В этой статье рассмотрю подробно свое простое решение включения/выключения ДЭС для объекта первой особой категории. По заданию на вводном устройстве (ВРУ) имеется одна секция шин, рабочий ввод, резервный ввод и ДЭС. Одна секция шин упрощает нам задачу. Рассмотрим схему включения ДЭС со всеми аппаратами и устройствами. Для включения ДЭС при наличии рабочего и резервного вводов я предлагаю следующую схему. На каждый ввод ставим по трехфазному реле напряжения типа CP-731, которое в своем составе имеет замыкающий и размыкающий контакты. Руководство CP-731 473.4 КБ В качестве защитных автоматических выключателей 4QF и 5QF можно взять любой модульный трехфазный автомат с номинальным током 1А. 6QF – однофазный автомат с номинальным током 1А. Контакторы КМ1-КМ3 должны быть с дополнительными контактными приставками. К1, К2 – промежуточные реле типа РЭК. В данной схеме я их применил для размножения контактов. HL1-HL3 – сигнальные лампы. Сигнализируют о том, через какой ввод подается напряжение на шины ВРУ. Как работает схема включения ДЭС? Возможно 3 варианта работы схемы: 1 На рабочем и резервном вводах присутствует напряжение (либо только на рабочем вводе). Реле KV1 включает промежуточное реле К1, которое размыкает цепи катушек контакторов КМ2, КМ3 и замыкает цепь катушки контактора КМ1. Реле KV2 отключено. Контактор КМ1 включается. На секцию шин поступает напряжение от рабочего ввода. Дополнительные контакты контакторов КМ1-КМ3 исключают одновременную работу трех контакторов. 2 На рабочем вводе отсутствует напряжение (напряжение присутствует на резервном вводе). Реле KV1 отключает промежуточное реле К1, которое замыкает (совместно с К2) цепь катушки контактора КМ2 и размыкает цепь катушки контактора КМ1. Контактор КМ2 включается. На секцию шин поступает напряжение от резервного ввода. 3 На рабочем и резервных вводах отсутствует напряжение. Цепи катушек питания контакторов КМ1 и КМ2 разомкнуты. Срабатывает дистанционный запуск ДЭС (контакты KV1.2 и KV2.2). Включается ДЭС, а затем катушка контактора КМ3 становится под током и на секцию шин поступает напряжения от ДЭС. При восстановлении на одном из вводов напряжения контактор КМ3 отключается и включается в работу основой либо резервный ввод. Стоит заметить, что реле напряжения СР-731 имеет задержку на отключение 5сек. и позволяет установить время повторного включения от 2 до 600 сек. Работа данной схемы будет близка к работе современного АВР, где предоставляется возможность настроить временные задержки включения и отключения. 7 раз проверь данную схему – 1 раз примени в проекте Данная схема представлена впервые и нигде не применялась. Если вы сомневаетесь в работоспособности данной схемы — поставьте готовый блок АВР 3.0. В общем случае, перед применением схемы следует изучить возможности дизельной электростанции. В ближайших выпусках расскажу нюансы подключения ДЭС на своем примере. rexmill.ru Доктор Вольт, для Ua.Automation.com В предыдущих, ознакомительных статьях (часть I; часть II) я привел базовую информацию по основным схемам и типам АВР-ов. Теперь можно рассмотреть одну из многочисленных схем щитового оборудования с устройством АВР. В данной схеме будут отражены основные компоненты, особенности применения АВР, его обоснование и те нюансы, на которые обычно не обращают внимания. Схема Есть 3 питающих ввода: 1-й ввод - основной, 2-й ввод – резервный и 3-й ввод - аварийный или ввод от ДГУ – дизель-генераторной установки. Также в данной схеме присутствует цепь обводного питания или она же – ремонтная цепь. Между основными вводами – 1-м и 2-м – установлен АВР-1, который выполнен на контакторах. Кстати, важное замечание: номинальный ток вводов примем 400А, а лучше – 630А. Больше мощности – это уже серьезно :) АВР-2 установлен между средней точкой контакторов и 3-м вводом. Этот АВР-2 выполнен на рубильнике с мотор-приводом. Цепь обводного питания будет обеспечивать электропитание нагрузок от 1-го ввода, т.к это основной ввод. Данная схема также имеет еще одну степень надежности - это рубильник с мотор-приводом, который, в случае однозначно аварийном, можно переключить «вручную» и запитать нагрузку от ДГУ, который, в свою очередь, также можно запустить «вручную» (можно пойти и дальше – построить цепь обводного питания и от 2-го ввода, но мы пока этот вариант не будем применять). Начинаем работу Подаем питание на 1-й ввод. Контактор КМ1 включается, при этом также включается рубильник QS – и, естественно, автоматически – переходит в положение 1. Таким образом, нагрузка запитана от 1-го ввода. Штатный, основной режим работы. Теперь, появляется напряжение на 2-м вводе. Схема не меняет своего состояния, но в «мозгах» релейной схемы созрела убежденность в надежности – «если вдруг что», то сразу перейдем на второй ввод! А так как мысли материальны, и второй ввод отключает, например, «Киевэнерго»… то КМ1 отключается и сразу включается КМ2, который подключает нагрузку к 2-му вводу (QS своего состояния не меняет). Вот так проявляется сущность АВР-а! Это именно она и есть. У нас возникают два варианта – либо «рубим» 2-й ввод и далее будь что будет, либо – восстанавливаем 1-й ввод….. Впрочем, давайте рассмотрим вариант, при котором «Киевэнерго» отключает и вторую ТП (2-й ввод)… на 2-м вводе пропадает напряжение… Автоматика подаст сигнал на запуск ДГУ… ДГУ запускается, его дизель работает, генератор – генерирует, выходит на номинальный режим и вот, на 3-м вводе появляется напряжение 400В 50Гц… Рубильник получает команду от релейной схемы на переключение в положение «2», что он и делает. Таким образом питание нагрузки осуществилось от 3-го ввода, от ДГУ. И снова проявилась сущность АВР! Теперь рассмотрим появление 1-го основного ввода. Вот он заработал и на шинах 1-го ввода появилось номинальное напряжение. Релейная схема управления весьма хитрая и производит контроль напряжения на 1-м вводе: «А оно устойчивое? А параметры в номинале? А не отключится опять?»... Только после выдержки времени на стабилизацию сети Релейная схема дает команду на включение контактора КМ1 и потом на переключение QS в положение «1». Восстанавливается номинальный, штатный режим работы. Но, при этом ДГУ продолжает работать! В течение, как минимум, 2 минут. С одной стороны это технологический процесс, т.к. двигатель ДГУ должен отработать некоторое время (обычно 2 минуты) на расхолаживание. С другой стороны, это одна из степеней надежности щита. Если, вдруг, 1-й ввод опять отключился, то АВР вновь подключит нагрузку к ДГУ! Вариант с появлением 2-го ввода аналогичен вышеописанному. При этом, при появлении напряжения питания 1-го ввода (после анализа, конечно))) АВР переключиться на 1-й ввод, при этом 2-й ввод будет под напряжением. Этот момент, если кто не знает, называется ПРИОРИТЕТОМ ОСНОВНОГО ВВОДА. Внештатные режимы При рассмотрении работы АВР необходимо всегда обращать внимание на нештатные режимы работы! Штатные режимы работы реализовать и описать легче всего. А вот нештатные режимы (которых может быть больше!) обычно не рассматриваются. Чем сложнее схема АВР, тем актуальнее, именно, нештатные режимы работы. Ведь это напрямую связано с жизнями людей и целостностью оборудования. АВР – это автомат и он реализует заложенную в него программу. Так вот, это важно - при создании релейной схемы управления необходимо все режимы предусмотреть и «заложить» в схему для реализации. Например, в данной схеме в рубильнике есть положение «0». Что, если этот рубильник самопроизвольно перейдет в это положение? Что потом будет? Что потом необходимо предпринять, чтобы этого не происходило… или, может, так и оставить? – назвать это «Нештатным режимом», описать его в Руководстве по эксплуатации и сказать, что этот режим требует присутствия обслуживающего персонала… Тоже вариант. Теперь вернемся к ремонтной цепи. Почему здесь она применена? Как ее включить, как ее отключить, что будет с электропитанием нагрузки? Итак, по порядку – мы применили контакторы. У этих контакторов есть катушки, посредством которых контакторы включаются, т.е. замыкают силовые контакты… И вдруг катушка перегорела (заводской брак, неприемлемые условия эксплуатации, прочее). Это еще один нештатный режим. Так вот, чтобы ее, катушку заменить – опять есть варианты: - отключить весь щит
- перейти на 2-й ввод
- перейти на работу по ремонтной цепи. 1-й вариант – неприемлем – нагрузки надолго отключать нельзя. Не забудьте, ток 630А! Катушку быстро поменять не получиться! 2-й вариант тоже не совсем приемлем – КМ1 частично находится под напряжением.
3-й вариант – это то, что нужно! Вот для таких случаев, а также для проведения профилактических работ, регламентных работ и нужна такая ремонтная цепь. А включить ее просто – QS2 необходимо перевести в положение «2» – тем самым вы уже запитали нагрузку по ремонтной цепи – и потом отключить вспомогательный рубильник QS1. Теперь отключите 2-й и 3-й вводы и спокойно работайте по замене катушки или профилактики АВР. Но здесь, одно из главных действий – необходимо отключить релейные цепи управления, чтобы не было случайных переключений. Обычно, о ремонтных цепях не помнят вовсе, или забывают, или экономят на этом. А это важно. АВР-ы применяют там, где необходимо питать важные нагрузки, перерыв в питании которых может привести к печальным последствиям (хирургический корпус, операционная, нагрузки ЦОДов, банки, пожарное, противопожарное оборудование – список длинный) и экономия здесь неуместна, мало того – преступна. Есть еще одна особенность, о которой забывают. Всегда при общении с проектантами-электриками указываю им на это. Каждый питающий ввод должен иметь два разрыва – один невидимый, это автоматический выключатель, и другой – видимый, это выключатель нагрузки с видимым разрывом. ПУЭ никто не отменял. Наоборот, с каждым годом – это все актуальнее и серьезнее. Да, есть уже автоматические выключатели с видимым разрывом – окошками, где видно состояние контактов. Но это – с натяжкой… не по ПУЭ. А значит могут не принять в эксплуатацию… Автоматические выключатели выкатного или втычного исполнения – спокойно можно применять без выключателей нагрузки. Окончание следует… Связаться с автором можно по адресу: [email protected] ua.automation.com ООО "ТПЭ-Тяжпромэлектро" производит следующие типы щитового электрооборудования: Низковольтные комплектные устройства управления, защиты, сигнализации и автоматики серии ЯЭ(ШЭ)1400. Шкафы управления насосами ШУН-1, ШУН-2 с блоками управления БУ1-Т, БУ2-Т. Блоки и панели управления асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором серий Б5000, П5000. Подстанционные ящики ЯЗВМ(ШЗВ), ЯЗНМ(ШЗН)-1А(Б), ЯЗНМ(ШЗН)-2А(Б), ЯЗНМ(ШЗН)-3, ЯОВМ(ШОВ)-2, ЯЗШМ(ШЗШ)-1(2), ЯЗШМ(ШЗШ)-3, ЯПВМ(ШПВ)-1(2,3), ЯУРМ(ШУР) и др. Ящики собственных нужд ЯСН-В, ШПСН, ШПСН-В и др. Ящики и шкафы АВР серий АВРТ, АВР1(3)Т, ЩАП, ЯУ8000, ШУ8000, ШАВР и др. Блоки и панели АВР БУ8250, ШУ8250. Вводно-распределительные шкафы наружного освещения ВРШ-НО. Шкафы управления наружным освещением серий ЯОУТ (ШУОТ), ЯУО1(3)Т, ЯУО, ШОУ. Щитки осветительные серий ЩОГТ, ОЩВ, ОЩ, ОП, ОПВ, ЩО, ЩН, ЩУ и др. Устройства этажные типов УЭРВ, УЭРН, УЭРК, УЭБ, УЭРМ, УЭРБ и др. Щитки и ящики квартирные ЩКТ, ЯК, ЩК, ЩКУ, ЩКР и др. Щитки механизации строительства ЩМТ, ЩМ и др. Щиты сигнализации. Щиты этажные, коттеджные, гаражные и др. Шкафы, щиты автоматики ША, ЩА и др. Оборудование систем наземного электроснабжения спецтоками. Пульты и щиты для стендов испытания авиадвигателей. Щиты питания для стройплощадок НКУ СП. Нетиповые НКУ по схеме заказчика. zavodtpe.ru Автоматический ввод резерва — способ обеспечения резервным электроснабжением нагрузок, подключенных к системе электроснабжения, имеющей не менее двух питающих вводов и направленный на повышение надежности системы электроснабжения. Автоматический ввод резерва - основной метод обеспечения бесперебойной работы сети электроснабжения. Система АВР осуществляет автоматическое переключение контакторов с основной питающей линии на резервную. По заказу возможна разработка схем АВР под индивидуальные требования заказчика. Основным элементом блока АВР является контроллер (Schneider Electric). Питание системы АВР осуществляется непосредственно с вводов, а в схеме с ДГУ - от источника бесперебойного питания. В данной схеме оба ввода (основной и резервный) подключены на общую систему шин. В нормальном режиме работа происходит от основного ввода. В случае аварии на основном вводе система АВР отключает основной ввод и подключает резервный ввод. После устранения аварии на основном вводе возврат на него может происходить как автоматически, так и в ручном режиме. В данной схеме каждый из вводов подключен на свою секцию шин. Соединение секций шин осуществляется с помощью секционного выключателя. В случае аварии на вводе №1, система АВР отключает ввод №1 и включает секционный выключатель. После устранения аварии на вводе №1 возврат на него может происходить как автоматически, так и в ручном режиме. В автоматическом режиме система АВР выключает секционный выключатель и подключает ввод №1. Аналогичный алгоритм работы при аварии на вводе №2. В данной схеме каждый из вводов подключен на свою секцию шин. Соединение секций шин осуществляется с помощью секционного выключателя. В случае аварии на вводе №1, система АВР отключает ввод №1 и включает секционный выключатель. Аналогичный алгоритм работы при аварии на вводе №2. При авариях на вводах №1 и №2 система АВР дает команду на запуск ДГУ. При требуемом качестве напряжения питания система АВР включает ввод №3 и секционный выключатель. После устранения аварий на вводах №1 и №2, возврат в первоначальный режим работы может происходить как автоматически, так и в ручном режиме. Базовый блок АВР оснащен световыми индикаторами режимов работы. Опционально блок можно оснастить: Система АВР может поставляться совместно с силовыми распределительными шкафами, выполненными по схемам заказчика.
Автоматический ввод резерва (АВР) |
2017-04-15 19:55:46 |
Максим Власов |
Работы АСУТП |
http://www.celmont.ru/images/stories/logo1.png |
Автоматический ввод резерва (АВР). По заказу возможна разработка схем АВР под индивидуальные требования заказчика. |
АВР, ввод резерва, схема АВР
www.celmont.ru Варианты схем АВР применяемых при работе с автономным источником питания. Питание нагрузки осуществляется от внешней сети и двух автономных источников. Да схеме три ввода, первый ввод это сетевой, два других ввода от ДГУ одно установленное в контейнере, второе ДГУ в существующем здании. Логика работы следующая: при пропадании напряжения на сетевом вводе, через время Т1 подается команда на запуск ДЭС в контейнере и питании от ДЭС осуществляется пока не закончится топливо (или в случае неполадок, в других случаях). АВР №2 выдает команду на запуск ДГА, находящегося в помещении, после истечении времени Т2, которое устанавливается больше чем время Т1.Схема №8. Питание нагрузок осуществляется от двух источников питания внешней сети Ввод №1 и Ввод №2 и одного автономного источника Ввод №3 ДГУ. При наличии напряжения на обеих сетевых вводах № 1,2 питание на нагрузки поступает через рубильники с моторизированным приводом. Рубильник QS отключает часть нагрузки.При наличии нормального напряжения на обеих вводах АВР 1 и АВР2 подают команду на включение 4QS — 7QS в левом положении.Питание с Ввода №1 на Нагрузку 1 поступает через рубильник 1QS, автоматический выключатель 1QF и далее последовательно через контакты реверсивного рубильника с моторным приводом 4QS, 6QS.Питание с Ввода №2 на Нагрузку 2 поступает через рубильник 2QS, автоматический выключатель 2QF и далее последовательно через контакты реверсивного рубильника с моторным приводом 5QS, 7QS.В этом случае питание нагрузки Выхода №2 происходит от рабочего Ввода №1. Первый АВР подает команду 5QS и он переводится в правое положение. Цепь прохождения питания Ввод №1 1QS, 1QF,5QS и далее как и при обычной работе 7QS, 5QF нагрузка Выхода №2.Отсутствие напряжения на Вводе №1 работа подобная как и в предыдущем случае, за исключением 4QS переводится в другое положение.Отсутствие напряжения на Вводах №1, №2.При отсутствии напряжения на обеих рабочих вводах, через время задержки Т1 подается команда на запуск ДГУ. После появления нормального напряжения на Вводе №3 через время задержки Т2 срабатывает АВР №2 переключает питание нагрузок Выходов №1 и№2 от ДГУ, подается команда на переключение 6QS, 7QS в правое положение. Работа от ДГУ продолжается до тех пор пока на вводах 1,2 или вводе 1(2) не появится нормальное напряжение — переключение происходит в обратном порядке: подается команда «СТОП» ДГУ, переключаются 6QS, 7QS в левое положение, а 4QS и 5QS в зависимости на каком вводе (вводах) нормальное напряжение.Реверсивные рубильники с моторным приводом типа ОТМ производства АВВ или Socomec.Преимущества схемы: наличие механической блокировки между всеми вводами. На рисунке слева приведено решение похожее на схему №8, но вместо рубильников с моторным приводом применены контакторы. Схема АВР на 80А собрана на восьми контакторах, на три ввода, между парами контакторов установлена механическая блокировка.Схема позволяет обеспечить защиту от встречного включения вводов во всех вариантах питания, управление контроллером Zelio, коммутирующие элементы — контакторы Шнайдер Электрик:1. При работе от двух сетевых сетевых вводов.2. Работа обеих нагрузок от одного сетевого ввода, а при восстановлении второго сетевого ввода переключение питания соответственно от своего ввода (в исходное каждая нагрузка подключается к своему вводу).3. При работе нагрузки №1 и №2 от ДГУ, а с появлением сетевого ввода (вводов) происходит переключение питания от сети. Данная схема предлагается к применению производителями дизельных генераторных установок, подобные схемы можно увидеть в технической документации на станцию. Суть предназначения этой схемы в следующем:Если установка ДГУ (ДГА) поставляется на объект который запитан с одного ввода, а в случае неполадок на вводе автоматически включается ДГУ (по желанию заказчика) и по команде с контроллера происходит включение питание от ДГУ, при восстановлении нормального напряжения на основном вводе питания переключается обратно на основной ввод, ДГУ останавливается.РАБОТА схемы: для проверки напряжение сетевого ввода поступает на контроллер ДГУ, в случае неполадок с сетевым трехфазным напряжением, с контроллера подается команда на отключение контактора КС и на запуск ДГУ, после выхода на нормальный режим дизельной станции, по команде с контроллера ДГУ включается контактор КГ, питания нагрузки осуществляется от автономного агрегата. Для защиты от перегрузок служат автоматические выключатели. К клеммам подключаются цепи автоматики ДГУ. Имеются схемы и с применением 4-х полюсных контакторов.Существенным недостатком схемы можно считать то, что при неисправном ДГУ или находящемся на техническом обслуживании (и в других случаях) — АВР не работает, на нагрузку не поступает напряжение от сетевого ввода, что вызовет недовольство потребителя.Решение: для исключения указанного недостатка схему необходимо доработать, дополнительно ввести ручной режим (установить переключатель и желательно еще РКН по Вводу №1). Особенности схемы: маломощный ДГУ не в состоянии обеспечить полную нагрузку, а только часть.В схеме имеется два основных равнозначных ввода, при пропадании обеих вводов запускается дизельная станция, её нагрузочная способность составляет 25 кВт.Работа схемы управления:Питание осуществляется от одного из основных вводов Ввод №1 или Ввод №2, через контакторы КМ1 (КМ2) и КМ3. В случае пропадания напряжение на Вводе №1 АВР переключает питание от Ввода №2, (включает контактор КМ2) и наоборот. При аварийном состоянии обеих вводов (контакторы КМ1, КМ2 и КМ3 обесточены и находятся в выключенном состоянии) через время задержки Т1 подается команда на запуск ДГУ. После выхода на рабочий режим дизельной установки, через время задержки Т2 включается контактор КМ4, контактор КМ3 остается в выключенном состоянии, питание подается на приоритетные нагрузки.В схеме напряжение с вводов с начало подается через рубильники QS1, QS2 и далее через контакторы на общую нагрузку. С общего выхода напряжение поступает через автоматический выключатель к потребителям через свои автоматические выключатели.Для учета электрической энергии предусмотрены электрические счетчики устанавливаемые на оба основных ввода. Контроль входного напряжения и потребляемого тока осуществляется вольтметрами и амперметрами, вольтметры с переключателем для измерения по фазно линейного и фазного напряжений. На фото показан исполненный по вышеуказанной схеме электрический щит.1. На левой фотографии общий вид ВРУ с АВР: на панели расположены контрольные приборы с переключателями, лапы сигнализации. На левой половине шкафа в верхнем ряду находятся амперметры для измерения контроля тока нагрузки от сетевых вводов 1 и 2, вольтметры для измерения напряжения 1 и 2 вводов.В верхнем ряду вольтметр (под ним переключатель) для контроля напряжения от ДГУ, для измерения тока потребляемого от ДГУ амперметры в каждой фазе.Ниже расположены лампы индикации состояния вводов АВР, переключатель режима работы и выбора ввода в ручном режиме, переключатель отключения цепи запуска ДГУ.2. На втором и третьем снимке показан монтаж внутри шкафа, пластроны защиты от поражения электрическим током, слева вверху оставлено место для установки счетчика электроэнергии. Схема АВР с одним основным вводом (схема слева). Ввод от ЩАВР1 и с питанием от автономного источника «Ввод ДГУ». В схеме справа имеет два основных ввода и ввод от автономного источника питания.Между вводом №1 и Вводом №2 устанавливается механическая блокировка.В этом решении отсутствует механическая блокировка между основными вводами и ДГУ. Схема рассчитана на четыре ввода: три основных ввода и ввод от ДЭС, механической блокировки между вводами нет. Для уменьшения размеров и стоимости устанавливаются автоматические выключатели с моторным приводом.1. На структурной схеме показан пример АВР с общей нагрузкой, к выходу которого подключаются три отходящих фидера.2. В данной схеме ДГУ должен обеспечивать полную мощностью потребляемой нагрузки, в примере потребляемый ток 160А, поэтому ток автоматических выключателей на каждом вводе одинаков.3. При необходимости устанавливаются электрические счетчики нужного типа.4. Управление работой моторных приводов осуществляется программируемым контроллером, при этом необходимо учитывать, что между включениями и отключениями делается некоторая задержка по времени, что позволит увеличить надежность работы данной схемы.5. Команда на запуск и остановку ДГУ подается с контроллера, при пропадании напряжения на основных вводах, при восстановлении напряжения происходит переключение на основной ввод.6. Для уменьшения количества электрических связей данные мониторинга могут передавать по протоколу MODBUS через интерфейс RS-485 и выводиться на ПК, но при этом можно реализовать и по другому передачу информации. 04kv.ru04kv.ruОсновы АСУ ТП и КИП - в статьях Ua.Automation.com. Схема авр на 3 ввода с дгу
Схема включения ДЭС для первой особой категории электроснабжения — Re][miLL
просто о сложном. Часть III
Завод щитового электрооборудования "ТПЭ-Тяжпромэлектро" - Каталог продукции
Автоматический ввод резерва (АВР)
Изготавливаются системы АВР трех типовых модификаций
Принцип работы типовых схем
Два ввода на общую систему шин.
Два ввода с секционированием
Два ввода с секционированием и третий ввод от ДГУ
Комплектация базового блока АВР
Схемы АВР для ДЭС, ДГУ, ДГА, на два ввода и ДЭС, на три ввода и ДЭС с секционированием и без него.
Схема ВРУ с АВР и ДГУ
Поделиться с друзьями: