Если вы найдете ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо. Маркировка АКБ, это тот момент, который многие автолюбители упускают при выборе новой аккумуляторной батареи. Однако маркировка АКБ, это как раз то, что нужно знать и пользоваться при выборе, для того чтобы не переплатить лишние деньги, или не ошибиться в правильном выборе. Маркировка АКБ наносится на каждую аккумуляторную батарею в соответствии с международными стандартами. На каждой батареи должна быть своя маркировка, которая отображает всю необходимую информацию о ней, которую должен знать покупатель. В основном это емкость батареи, напряжение, ее тип и предназначение. Маркировка АКБ для каждой страны производителя разная и существенно отличается. Давайте рассмотрим, как маркируются аккумуляторные батареи в странах СНГ и произведем расшифровку обозначений. Итак, рассмотрим на примере. Маркировка АКБ 6СТ-75А1. В данном примере цифра 6 обозначает количество последовательно соединенных небольших аккумуляторов, из которых состоит основная батарея. Бывает 3, 6 и более мини батарей. По их количеству можно определить напряжение, которое выдает так или иная батарея. Каждая мини батарея выдает напряжение в 2 V. Исходя из этого, если в банке 3 батареи, то получим 6 Вольт, если шесть банок, то 12, а если 12 банок, то 24 вольта. СТ обозначает, что батарея стартерная, это функциональный признак. Число 75 показывает емкость аккумуляторной батареи в А-ч (ампер-часах). Маркировка АКБ предполагает и использование специальных букв и цифр в конце самой маркировки. В данном примере мы видим букву с цифрой А1. Данная цифра дает нам информацию о способе производства батареи и материалах, из которых она была изготовлена. В данной случаи буква «А» обозначает то, что АКБ с общей крышкой. Если мы видим букву «З», то это АКБ, которое залито и полностью заряженная. Если буквы «З» нет, то батарея сухозаряженная. Так же маркировка АКБ предусматривает использование и других букв и слов. Если вы видите букву «П», то это означает, что сепаратор конверт изготовлен из полиэтилена. Буква «Т» указывает нам, что корпус АКБ изготовлен из термопластичной пластмассы. Буква «М» сепаратор изготовлен из поливинилхлорида и соответствует типу «Мипласт». Буква «Э» - корпус выполнен из эбонита в виде моноблока. Так же, вы можете встретить слово «Необслуживаемая», что характерно для батарей, у который не значительных расход воды соответствующий ГОСТУ. И еще, маркировка АКБ предполагает указывать такую информацию: Товарный знак от завода производителя, емкость номинальная в А-ч, пусковой ток в А при -18 градусов по Цельсию (по другому его еще называют ток холодной прокрутки). Указывается напряжение, которое выдает АКБ в вольтах (V или В), время изготовления (месяц, год), вес батареи, обязательно знаки полярности, так как на разных АКБ они могут быть размещены по-разному. Дополнительные предупреждающие знаки, такие как не курить, едкое вещество, не оставлять с детьми. Обязательно, уровень залитого электролита по нижней или верхней метки, или max и min. Вся маркировка АКБ соответствует требованием стандартов принятых в той или иной стране и наносится на батарею в районе крышки или боковой стороны с помощью специального трафарета. Так же может наноситься с помощью само клея. Однако какая бы маркировка АКБ не была, она должна быть четкой и понятной, устойчивой к внешним воздействиям и сохранять данные свойства на протяжении всего срока своей эксплуатации. Давайте теперь рассмотрим маркировку аккумуляторной батареи, которая свойственна для большинства Европейских стран. Так как на нашем рынке таких батарей предостаточно, то я думаю, это будет полезной информацией для вас. Маркировка АКБ для большинства Европейских стран представляет из себя пятизначный или девятизначный специальный код. Первый код пришел в эти страны из Германии, и соответствует немецкому стандарту DIN. Второй код маркировки АКБ соответствует международному стандарту ETN. Пример кода стандарта DIN – 570 20. Пример кода в соответствии с международным стандартом – 570 060 044. Теперь разберем эти коды поподробнее, так как данные маркировки по сложнее наших и в них очень просто запутаться. Показатели первых 3-х цифр, что в стандарте DIN, что в стандарте ETN одинаковое. Оно указывает на напряжение и емкость аккумуляторных батарей. Для каждого типа АКБ с разными показателями напряжения это цифры будут отличаться. К примеру, берем 6 вольтовое АКБ. Для данного типа батареи существует предел первых трех цифр от 001 до 499, которые указывают на ее емкость в А-ч. Берем более популярные батареи на 12 вольт. Что бы узнать их емкость нужно отнять число 500 от чисел в пределах от 501 до 799. В итоге если 1-я цифра в маркировки равна пяти, то батарея имеет емкость в пределах от 1 до 99 А-ч, если цифра 6 то приделы уже составляют от 100 до 199 А-ч, а если стоит цифра 7, то от 200 до 290 А-ч. Дальнейшая маркировка АКБ в виде двух последних цифр по DIN (20) и 2-я тройка цифр по ETN (060), показывает тип полюсных выводов и их размеры. А так же тип газоотвода, присутствие ручек для переноски, тип крепежных элементов и их конструкцию, тип крышки, стойкость АКБ к вибрации. Последние 3 цифры в маркировки АКБ по ETN десятую часть показателя тока холодной прокрутки двигателя. Допустим в нашем примере этот показатель равен 044, умножаем на 10 и получаем ток холодной прокрутки равным 440 А, (обозначается как I). Если пересчета тока холодной прокрутки из стандарта по DIN в стандарт ETN, существует своеобразная формула: 1,7 : I (величина тока) по ETN = 1,7 x I (величина тока) по DIN. В такой маркировки АКБ тяжело разобраться не опытному человеку, поэтому если вы решили приобрести батарею от Европейских производителей, то перед покупкой посоветуйтесь с специалистом, да и представители от автомагазинов могут дать дельные советы. Пример. Маркировка АКБ от Американских изготовителей. В Америке есть свой стандарт, которому «подчиняется» маркировка АКБ. Данный стандарт отличается от других стандартов и называется он стандартом S A E. Отличительной особенностью данного стандарта от других, является то, что при маркировки АКБ, не указывается ее емкость. Сама маркировка указывает только два показателя, ток холодной прокрутки при минус 18 градусов и типоразмерную группу. Давайте рассмотрим на примере, что бы было понятней. Батарея имеет маркировку А24420. 24 показывает, что батарея соответствует размерам равным 260х173х225мм, а 420 показывает значение тока холодной прокрутки. Маркировка АКБ из Японии. В Японии присутствует свой стандарт JIS. В данном стандарте предусмотрено 4 показателя. Опять же давайте разберем на примере. Вот стандартное обозначение Японского АКБ - 55D23R. Первые две цифры (55) указывают показатели емкости АКБ и ее пусковой ток, это своеобразный коэффициент и его нельзя расценивать как чистая емкость АКБ, как многие считают. Второй показатель в виде букв от А до Н (в нашем случае D). Указывает нам на размеры батареи и конструкцию изготовления ее клемм. Третий показатель (23) указывает на длину батареи в сантиметрах. В нашем случае длина АКБ 23 сантиметра. Следующий, последний показатель, указывает, где расположена отрицательная клемма. Если буква R, то клемма расположена справа (как в нашем случае), если буква L, то клемма находится слева. Более подробно разобраться в обозначении Японских АКБ, вы сможете, изучив таблицу. Учитывая то, что в мире производителей аккумуляторных батарей очень много, и они привязаны к определенным странам, в которых существуют свои собственные стандарты, маркировка АКБ может содержать в себе довольно запутанные обозначение. Данные обозначения порой не понятные не только многим автолюбителям, но и людям, которые уже долгие годы работают в данной сфере. Поэтому я надеюсь, что статья Маркировка АКБ оказалась для Вас полезной и информативной. Как не ошибиться при выборе аккумулятора, видео от НТВ. Если в статье есть видео и оно не проигрывается, выделите любое слово мышью, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно введите любое слово и нажмите "ОТПРАВИТЬ". Спасибо. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ: ПОДЕЛИТЬСЯ НОВОСТЬЮ С ДРУЗЬЯМИ: autotopik.ru В предыдущей статье я рассказал достаточно подробно про Li-Po аккумуляторы, а теперь давайте поговорим про маркировку сборок (батарей), состоящих из литий-полимерных аккумуляторов Если вы внимательно прочли предыдущую статью, то, наверняка, уже знаете, что номинальное напряжение одного литий-полимерного аккумулятора равняется 3.7V. Многим современным электронным устройствам не достаточно ёмкости одного элемента с напряжением 3.7V и тогда производители объединяют несколько аккумуляторов в сборки для достижения необходимых характеристик. Такие сборки имеют своеобразную маркировку, глядя на которую становится понятно сколько элементов находится в батарее и как они соединены. Напряжение одного литий-йонного элемента равняется 3.7V. Для достижения напряжения батареи в 7.4V два Li-Po элемента соединяются последовательно и такая сборка маркируется, как 2S Для достижения напряжения в 11.1V соединяются последовательно 3 литий-полимерных элемента и получается сборка с маркировкой 3S, и т.д. Буква S в маркировке обозначает последовательное соединение элементов батареи (англ. Serial), а цифра перед буквой S обозначает количество последовательно соединенных элементов Параллельное соединение литий-полимерных элементов в батарее маркируется буквой P (англ. Parallel). Цифра перед буквой P обозначает количество параллельно соединенных элементов в батарее. Маркировка на батарее 1S2P означает, что мы имеем батарею из двух литий-полимерных аккумуляторов соединённых параллельно. 1S3P — батарея из трёх параллельно соединённых аккумуляторов … и т.д. Каждый литий-полимерный аккумулятор имеет определённую ёмкость, которая всегда указывается производителем либо на оболочке элемента, либо на упаковке или в документации. Допустим, мы имеем 2 литий-полимерных аккумулятора с ёмкостью 1000 mAh. Если мы соединим аккумуляторы последовательно в сборку 2S, то получим батарею с номинальным напряжением 7.4V (3.7V*2=7.4V) с ёмкостью 1000 mAh. Если соединить эти же аккумуляторы параллельно, то мы получим сборку 1S2P с номинальным напряжением 3.7V и с суммарной ёмкостью 2000 mAh. Аналогичная параллельная сборка из трёх аккумуляторов 1S3P будет иметь ёмкость уже 3000 mAh, а напряжение останется неизменным — 3.7V. Следующий пример — сложные сборки … Батарея, состоящая их литий-полимерных элементов (аккумуляторов) может иметь весьма сложную сборку. Отдельные элементы в батареи могут быть соединены как последовательно (для увеличения напряжения батареи), так и параллельно (для увеличения ёмкости батареи). Давайте рассмотрим примеры, а за основу возьмём отдельные литий-полимерные элементы с ёмкостью 1000 mA: Батарея с маркировкой 2S2P будет иметь напряжение 7.4V и ёмкость 2000 mA … Батарея с маркировкой 3S2P будет иметь напряжение 11.1V и ёмкость 2000 mA … Батарея с маркировкой 3S3P будет иметь напряжение 11.1V и ёмкость 3000 mA … … и таких вариантов может быть множество. 2a3a.ru Аккумуляторная батарея обеспечивает электрическим током все потребители, пока двигатель не работает или работает на очень малых оборотах, также является резервным источником питания в случае выхода из строя генератора. ВниманиеВ случае выхода из строя генератора не стоит затягивать с его ремонтом, необходимо сразу решать возникшую проблему. Длительное использование исключительно АКБ может вывести ее из строя, причем в самый неподходящий момент. Одним из основных функциональных назначений АКБ является пуск двигателя с помощью стартера. В аккумуляторной батарее происходит преобразование химической энергии в электрическую. Химия в том, что взяли и поместили в раствор серной кислоты две пластины, состоящие из свинца, и на пластинах сделали выводы (рисунок 10.1). Подсоединили к выводам два провода от генератора, начали вращать его, чтобы тот выделял электрический ток и зарядили АКБ (пока аккумулятор заряжается, он является потребителем тока). В данном случае электрическая энергия преобразовалась в химическую – аккумулятор зарядился. Отсоединили от выводов генератор и подсоединили, например, лампочку, и она загорелась! Потому что начался процесс преобразования химической энергии в электрическую. Прелесть данной конструкции в том, что процессы зарядки и разрядки можно производить многократно. И если соблюдать основные, довольно несложные, правила эксплуатации АКБ, она может прослужить долгое время. Простейший аккумулятор состоит из двух пластин, помещенных в корпус (его еще называют банкой), этот корпус заполнен раствором серной кислоты (который называется электролитом) и закрыт сверху крышкой. В крышке имеются отверстия, через которые выведены по два вывода от каждой из пластин (положительный и отрицательный). Рисунок 10.1 Принцип работы аккумуляторной батареи. Любая АКБ состоит из нескольких (чаще шести) простейших батарей, описанных выше. Почему именно шести? Бортовая сеть автомобиля рассчитана на 12 вольт, а значит и аккумуляторная батарея должна выдавать столько же. Ввиду своих габаритных размеров одна банка (две пластины) обеспечивает напряжение приблизительно в 2 вольта. Для получения 12 вольт положительные и отрицательные пластины соединяют последовательно и делают два общих вывода – положительный и отрицательный (смотрите рисунок 10.2). ПримечаниеАккумуляторная батарея должна иметь такие габаритные размеры, чтобы оптимально вписаться в ограниченное пространство моторного отсека автомобиля. Рисунок 10.2 Устройство аккумуляторной батареи. На многих современных автомобилях для предотвращения кражи головного модуля аудиосистемы существует своеобразная защита, которая блокирует аудиомагнитолу после отключения отрицательной клеммы от аккумуляторной батареи. Чтобы магнитола заработала, в нее необходимо ввести определенный код – ключ. Если вы приобретаете новый автомобиль, данный код вам вручат в салоне, если покупаете машину с рук, необходимо уточнить у владельца наличие такого кода. ПримечаниеСтоит помнить, что в некоторых современных автомобилях после отключения АКБ и повторного подключения бортовой компьютер может вывести сообщение об ошибке, которое можно сбросить с помощью специализированного оборудования на СТО. По принципу необходимости обслуживания аккумуляторные батареи разделяют на: обслуживаемые и необслуживаемые. Одним из подтипов обслуживаемых стали малообслуживаемые АКБ. На данный момент применение обслуживаемых АКБ сведено к минимуму. Названия типов аккумуляторных батарей говорят сами за себя. Основа свинцово-кислотных АКБ, о которых идет речь в данной главе, — жидкий электролит. Однако технологии производства батарей шагнули далеко вперед и сейчас довольно часто можно встретить АКБ, выполненные на базе технологии AGM, в которой сам электролит абсорбирован в стеклянных волокнах. Также не стоит забывать и о набирающих популярность гелевых АКБ (GEL), в них электролит загущен с помощью силикагеля до гелеобразного состояния. Из-за большого многообразия типов АКБ возникло много споров относительно эффективности и стойкости каждого из них. Если по существу, то нет одного, идеального для всех эксплуатационных условий аккумулятора. Ибо, выигрывая в чем-то одном, любой тип АКБ обязательно существенно проигрывает в чем-нибудь другом. Так, например, столь популярные необслуживаемые «кальциевые» аккумуляторы имеют очень низкие показатели саморазряда и не требуют к себе какого-либо внимания, однако они очень сильно «боятся» глубоких разрядов (как пример, при многократных коротких поездках в зимний период). С такими разрядами АКБ такого типа придет в непригодность за очень короткий период эксплуатации. А вот малообслуживаемые АКБ глубоких разрядов не боятся, но взамен требуют регулярной доливки дистиллированной воды (в среднем, раз в полгода). ПримечаниеВо время зарядки АКБ происходит закипание электролита, но закипание не в бытовом понимании этого слова, просто происходит расщепление воды на кислород и водород (появляются пузырьки). Составная часть электролита – вода – выкипает, а плотность электролита, соответственно, растет. Чтобы привести плотность электролита в норму, доливают дистиллированную воду. ВниманиеОдной из существенных опасностей при плановой зарядке АКБ является выделение водорода из электролита. И вроде мало, но и взорваться может. Поэтому при обслуживании и эксплуатации АКБ необходимо соблюдать все меры предосторожности. Полярность указывает на расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Полярность бывает прямой и обратной. ПримечаниеЧтобы узнать, какая полярность на вашей АКБ, установите ее к себе той стороной, ближе к которой смещены выводы. Посмотрите, какой из выводов обозначен знаком «+», а какой — знаком «-». Если «+» находится слева, значит полярность прямая, если справа – обратная. Номинальная емкость (обозначается С20) — количество электричества (в А·ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25 °С. ВниманиеСледует всегда помнить о том, что на автомобиль следует устанавливать АКБ той емкости, которая указана заводом-изготовителем транспортного средства. В принципе, ничего страшного не случится, и первое время будет радовать резвый пуск двигателя, но не стоит забывать о том, что возможности генератора не безграничны, а условия эксплуатации автомобиля могут быть очень суровы. Как следствие, батарея большей емкости будет постоянно недополучать энергию для восстановления - не будет заряжаться на 100%, что в скором времени приведет к выходу ее из строя. Резервная емкость (обозначается Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25 °С. ПримечаниеРезервная емкость в 1,63 раза больше номинальной в числовом выражении (так, для АКБ емкостью 55 А·ч она составляет приблизительно 90 минут). Это время, в течение которого полностью заряженная батарея может обеспечивать электроэнергией минимальное количество потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора. Ток холодной прокрутки (Iх.п.) – по ГОСТу (ДСТУ) 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18 °С в течение 10 секунд при напряжении не менее 7,5 В. Чем выше данный параметр, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, однако по причине увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс. ПримечаниеВеличина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице ниже. Одним из основных показателей, характеризующих рабочее состояние АКБ, является плотность электролита. Она должна быть всегда в определенном диапазоне. Если АКБ малообслуживаемая, то летом плотность немного понижают, а вот зимой, чтобы исключить вероятность замерзания электролита, повышают. ПримечаниеПлотность электролита измеряется специальным прибором – ареометром. Допустим, вы решили заменить источник питания. Придя, например, в магазин автозапчастей, определились с моделью. Теперь внимательнее. Спросите сначала АКБ сухозаряженный (без электролита) или залитый электролитом и заряженный. В первом случае срок хранения на складе не должен превышать трех лет, во втором – полугода. Посмотрите на дату изготовления АКБ и если с даты производства прошло более одного года, выполните, по возможности, следующие проверки: Для залитых и заряженных Рисунок 10.3 Маркировка АКБ по отечественному стандарту. Рисунок 10.4 Маркировка АКБ по европейскому стандарту EN 60095-1. Рисунок 10.5 Маркировка АКБ по американскому стандарту SAE J537. Для всех ВниманиеТак или иначе, но в наличии должна быть инструкция по эксплуатации на русском или украинском языке и гарантийный талон с указанными условиями гарантии. Не стесняйтесь требовать от продавца выполнения описанных выше проверок, ведь автомобильная АКБ это не батарейка в плеер, и приобретается не на один месяц, причем от качества АКБ зависит работа всех электрических систем автомобиля. monolith.in.ua10.2 Аккумуляторная батарея (АКБ). Назначение, устройство и типы. Обозначение на схеме акб
Маркировка АКБ
Маркировка 6СТ-75А1
Другие обозначения
Европейские страны
Американские производители
Япония
Литий-полимерные батареи (Li-Po). Что означают буквы S и P в маркировке?
Увеличение напряжения литий-полимерной (Li-Po) батареи
Увеличение ёмкости литий-полимерной (Li-Po) батареи
Сложные составные батареи из литий-полимерных аккумуляторов
Аккумуляторная батарея автомобиля - назначение, устройство и типы
Назначение аккумуляторной батареи
Устройство аккумуляторной батареи
Типы АКБ
Основные характеристики АКБ
DIN 43559, ГОСТ 959-91 170 200 225 255 280 310 335 365 395 420 EN 60095-1, ГОСТ 959-2002 (Россия) 280 330 360 420 480 520 540 600 640 680 SAE J537 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750 При покупке АКБ
Маркировка АКБ
Поделиться с друзьями: