя с пусковым конденсатором Сп показана на рис. 3.

 

Рис. 3.   Схема подсоединения трехфазного электродвигателя в однофазную сеть по схеме «треугольник» с пусковым конденсатором Сп

 

Нужно запомнить: пусковые конденсаторы включают только на время запуска трехфазного двигателя, подключенного к однофазной сети на 2-3 с, а затем пусковой конденсатор отключают и разряжают. Обычно выводы статорных обмоток электродвигателей маркируют металлическими или картонными бирками с обозначением начал и концов обмоток. Если же бирок по каким-либо причинам не окажется, поступают следующим образом. Сначала определяют принадлежность проводов к отдельным фазам статорной обмотки. Для этого возьмите любой из 6 наружных выводов электродвигателя и присоедините его к какому-либо источнику питания, а второй вывод источника подсоедините к контрольной лампочке и вторым проводом от лампы поочередно прикоснитесь к оставшимся 5 выводам статорной обмотки, пока лампочка не загорится. Загорание лампочки означает, что 2 вывода принадлежат к одной фазе. Условно пометим бирками начало первого провода С1, а его конец - С4. Аналогично найдем начало и конец второй обмотки и обозначим их C2 и C5, а начало и конец третьей - СЗ и С6.

Следующим и основным этапом будет определение начала и конца статорных обмоток. Для этого воспользуемся способом подбора, который применяется для электродвигателей мощностью до 5 кВт. Соединим все начала фазных обмоток электродвигателя согласно ранее присоединенным биркам в одну точку (используя схему «звезда») и включим двигатель в однофазную сеть с использованием конденсаторов.

Если двигатель без сильного гудения сразу наберет номинальную частоту вращения, это означает, что в общую точку попали все начала или все концы обмотки. Если при включении двигатель сильно гудит и ротор не может набрать номинальную частоту вращения, то в первой обмотке поменяйте местами выводы С1 и С4. Если это не помогает, концы первой обмотки верните в первоначальное положение и теперь уже выводы C2 и С5 поменяйте местами. То же самое сделайте в отношении третьей пары, если двигатель продолжает гудеть.

При определении начал и концов фазных обмоток статора электродвигателя строго придерживайтесь правил техники безопасности. В частности, прикасаясь к зажимам статорной обмотки, провода держите только за изолированную часть. Это необходимо делать еще и потому, что электродвигатель имеет общий стальной магнитопровод и на зажимах других обмоток может появиться большое напряжение.

Для изменения направления вращения ротора трехфазного электродвигателя, включенного в однофазную сеть по схеме «треугольник» (см. рис. 1), достаточно третью фазную обмотку статора (W) подсоединить через конденсатор к зажиму второй фазной обмотки статора (V).

Чтобы изменить направление вращения трехфазного электродвигателя, включенного в однофазную сеть по схеме «звезда» (см. рис. 2, б), нужно третью фазную обмотку статора (W) подсоединить через конденсатор к зажиму второй обмотки (V). Направление вращения однофазного двигателя изменяют, поменяв подключение концов пусковой обмотки П1 и П2 (рис. 4).

При проверке технического состояния электродвигателей нередко можно с огорчением заметить, что после продолжительной работы появляются посторонний шум и вибрация, а ротор трудно повернуть вручную. Причиной этого может быть плохое состояние подшипников: беговые дорожки покрыты ржавчиной, глубокими царапинами и вмятинами, повреждены отдельные шарики и сепаратор. Во всех случаях необходимо детально осмотреть электродвигатель и устранить имеющиеся неисправности. При незначительном повреждении достаточно промыть подшипники бензином, смазать их, очистить корпус двигателя от грязи и пыли.

Чтобы заменить поврежденные подшипники, удалите их винтовым съемником с вала и промойте бензином место посадки подшипника. Новый подшипник нагрейте в масляной ванне до 80° С. Уприте металлическую трубу, внутренний диаметр которой немного превышает диаметр вала, во внутреннее кольцо подшипника и легкими ударами молотка по трубе насадите подшипник на вал электродвигателя. После этого заполните подшипник на 2/3 объема смазкой. Сборку производите в обратном порядке. В правильно собранном электродвигателе ротор должен вращаться без стука и вибрации.

 

Рис. 4.   Изменение направления вращения ротора однофазного двигателя переключением пусковой обмотки

 

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Включение 3-х фазного двигателя в однофазную сеть, от теории к практике « схемопедия

В домашнем хозяйстве иногда возникает необходимость запустить 3х фазный асинхронный электродвигатель (АД). При наличии 3х фазной сети это не составляет трудностей. При отсутствии 3х фазной сети двигатель можно запустить и от однофазной сети, добавив в схему конденсаторы.

Конструктивно АД состоит из неподвижной части – статора, и подвижной – ротора. На статоре в пазах укладываются обмотки. Обмотка статора представляет собой трёхфазную обмотку, проводники которой равномерно распределены по окружности статора и пофазно уложены в пазах с угловым расстоянием 120 эл. градусов. Концы и начала обмоток выводятся в соединительную коробку. Обмотки образуют пары полюсов. От числа пар полюсов зависит номинальная частота вращения ротора двигателя. Большинство общепромышленных двигателей имеют 1-3 пары полюсов, реже 4. АД с большим числом пар полюсов имеют низкий КПД, больше габариты, поэтому используются редко. Чем больше пар полюсов, тем меньше частота вращение ротора двигателя. Общепромышленые АД выпускаются с рядом  стандартных скоростей вращения ротора: 300, 1000, 1500, 3000 об/мин.

Ротор АД представляет собой вал, на котором находится короткозамкнутая обмотка. В АД малой и средней мощности обмотку обычно изготавливают путём заливки расплавленного алюминиевого сплава в пазы сердечника ротора. Вместе со стержнями  отливают короткозамкнутые кольца и торцевые лопасти, осуществляющие вентиляцию машины. В машинах большой мощности обмотку выполняют из медных стержней, концы которых соединяют с короткозамкнутыми кольцами при помощи сварки.

При включении АД в 3ф сеть по обмоткам по очереди в разный момент времени начинает идти ток. В один период времени ток проходит по полюсу фазы А, в другой по полюсу фазы В, в третий по полюсу фасы С. Проходя через полюса обмоток, ток поочередно создает вращающее магнитное поле, которое взаимодействует с обмоткой ротора и заставляет его вращаться, как бы подталкивая его в разных плоскостях в разный момент времени.

Если включить АД в 1ф сеть, вращающий момент будет создаваться только одной обмоткой. Действовать на ротор такой момент будет в одной плоскости. Такого момента не достаточно, чтоб сдвинуть и вращать ротор. Чтобы создать сдвиг фазы тока полюса, относительно питающей фазы, применяют фазосдвигающие конденсаторы рис.1.

Рис.1

Конденсаторы можно применять любых типов, кроме электролитических. Хорошо подходят конденсаторы типа МБГО, МБГ4, К75-12, К78-17. Некоторые данные конденсаторов приведены в таблице 1.

Если необходимо набрать определенную емкость, то конденсаторы следует соединить параллельно.

Основные электрические характеристики АД приводятся в паспорте рис.2.

Рис.2

Из паспорта видно, что двигатель трехфазный, мощностью 0,25 кВт, 1370 об/мин, есть возможность менять схему соединения обмоток. Схема соединения обмоток «треугольник» при напряжении 220В, «звезда», при напряжении 380В ,соответственно ток 2,0/1,16А.

Схема соединения «звезда» изображена на рис.3. При таком включении к обмоткам электродвигателя между точками АВ (линейное напряжение Uл) подводится напряжение в раза больше напряжения между точками АО (фазное напряжение Uф).

Рис.3 Схема подключения «звезда».

Таким образом линейное напряжение в  раза больше фазного напряжения: . При этом фазный ток Iф равен линейному току Iл.

Рассмотрим схему соединения «треугольник» рис.  4:

Рис.4 Схема соединения «треугольник»

При таком соединении линейное напряжение UЛ  равное фазному напряжению Uф., а ток в линии Iл  в раза больше фазного тока Iф: .

Таким образом если АД рассчитан на напряжение 220/380 В, то для его подключения к фазному напряжению 220 В используется схема соединения обмоток статора «треугольник». А для подключения к линейному напряжению 380 В – соединение «звезда».

Для пуска данного АД от однофазной сети напряжением 220В нам следует включить обмотки по схеме «треугольник», рис.5.

Рис.5 Схема соединения обмоток ЭД по схеме «треугольник»

Схема соединение обмоток в выводной коробке показана на рис. 6

Рис.6 Соединение в выводной коробке ЭД по схеме «треугольник»

Чтобы подключить электродвигатель по схеме «звезда» необходимо две фазные обмотки подключить непосредственно в однофазную сеть, а третью – через рабочий конденсатор Ср к любому из проводов сети рис. 6.

Соединение в выводной коробке для схемы  «звезда» изображено на рис. 7.

Рис.7 Схема соединения обмоток ЭД по схеме «звезда»

Схема соединение обмоток в выводной коробке показана на рис. 8

Рис.8 Соединение в выводной коробке ЭД по схеме «звезда»

Емкость рабочего конденсатора Ср для данных схем рассчитывается по формуле: 

,

где Iн– номинальный ток, Uн– номинальное рабочее напряжение.

В нашем случае, для включения по схеме «треугольник» емкость рабочего конденсатора Cр = 25 мкФ.

Рабочее напряжение конденсатора должно быть в 1.15 раз больше номинального напряжения питающей сети.

Для пуска АД не большой мощности обычно  достаточно рабочего конденсатора, но при мощности более 1.5 кВт двигатель либо не запускается, либо очень медленно  набирает   обороты, поэтому необходимо применить еще пусковой конденсатор Сп . Емкость пускового конденсатора должна быть в 2.5-3 раза больше емкости рабочего конденсатора.

Схема соединения обмоток электродвигателя, соединенных по схеме «треугольник» с применением пусковых конденсаторов Сп представлена на рис. 9.

Рис.9 Схема соединения обмоток ЭД по схеме «треугольник» с применением пусковых конденсатов

Схема соединения обмоток двигателя «звезда» с применением пусковых конденсаторов представлена на рис. 10.

Рис.10 Схема соединения обмоток ЭД по схеме «звезда» с применением пусковых конденсаторов.

Пусковые конденсаторы Сп подключают параллельно рабочим конденсаторам при помощи кнопки КН на время 2-3 с. При этом скорость вращения ротора электродвигателя должна достигнуть 0.7…0.8 от номинальной скорости вращения.

Для запуска АД с применением пусковых конденсаторов удобно применять кнопку рис.11.

Рис.11

Конструктивно кнопка представляет собой трехполюсный выключатель, одна пара контактов которого замыкается, когда кнопка нажата. При отпускании контакты размыкаются, а остальная пара контактов остается включенной, до тех пор, пока не будет нажата кнопка стоп. Средняя пара контактов выполняет функцию кнопки КН (рис.9, рис.10), через которую подключают пусковые конденсаторы, две остальных пары работают как выключатель.

Может оказаться так, что в соединительной коробке электродвигателя концы фазных обмоток выполнены внутри двигателя. Тогда АД можно подключить только по схемам рис.7, рис. 10, в зависимости от мощности.

Существует еще схема соединения обмоток статора трехфазного электродвигателя – неполная звезда рис. 12. Выполнение соединения  по данной схеме возможно,  если начала и концы фазных обмоток статора выведены в соединительную коробку.

Рис.12

Подключать ЭД по такой схеме целесообразно, когда необходимо создать пусковой момент, превышающий номинальный. Такая необходимость возникает в приводах механизмов с тяжелыми условиями пуска, при пуске механизмов под нагрузкой. Следует отметить, что результирующий ток в питающих проводах превышает номинальный ток на 70-75%. Это необходимо учитывать при выборе сечения провода для подключения электродвигателя

Емкость рабочего конденсатора Ср для  схемы рис. 12 рассчитывается по формуле:

  .

Емкости пусковых конденсаторов должны быть в 2.5-3 раза больше емкости Ср.  Рабочее напряжение конденсаторов в обеих схемах должно быть в 2.2 раза больше номинального напряжения.

Обычно выводы статорных обмоток электродвигателей маркируют металлическими или картонными  бирками с  обозначением начал и концов обмоток. Если же бирок по каким-либо причинам не окажется, поступают следующим  образом. Сначала определяют принадлежность проводов к отдельным фазам статорной обмотки. Для этого следует взять любой из 6 наружных выводов электродвигателя и присоединить его к какому-либо источнику питания, а второй вывод источника подсоедините к контрольной лампочке и вторым проводом от лампы поочередно прикоснитесь к оставшимся 5 выводам статорной обмотки, пока лампочка не загорится. Загорание лампочки означает, что 2 вывода  принадлежат к  одной фазе. Условно пометим бирками начало первого провода С1 ,а его конец – С4. Аналогично найдем начало и конец  второй обмотки и обозначим их С2 и С5, а начало и конец третьей – С3 и С6.

Следующим и основным этапом будет определение начала и конца статорных обмоток. Для этого воспользуемся способом подбора, который применяется  для электродвигателей мощностью до 5 кВт. Соединим все начала фазных обмоток электродвигатели согласно ранее присоединенным биркам в одну точку (используя схему  «звезда») и включим электродвигатель в однофазную сеть с использованием конденсаторов.

Если двигатель без сильного гудения сразу наберет номинальную часто­ту вращения, это означает, что в общую точку попали все начала или все концы обмотки. Если при включении двигатель сильно гудит и ротор не может набрать номинальную частоту  вращения, то в первой обмотке следует поменять местами выводы С1 и С4. Если это не помогает, концы первой обмотки необходимо вернуть в первоначальное положение и теперь уже выводы С2 и С5 поменяйте местами. То же самоё сделайте; в отношении третьей пары, если двигатель продолжает гудеть.

При определении начал и концов обмоток строго придерживайтесь правил техники безопасности. В частности, прикасаясь к зажимам статорной обмотки, провода держите только за изолированную часть. Это необходимо делать еще и потому, что электродвигатель имеет общий стальной магнитопровод и на зажимах  других обмоток может появиться большое напряжение.

Для изменения направления вращения ротора АД, включенного в однофазную сеть по схеме «треугольник» (см. рис.5), достаточно третью фазную обмотку статора (W) подсоединить через конденсатор к зажиму второй фазной обмотки статора (V). 

Чтобы изменить направление вращения АД, включенного в однофазную сеть по схеме «звезда» (см. рис.7), нужно третью фазную обмотку статора (W) подсоединить через конденсатор к зажиму второй обмотки (V).

При проверке технического состояния электродвигателей нередко можно с огорчением заметить, что после продолжительной работы появляются посторонний, шум и вибрация, а ротор трудно повернуть вручную. Причиной этого может быть плохое состояние подшипников: беговые дорожки покрыты ржавчиной, глубокими царапинами и вмятинами, повреждены отдельные шарики и сепаратор. Во всех случаях необходимо осмотреть электродвигатель и устранить имеющиеся неисправности. При незначительном повреждении достаточно промыть подшипники  бензином, и  смазать их.

Автор: Титаренко А.В. (КТ_805) г.Сумы

shemopedia.ru


Каталог товаров
    .