интернет-магазин светодиодного освещения
Пн - Вс с 10:30 до 20:00
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 138, корп. 1, тк ''Стройдвор''

Как человек использует ветер? Чем ветер помогает людям? Как человек использует ветер 3 класс


Как человек использует ветер? Чем ветер помогает людям?

Наш природный волшебник без рук, без ног ворота отворяет, силен, могуч, гоняет стаи туч. И это только «цветочки»! Потоку воздуха, который постоянно движется параллельно земной поверхности, под силу всё и даже больше. Очень важно, что он представляет собой неиссякаемый источник энергии. Как человек использует ветер? Все уже наверняка догадались, что речь идет именно о нем.

как человек использует ветер

Приносит то прохладу, то тепло

Человек ценит силу ветра с незапамятных времен. Еще до наступления нашей эры природный помощник «гнал» по рекам и морям лодки, качал воду для орошения полей, перемалывал зерна. В итоге совершались географические открытия, колосились угодья, наполнялись мукой закрома.

Однажды человек разумный придумал, как превратить ветер в электрическую энергию, кардинально изменив условия своего существования. Ниже мы подробно поговорим о том, как человек использует ветер, но для начала отдадим должные почести самому «летучему голландцу».

Не будь движения воздуха, жаркие страны превратились бы в адскую сковороду, холодные – заледенели окончательно и бесповоротно. Но наш славный помощник «разбавляет» крайности, принося прохладу и тепло туда, где о них мечтают, как о манне небесной. Ветер, как непослушных барашков, гоняет по небу вечные облака. Так по земному шару распределяются осадки – дождь, снег.

как человек использует ветер движение воздуха воздушный шар

Двусторонняя связь

Как возникает ветер? Земной шар окружает атмосфера – мощный живительный газовый слой (воздух), который имеет вес и давит на поверхность планеты и на все предметы на ней. Это давление распределяется неравномерно, в зависимости от степени прогрева земли солнечными лучами.

«Батарея» литосферы чем-то напоминает квартирную (поймет почти каждый: вверху горячая, внизу холодная, в середине – «так себе»). В глобальном варианте все гораздо сложнее: важен угол наклона потоков тепла от светила (падают ли они прямо или касаются земной поверхности вскользь), а также характер подстилающей поверхности (суша, море, лес, поле, равнина, горы).

Под влиянием двусторонней взаимосвязи «давление-нагрев» воздух обретает знакомые людям черты непостоянства: теплый движется вверх, холодный – вниз. Одновременно «летучий чертенок» шарахается вправо и влево (из области повышенного давления в область пониженного, чем больше разница, тем сильнее ветер). Обсудим, как человек использует ветер, движение воздуха.

Скачок в развитии цивилизации

Говоря научным языком, на Земле непрерывно идут процессы вертикального и горизонтального перемещения воздушных масс. Муссоны, пассаты, бризы (виды ветров) таят много возможностей. Человек понял: грех ими не воспользоваться. И приступил к обузданию непокорного подарка природы - изобрел парус.

как люди используют силу ветра

Вот пример того, как человек использует ветер, точнее использовал. Древние египтяне вели активную торговлю с соседними государствами. Нил бороздили парусные суда, загруженные товарами и трофеями, к числу которых относились рабы. Можно представить тоскливые взгляды невольников, устремленные в небо. Наполненные ветром огромные плотные куски светлой ткани на мачте казались им черными.

Пользовались парусом жители восточного побережья Средиземного моря финикийцы. «С ветерком» добравшись до места впадения Нила в межматериковую водную жемчужину, они открыли для себя «египетский рынок сбыта» товаров, нашли, что купить у партнеров. Позже могучий «гоняльщик туч» помог представителям Финикии обогнуть Африку. Так постепенно расширялись горизонты развития цивилизации.

Все перемелется

Моря и океаны – главные просторы обитания ветра: «гуляке» есть где разогнаться, куда свернуть. На суше ему тесновато. Но человека разумного этим не напугать: за тысячелетия до наступления новой эры существовали ветряные колеса (главная деталь мельницы). На земном шаре найдутся аэродинамические механизмы для измельчения зерна возрастом в 3000 лет (Александрия).

О том, как люди используют силу ветра, рассказывает богатая мукомольная история человечества. За две сотни лет до н. э. в Персии работали ветряные мельницы с вертикальной осью вращения (в Китае они появились еще раньше). Мы привыкли к изображениям мельницы с крыльями в виде огромного осевого вентилятора. Движение вертикальных лопастей напоминало кружение юлы.

как человек использует ветер движение воздуха вентилятор

Их делали из камыша, который закрепляли на раме. Мельницу обносили стеной: атмосферный «бродяга» ударялся об нее и «отскакивал» в нужном направлении. При помощи ветряных колес вавилоняне осушали болота (откачивали воду). История хранит сведения о существовании маслобоен, лесопилен, бумагоделен, работающих при помощи ветра. При изучении фактов, как человек использует ветер (движение воздуха), мельница оказывается далеко не «одинокой».

На большом воздушном шаре

Мы уже упоминали, что нагретый воздух устремляется вверх. Осознав это, люди решили использовать это свойство в своих целях: из плотной ткани сшили огромный воздушный шар с отверстием внизу, через которое наполнили его горячим воздухом.

Экспериментаторы братья Монгольфье проделали это в 1783 году. В привязанную к шару корзину посадили домашнюю живность. Первые «шаронавты» – уточка, петушок-золотой гребешок и барашек, некоторое время парили в небесной синеве, после чего благополучно приземлились. Вскоре на шаре стали поднимать в воздух человека. Говоря о том, как человек использует ветер (движение воздуха), воздушный шар обойти вниманием невозможно.

как человек использует ветер движение воздуха мельница

В помощь наблюдателям

Необычные летательные аппараты послужили людям во многих отраслях деятельности. Благодаря им они смогли осматривать окружающие территории с высоты птичьего полета (в военных целях это особенно важно), составлять планы местности. Появились первые воздушные путешественники.

В августе 1887 года русский ученый-химик Дмитрий Менделеев, занимавшийся изучением свойств газов и жидкостей, а также верхних слоев атмосферы, на аэростате, наполненном водородом, поднялся вверх, чтобы наблюдать за солнечным затмением. Дело было в 18 верстах от Клина. Полет шара вызвал огромный интерес у современников.

Летал 53-летний светила науки один. Шар не смог подняться на нужную высоту, но почти на 4 километра (3,8) взмывал. Облака заслоняли солнце, однако Менделеев умудрился частично изучить солнечную корону.

Можно ли управлять ветром?

Воздушный шар управлению человеком не подчиняется, зато полностью послушен ветру. Ученые согласиться с таким положением дел не могли. Они изобрели рычаги управления (руль и гребной винт). Так появились аэростаты. Только воздух свои позиции сдает неохотно. Вот и Менделеева через 100 километров атмосферный «шалун» приземлил там, где Дмитрий Иванович «сесть» и не гадал: в имении писателя Салтыкова–Щедрина, между Калязином и Переславлем-Залесским.

как человек использует ветер движение воздуха

В ходе изучения вопроса, как человек использует ветер (движение воздуха), вентилятор упоминается в таком контексте: будет ли двигаться лодка, если парус наполнить мощным искусственным воздушным потоком? Одни высказывают такое предположение: если вентилятор установлен внизу (т. е. наполняет парус снизу), импульс потока воздуха направляется под углом к горизонту и, отражаясь от паруса, тоже горизонтален, то поплывет. Другие говорят: для однозначного ответа на вопрос нужен эксперимент в идеальных условиях.

Природному «братцу» идеальные условия ни к чему. Он живет себе на просторе, служит людям, время от времени проявляя свой непокорный нрав. Полемизируя на тему «Как человек использует ветер?», люди все чаще говорят о том, что этот дар природы используется недостаточно широко, спектр применения будет расширяться.

fb.ru

Как люди используют силу ветра?

Сообщение на тему «Использование ветра человеком» изложено в этой статье.

Как человек использует ветер?

Издавна люди используют силу ветра. Ветер – это  один из тех ресурсов, который повсюду и всегда нас окружает. Он является одним из наиболее «дружественных» к окружающей среде альтернативных источников энергии, существующий уже тысячи лет.  Итак, давайте рассмотрим целых 5 вариантов использования энергии ветра людьми:

1) Генерирование энергии при помощи турбин.

Ветровые турбины устанавливаются для  того, чтобы улавливать силу ветры и для преобразования ее в дальнейшем в энергию.

2) Автомобили на энергии ветра.

Вы, возможно, слышали об этом совсем недавно. Машина, приводимая ветровой установкой в действие проехала около 3100 миль по Австралии.

3) Приводимые в действие ветром/кайтом грузовые суда.

Другой удивительный пример использования людьми энергии ветра обнаружен у компании «Cargill». Компания привнесла и значительно расширила инновационную идею касательно установки на один из своих грузовых судов большого кайта для того, чтобы использовать энергию ветра, и таким образом, значительно снизить потребление топлива и производство выхлопов CO2.

4) Виды спорта, использующие энергию ветра.

В течение многих лет ветер использовался для приведения в действие нашей любви к спорту, как буквально, так и метафорически. Все, от обычного запуска воздушного змея до мореплавания, парасейлинга, кайт-серфинга, катания на лыжах с использованием ветра, дельтапланеризма и многого другого.

5) Водяные насосы, использующие энергию ветра.

Использование ветра для деятельной помощи в откачке из-под земли воды не является чем-то новым. Но, тем не менее, это очень полезное и иногда очень необходимое средство, особенно когда речь зашла о некоторых государствах и сообществах. Использование энергии ветра имеет смысл, особенно тогда,  когда речь идет о работе, связанной с откачкой воды.

Как люди использовали ветер раньше?

Благодаря ветру произошли великие географические открытия, человечество получило возможность путешествовать, орошать поля, молоть зерно и, наконец, оно научилось превращать ветер в чистую энергию в виде электричества.

Энергия ветра впервые была использована на парусных судах, служивших главным транспортным средством для перевозки товаров по реках и морях.

На суше энергию ветра никогда не использовали так широко, как на море, тем не менее достоверно известно о существовании ветряных колёс за тысячи лет до нашей эры. Например, в районе Александрии сохранились остатки ветряных мельниц, которым не меньше трёх тысяч лет.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как человек использует силу ветра.

kratkoe.com

Как ветер помогает человеку?

#1

Ветер представляет из себя перемещение воздушных масс из области высокого в область низкого атмосферного давления. Значение ветра в нашей жизни трудно недооценить. Вам понадобится просто вспомнить что: При отсутствии перемещения воздушных масс, испаряющаяся с водных поверхностей под действием солнца вода, так бы и висела над водоемами в виде туч и облаков. Соответственно, ветер выполняет самую важную роль в круговороте воды в природе, тем самым поддерживая жизнь на земле.

#2

Перемешивая воздушные области и слои, ветер участвует в формировании однородного состава атмосферы на планете. Не секрет, что джунгли Амазонки называют «легкими планеты», поскольку там растениями вырабатывается основная часть кислорода атмосферы. Если бы ветер не выполнял функцию перемешивания, получились бы области с разным содержанием кислорода. В Амазонии был бы его переизбыток, а где-нибудь в Сибири было бы кислородное голодание. Скорее всего, это привело бы к тому, что жизнь на Земле пошла бы совершенно другими путями: другие растения, другие формы животного мира. Таким же образом, перемешивая воздух, ветер выравнивает состав воздуха в крупных городах, относя от них смог, дым и пыль, что значительно уменьшает влияние всевозможных патогенных факторов на жизнь человека.

#3

Чтобы понять, как ветер помогает человеку, достаточно вспомнить, что сила ветра издревле используется человеком. Надувая паруса кораблей, ветер играл очень важную роль в изучении и освоении нашей планеты. Для использования силы ветра люди строили ветряные мельницы, чтобы перемалывать семена злаковых растений, далее употреблявшихся в пищу.

#4

В настоящее время сила ветра используется через промежуточное преобразование ее в механическую энергию, для выработки электроэнергии. В труднодоступных районах, где отсутствуют линии электропередач, используются ветряные двигатели. Например, полярники для получения света и тепла используют именно силу ветра. Также ветер используется в авиации. Известно, что для создания дополнительной подъемной силы самолеты всегда взлетают против ветра. Также, используя попутный ветер, авиация экономит значительное количество топлива.

#5

Важным фактором эрозии поверхности является именно ветер. При его помощи скальные породы планеты преобразуются в осадочные породы. Везде, где сейчас лежит песок, раньше были только горы. Формируя поверхность планеты, именно ветер привел ее к современному виду.

#6

Отмечая, как ветер влияет на человека, следует вспомнить его главную роль в переносе на расстояния семян растений. Также, огромна роль ветра, как помощника в оплодотворении растений пыльцой. Принимая самое активное участие в жизни растений, ветер является главным фактором в жизни флоры планеты, которая является основным поставщиком энергии и строительных материалов. Трудно недооценить эстетическое значение ветра. Приятно ощущать в знойный летний день легкое освежающее прикосновение ветерка.

uznay-kak.ru

Урок окружающего мира по теме "Как человек использует воздух". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Задачи:

  1. Формировать понятие “воздушные потоки”, “ветер”
  2. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, рассказывать о своих наблюдениях, умение отстаивать своё мнение, работать в группе.

Ход урока

1. Организационный момент:

– готовность к уроку; – приветствие гостей.

2. Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Oн невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Сегодня мы продолжим разговор о воздухе и узнаем новое.

(слайд 1) (Приложение 1)

3. Повторение изученного и введение в тему урока:

– Выполнение теста на листочках (текст на слайдах 2–6).

(Учащиеся ставят в табличные ячейки знак “+”) (Приложение 2)

Ф.И.
а б в
1
2
3
4
5

– Взаимопроверка.

(Просмотр слайдов 7–11 с ответами, а учащиеся проверяют заполненные таблички своих соседей)

– Свойства воздуха – работа в группах.

(Отобрать только те свойства, которыми обладает воздух)

– Какими свойствами обладает воздух? (слайд 12) Выберите нужные и приклейте на лист. Когда будете готовы, подготовьте спикера для защиты.

– План работы в группе (слайд 13).

  1. Прочитать свойство (каждый ученик группы выбирает одно свойство).
  2. Ответить – подходит ли это свойство или нет (ученику, который выбрал свойство).
  3. Группе высказаться по этому мнению.
  4. Принять решение всей группой.
  5. Приклеить отобранные свойства.

– Самостоятельная работа в группах по плану.

– Проверка работ (с просмотром слайдов 15–18 с опытами, которые ученики делали на прошлом уроке).

4. Физкультминутка на внимание

Работа над темой урока

– Работа в парах. – Расскажите друг другу об опыте, который вы проделали дома. – Проверка. – Откройте тетрадь на стр. 27 № 63. Расскажите об опыте. (Слайд 19)– Работа в тетрадях стр. 27 № 64. – Что видите? Какой воздух? Куда будет перемещаться? (Слайд 20)– Поставьте стрелки: синюю – холодный воздух, красную – тёплый воздух. – Проверка. – Воздух движется непрерывно, онпостоянно опускается иподнимается, атакже двигается горизонтально. Именно горизонтальные движения воздуха мыназываем ветром. (Слайд 21)– Воздух окружает нас повсюду. Человек может им пользоваться? Сколько аппаратов, устройств изобрёл человек, в которых воздух играет важную роль? – Чтение статьи учебника с. 92–93 и беседа по прочитанному. – Как служит воздух? – Какой транспорт использует воздух? (слайд 22)– Как используется в хозяйстве?

5. Закрепление изученного

– Работа в парах. – Заполните текст, в котором пропущены слова. (У учащихся один текст на парте.) (Приложение 3)

Человек издавна использовал___________. Движение воздуха помогало ___________плыть по морю, а ветряным мельницам __________зерно. А современные _________научились превращать энергию ветра в электрическую. Стремление человека подняться высоко над землёй способствовало изобретению____________ .

– Проверка с просмотром слайдов и дополнительной информацией о каждом устройстве. – Прочитайте получившийся текст.

Человек издавна использовал воздух. Движение воздуха помогало парусникам плыть по морю, а ветряным мельницам молоть зерно. А современные ветряки научились превращать энергию ветра в электрическую. Стремление человека подняться высоко над землёй способствовало изобретению воздушного змея, воздушного шара, самолёта.

Вопросы:

  1. Когда появились парусники? (Слайд 23) Презентация
  2. Что заставляет работать воздух в ветряных мельницах? (Слайд 25)
  3. Другое название ветряка. (Слайд 26)
  4. Чем наполняется дирижабль? (Слайд 24) Что используют для полёта воздушного шара? (Слайд 28)
  5. Когда появились первые самолёты? (Слайд 27)

6. Итог.

  1. Что нового узнали? (Слайд 29)
  2. Каково значение воздуха для человека?

Рефлексия

– А вы пробовали летать? (Слайд 30)– А вот так? (Слайд 31, 32)

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Ветер"

Тема: Ветер.

Цели: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.

На основе эксперимента доказать, что воздух постоянно перемещается.

Рассмотреть изменение направления движения воздуха в разное время суток.

Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей.

Знакомство с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров.

Воспитание умения слушать сообщения одноклассников.

Развивать умение анализировать и делать выводы. Формировать умение наблюдать.

Развивать кругозор, мышление, наблюдательность, творческое воображение.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, наличия учебника, печатной тетради.

2. Повторение изученного.

Опрос с использованием карточек.

  1. Назови три состояния, в которых могут находиться окружающие нас вещества.

  2. Какое значение для Земли имеет её атмосфера?

  3. Воздух – это смесь газов. А из каких веществ он состоит?

  4. Какие свойства воздуха ты знаешь?

  5. Где летом прохладнее: в лесу или в поле? Почему?

  6. Почему в холодный день внутренние части оконных стёкол запотевают?

3. Основная часть

Загадка про ветер.

Определение и формулировка темы урока.

У.: Как вы думаете, что такое ветер? (движение воздуха).

У.: Поверхность Земли нагревается неодинаково. Может ли это быть причиной движения воздуха? (ответы детей).

Почему воздух начинает двигаться? (ответы детей)

Земная поверхность нагревается от солнечных лучей неодинаково. Там, где она прогревается сильнее, воздух становится легче и поднимается вверх. Его место занимает более холодный воздух. Он движется из тех мест, где поверхность земли прогрета меньше. Так возникает движение воздуха вдоль земной поверхности.

Доклад «Почему дует ветер»

У.: Ветер – это явление природы. Но движение тёплого и холодного воздуха можно наблюдать и в комнате.

Наблюдение эксперимента.

Наблюдение за отклонением пламенем свечи, помещённой в верхней и в нижней части приоткрытой двери.

Пламя свечи, помещённой в верхней части приоткрытой двери, отклоняется в сторону коридора. Значит, тёплый воздух, который находился вверху, выходит из комнаты через верхнюю часть приоткрытой двери в коридор. Его вытесняет холодный воздух, который находится внизу, и входит в комнату через нижнюю часть приоткрытой двери. Поэтому пламя свечи отклоняется в сторону классной комнаты.

У.: Куда в тёплое время года дует ветер ночью на берегу водоёма – в сторону суши или в сторону водоёма?

Слайд

Ночью суша быстрее охлаждается. А вода долго сохраняет своё тепло. Поэтому ночью воздух над водой теплее, чем над берегом водоёма. Тёплый воздух поднимается вверх с поверхности водоёма. На освободившееся место движется холодный воздух с суши. Ветер дует с берега на водоём. А днём наоборот.

У.: Чем больше различается температура воздуха над разными территориями, тем быстрее перемещается ветер и тем сильнее ветер.

Нужно ли человеку знать, откуда, и с какой силой дует ветер? (ответы детей)

Доклад «Откуда дует ветер».

У.: Ветер – это явление природы. Какую роль он играет в жизни людей? Положительную или отрицательную? (ответы детей)

Доклад «Какая от ветра польза?

Доклад «Какие злые ветры дуют над землёй»

4. Закрепление. Работа в печатных тетрадях.

Стр. 42 № 55. Показать красными стрелками движение тёплого воздуха, а синими – холодного. Объяснить, как движется воздух, и от чего это зависит.

5. Дополнительное задание.

Нарисовать собственный флюгер.

6. Итог урока

- Что такое ветер?

- Какую роль в жизни человека играет ветер?

- Как измеряют направление ветра?

- Что нового узнали на уроке?

infourok.ru

Урок. Воздух. Ветер | Разработки уроков, презентации, планирование, конспекты занятий

Цель: дать ученикам представления о свойствах воздуха и его значение для растений, животных, человека; вызвать интерес к познанию природы, к исследовательской деятельности, желанию понять сущность явлений; ознакомить с преобразовательной деятельностью человека: как человек использует силу ветра; формировать опыт творческой деятельности учеников, развития обще-учебных умений; направлять практическую деятельность учеников; учить их заботиться о чистоте воздуха.

На уроке можно использовать наглядные пособия и демонстрационные материалы издательства «Утро»: демонстрационный материал «Я и Украина. Природоведение».

Ход урока

1. Упражнение «Погода».

2. Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадку в учебнике (С. 51).

• Куда ступишь - всюду имеешь,

Хотя не видишь, а потребляешь. (Воздух)

Учитель. Наша планета Земля со всех сторон окружена воздухом, которым мы дышим. Тем не менее, мы его не видим, так как оно невидимый, без запаха, прозрачный и бесцветный. Тем не менее, толстый пласт воздуха имеет цвет. Голубое небо - это толстый пласт воздуха, освещенный Солнцем. Убедимся, что воздух есть всюду.

3. Работа за учебником (С. 51) и проведение опытов.

Учитель читает текст.

Опыт 1

Ученики берут пустую бутылку и погружают ее в миску с водой.

— Что вы наблюдаете? (Из бутылки поднимаются пузырьки. Это воздух).

Ученики рассматривают рисунки, составляют предложение и отвечают на вопрос:

—Где работает невидимка?

—Почему нельзя ехать на велосипеде, когда в нем пробито колесо?

—Что помогает мальчику плавать в реке?

—Что находится в надувном плоте?

—Почему водолаз определенное время может находиться на морском дне?

Творческое упражнение «Оскорбленная форточка».

Ученики в группах составляют историю о том, как оскорбленная форточка жаловалась на своего хозяина.

—Как вы думаете, что она говорила?

—А не жалуется форточка в нашем классе?

—На кого она жалуется?

—Есть ли у нее для этого основания?

—Для чего проветривают комнату?

Вывод. Необходимо регулярно проветривать классную комнату и свою детскую комнату дома.

Физкультминутка (движения — по тексту)

Веет ветер нам в лицо, Колышет деревце. Ветерок все тише, тише. Деревце все выше, выше.

Учитель. Хотя воздух есть везде, ощутить его можно только тогда, когда он движется.

Опыт 2 (С. 52).

Ученики берут в руку тетрадь и машут ею возле лица.

—Что ощутила кожа вашего лица? (Легенький ветерок)

—Почему он образовался? (Так как ветер — это движение воздуха.) Вывод. Воздух постоянно движется. Ветер, который мы ощущаем, - это и есть воздух. Он необходим человеку, животным и растениям, чтобы дышать, а итак, чтобы жить.

Чтобы ознакомить с образовательной деятельностью человека (как человек использует силу ветра), проведите беседу по рисункам (С. 52). Дети узнают, как человек может заставить работать ветер, какую именно работу может выполнять ветер.

—От чего поднимается ветер?

—В чем заключается работа ветра?

Упражнение «Микрофон».

—Какой есть работа ветра? Продолжите этот перечень. Вывод. Ветер бывает добрым, а бывает и злым.

4. Работа в тетради с печатной основой (С. 41, задача 3).

Ученики доказывают с помощью рисунков, что ветер бывает добрым, а бывает и злым.

5. Отгадывание загадок в учебнике (С. 52-52).

Дальше учитель может предложить ученикам форму работы «Круг», которая дает возможность всем присутствующим на уроке детям дать свой вариант ответа, хотя во время этой формы работы обязательно ответы будут повторяться.

— Всегда ли ветер бывает одинаковым? Подберите к слову ветер родственные слова. (Ветер, ветерок, ветрюган, ветрище).

—Каждый из них имеет свой голос. Воссоздайте эти голоса с помощью листа бумаги.

Рассказать ученикам о губительном действии урагана поможет рисунок (С. 53). Ученики рассматривают рисунок, составляют предложение.

—Какой вред нанес ураган природе? А человеку?

—Слышали ли вы о таком раньше?

—Побывал ли ураган там, где вы живете?

—Расскажите о его губительном действии.

Ученики рисуют соответствующий рисунок. Можно из рисунков детей сделать коллаж «Ветер добрый и злой».

6. Итог урока.

—Что такое воздух?

—Для чего человеку нужен воздух?

—Кому еще нужен воздух?

—Необходим ли воздух растениям?

—Как необходимо заботиться о чистоте воздуха?

—Что такое ветер?

—Когда действие ветра дает пользу?

—Когда действие ветра наносит ущерб?

—Как люди используют ветер?

На уроке можно также использовать такие задачи.

• Работа в группах.

Предложите ученикам объединиться в группы по 5-6 человек по принципу «Дни недели». Каждой группе предложить выражения, которые необходимо объяснить. Ищи ветер в поле. Ветер в голове. Ветер свищет в карманах. Повиснуть в воздухе.

• Игра «Я начну, а ты заканчивай».

Закончить предложение.

А) Воздух есть...

Б) Без воздуха не могут жить...

В) Ветер выполняет такую полезную работу:...

Г) Ветер — это движение...

Д) Ураган наносит такой ущерб…

• Загадки.

1) Рукавами махнул — деревья нагнул. (Ветер)

2) Не зверь, а воет. (Ветер)

3) Крыльев нет, везде летает (Ветер)

4) Летает часто он кругом, Деревьев немало поломал, но никто, нигде и никогда его не видел, не держал. (Ветер)

5) Я березку качну, Я тебя толкну, Налечу, засвищу. Кто я? Можете угадать? (Ветер)

6) Без ног бежит, Без крыльев летит. (Ветер)

• Интересно знать!

Оценка... Ветра

Ветерок, ветер, ураган... Вон сколько ветров есть у нас. И каждый по-своему называется, и каждый по-своему ведет себя, т. е. дует. Оценивают их силу люди, выставляя баллы, как школьникам за знания в школе. Единицу имеет неспокойный ветер. Двенадцать баллов за поведение получил наибольший — ураган. Хорошо, что он у нас не частый гость. Десятибалльный ветер выворачивает деревья с корнями, а девятибалльный срывает крыши с домов.

Бури, ураганы, смерчи — это очень сильные ветра, которые служат причиной больших бедствий — на суше разрушают здания, срывают крыши, с корнями вырывают деревья, перекидывают линии электропередач. На море вызывают огромные волны. Вот как начиналась буря в июне 1998 года в Москве: «Деревья стояли, не пошевелившись, не ощущалось даже дыхания ветерка. Природа как-то удивительно замерла. А потом... Ураган налетел внезапно, к нему никто не готовился, ничто не провещало беды. Сильный (свыше 20 метров в секунду) ветер срывал крыши со зданий и носил их как осеннюю листву, переворачивал гаражи, валил огромные рекламные щиты (от них и пострадало наибольшее количество людей).

Ураган вырывал с корнем деревья; тысячи стволов падали на тротуары, машины, дома, на людей. Когда во время бури вихревое движение воздуха поднимает песок, пыль, воду в виде воронки или столба — это смерч (или торнадо, как его называют американцы). Приближение смерча можно ощутить по свисту, который перерастает в оглушительный рев, который сопровождается треском сломанных деревьев. Его путь обычно не превышает 80 км, а живет он не больше 2 часов. Скорость воздуха в середине смерча может превышать 1000 км в час. При таком ветре песчинка, поднятая им, пробивает человека насквозь. Бывает, что поднятый предмет просто качается в середине смерча. А спустя некоторое время мягко опускается на землю. Однажды кухонный шкаф был перенесен на несколько сотен метров, и ни одна тарелка в нем даже не сдвинулась с места. Было и такое, когда куры, которые попали в эпицентр бури, оставались живыми, но без единого перышка. А однажды смерч поднял с пастбища корову, перенес ее на 700 метров и поставил на землю. На элеваторе полностью разрушил здание, а вагоны с зерном посрывал с рельсов и расставил как ему захотелось. Но при этом зерно в вагонах даже не рассыпалось. Вот еще один рассказ очевидцев. Налетев на маленький поселок, смерч пронесся по нему. Захватив один из домов, отнес его на 20 метров и перевернул, поставив на крышу. Легковой автомобиль пронес по улице и оставил в таком состоянии, будто на нем потоптался слон. Аккуратно сложенные штаны и рубашки, которые лежали на столе, теперь оказались (так же аккуратно сложенными) на полу, а стол куда-то исчез. Зато в шкафу вместо одежды оказался битый шифер. Все эти истории выглядят смешно, но ветреная буря - это трагедия. Летающая корова, которая осталась живой; люди, которых переносит на большие расстояния и ставит на землю неповрежденными - это исключения из правил. Встреча со смерчем всегда заканчивается для всего живого если не смертью, то травмами, болезнями, значительными разрушениями.

www.testsoch.com

КАК «ПРИРУЧИТЬ» ВЕТЕР - СОЛНЦЕ — ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ НА ЗЕМЛЕ - ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 3 класс - по учебнику И. В. Грущинської - 2014 год

СОЛНЦЕ — ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ НА ЗЕМЛЕ

Встреча 26. КАК «ПРИРУЧИТЬ» ВЕТЕР?

Цель: расширить представление учащихся об использовании энергии ветра человеком; развивать логическое мышление, речь; воспитывать желание осторожно относиться к природе, ее богатствам.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Фронтальное опрос

— В чем заключаются недостатки сжигания горючих полезных ископаемых для получения электроэнергии?

— Назовите преимущества использования солнечной энергии.

— Подумайте, почему самая мощная солнечная электростанция построена в Крыму.

2. Работа над загадками

• Что летит и не здоженеш? (Ветер)

• Хоть не самолет, а крылатый,

Без крыльев не может работать. (Ветряная мельница)

• Он шепчет: «Шу-шу-шу...

Листья обірвать спешу.

С ним я в осенней роще

В таночку покружляю». (Ветер)

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете об использовании человеком энергии ветра.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 72-73)

— Вспомните! Как возникает ветер? Какими бывают ветры?

— Подумайте! Как солнечная энергия превращается в энергию ветра?

— Запомните! Солнце влечет возникновения ветра на Земле.

Работа в парах

— Рассмотрите картины К. Айвазовского и составьте рассказы о использование ветра людьми в древности.

— Еще с давних времен, наблюдая за разрушительной силой ураганов, человек задумался над тем, как можно использовать энергию ветра для собственных целей. Так, в Древнем Египте ветровые двигатели применяли для подъема воды и размола зерна. Ветряные мельницы с крыльями-парусами из ткани первыми начали сооружать древние персы.

Прошло более пятидесяти веков, но ветряные мельницы почти не изменили своего вида. Испокон веков в Украине на них мололи зерно.

— Рассмотрите рисунки на стр. 73.

— Расскажите, что на них изображено.

— Почему чаще всего ветры дуют на побережье морей, в горах и степях?

— Энергия ветра очень мощная. Ее можно получать, не загрязняя окружающую среду. Но у ветра есть существенные недостатки. Ветер непредсказуем, потому что часто меняет направление. Иногда затихает даже в самых ветреных районах земного шара, а иногда достигает такой силы, что ломает ветряки.

Работа в группах

— Проанализируйте свои записи наблюдений за погодой, чтобы установить примерное количество ветреных дней в году. Сделайте вывод: целесообразно устанавливать ветровые установки в вашей местности.

Выводы

• Ветер — нетрадиционный источник энергии.

• Энергия ветра очень мощная. Ее запасы в мире значительные.

• Энергия ветра не загрязняет окружающую среду.

• В мире сейчас работает более 30 тысяч ветроустановок. В Украине также есть ветровые установки.

2. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

— Ветроэлектростанции причиняют вред птицам, если расположены в направлении массовых миграций и местах гнездования.

2. Работа в парах

— Представьте, что вы — специалисты, которым поручили строительство ветровой электростанции. Что вы учтете, выбирая место для ее сооружения?

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Прочитайте страницы Книги важных знаний о природе на сек. 73.

— Расскажите, как человек покорил ветер.

— Почему энергия ветра дешевая?

— Можно ли назвать ветровые электростанции экологически чистыми?

— Какой вред наносят электростанции природе?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 72-73.

Проект «Обустраиваем нашу планету»

— Придумайте, как и где можно использовать энергию ветра на нашей планете.

schooled.ru


Каталог товаров
    .