Масляные электрические обогреватели применяются уже давно и зарекомендовали себя как хорошее средство обогрева помещения, в случае если центрального отопления недостаточно. По сравнению с конвекторами масляные радиаторы имеют высокий КПД, так как отдают тепло еще долго после отключения. В статье рассмотрена одна из часто встречающихся поломок масляных радиаторов и способ её устранения. Независимо от производителя, практически все масляные радиаторы имеют схожее строение и одинаковые узлы, применяемые как в дорогих, так и в дешевых моделях. Перед вами один из представителей среднего класса. Проблема этого обогревателя заключается в том, что он не греет ни в одном из трех положениях переключателя режимов работы. Помимо нагревателя масла в радиаторе, прибор имеет боковой тепловентилятор, который работает без проблем. Начать ремонт масляного обогревателя нужно со снятия лицевой панели, на которой расположены элементы управления. Для этого вам понадобится прямая или крестовая отвертка (зависит от модели прибора). Находим все винты крепления этой панели и откручиваем их. На этом обогревателе их три. Один сверху и два снизу. Находим все винты крепления этой панели и откручиваем их. Для удобства удаления нижних, можно поставить прибор панелью вверх. Когда винты сняты и лежат в коробке, аккуратно отводим крышку от радиатора. При этом провода внутри и другие элементы могут мешать этому, поэтому делать это нужно не спеша, убирая препятствия. Крышка снята, и перед вами появляются ТЭНы и другие элементы схемы. Вот главные из них терморегулятор, пакетный переключатель, защитный термоэлемент. Внешне выглядит все нормально. Провода в хорошем состоянии, узлы не повреждены. Придется проверить каждый элемент по отдельности. Для проверки понадобится прибор, способный определять целостность электрической цепи. Любая «прозвонка», мультиметр или указатель напряжения. Но перед тем, как сделать замеры, нужно снять один конец провода. Это нулевой провод «общий» для двух нагревателей. Нужно это для того, чтобы цепь не показало через схему, такое может быть даже при нерабочем ТЭНе. Ставим один конец прозвонки на «общий» провод, а второй поочередно сначала на один, затем на другой конец нагревателя. При исправных элементах, оба должны «звониться». В этом случае оба ТЭНа рабочие. При разомкнутых контактах он не показывал цепь, значит замер можно делать не снимая с него клемм с проводами. Вращая регулятор по часовой стрелке, послышится щелчок и контакт как визуально, так и по показаниям измерительного прибора — замкнулся. И снова причина поломки не найдена. Найти его было не просто, так как он был спрятан в изолирующей трубке. Откручиваем его крепление и стягиваем трубку. Работает он как предохранитель, срабатывает (разрывая цепь) при превышении норм температуры и остывая возвращается в исходное состояние. Тут на помощь приходит та же прозвонка. Просто соединяем ее концы с двух сторон. Наличие цепи говорит об исправности термоэлемента. И снова поломка не найдена. При детальном осмотре можно заметить, что его пластмассовый корпус слегка деформировался. И произошло это, скорее всего из-за излишнего нагрева контактов. Разбираем его. Для этого маленькой отверткой разжимаем его крепление. После этого, снимаем верхнюю крышку. Под ней обнаруживается вот такие контакты. Сразу видно, что они подгорели, причем все. Берем надфиль или на крайний случай пилочку для ногтей и зачищаем их. Подвижный контакт один, и имеет вот такую форму. Чтобы снять его, необходимо просто потянуть на себя. При этом ручка переключателя освободится. Зачищаем подвижный контакт переключателя по всей поверхности и вставляем его в неподвижные. Сделать это не просто, но возможно. Теперь накрываем его крышкой и пробуем ставить на прежнее место. При этом ручку на лицевой панели необходимо сопоставить с валом пакетного переключателя так, чтобы полоска на ней указывала на какое-нибудь положение переключателя. Зажимаем крепление и пробуем переключать. Если все работает без проблем, укладываем провода и жгутируем их. Надеваем все снятые клеммы и ставим нагреватель на колесики. Не закрывая крышку, аккуратно включаем в сеть. Прибор должен греть. В нашем случае так и происходит. Отключаем от сети и прикручиваем крышку винтами. Еще раз включаем и проверяем работу во всех положениях. Ремонт масляного радиатора показал, что причина поломки заключалась в подгоревших контактах пакетного переключателя ступеней. Как не прискорбно, но эта поломка одна из частых в любых нагревательных приборах. Причина — переключения под большим током и некачественное изготовление контактов узла. openstroi.ru Снимаем щитки радиатора двигателя (см. Снятие радиатора и жалюзи). Закрываем кран масляного радиатора. ...ключом «на 14» отворачиваем штуцер подающего шланга масляного радиатора, удерживая кран ключом «на 19». Продуваем радиатор сжатым воздухом от шинного насоса или компрессора, при этом масло из радиатора сливается в картер. Ключом «на 14» отворачиваем штуцер сливного шланга, удерживая переходной штуцер ключом «на 17». Вытягиваем на себя ручку управления жалюзи. Головкой «на 12» отворачиваем четыре болта крепления радиатора. Снимаем масляный радиатор. Радиатор можно снять без шлангов. Для этого,... ...ослабив хомуты,… …снимаем с патрубков радиатора подводящий и отводящий шланги. Отворачиваем болты крепления радиатора и снимаем его, как было указано выше.Если проем между радиатором двигателя и передней панелью недостаточен, отворачиваем болты крепления к радиатору подкосов и аккуратно отводим радиатор от панели, стараясь не повредить его о вискомуфту вентилятора (см. Снятие радиатора и жалюзи).Устанавливаем радиатор в обратной последовательности. www.autofizik.ru Если электрический масляный радиатор перестал работать, не спешите везти его в мастерскую. В большинстве случаев его можно отремонтировать в домашних условиях, используя набор универсальных инструментов. Наиболее распространенный тип прибора - панельный масляный радиаторс плавной регулировкой степени нагрева, аварийным термоограничителем и световым сигнализатором. В нижнюю часть металлического корпуса 7 вмонтирован электронагревательный элемент 6 (ТЭН). Корпус выполнен из двух панелей, герметично соединенных сваркой. К торцу радиатора или к его лицевой поверхности прикреплен блок управления 1, из которого выпущен соединительный шнур 2 с вилкой. Обязательным элементом, обеспечивающим безопасность радиатора, служит аварийный термоограничитель, отключающий нагревательный элемент, если температура панели корпуса превышает 130°С. В некоторых моделях эту роль выполняет терморегулятор. При установке ручки на максимальный нагрев он не создает пауз в работе ТЭНа, но отключает его, если температура превысит безопасный предел. В подавляющем числе моделей электрорадиаторов ТЭН вмонтирован в корпус с применением сварных соединений и составляет с ним неразборную конструкцию. Поэтому домашний ремонт будет ограничен восстановлением блока управления с соединительным шнуром и вилкой. Именно их неисправности чаще всего встречаются при эксплуатации масляных радиаторов. Ремонт прибора существенно облегчится, если перед разборкой вы пометите взаимное расположение частей метками, нанесенными нитрокраской, тушью или карандашом, нанесёте маркировку на клеммы и монтажные провода. Все работы по проверке и ремонту электрорадиатора производите только после отсоединения шнура от сети. Не включайте радиатор до завершения сборки и установки всех крышек и ограждений. НЕИСПРАВНОСТЬ 1 Включенный радиатор не нагревается, световой сигнализатор не светится. Причина 1 Нет напряжения в розетке, неисправна сетевая розетка. Способ устранения Проверьте наличие напряжения в розетке, вставив в нее вилку заведомо исправного электроприбора или воспользовавшись индикатором напряжения. Если нет напряжения или неисправна розетка, проверьте электрощит квартиры, отремонтируйте розетку. Причина 2 Нарушение электрического контакта в вилке соединительного шнура (рис. 2), его токоведущих жилах, в местах присоединения жил к клеммам блока управления. Способ устранения Внимательно осмотрите и прощупайте соединительный шнур и его вилку. Не обнаружив видимых повреждений, отверните гайки 1 в углах крышки 5 блока управления, снимите поочередно пружинные 2 и круглые 3 шайбы. Аккуратно сдвиньте крышку и снимите ее с блока управления, пропуская ручку 6 и стяжные шпильки 4 сквозь отверстия в крышке. Чаще всего электрический контакт нарушается в соединениях штырей вилки с концами токоведущих жил шнура, в самих жилах вблизи вилки или места ввода шнура в блок управления, в местах присоединения жил к клеммам контактных стоек 10.Прозвоните соединительный шнур омметром, пробником с лампочкой или индикатором. Присоединяя щупы к штырям вилки и к клеммам контактных стоек, выявите место дефекта. Проверьте затяжку контактных винтов 11, зажимающих концы жил шнура в отверстиях стоек. Если они ослаблены, о чем свидетельствует нагар и копоть на соприкасающихся поверхностях деталей, выкрутите поочередно винты, выньте жилы. Зачистите до блеска поверхности контактирующих элементов мелкозернистой наждачной бумагой. Если шнур неисправен, выкрутите пару винтов 14 и, отделив фиксирующую планку 13, снимите его. Восстановленный или новый соединительный шнур установите в блок управления. Перед этим гаечным ключом или плоскогубцами проверьте затяжку контактных стоек 10 и при необходимости надежно затяните их. Не забудьте круглым надфилем зачистить отверстия под жилы шнура в стойках до блеска. Оголите жилы нового шнура на 6-8 мм, зачистите концы наждачной бумагой, скрутите и паяльником облудите оловянным припоем с канифольным флюсом. Восстановленный шнур укоротите на 10-15 мм и таким же образом подготовьте к монтажу. Вставьте концы жил в отверстия стоек 10, вверните и надежно затяните контактные винты 11, поставьте на место фиксирующую планку, закрепив ее двумя винтами 14. Наденьте крышку на блок управления и закрепите гайками с шайбами. С помощью омметра или пробника убедитесь, что нет короткого замыкания токоведущих частей на металлический корпус электрорадиатора, присоединяя щупы к штырям вилки и к корпусу. Затем включите нагревательный прибор и проверьте его работу. Причина 3 Нарушен электрический контакт в терморегуляторе. Способ устранения Снимите крышку с блока управления, отделите шнур. Воспользовавшись торцовым ключом или плоскогубцами, отвинтите гайки 23 (рис. 3), снимите шайбы 22 с резьбовых выводов ТЭНа 5. Нажав на красную кнопку 8 аварийного термоограничителя и утопив ее в отверстии основания 2, осторожно вытащите панель 10. Тогда длинный стержень датчика аварийного термоограничителя выйдет из гнезда 3 корпуса 1 масляного радиатора. На лицевой стороне панели смонтированы биметаллическая пластина 12 терморегулятора, несущая якорь с подвижным контактом; упор 17, ограничивающий перемещение якоря; рамка 15 с регулировочным винтом 14, на головке которого установлена ручка 20, зафиксированная стопорным винтом 21; встроенный патрон 11 со световым сигнализатором 9 и балластный резистор 6; токоведущие шины 7,18; контактные стойки 19. Начав с контактных стоек, проверьте омметром, пробником или индикатором все участки электросхемы, ограниченные местами соединений и сами соединения. 3астопорив отверткой винт, удерживающий стойку 19, отвинтите ее и снимите левую контактную шину 7. Правая шина 18 легко снимается после отвинчивания гайки 16 и снятия шайбы и монтажного провода 13. Обгоревшие, окислившиеся детали зачистите наждачной бумагой до блеска. Оплавившиеся или обломившиеся шины надо заменить новыми, вырезанными из латунной или бронзовой ленты. В качестве шаблона возьмите поврежденные шины, а отверстия просверлите дрелью. Подбирая ленту, обратите внимание на то, чтобы толщина ее была бы не меньше толщины заменяемой шины. Прикрепите шины, стойку, монтажный провод. гайку с шайбой в последовательности, обратной последовательности разборки. Причина 4 Подгар, эрозия контактов терморегулятора (рис. 4). Способ устранения Снимите крышку с блока управления, вытащите панель. Для доступа к контактам терморегулятора открутите гайку 6 с винта, головку которого следует застопорить отверткой с обратной стороны панели 10. Снимите шайбу 5 и упор 7. Не допуская перегиба биметаллической пластины, приподнимите якорь 8 и осмотрите контакты. Зачистите контакты мелкозернистой наждачной бумагой, удалив нагар и копоть с их поверхностей. Для восстановления первоначальной формы контакта, поврежденного эрозией, опилите его надфилем с мелкой насечкой, а затем зачистите и заполируйте мелкозернистой наждачной бумагой. Во всех случаях старайтесь как можно меньше снимать металла с контактов. Продукты зачистки удалите пылесосом, контакты протрите ветошью, смоченной в спирте. Если из-за опиливания расстояние между контактами увеличилось более чем на 0,2 мм, это увеличение скомпенсируйте изменением положения винта, несущего неподвижный контакт 9. Удерживая винт отверткой, ослабьте контргайку, фиксирующую его на шине, расположенной на обратной стороне панели. Плавно вкручивая винт отверткой, восстановите прежнее расстояние между контактами. Затем, все еще удерживая винт отверткой, надежно затяните контргайку. Желательно зафиксировать контргайку каплей клея или краски. Восстановив электрический контакт, поставьте на свое место упор 7 и закрепите его гайкой 6 с шайбой 5. Для замены сломавшейся биметаллической пластины 1 или иных деталей придется разобрать терморегулятор. Поверните ручку установки теплового режима в крайнее левое положение (минимальный нагрев) и снимите ее с головки регулировочного винта и выступающего упора 2 рамки 4, предварительно выкрутив немного стопорный винт из ручки. Отметьте положение регулировочного винта 3 относительно рамки 4 какими-либо метками. Отверните винты 12 и выньте гайки из углублений на обратной стороне панели 10. Снимите с панели рамку, пластинчатую пружину 13, отвернув два винта 14, прикрепляющих пластинчатую пружину. Головки этих винтов располагаются на обратной стороне панели. Отверните гайку и винт, несущий неподвижный контакт аварийного термоограничителя. После этого можно снять биметаллическую пластину 1. А вот чтобы снять магнит 11, придется частично демонтировать длинный стержень датчика аварийного термоограничителя. НЕИСПРАВНОСТЬ 2 Недостаточный или чрезмерный нагрев электрорадиатора. Причина Сбой настройки терморегулятора (см. рис. 4). Способ устранения Снимите крышку (как при неисправности 1, вызванной причиной 2), снимите ручку установки режима (как при неисправности 1, вызванной причиной 4). Медленно поворачивая головку регулировочного винта 14 (см. рис. 3) отверткой, доведите зазор между неподвижным и подвижным контактами терморегулятора до 0,5-0,6 мм. Определить величину зазора можно щупом или любой металлической прокладкой указанной толщины. Теперь якорь будет находиться в положении безразличного равновесия, т. е. сможет свободно перемещаться из одного крайнего положения в другое. Аккуратно подгибая плоскогубцами упор 17, установите ход якоря в пределах 1,5-2,5 мм. Проверьте пальцем характер движения якоря, который должен скачкообразно перемещаться от магнита к упору. Вставьте отвертку в шлиц регулировочного винта и плавно поворачивайте его по часовой стрелке до момента замыкания контактов, что легко контролируется омметром или пробником. Теперь медленно вращайте винт в противоположную сторону, пока контакты не разомкнутся. В зтом положении регулировочного винта надо надеть на его головку ручку установки режима нагрева так, чтобы стрелка на ней находилась в крайнем левом положении «Выключено». При этом фигурный паз на обратной стороне ручки должен упираться в выступающий упор 2 (см. рис. 4), рамки 4. Закрепите ручку стопорным винтом. Закройте блок управления крышкой. Вставьте вилку в розетку и проверьте работу электрорадиатора сначала на «среднем нагреве», а потом на «максимальном нагреве». Дождитесь самоотключения нагревателя. При этом температура его корпуса должна быть не выше 100°С. Чтобы это проверить, нанесите каплю воды на нижнюю часть корпуса радиатора: вода не должна закипеть. Если в вашем радиаторе биметаллический злемент воздействует не на встроенные контакты, а на микровыключатель, то при выходе последнего из строя отремонтировать блок управления можно только одним способом - заменив неремонтнопригодный микровыключатель. Источник: http://www.lomaste.ru/elektrika-i-elektronika/remont-elektricheskogo-mas... www.tolksovet.ruAUTOFIZIK.RU / авторемонт. Электрическая схема масляного радиатора
Ремонт масляного обогревателя своими руками – конкретный пример
Проверка ТЭНов масляного обогревателя
Проверим терморегулятор
Следующий этап — проверка элемента термозащиты
Проверка пакетного переключателя
Снятие масляного радиатора | AUTOFIZIK.RU / авторемонт
Ремонт электрического масляного радиатора | Толковые Советы
Рис.1.Электрический масляный радиатор: 1-блок управления; 2-соединительный шнур; 3-световой сигнализатор; 4-красная кнопка аварийного термоограничителя; 5-ножка; 6-электронагревательный элемент; 7-корпус; Рис.2.Крепление соединительного шнура: 1-гайка; 2-пружинная шайба; 3-шайба; 4-шпилька; 5-крышка; 6-ручка; 7-световой сигнализатор; 8-красная кнопка аварийного термоограничителя; 9-основание; 10-стойка; 11-контактный винт; 12-соединительный шнур; 13-фиксирующая планка; 14-винт; Рис.3.Блок управления: 1-корпус; 2-основание; 3-гнездо; 4,16,23,27-гайка; 5-вывод ТЭНа; 6-резистор; 7,18-шина; 8-красная кнопка аварийного термоограничителя; 9-световой сигнализатор; 10-панель; 11-патрон; 12-биметаллическая пластина; 13-монтажный вывод; 14-регулировочный винт; 15-рамка; 17-упор; 19-стойка; 20-ручка; 21-стопорный винт; 22,25-шайба; 24-шпилька; 26-пружинная шайба; Рис.4.Терморегулятор: 1-биметаллическая пластина; 2,7-упор; 3-регулировочный винт; 4-рамка; 5-шайба; 6-гайка;8-якорь; 9-неподвижный контакт; 10-панель; 11-магнит; 12,14-винт; 13-пластинчатая пружина;
Поделиться с друзьями: