Как и многие радиолюбители, я люблю что-то дорабатывать, изменять, улучшать. В данной статье речь пойдёт о доработке фонарика, купленного 1,5 года назад по дешёвке. Плюс - не большой, светит ярко, удобно держать в руке. Но не долго радовался. За полгода эксплуатации выяснилось, что он слишком «прожорлив». Причём батарейки, бывало «садились» в самый неподходящий момент. После очередной операции по замене батареек типоразмера ААА, неожиданно вышли из строя 6 светодиодов (всего их установлено 14). Решил проверить ток потребления, он оказался около 550 мА! Не слишком ли много для такого «малыша»? Общее напряжение 3 свежих батарей было 4,5v. Так как определить тип светодиодов не представлялось возможным, решил их так сказать, испытать. В ходе проверки выяснилось, что при напряжении 3v на светодиоде, ток был равен 25mA, а при 3,5v выходил из строя светодиод! А питающее, ещё раз замечу было 4,5v! Решено было перепаять светодиоды на имевшиеся у меня на тот момент, светодиоды FYL-5014UWC1C-UWW, (яркость по документации составляла 15000 мкд, при напряжении 2,8-3,2v, и токе-20 mA), и добавить линейный стабилизатор. Из имевшихся у меня микросхем с регулируемым выходным напряжением, были только серии кр142ен12а, кр142ен22, LM317 и LP2951. Выбор пал на последний. Так как эта микросхема для поверхностного монтажа, проблем с изготовлением платы и установкой, не возникло, по сравнению с кр142ен12а, её просто некуда вставить, в ограниченном пространстве фонаря. Задумано - сделано! Так как LP2951 это микромощный стабилизатор, (ток до 100mA), то пришлось поэкспериментировать. В результате получился стабилизатор, схема которого приведена в тексте: Все детали для поверхностного монтажа. Выходное напряжение выбрано +2,9v, из соображений экономии, надёжности и исключения перегрузки микросхемы, и увеличения срока службы светодиодов. Напряжение можно изменить в любую сторону, рассчитав по формуле: Uвых=Uref(1+R1/R2), при Uref=1,2v, где R1 и R2 –в килоомах. Ток потребления от блока батарей(3шт ААА по 1,5v, или 3 аккумуляторов ААА по 1,2v), не превышает 60mA. Это уже не 550mA, как в исходном варианте! Так как у меня не нашлось R2=3,3к., то в моей конструкции он состоит из 2 параллельно спаянных резисторов номиналом 10к и 5,6к, что с учётом разброса сопротивлений и дало 3,3к. Печатная плата изготовлена из тонкого одностороннего стеклотекстолита. Подобным решением можно оснастить любой фонарик, всё зависит от типа, применяемых стабилизаторов. Соответственно для более мощного фонаря, нужно к этой схеме добавить усилитель тока на транзисторе, или применить более мощный стабилизатор. Фонарь в разобранном виде: Блок светодиодов с отражателем и платой стабилизатора. Кнопка включения находится в торце рукоятки и одним контактом связана с корпусом. В заключении отмечу, что спустя год с момента переделки, расходы по замене батарей снизились к нулю. После переделки в фонарь были вставлены NI-MH аккумуляторы размера ААА, ёмкостью 1000mA. Индикатором разрядки служат светодиоды. При разрядке элементов питания до 3v, что соответствует 1v на элемент, яркость светодиодов заметно падает. В этом случае следует заменить батарейки или зарядить аккумуляторы, что я и делаю с помощью самодельного разрядно - зарядного устройства с регулируемым напряжением и током, о котором расскажу в одной из следующих статей. Всем удачи, с вами был INVERTOR. Обсудить статью ДОРАБОТКА LED ФОНАРИКА radioskot.ru На стол ремонта попал завалявшийся, старый фонарь китайского происхождения."Мёртвый" при включении, но внешне ещё не потрепанный. Посмотрим, что у него внутри. В световой отражатель встроены пять белых параллельно включенных светодиодов яркого свечения L1-L5. К ним, через выключатель и гасящий резистор R3, должно подходить напряжение постоянного тока с аккумулятора. Так же к аккумулятору подходят провода от блока зарядки и от клемм "6 вольт". Блок зарядки состоит из балластного конденсатора С с резистором R1, диодного моста d1-d4 и индикаторным светодиодом с добавочным резистором R2. Напряжение из сети подаётся через конденсатор на диодный мост, который нагружен аккумулятором. При этом на конденсаторе создаётся большое падение напряжения, что обеспечивает необходимые напряжение (7 вольт) и ток для заряда аккумулятора.Если исключить аккумулятор из цепи, то мы увидим, что диодный мост повышает напряжение на выходе до 300 вольт. Внимание!Будьте осторожны! Не включайте фонарь в сеть в разобранном виде, без необходимости!Зарядное устройство не имеет развязки с электрической сетью, напряжение на элементах схемы опасно для жизни! Возьмем дистиллированную воду (профильтрованную дождевую, или с чистого топлёного снега), зальём в банки. У небольших аккумуляторов в контрольные отверстия жидкость заливается с помощью шприца или груши. Аккумулятор необходимо поставить так, что бы случайно пролитый электролит и брызги при кипении не попадали на Вас и окружающие предметы.После заливки ещё раз делаем замер - напряжение увеличилось до 3.5 вольт. Это говорит о том, что ещё не всё потеряно. Для измерения тока отсоединяем один провод от батареи, в разрыв цепи включаем прибор, установив переключатель, для начала, на амперметр.Если ток не будет большим, то переставим на миллиамперметр.(Работа с мультиметром)В результате подключения установившийся ток - 60 мА.Через некоторое время наблюдается кипение. Уточняем химический состав электролита в батареях. Взяв шприцом или грушей каплю электролита, опускаем её, в пищевую соду. Если начинается химическая реакция нейтрализации (вспенивание), то электролит кислотный, и скорее всего, добавлять в банки кроме дистиллированной воды, ничего не потребуется. Трясти и переворачивать кислотные аккумуляторы не рекомендуется. При начавшемся разрушении пластин, продукты этого разрушения оседают на дно банок, и если, они попадут между пластинами, произойдёт короткое замыкание, которое повлечёт за собой окончательный выход из строя аккумулятора. Если при проведении хим. анализа произойдёт такая же реакция электролита с какой-нибудь кислотой (борная, уксусная, лимонная), то электролит - щелочной. Обслуживание щелочных аккумуляторов предусматривает промывку батарей и заливку в них нового электролита. Итак, наш аккумулятор кислотный, значит, ток зарядки должен быть равен одной десятой от его ёмкости.Ток в 60 мА нас устраивает, так как по размерам аккумулятор очень даже подходит к аккумуляторной ёмкости в 600мА/час(0.6А/Ч). Заряжаем первый раз, часиков десять, следим за температурой (не более 45), за уровнем электролита и током заряда. Если увеличится температура или сильно изменится ток, в ту или другую сторону, то следует прекратить заряд и включить фонарь на разряд, затем повторить заряд снова. Иногда, действуя, таким образом, можно добиться положительных результатов. Гарантий последующей работы аккумулятора - никаких. Всё зависит от степени разрушения химических элементов внутри батареи. Часто встречаются неисправности других элементов схемы, но об этом - в следующий раз. Разбор и поиск неисправностей элементов электрических схем смотрите здесь. eleczon.ru Наверно у каждого бывает момент, когда в самый неподходящий момент в сети исчезает напряжение и лампочки гаснут вместе с телевизором и компьютером.. Неприятно. Но надо быть готовым. После одного из таких отключений я пошёл на рынок и купил фонарь недетских размеров. С кислотным (небольшим) аккумулятором внутри и галогенной лампочкой. На коробке значилось пугающее число: 1000000 кандел яркости и 8 часов света! И я повёлся. Хотя и помнил, что лампа дневного света 18 Вт мощности может дать примерно 1000 люмен. Но как канделы с люменами связаны уже забыл. Придя домой зарядил фонарь и вечером попробовал. Прожектор! Луч света лупил метров 200. Положил фонарь на полку и успокоился. Через неделю вечером свет отключили. Я торжественно достал с полки фонарь. Но радость моя была не долгой. Минут через 15 лампочка постепенно потухла. Плавно и бесповоротно. Когда через час электричество вернулось в розетки, я разобрал чудо осветительной техники и стал изучать. Китайский производитель оказался весьма рачительным. Да, они поставили галогенную лампу на 10W и 6V. Но аккумулятор стоял с маркировкой 1,2Ач. При токе потребления лампы 1,5А с таким аккумуляторомфонарик ну никак не может светить 8 часов. Схема зарядки этого аккумулятора тоже была незатейливой: он подключался к розетке через диодный мост и конденсатор 0,47мкФ. Такой конденсатор обеспечивал зарядный ток аж 30-35мА. Поэтому для заряда даже того небольшого аккумулятора потребовалось бы примерно двое суток, а не 6 часов, указанных на коробке фонаря. Пришлось побеждать свою лень и заняться фонариком. Для начала сбегал на рынок и взял аккумулятор 6в 4Ач, на который собственно и был рассчитан корпус фонарика. Аккумулятор встал как родной. Менять конденсаторную зарядку пока поленился, но в будущем сделаю. Конденсатор увеличил до 2,2мкФ. Это конечно маловато, но уже лучше, чем родной 0,47.. Лампочку решил заменить: пугать инопланетян мощным фонарём мне не надо, мне нужен источник локального рассеянного света. Поэтому остановился на одноваттном светодиоде. Не много, но для домашнего сидения в темноте достаточно.. Если при повторении этой конструкции у Вас возникли какие-то вопросы или идеи по улучшению её, напишите мне в онлайн форме свои соображения по этому поводу. Если Вы авторизуетесь на сайте в качестве пользователя, Вы будете получать уведомления о новых материалах на сайте. smartelectronix.biz материалы в категории Предлагаемое устройство имеет несколько режимов работы. Помимо основного — фонаря, оно может работать в режимах маяка или ночника. Схема устройства показана на рис. 1. В качестве источника света применен светодиод повышенной яркости EL1 , на "мигающем" светодиоде HL1 и резисторе R1 собран генератор управляющих импульсов для переключения транзистора VT1. Источник питания — батарея гальванических элементов GB1 напряжением 6 В. Выбирают режим работы переключателем SA1. Названия режимов работы устройства однозначно определяют выполняемые им функции. В режиме "Фонарь" через светодиод EL1 протекает ток 50...60 мА и он светит ярко, в режиме "Ночник" ток менее 0,1 мА, поэтому яркость его свечения существенно уменьшается, но оказывается достаточной для поддержания минимального местного освещения. В режиме "Маяк" светодиод EL1 включен последовательно с транзистором VT1. Когда светодиод HL1 вспыхивает, на резисторе R1 появляется импульс напряжения, достаточный для открывания транзистора VT1, и светодиод EL1 также вспыхивает. Частота вспышек составляет 1,5...2 Гц. Все детали устройства, кроме батареи и переключателя, монтируют на печатной плате из односторонне фольгированного стеклотекстолита толщиной 1... 1,5 мм, чертеж которой показан на рис. 2. Ее устанавливают в пластмассовый корпус, например, в мыльницу прямоугольной формы, там же размещают батарею питания. Для светодиода и переключателя на передней панели делают отверстия. В устройстве применены постоянные резисторы МЛТ, С2-23, полевой транзистор КП501А заменим на транзисторы серий КП501, КП504 с любыми буквенными индексами или на импортные BSS88, BS170R Светодиод L-56BYD можно заменить на L-56BHD, ARL-5013URC-B, a 10G4DHCBB20 — на светодиоды L-53MWC, ARL-5013UWC, ARL-5613UWW, ARL-3214UWC белого цвета свечения. Переключатель — любой малогабаритный на четыре положения и два направления. Если применить движковый переключатель на три положения и два направления, один из режимов следует исключить. Для питания можно использовать батарею из четырех последовательно соединенных гальванических элементов либо пяти Ni-Cd, Ni-MH аккумуляторов типоразмера АА или ААА. Налаживание устройства заключается в подборке резисторов R2, R3, которые определяют ток через светодиод EL1, а значит, и яркость его свечения. Ток более 60 мА устанавливать нецелесообразно, поскольку яркость свечения светодиода EL1 увеличится незначительно, а энергопотребление при этом возрастет. Радио №5, 2009А. ОЗНОБИХИН, г. Иркутск Источник: http://shemotehnik.ru/ radio-uchebnik.ruДОРАБОТКА LED ФОНАРИКА. Аккумуляторный фонарь led3817cs схема электрическая
ДОРАБОТКА LED ФОНАРИКА
Ремонт переносных аккумуляторных фонарей
Как переделать аккумуляторный фонарь для использования светодиодов. - Мои статьи - Каталог статей
Фонарь на светодиоде с тремя режимами работы
Фонарь на светодиоде с тремя режимами работы
Схема светодиодного фонаря
Поделиться с друзьями: