Электронный дроссель – это специализированное, употребляемое в среде профессионалов, жаргонное обозначение простейших твердотельных стабилизаторов. Сложно, сказать, кто придумал это странное название, но оно периодически употребляется радиолюбителями. Идея использования стабилизаторов вместо фильтров основана не на пустом месте. Суть заключается в желании научиться фильтровать помехи, пока полезный сигнал проходит беспрепятственно. Известно, что дроссель хорошо пропускает низкие частоты. На этом основано его применение в виде фильтра в звукозаписи и воспроизведении мелодий. Слышимые ухом частоты обнаруживают верхний предел в области 15 кГц, хотя отдельные люди слышат до 20 кГц. Если сообщить колебания костям черепа, пределы слышимости распространяются до 220 кГц. Утверждается, что человек через пломбы в зубах способен принимать вещание в сверхнизком диапазоне. Но оставим для спецслужб их игры с разумом и вернёмся к аудиозаписи. Дроссели здесь используются, чтобы срезать частоты выше 20 кГц. Их ставят перед динамиками для удаления известного радиолюбителям «белого шума». Простые люди звук называют шипением, он навязчив, легко различим даже на фоне громкой музыки. Меломаны стали думать, как избавиться от напасти. Среди них попадались радиолюбители, и кто-то предложил использовать амплитудно-частотную (передаточную) функцию каскада для срезания «белого шума». Эффект основывается на том, что полезного сигнала выше 20 кГц нет, а там лежит значительная часть спектра шипения. Попробовали сделать и немедленно отметили частичное улучшение. Технологию пустили в ход, единственным недостатком оказались большие габариты дросселя. А среди меломанов ходит легенда – и авторы лично слышали – что в электронных блоках не предполагается твердотельной электроники (транзисторы, тиристоры и пр.). Даже диоды использовать нежелательно. Поэтому люди не согласились бы использовать параметрические стабилизаторы в аппаратуре. Но большой размер дросселя вызывает необходимость заменить его электроникой. Твердотельный стабилизатор Дроссель аналогичен катушке индуктивности, но демонстрирует специфическое назначение и ряд обмоток. Без углубления в тему скажем, что предложил свернуть проволоку спиралью Лаплас, потом действие проделали Швейггер, Ампер, Фарадей и прочие учёные. Так на свет, предположительно, в 1820 году появилась катушка индуктивности. Ключевым свойством, обнаруженным далеко не сразу, стало наличие реактивного сопротивления. Его называли – индуктивностью. Особенность: ток на таком элементе не способен повыситься сразу, значит, срезается и сглаживается его фронт, становится пологим. Это соответствует на уровне спектра фильтрации нижних частот, что применяется меломанами для уменьшения мощности шипения. Колонка, как правило, включает ряд динамиков. К примеру, три. И шипит самый маленький, предназначенный для воспроизведения высоких частот, к примеру, тонкого пения скрипки. Если аккуратно прикрыть динамик ладонью, «белый шум» пропадает. Это сродни механической фильтрации при помощи руки. Хотим поблагодарить Евгения Карпова. Любой желающий вправе прочесть выложенную им статью «Электронный дроссель», где обсуждаются основные ошибки по конструированию аппаратуры, даются советы по улучшению качества. Включение с общей базой называется сравнительной схемой. Транзистор оценивает разницу напряжений на базе и коллекторе. Сигнал снимается с эмиттера. Конденсатор С3 заряжается через резистор R5 служа параметрическим стабилизатором (вместо стабилитрона). Необычное решение требуется, чтобы отслеживать относительно медленно меняющийся звуковой сигнал. На конденсаторе неизменно находится его усреднённое значение, так происходит стабилизация. Транзистор следит, чтобы выходной сигнал равнялся (либо оставался пропорционален) напряжению на стабилизаторе. Так вкратце действует простая схема электронного дросселя. Смысл использования частично раскрывается Евгением Карповым, но рядовым гражданам он неочевиден. Дроссель большой и тяжёлый, занимает много места, делает вдобавок две неполезных вещи: Электронный дроссель позволяет убрать указанные недостатки, но Евгений Карпов отмечает, что размер радиатора для транзистора бывает значительным, что уничтожает преимущество. А необходимость точной настройки не каждому под силу. Тем не менее, электронный дроссель вправе использоваться как представитель простейших видов параметрических стабилизаторов. Считается, что задачей стабилизатора становится стабилизация напряжения, добиваясь постоянства. В действительности речь обычно идёт о действующем значении. Стабилизатор устроен так, чтобы пропускать медленные составляющие. Допустимо добавление обратной связи, эталонов напряжения, чтобы устранить этот «недостаток». Радиолюбители намеренно в конструкции электронного дросселя упускают подобные навороты, полученное устройство спокойно плавает вдоль нужных частот. На выходе стоит фильтр из конденсатора C4, резисторы задают рабочую точку транзистору. В глобальном смысле стабилизаторы напряжения делят на два класса: Первые обычно опираются на некий эталон. К примеру, простейшим параметрическим стабилизатором становится единственный стабилитрон. Но при этом нельзя добиться высокого выходного напряжения, и ток станет делиться, уходя впустую. Высокие потери, необходимость охлаждения… Это попытались преодолеть в компенсированных стабилизаторах, где в цепь заложена обратная связь. Смысл: сравнить с эталоном не входное напряжение, а выходное и по результатам «теста» провести корректировку коэффициента усилительного каскада. Электронный дроссель намеренно сделан без обратной связи, чтобы параметры плавали и не мешали полезному сигналу проходить на выход. Электронный дроссель не является параметрическим стабилизатором непосредственно, но представляет намеренно ухудшенный его вариант. Ухудшенный с точки зрения стабильности. Выходной характеристикой идеального считается прямая, не подразумевающая музыки. Вывод: Электронный дроссель – это параметрический стабилизатор напряжения с намеренно ухудшенными долговременными характеристиками, обеспечивающими постепенный уход напряжения в нужную сторону сообразно форме входного сигнала. Выше приводилось упрощённое толкование вопроса – да простят нас истинные радиолюбители. В действительности электронный дроссель использует каскад сравнения из компенсационного стабилизатора. Причём наипростейший из имеющихся, из единственного транзистора. Изложим кратко теорию. Итак, простейшим параметрическим стабилизатором становится разновидность твердотельного диода – стабилитрон. При превышении напряжением некого порога происходит резкое падение сопротивления p-n-перехода. Стабилитрон, вразрез с обычным диодом, всегда включается навстречу току. На катод нтребуется подать плюс. Значение порога легко изменяется включением между стабилитроном и схемной нейтралью диодов в прямом направлении. На каждом кремниевом p-n-переходе падает 0,5 В. Это порой бывает предпринято для температурной компенсации. Усложнением схемы является транзисторная, где стабилитрон служит эталоном, а триод занимается стабилизацией. На выходе включается эмиттерный повторитель для улучшения согласования с нагрузкой, а включение по схеме с общей базой стабилизирует ток. Но пора посмотреть на схемы компенсационных стабилизаторов, откуда электронный дроссель кое-что взял. На рисунке показаны регулирующие элементы из составных транзисторов. Это каскад, на который подаётся петля обратной связи для сравнения с эталоном. Одно из сравниваемых напряжений поступает на эмиттер – от стабилитрона, второе – на базу – из цепи обратной связи. С коллектора снимается сигнал. Транзистор считается симметричным, за исключением мелких деталей, описанных в соответствующей теме (см. биполярный транзистор), допустимо для сравнения использовать базу и коллектор, как в схеме электронного дросселя, приведённой выше. Исключение — цепь обратной связи из конструкции выкушена. Зато включён вместо эталона конденсатор, заведомо не выдающий постоянное напряжение, радуя радиолюбителя. Постоянная времени берётся такой, чтобы успевал изменяться сигнал согласно полезной частоте (до 20 кГц), а повышенные частоты сглаживались. И хотя меломаны против твердотельной электроники, конструкция вправе существовать. Для температурной компенсации и увеличения чувствительности возможно создавать сравнительные элементы из нескольких транзисторов и добиваться частичного усиления. В частности, это достигается применением дифференциальной пары (см. операционные усилители). Созданы прочие полезные схемы, читатели найдут примеры самостоятельно в поучительной книге под редакцией Г.С. Найвельта. Осталось добавить, что электронный дроссель собирается и на полевом транзисторе (MOSFET). Тогда стабилизирующие свойства ухудшаются, а каскад добавляет в цепь тот шум, с которым борется. Карпов добавляет, что жёсткость электронного фильтра намного больше за счёт накопленной в конденсаторе энергии, допустимой к использованию в любой момент, и меньшего активного сопротивления. Электронный дроссель отлично фильтрует напряжение 50 Гц и применяется в маломощных источниках питания. Однако шум устройство подавляет хуже, нежели традиционный полосовой LC-фильтр. Следовательно, питаемая аппаратура не должна быть критична к уровню шумов. vashtehnik.ru Потребность общества в осветительных устройствах большой мощности свечения и одновременно экономичных в потреблении электроэнергии, а также долговечных в эксплуатации удовлетворяют производители ламп ДРЛ и других газоразрядных ламп. Их применяют для освещения большой территории, объектов хранения материалов, зданий заводов. Лампа ДРЛ может иметь разброс мощности от 50 до 2 000 ватт, а подключается к однофазной электрической сети с напряжением 220 вольт и частотой 50 герц. Дроссель для ДРЛ-ламп применяется для пуска, на рынке есть разные виды осветительных устройств, в которых он используется: Ультрафиолетовая лампа Дуговые ртутные лампы Дуговая натриевая лампа Все осветительные устройства имеют отличия в принципе получения светового потока, есть и другие различия: Объединяет эти виды ламп непостоянная величина пускового тока и сопротивления в процессе пуска и дальнейшей работы. Для того чтобы ограничить величину рабочего тока, в осветительных устройствах этого вида применяют разного вида балласт: ЭПРА, ПРА и ЭмПРА, которые представляют собой катушки индуктивности (дроссели). В момент пуска каждое устройство этого типа имеет высокое значение сопротивления; когда осветительный прибор разжигается, происходит процесс электропробоя в среде инертного газа, которым наполнена лампа (ртутный или натриевый пар), и возникает дуговой разряд. Схема подключения: Розжиг лампы: В процессе, когда происходит зажигание лампы, ионизированный газ теряет сопротивление от дугового разряда в несколько десятков раз, и по этой причине возрастает ток, идет выделение тепла. Если не ограничивать величину тока, он мгновенно создаст перегретую газовую среду, что приведет к поломке осветительного устройства, его повреждению изнутри. Для предотвращения этого в цепь прибора освещения включают сопротивление (дроссель). Последовательно включенный дроссель ДРЛ имеет реактивное сопротивление, величина которого зависит от катушки индуктивности: один генри пропускает один ампер тока, когда напряжение – один вольт. Дроссель К параметрам катушки индуктивности относятся: Катушка индуктивности имеет активное сопротивление, которое всегда учитывается, когда проводится расчет балласта для каждого типа прибора освещения этого вида с учетом его мощности, от этого зависят габаритные размеры дросселя. Рассмотрим простую схему включения балласта, когда в конструкции лампы ДРЛ предусмотрены электроды (дополнительные) для процесса возникновения тлеющего разряда, переходящего в электродугу. Схема подключения лампы ДРЛ В этом случае индуктивность ограничивает величину рабочего тока в осветительном устройстве. Конструктивно люминесцентный прибор освещения для пуска использует дроссель ПРА, в новых видах этого осветительного устройства применяется ЭПРА, это электронный вид пускорегулирующего аппарата. Задачей этого устройства является сдерживание возрастающего значения тока на одном уровне, который поддерживает необходимое напряжение на электродах внутри осветительного прибора. Рассмотрим, как работает балласт для люминесцентных светильников. Когда его подключают, в цепи между параметрами напряжения и тока происходит сдвиг фаз, отставание характеризуется коэффициентом мощности, cos φ. Когда рассчитывается активная нагрузка, эту величину надо учитывать, так как при маленьком значении этого параметра нагрузка растет, по этой причине в схему пуска включается и конденсатор, который выполняет компенсационную функцию. Схема включения Специалисты по параметрам потери мощности различают несколько исполнений этих осветительных устройств: Применение балласта имеет свои положительные моменты: Схема включения люминесцентного прибора освещения через балласт и стартер Подключение ламп с применением конденсатора с компенсационной функцией Существует способ подключения люминесцентного прибора освещения без использования балласта, но для этого необходимо в два раза повысить сетевое напряжение с выпрямленным током, а вместо балласта использовать лампу с нитью накаливания. Схема такого включения: Подключение люминесцентного прибора без использования балласта Благодаря своим параметрам дуговые приборы освещения мощностью 250 или 125 ватт применяются обществом для освещения следующих помещений: Купить устройство освещения этого вида можно в магазине или на рынке, часто возникает проблема, как найти дроссель для ламп ДРЛ, стоимость дросселя может быть выше самой лампы из-за конструктивных особенностей и наличия медной проволоки. Решить этот вопрос помогут народные идеи изготовления балласта для лампы ДРЛ 250 из других материалов: три дросселя для лампы дневного света при мощности лампы 40 ватт или же два дросселя от лампы дневного света мощностью в 80 ватт. В нашем случае для того чтобы зажечь лампу ДРЛ, используя самодельный балласт, сделанный своими руками, рекомендуется применить два дросселя мощностью 80 ватт и один балласт мощностью 40 ватт, соединение показано на фото. Подключение лампы ДРЛ с самодельным балластом Из схемы видно, что все балласты образуют один дроссель, собрать пусковой балласт можно в общий ящик. Важно! Особенное внимание нужно уделить контактам на дросселях, они должны быть надежными, чтобы не нагревались и не искрились. Существует возможность пуска дугового устройства освещения 250 ватт без балласта, но для этого необходимо применить другую технологию включения прибора. Специалисты рекомендуют вариант покупки специальной лампы ДРЛ 250, у которой есть способность включения без балласта (дросселя), когда в конструкцию лампы добавляется спираль, в задачу которой входит разбавлять световой поток. Еще народными умельцами применяется способ пуска ламп этого вида с использованием набора конденсаторов, но в этом случае надо точно знать величину получаемого тока. Также применяют пуск ламп ДРЛ с использованием простой лампы, но только при условии, что она имеет одинаковую мощность с ДРЛ-лампой. lampagid.ru В электрических схемах среди других деталей используются катушки, намотанные изолированным проводом. В этой статье рассказывается, что такое дроссель, или катушка индуктивности, а также, как работает дроссель. Интересно. Так называют также заслонку карбюратора автомобиля, но к электрическому дросселю она не имеет отношения. Дросселя Катушка индуктивности обладает сопротивлением переменному току, причем, чем выше частота тока, тем выше сопротивление. Ток, текущий через обмотку, вследствие законов Ленца и электромагнитной самоиндукции, не может измениться мгновенно. Это основной принцип работы дросселя. Чем выше скорость изменения тока, тем выше ЭДС, наводимая в катушке. При разрыве цепи с мгновенным исчезновением тока, идущего через обмотку, ЭДС стремиться к бесконечности. На практике напряжение на разрыве цепи или концах катушки достигает нескольких киловольт, что может привести к пробою изоляции или выгоранию контактов. На этом принципе основана работа автомобильного зажигания. Изменение величины переменного напряжения на экране осциллографа выглядит как синусоида. Если оно не строго синусоидальной формы, то его можно разложить на сумму синусоидальных колебаний различной частоты. При росте напряжения происходит индуцирование тока в обмотке, поэтому он отстаёт от напряжения. Во второй фазе при уменьшении напряжения он также уменьшается с опозданием. Это связано с наличием магнитного поля, согласно закону самоиндукции, противодействующему изменениям тока, текущего через обмотку. Отставание тока от напряжения можно увидеть на экране двулучевого осциллографа. Таким образом, индуктивность оказывает сопротивление переменному току, причём тем выше, чем выше его частота. Ток отстаёт от напряжения В отличие от обычного резистора, имеющего активное сопротивление и выделяющего при работе тепло, катушка индуктивности имеет индуктивное сопротивление. Избыточная энергия превращается в ЭДС самоиндукции, направленной встречно приложенному напряжению. Для увеличения магнитного потока и индуктивности обмотки её наматывают на сердечнике разной формы из различных материалов. Дроссель – это катушка, имеющая некоторое количество витков из изолированного провода. Изоляция необходима, чтобы ток шёл по всему проводу последовательно, создавая при этом магнитное поле. Обмотка может быть намотана на магнитопроводе или без него. Это зависит от назначения устройства. Его форма может быть квадратной, Ш-образной или тороидальной. Материал зависит от частоты напряжения. Работающее устройство иногда издаёт гул с частотой напряжения питания. На электронных платах такие элементы имеют корпус SMD. Так же устроен элемент R68. Обмотки этих приборов наматываются на сердечник, собранный из пластин, изготовленных из трансформаторной стали. Пластины покрываются лаком для изоляции друг от друга. Переменное магнитное поле наводит ЭДС в магнитопроводе, из-за чего потери на нагрев становятся неоправданно большими. Для того чтобы их уменьшить, голые пластины, а также сердечник из цельного металла не используются. Внешне такое устройство похоже на трансформатор. Обмотка может быть намотана совсем без сердечника. Такие приборы используются для ограничения тока короткого замыкания. Катушки, предназначенные для работы в сетях высокой частоты, мотаются на стальные ферритовые сердечники, а также совсем без них. Намотка встречаются однослойная и многослойная, одно,- и многосекционная. Внешне могут быть похожи на трансформатор, резистор или конденсатор с соответствующей маркировкой. Например, так выглядит элемент R68. Так для чего нужен электрический дроссель? Зачем он применяется? Используются такие устройства в самых разных местах. В катушках индуктивности избыточная энергия превращается в ЭДС. Поэтому, в отличие от обычных резисторов, они меньше по размеру и не требуют охлаждения. Их используют: Дросселя для люминесцентных ламп Интересно. Сейчас вместо старой пусковой аппаратуры люминесцентные лампы включаются через электронный дроссель. Вместо него можно использовать электронный дроссель от сгоревшей энергосберегающей лампы такой же или большей мощности. При росте тока, протекающего через обмотки, магнитопровод насыщается магнитным полем, и свыше определённой величины сопротивление не растёт. Раньше использовались в стабилизаторах напряжения. Сейчас в этом нет необходимости – используются электронные схемы. Предназначены для устранения пульсаций выпрямленного переменного напряжения. Использовались в транзисторных блоках питания и сварочных трансформаторах. Сегодня вместо катушки блоки питания используют электронные схемы. Их называют «электронный дроссель». Используется электронный дроссель аналогично обычному. «Бочонок» на USB-кабеле – это тоже катушка с ферритовым сердечником и одним витком обмотки. В электронных схемах для этих целей используются малогабаритные элементы, например, R68. До появления тиристорных систем управления электродвигателями использовались магнитные усилители – МУ. В них сердечник из трансформаторной стали намагничивался постоянным током дополнительной обмоткой. Таких обмоток могло быть несколько. Это приводило к насыщению железа магнитным полем, изменению индуктивного сопротивления и тока в основной обмотке. После появления тиристоров такие устройства вышли из применения. Магнитный усилитель При включении катушки индуктивности параллельно с конденсатором получившаяся цепь будет иметь минимальное сопротивление на определённой частоте. Такие схемы используются в радиоприёмниках. На платах катушки индуктивности, такие, как R68, используются для выделения сигналов определённой частоты, защите от помех и отделении частей схемы друг от друга. На деталях небольшого размера, используемых в электронной технике, недостаточно места для нанесения надписей, указывающих номинальные характеристики устройства. Поэтому используется специальная цветовая маркировка дросселей. По этой кодировке при помощи онлайн-калькуляторов можно узнать параметры элемента. Цветовая кодировка состоит из 3 или 4 колец, нанесённых на корпус. По первым двум кольцам видна индуктивность элемента в миллигенри, следующее – показывает множитель, на который необходимо умножить первое число, а четвёртое – допустимое отклонение реальной индуктивности от номинала. Если колец всего три, то отклонение составляет 20%. Первое кольцо обычно шире остальных. Цветовая маркировка дросселей Например, на корпусе следующие полосы: Таким образом, номинал этого элемента составляет 14 mH с допуском 10%. Катушка индуктивности как электрический прибор и принцип её действия известны много десятков лет. Но без устройств разных типов и номиналов, использующихся в самых разных местах, невозможно существование ни электротехники, ни электроники, в том числе компьютерной техники. elquanta.ru Лампы дневного света (ЛДС) - это первые экономичные приборы, которые появились после традиционных светильников с нитью накаливания. Они относятся к газоразрядным устройствам, где обязательно требуется элемент, ограничивающий мощность в электрической цепи. Дроссель для ламп дневного света управляет напряжением, подаваемым на электроды лампы. Кроме того, у него есть следующие назначения: Для экономии дроссель подключается на две лампы. Первая схема запуска люминесцентной лампы, которая была создана и применяется до сих пор, включает элементы: Схема лампы дневного света с дросселем подключается в сеть на 220 В. Все детали, соединенные вместе, называются электромагнитным балластом. При подаче питания замыкается цепь вольфрамовых спиралей лампы, и включается стартер в режиме тлеющего разряда. Через лампу ток пока не проходит. Нити постепенно разогреваются. Контакты стартера в исходном состоянии разомкнуты. Один из них выполнен биметаллическим. Он сгибается при нагревании от тлеющего разряда и замыкает цепь. При этом ток возрастает в 2-3 раза и катоды лампы разогреваются. Как только замкнутся контакты стартера, разряд в нем прекращается и биметаллическая пластина начинает остывать. В результате подвижный контакт размыкается и происходит самоиндукция дросселя в виде значительного импульса напряжения. Его достаточно, чтобы электроны пробили газовую среду между электродами и лампа зажглась. Через нее начинает проходить номинальный ток, который затем снижается в 2 раза по причине падения напряжения на дросселе. Стартер постоянно остается в выключенном состоянии (контакты разомкнуты), пока ЛДС горит. Таким образом, балласт запускает лампу и в дальнейшем поддерживает ее в активном состоянии. Электромагнитный дроссель для ламп дневного света отличается низкой ценой, простотой конструкции и высокой надежностью. Кроме того, имеются недостатки: Обычно гудение и мерцание лампы происходят при нестабильном питании. Балластники производят с разными уровнями шума. Чтобы его уменьшить, можно выбрать подходящую модель. Лампы и дроссели подбираются равными друг другу по мощности, иначе срок службы светильника значительно сократится. Обычно их поставляют в комплекте, а замену балласта делают устройством с теми же параметрами. Люминесцентные лампы в комплекте с ЭмПРА стоят недорого, и для них не нужна настройка. Для балластника характерным является потребление реактивной энергии. Для снижения потерь параллельно сети питания подключается конденсатор. Все недостатки электромагнитного дросселя необходимо было устранить, и в результате исследований был создан электронный дроссель для ламп дневного света (ЭПРА). Схема представляет собой единый блок, производящий запуск и поддерживание процесса горения путем формирования заданной последовательности изменения напряжения. Подключить его можно с помощью прилагаемой к модели инструкции. Дроссель для ламп дневного света электронного типа имеет достоинства: ЭПРА дороже электромагнитного устройства из-за сложной электронной схемы, которая включает фильтры, коррекцию коэффициента мощности, инвертор и балласт. В некоторых моделях устанавливается защита от ошибочного запуска светильника без ламп. В отзывах пользователей говорится об удобстве применения ЭПРА в энергосберегающих ЛДС, которые встраиваются непосредственно в цоколи для обычных стандартных патронов. При включении от электронного балласта на электроды подается напряжение, и происходит их разогрев. Затем на них поступает мощный импульс, зажигающий лампу. Он образуется путем создания колебательного контура, входящего в резонанс перед разрядом. Таким путем хорошо подогреваются катоды, испаряется вся ртуть в колбе, благодаря чему происходит легкий запуск лампы. После возникновения разряда резонанс колебательного контура тут же прекращается и напряжение снижается до рабочего. Принцип работы ЭПРА похож на вариант с электромагнитным дросселем, так как лампа запускается высоким напряжением, которое затем снижается до постоянной величины и поддерживает разряд в лампе. Частота тока достигает 20-60 кГц, за счет чего мерцание исключено, а КПД становится выше. В отзывах часто предлагается заменить электромагнитные дроссели на электронные. Важно, чтобы они подходили по мощности. Схема может создавать мгновенный пуск или с постепенным нарастанием яркости. Холодный пуск производить удобно, но при этом срок службы светильника становится намного меньше. ЛДС можно включать без громоздкого дросселя, используя вместо него простую лампу накаливания с аналогичной мощностью. В данной схеме стартер также не нужен. Подключение производится через выпрямитель, в котором напряжение удваивается с помощью конденсаторов и поджигает лампу без разогрева катодов. Последовательно с ЛДС через фазный провод включается лампа накаливания, ограничивающая ток. Конденсаторы и диоды выпрямительного моста следует подбирать с запасом по допустимому напряжению. При питании ЛДС через выпрямитель колба с одной стороны скоро начнет темнеть. В таком случае надо изменить полярность питания. Подключение лампы дневного света без дросселя, где вместо него применяется активная нагрузка, дает слабую яркость. Если вместо лампы накаливания установить дроссель, лампа будет светиться заметно сильней. Когда ЛДС не горит, причина кроется в неисправности электропроводки, самой лампы, стартера или дросселя. Простые причины выявляются тестером. Перед тем как проверить дроссель лампы дневного света мультиметром, следует отключить напряжение и разрядить конденсаторы. Затем переключатель прибора устанавливается в режим прозвонки или на минимальный предел измерения сопротивления и определяются: В отзывах предлагается проверять дроссель, подключив его к сети через лампу накаливания. При межвитковом замыкании она горит ярко, а исправная - вполнакала. При обнаружении неисправности дроссель проще заменить, поскольку ремонт может обойтись дороже. Чаще всего в схеме выходит из строя стартер. Для проверки его работоспособности вместо него подключают заведомо исправный. Если лампа так и не зажигается, значит, причина в другом. Дроссель также проверяют с применением исправной лампы, подключив от него два провода к ее цоколю. Если лампа загорится ярко, значит, дроссель работоспособен. Дроссель для ламп дневного света совершенствуется в направлении улучшения технических характеристик. Электронные устройства начинают вытеснять электромагнитные. Вместе с тем продолжают применяться старые варианты моделей в связи с их простотой и низкой ценой. Необходимо разбираться во всем многообразии типов, правильно их эксплуатировать и подключать. fb.ru Для пуска люминесцентных ламп применяются специальные автоматические устройства. Их задача – обеспечить источник света питанием. Важная часть пускового устройства – это электромагнитный дроссель (балласт, катушка, индуктивность). В схеме он выполняет несколько функций: Дроссель включается последовательно с люминесцентным источником света, после чего получившаяся цепь присоединяется к сетевым клеммам. При этом параллельно к лампе подключается пускатель. После подачи сетевого напряжения схема работает так: Для регулировки номинального тока люминесцентного источника света необходим балластный элемент: резистор, индуктивность или конденсатор. Преимущества использования дросселя заключаются в следующем: Чтобы правильно выбрать пусковую индуктивность, необходимо обратить внимание на корпус устройства. На нем указывается мощность нагрузки, которую он может запитать. Мощность балласта зависит от сечения обмоточного провода: чем оно больше, тем более значительный ток устройство может выдать. Мощные катушки имеют значительные габариты и более высокую стоимость, поэтому необходимо оптимально подбирать пусковую индуктивность. Можно использовать одну катушку для питания нескольких ламп – так часто делается в сдвоенных светильниках, которые нередко можно встретить в офисных помещениях. Каждый светильник имеет посадочное место, снабженное двумя разъемами для подключения штырей цоколя. Всего для питания люминесцентного источника света необходимо четыре контакта, расположенных на обоих концах колбы. Они выполняют следующие функции: Поскольку дроссель – это индуктивность, его подключение приводит к тому, что возникает сдвиг фаз между напряжением и током. Чтобы нивелировать негативное влияние катушки на питающую сеть, параллельно пускающему устройству включается конденсатор соответствующей емкости. Традиционная схема с катушкой широко используется уже более 40 лет. Она проста, но менее надежна, чем другие альтернативы (электронные пускатели). Чтобы запустить люминесцентный источник с помощью дросселя необходимо собрать схему из стартера, лампы и корректирующего конденсатора: Для возникновения тлеющего разряда необходимо кратковременно подать на контакты люминесцентного источника света импульс высокого напряжения. Если нет возможности использовать дроссель, то собирают умножитель напряжения на диодах или стабилитронах. Схема собирается так: В случае если лампа вдруг перестала работать. Сначала необходимо убедиться в исправности балласта. Для этого дроссель извлекается из корпуса устройства для проведения диагностики. Наиболее часто возникают такие поломки: Обрыв легко определяется с помощью тестера. Для этого щупами измерительного прибора, включенного в режим теста целостности цепи, касаются клемм балласта в режиме. Звуковой сигнал сигнализирует о том, что катушка исправна. Межвитковое замыкание диагностировать труднее. Необходимо знать индуктивность исправной катушки. Данную информацию можно получить, изучив надписи на балласте, посетив сайт изготовителя или измерив данную величину у заведомо исправного устройства. Также следует проверить, не пробивает ли обмотка на корпус, что также будет сигнализировать о неисправности катушки. Для этого одним щупом тестера в режиме теста целостности цепи прикасаются к корпусу катушки, а другим — последовательно к обоим контактам катушки. Звуковая индикация должна отсутствовать. Чтобы заменить вышедший из строя балласт, его демонтируют из светильника. Для демонтажа необходимо снять декоративную панель и отражатель. Для того чтобы не повредить лампы, их рекомендуется тоже извлечь. Делать это следует аккуратно, чтобы не повредить хрупкие колбы. Сам балласт закреплен с помощью винтов в корпусе светильника. Работать под потолком не всегда удобно. Если позволяет конструкция светильника, его рекомендуется демонтировать целиком для последующей диагностики, а не извлекать отдельные неисправные элементы. housetronic.ru 55Как проверить и подключить дроссель для ламп дневного света. Дроссель на схеме
Электронный дроссель: типы, схемы, применение
Общая информация
Параметрические стабилизаторы – электронные дроссели
Кратко об обычных дросселях
Схема электронного дросселя
Обоснование применения электронного дросселя
Стабилизаторы
Классификация
Простейшие схемы стабилизаторов
Дроссель для ДРЛ - устройство и подключение лампы
Для чего нужен дроссель?
Физические параметры и схема подключения дросселя
Балласт для люминесцентных ламп
Как самостоятельно сделать дроссель?
Как можно запустить ДРЛ-лампу без дросселя?
Для чего нужны дроссели и их цветовая маркировка
Принцип действия
Ток и напряжение
Устройство катушки индуктивности
Низкочастотные устройства
Высокочастотные элементы
Применение катушки индуктивности
Токоограничивающие приборы
Катушки насыщения
Сглаживающие фильтры
Магнитные усилители (МУ)
Резонансный контур
Элементы электронных схем и компьютерных плат
Маркировка малогабаритных устройств
Видео
Оцените статью: виды устройств, назначение, схема и отзывы
Назначение дросселя
Принцип действия электромагнитного пускорегулирующего устройства (ЭмПРА)
Достоинства и недостатки ЭмПРА
Электронный балласт
Как запустить люминесцентную лампу с помощью ЭПРА?
Лампа дневного света без стартера, дросселя
Проверка исправности дросселя
Заключение
Дроссель для ламп дневного света
Правила выбора
Подключение ламп
Как запустить лампу с использованием дросселя
Как запустить лампу без использования дросселя
Проверка дросселей
Неисправности дросселей
Если позволяет конструкция светильника, его рекомендуется демонтировать целиком для последующей диагностики, а не извлекать отдельные неисправные элементыПроверка дросселей
Замена
Блиц-советы
ЛР_3
Лабораторная работа № 3
ВИДЫ ДРОССЕЛЕЙ
Цель работы: изучение назначения и принципа работы различных видов дросселей.
Краткие теоретические сведения
Дроссель – гидравлический аппарат, используемый для изменения потока жидкости с помощью местного сопротивления.
Дроссели, как аппараты управления скоростью выходного звена исполнительного механизма, применяют в тех случаях, когда на последний действует постоянная по величине нагрузка, либо когда изменение скорости допустимо или даже желательно при изменении нагрузки.
Дроссели представляют собой местные гидравлические сопротивления расход рабочей жидкости через которое определяется из известного соотношения
Дроссели, через которые жидкости протекают в ламинарном режиме, называют линейными (рис. 3.1, а), а дроссели с турбулентным течением – квадратичными (рис. 3.1, б).
|
|
а | б |
Рис. 3.1. Схемы дросселей: а – линейного; б – квадратичного |
В линейных дросселях потеря давления происходит по длине канала, определяется вязким сопротивлением потоку и является практически линейной функцией скорости течения жидкости. Поскольку расход в таких дросселях зависит от вязкости рабочей жидкости, то линейные дроссели используют в приводах, работающих в условиях достаточно стабильных температур.
В квадратичных дросселях потеря давления обусловлена в основном потерями энергии при внезапном сужении и расширении потока жидкости и практически пропорционально квадрату скорости потока, ввиду чего такие дроссели и называют квадратичными. Расход через такие дроссели фактически не зависит от вязкости рабочей жидкости. С технической точки зрения, наиболее простым способом изменения величины расхода, является изменение площади проходного сечения дросселя.
Если в конструкции дросселя заложена возможность изменения площади проходного сечения дросселирующей щели, то такие дроссели называют регулируемыми, в противном случае – нерегулируемым (рис. 3.1).
Конструкции регулируемых дросселей линейного и квадратичного типов приведены на рис. 3.2.
В линейном дросселе резьбового монтажа (рис. 3.2, а) рабочая жидкость через радиальные отверстия 4 в корпусе 1 поступает к дросселирующей щели 3, образованной корпусом 1 и регулирующей муфтой 2. Поскольку муфта 2 соединена с корпусом 1 посредством резьбы, вращением муфты можно изменять взаимное положение корпуса и муфты, а, следовательно, и проходное сечение дросселирующей щели 3.
|
|
а | б |
Рис. 3.2. Регулируемые дроссели: а – линейный; б – квадратичный |
Управление расходом в квадратичном дросселе (рис. 3.2, б) осуществляется поворотом рукоятки 1, связанной с кулачком 2. При этом торцовая поверхность кулачка 2 меняет проходное сечение окна 4 выполненного зо втулке 3.
В качестве устройств управления скоростью движения выходного звена исполнительного механизма, дроссели могут устанавливаться в линии нагнетания (рис. 3.3, а), слива (рис. 3.3, б) или в ответвлении (рис. 3.3, в).
|
|
|
а | б | в |
Рис. 3.3. Варианты установки дросселей |
Поскольку при прохождении жидкости через дроссель часть энергии давления преобразуется в тепловую энергию, установка дросселей в линии нагнетания (рис. 3.3, а) нежелательна, так как это приводит к нагреванию: устройств, расположенных за дросселем, в частности – исполнительного механизма.
При размещении дросселей в линии слива или в ответвлении (рис. 3.3, б, в) нагретая при прохождении через них рабочая жидкость поступает в гидробак.
Во многих технологических установках применяют путевые дроссели (рис. 3.4, а), которые позволяют плавно изменять скорость исполнительного механизма в процессе движения рабочих органов машины.
|
|
|
а | б | |
Рис. 3.4. Путевой дроссель |
В путевом дросселе проходное сечение рабочей щели 4 может меняться плавно под внешним воздействием на рычаг 1 с роликом, находящимся в контакте с копиром, установленным на подвижной части машины. Поворот рычага 1 вокруг своей оси преобразуется через толкатель 2 в поступательное перемещение дросселирующего элемента 3.
По существу путевой дроссель представляет собой дросселирующий нормально открытый 2/2-распреде-литель. В условном графическом обозначении возможность плавного перехода из одной позиции распределителя в другую (возможность плавного изменения проходного сечения от полностью открытого до полностью закрытого) обозначена параллельными линиями сверху и снизу символа распределителя.
На рис. 3.4, б представлен фрагмент гидросхемы, в которой реализована функция плавного уменьшения скорости выдвижения штока цилиндра (плавное торможение). При реверсе гидроцилиндра скорость штока будет плавно увеличиваться по мере его втягивания (плавный разгон).
Путевые дроссели применяют, главным образом, для управления рабочими органами машин, работающих по циклу: быстрый подвод – рабочая подача – быстрый отвод, причем команда на переход в тот или иной режим реализуется от кулачка, установленного на рабочем органе.
Во всех рассмотренных выше примерах изменение проходного сечения дросселей вызывает изменение скорости как прямого, так и обратного хода гидроцилиндра.
Если необходимо дросселировать поток рабочей жидкости при ее движении в одном направлении, и обеспечивать свободное ее протекание в обратном, применяют дроссели с обратным клапаном (рис. 3.5).
|
Рис. 3.5. Дроссель с обратным клапаном |
При движении жидкости в направлении А-В поток дросселируется, поскольку встроенный в корпус 1 обратный клапан 2 поджат к седлу пружиной и давлением рабочей жидкости. Движение потока в направлении В-А открывает обратный клапан 2, что позволяет рабочей жидкости свободно протекать через аппарат.
Как правило, дроссели с обратными клапанами используют для независимого управления скоростями прямого и обратного хода исполнительных механизмов (рис. 3.6).
|
|
|
а | б | в |
Рис. 3.6. Схемы установки дросселей с обратными клапанами |
Для управления скоростью выдвижения штока гидроцилиндра дроссель с обратным клапаном обычно устанавливают на линии, связанной со штоковой полостью гидроцилиндра (рис. 3.6, а). При этом обратный клапан должен быть расположен таким образом, чтобы обеспечивать свободное протекание рабочей жидкости к цилиндру. В противном случае изменение проходного сечение дросселя будет приводить к изменению скорости втягивания штока, а скорость выдвижения штока будет оставаться неуправляемой.
Независимое управление скоростью втягивания штока осуществляется установкой дросселя с обратным клапаном в линии, связанной с поршневой полостью гидроцилиндра (рис. 3.6, б). Независимое друг от друга управление скоростями прямого и обратного ходов исполнительных механизмов осуществляется установкой их дросселей с обратными клапанами в соответствующих гидролиниях (рис. 3.6, в), либо посредством установки сдвоенного дросселя с обратным клапаном (рис. 3.7).
Рис. 3.7. Сдвоенный дроссель с обратным клапаном
Сдвоенный дроссель с обратным клапаном состоит из корпуса 1, втулок 2 и 8, и подпружиненных дросселей 4 и 7. Крайнее выдвинутое положение каждого дросселя, например 4, относительно втулки 2, ограничивается стопорным кольцом 3. Положение сборочного узла втулка – подпружиненный дроссель относительно корпуса 1 задает величину дросселирующей щели 6, и может изменяться путем внешней настройки.
При движении рабочей жидкости сверху вниз, например из канала А1 в канал А2, дроссель 4 остается в выдвинутом положении, так как жидкость под давление через канал 5 поступает под его левый торец. Таким образом, протекание жидкости в данном направлении может осуществляться только через дросселирующую сток жидкости, движущийся снизу вверх, например из канала В2 в канал В1 проходит свободно, поскольку дроссель 7 смещается вправо и полностью открывает проходное сечение. Это смещение дросселя осуществляется под действием давления на его левый торец, которое передается по каналу 9.
Рассмотренный сдвоенный дроссель с обратным клапаном является аппаратом модульного исполнения и помимо регулирования скоростей движения выходных звеньев исполнительных механизмов может использоваться для регулирования времени срабатывания распределителей с электрогидравлическим управлением.
Расчет гидравлического дросселя
Рис. 3.8. Расчетная схема дросселя:
d – диаметр отверстия, dm – диаметр канала, l – длина диафрагмы,
h – высота кромки
Дроссели используются для регулирования скорости рабочего органа при мощностях не более 3…5 кВт. Ступенчатое регулирование может обеспечиваться дросселями постоянного сечения, бесступенчатое – с регулируемым сечением площади.
В качестве дросселя постоянного сечения используется диафрагменный дроссель (рис. 3.8) или набор (пакет) последовательно установленных дросселей.
Потери давления в диафрагменном дросселе зависят от соотношения диаметра отверстия дросселя d к диаметру dm канала или трубы, соотношения толщины l диафрагмы и диаметра d, формы отверстия его кромок, числа Рейнольдса. Для dm: d≥5; l≤d формула расхода жидкости через дроссель будет иметь следующий вид:
(3.1) |
где f – площадь отверстия в диафрагме; при Re >1000 среднее значение коэффициента расхода µ для дросселя с острыми (h = 0) кромками принимают равным 0,61…0,65.
Используя формулу, можно рассчитать площадь (диаметр) дроссельного отверстия при заданных расходе Q и перепаде давления ∆р на дросселе. Коэффициент расхода пакета из n дросселей определяется как
.
Коэффициент расхода для отверстий с фасками или закруглениями относительной глубины h/d =0,2…0,4 повышается до 0,82. Условный проход подводящего клапана принимается по ГОСТ 16517–70.
Дроссели с регулируемым сечением площади истечения имеют форму щели, близкой к квадрату, прямоугольнику, треугольнику и т.п., в зависимости от схемы затворного элемента дросселя. Для расчета используется формула 3.1 со значениями f и µ конкретной формы отверстия.
Заданный диапазон скоростей обеспечивается подбором параметров дросселя по минимальному расходу через дроссель. Для дросселя щелевого типа форма дроссельного отверстия , при минимальном открытии дросселя – квадрат. Поэтому условию можно определить ширину щели дросселя.
Щели с минимальной площадью сечения меньше 0,1…0,3 мм2 принимать не рекомендуется.
При определении длины l дросселя, при первоначально принятом диаметре dд = 16 мм, угол поворота дросселя должен удовлетворять условию
.
Дроссельные схемы управления при всей своей простоте имеют существенный недостаток – скорость гидродвигателей зависит от нагрузки перепада давления на дросселе.
studfiles.net
Устройство дросселя: принцип работы, схема.
На рис.1 показано устройство дросселя, у которого рабочая щель образуется коротким цилиндрическим участком “В” расточки в корпусе 2, на рабочем участке которого “С”- выполнены продольные пазы треугольной формы. Изменения положения дросселя 2 достигается вращением рукоятки 6, поворачивающей через штифт 5 втулку 3. Запрессованный во втулку штифт 7, воздействуя на винтовую канавку, выполненную на поверхности дросселя, вызывает его осевое перемещение, так как от поворота вокруг своей оси дроссель удерживается штифтом 9, входящим в паз в корпусе. Заказывают изготовление пружин тут. Пружина 8 служит для устранения люфта при изменении дросселя. Рабочая жидкость может подводиться к любому из присоединительных отверстий “А” или ”Б”, проходя через рабочую щель дросселя.
Устройство и принцип работы путевого дросселя
Существуют дроссели, величина проходного сечения рабочей щели которых может изменяться в процессе движения рабочих органов машины за счет воздействия на дросселирующий элемент с помощью рычага, находящегося в контакте с копиром, установленном на подвижной части машины. Это так называемые путевые дроссели. Они позволяют изменять скорость гидродвигателя, приводящего в движение часть машины. По ходу движение осуществлять плавный разгон и торможение. Устройство такого дросселя показано на рис.2. От описанного выше дросселя они отличаются главным образом, узлом передней крышки 1 с рычагом 2 и роликом 3, взаимодействующим с копиром и дросселем.
Устройство и принцип работы дросселя с обратным клапаном
Часто возникает необходимость дросселировать поток жидкости в одном направлении и свободно пропускать его в противоположном направлении. Для этого служат дроссели с обратным клапаном, и в этом случаем присоединительные отверстия уже неравноправны.
На рис 3 показано устройство линейного дросселя с обратным клапаном. Он состоит из корпуса 1 шестигранной формы, соединенного резьбой со втулкой 2, в расточке которого размещается затвор 3 обратного клапана, его пружина 4 и опорная шайба 5. При движении жидкости слева-направо (подвод к отверстию “А”), она отжимает затвор обратного клапана и через радиальные сверления в затворе и центральную расточку поступает на выход дросселя клапана – к отверстию “Б” и далее в систему. При движении жидкости в обратном направлении (подвод к отверстию “В”) клапан 3 закрывается и поток жидкости дросселируется, проходя через щель образуемую кромками “а” и ”б” расточек во втулке и корпусе. Размер этой щели регулируется вращением корпуса.
www.metalstanki.com.ua
Поделиться с друзьями: