Схема реле сухого хода и реле давления: Реле сухого хода: регулировка и установка своими руками

Реле сухого хода: регулировка и установка своими руками

Реле сухого хода – это прибор предназначающийся для защиты двигателя водяного насоса от включения при отсутствии воды. Насосная техника устроена так, что вода из колодца выступает как охлаждающая жидкость, и смазка, предотвращая перегрев электромотора. Поэтому «сухой ход», когда насос функционирует без воды, приводит к серьёзным поломкам, вплоть до полного выхода оборудования из строя.

Содержание

  1. Датчик сухого хода для насоса: принцип работы
  2. Подключение реле сухого хода к насосной станции
  3. Защита скважинного насоса от сухого хода
  4. Регулировка реле сухого хода

Датчик сухого хода для насоса: принцип работы

Причины исчезновения воды бывают различные – иссякла скважина, произошёл разрыв всасывающего шланга, забились фильтры.

Для предотвращения подобных неприятностей в состав водопроводной магистрали вводят специальный защитный датчик – реле сухого хода. В современных насосных станциях подобный прибор включён в заводскую комплектацию. Однако, большая часть бюджетных модификаций насосов лишена встроенной защиты.

На сегодня имеется несколько разных модификаций защитных приборов. Стандартный датчик защиты от сухого хода включает следующие элементы:

  • Мембрана, установленная внутри корпуса реле.
  • Размыкающие контакты – автоматически срабатывают при снижении напора в водопроводной сети менее установленного порога.
  • Регулировочная пружина. С её помощью устанавливаются пределы сработки датчика.

Когда водяное давление находится в пределах нормы, внутренняя мембрана под её напором прогибается, соединяя электроконтакты. В результате цепь замыкается, и электродвигатель насоса работает. Когда водяное давление вдруг опускается ниже определённого уровня, мембрана распрямляется, размыкая контакты. Подача электропитания к мотору прекращается, и он останавливается.

Запустить аппарат вновь возможно, лишь наполнив систему водой, и создав внутри датчика необходимое давление. Для регулировки порога автоматического выключения насоса предназначена специальная пружина. Диапазон настроек составляет приблизительно 1 атм.

Подключение реле сухого хода к насосной станции

Реле защиты сухого хода насоса чаще монтируется наверху, в защищённом от сырости месте.

В продаже имеются и варианты с гидроизоляцией, разработанные для установки внутри скважины. К ним относятся и поплавковые механизмы, отключающие насос в при критическом снижении уровня воды, ниже определённого уровня. Смонтировать датчик вполне возможно собственными руками, без привлечения дорогостоящих специалистов.

Вся работа состоит из нескольких этапов:  

  • Установка защитного реле производится только совместно с датчиком водяного давления. Схема подключения данных приборов должна неукоснительно соблюдаться в соответствии с прилагаемой инструкцией предприятия-производителя.
  • Следующим шагом определяемся с местом установки прибора. Чаще всего реле устанавливают на труб, выходящую из насоса, и непосредственно после датчика давления.
  • На участке трубы, где планируется установить реле, монтируется соответствующий по диаметру и резьбе фитинг-тройник.
  • Далее нужно демонтировать крышку датчика холостого хода, и снять находящуюся под ней пластиковую прокладку. В результате откроется доступ к патрубку, который и следует присоединить к фитингу-тройнику. Стыковочную резьбу, во избежание протечек, следует уплотнить льняной подмоткой, или специальными нитями, типа «Тангит-унилок»
  • В питающем электрокабеле насоса делается разрыв, куда вставляется реле защиты от холостого хода. При размыкании контакта датчика, разрывается течение электрического тока, и насос перестаёт работать.

Защита скважинного насоса от сухого хода

Для защиты погружных насосов обычно применяются размыкатели-поплавки.

Этот прибор состоит из герметичного корпуса, в который помещён свободно перемещающийся стальной шарик и контакты-размыкатели тока. Датчик-поплавок подключается к разрыву питающей электроцепи, точно также, как и поверхностные модификации. Поплавок опускается в воду вместе с погружным насосом, с которым он соединён тросом.

Поскольку такой прибор легче воды, что можно уже понять из названия «поплавок», он всегда стремится всплыть, но тросик не даёт ему это сделать. Поэтому датчик пребывает под таким наклоном, что шарик давит на рычажок замыкателя электроконтактов.

В этом положении оборудование спокойно включается и функционирует. Но когда уровень воды опускается ниже расположения насоса, прибор свободно повисает на крепёжном тросике, и шарик перекатывается на другую сторону корпуса, освобождая подпружиненный рычажок. Контакт размыкается, и подача электричества к двигателю блокируется.

Кроме поплавковых реле, для скважинных модификаций насосов используются и обычные, поверхностные реле. Сравнительно недавно на рынке появились также электронные приборы, отслеживающие изменение уровня воды внутри скважины, и автоматически отключающие подачу электричества насосу.

Регулировка реле сухого хода

Насос с защитой от сухого хода автоматически отключается, в зависимости от установленного показателя внутри-сетевого давления. Для регулировки данного показателя в конструкции датчика имеется специальный регулировочный винт, соединённый с пружиной.

При повороте винта вправо-влево, пружина либо расслабляется, либо сжимается. Тем самым производится установка необходимого показателя давления, при котором мембрана будет размыкать электрические контакты. На большинстве моделей защитных реле нижняя граница устанавливается на точке 1,4 атмосферы, а верхняя – порядка 2,8.

Эти заводские настройки можно изменить по своему желанию. Чтобы увеличить порог срабатывания датчика, винт пружины нужно повернуть против часовой стрелки, а для уменьшения нижней границы – вращать его следует в обратную сторону.

При ручной установке порога, необходимо следить, чтобы он был не выше давления, которое создаёт нормально работающий насос. Иначе возникает опасность, что оборудование вообще не будет реагировать на изменение напора воды, что чревато поломкой электродвигателя при сухом ходе.

Рекомендуем к прочтению — подключение насосной станции.

Реле сухого хода (датчик) для насоса

Насосное оборудование работает корректно только в том случае, когда проток жидкости через него осуществляется постоянно. Если же подача жидкости прекращается, возникает сухой ход, и, как следствие, поломка помпы. Для предотвращения работы насоса в режиме сухого хода на водопроводе устанавливают специальные реле сухого хода для насоса.

Реле «сухого хода» для насоса – назначении и устройстве

Содержание

  • 1 Реле «сухого хода» для насоса – назначении и устройстве
  • 2 Установка
  • 3 Поплавковый выключатель
  • 4 Защитное реле давления
  • 5 Какое защитное устройство выбрать
    • 5. 1 Описание подключения насосной станции (видео)

Существует несколько видов устройств, которые отключат технику без подачи воды:

  • реле сухого хода для насоса;
  • датчик контроля потока жидкости;
  • датчик уровня воды.

Каждый из этих приборов имеет разную область применения и принцип работы.

Реле защиты от сухого хода представляет собой простое электромеханическое устройство, контролирующее наличие давления в водопроводе: стоит давлению снизиться ниже допустимого уровня, электрическая цепь разомкнется и насос выключится.

В устройстве реле присутствует чувствительная мембрана, реагирующая на давление и контактная группа, разомкнутая в нормальном состоянии. Как только давление падает, мембрана давит на контакты, они замыкаются, и подача электроэнергии отключается.

Падение давления возможно в том случае, когда прекращается подача воды в трубопроводе, забивается мусором фильтр или же всасывающий патрубок оказывается выше уровня жидкости. В каждом из этих случаев возникает «сухой ход» насоса, который необходимо остановить, что и делает защитный элемент.

Рабочее давление среды, на которое реагирует реле сухого хода, установлено заводом-изготовителем, и находится в диапазоне от 0,1 атмосферы до 0,6 атмосфер. Реле холостого хода устанавливают на поверхности, но есть и модели для внутреннего размещения в герметичном корпусе.

Установка

Реле сухого хода работает нормально в любой конструкции трубопровода, не предусматривающей наличие гидроаккумулятора. Можно устанавливать и в комплексе с гидроаккумулятором, но такая схема не будет полноценной защитой от сухого хода насоса.

Причина в особенности строения и принципа работы: защитный элемент устанавливают перед реле давления жидкости и гидравлическим аккумулятором, а между перекачивающим агрегатом и защитным прибором монтируется обратный клапан.

При этом мембрана устройства находится постоянно под давлением, которое создает гидроаккумулятор. Это стандартная схема, но иногда возникают ситуации, когда работающий насос не отключается при прекращении потока воды и выходит из строя.

К примеру, возникла ситуация сухого хода: помпа включена, емкость или скважина почти пуста, но в аккумуляторе в малом количестве есть жидкость. Поскольку нижний порог давления выставлен на работу в 1,4-1,6 атмосфер – оно есть, но мембрана будет отжата, а насос будет продолжать работу в холостом ходу.

Прекратит он свою работу тогда, когда большая часть воды из гидроаккумулятора будет откачана или когда двигатель его перегорит. Это значит, что давление в трубопроводе упало до критически низкого уровня и сработало защитное реле. Исходя из этого, в системах с гидроаккумуляторами целесообразно устанавливать другие устройства защиты от сухого хода насоса.

Наиболее эффективно подключение реле сухого хода в паре с поверхностным перекачивающим агрегатом, когда обратный клапан устанавливают после насосного оборудования.

Поплавковый выключатель

Поплавковый выключатель – это наиболее простой и дешевый способ защитить насос от перегрева и поломки при работе «всухую». Преимущество устройства заключается в том, что его можно использовать в качестве датчика уровня рабочей среды и как исполнительный элемент.

Устанавливают выключатели в емкости, скважины, резервуары и используют в управлении бытовых и промышленных насосов в водопроводных, канализационных магистралях. Нужный уровень срабатывания выключателя устанавливается длиной троса.

В одну емкость можно поместить несколько поплавковых выключателей, каждый из которых будет выполнять отдельную функцию по управлению основным или резервным помповым оборудованием.

Поплавковые датчики сухого хода бывают легкими и тяжелыми. Первые используются для подачи и отвода воды, вторые – в канализации и дренажных трубопроводах.

Для корректной работы устройства необходим минимальный диаметр колодца – 40 см. Эта особенность не позволяет считать поплавковые выключатели универсальным средством защиты помпы от работы «всухую».

Защитное реле давления

Устройство представляет собой обычное реле давления, оснащенное дополнительной защитой от холостого хода при снижении давления ниже заводских установок.

Это реле давления управляет включением и отключением поверхностного или скважинного насоса, если схема трубопровода включает гидроаккумулятор или предусмотрено подключение к насосной станции автоматической. Реле срабатывает при 0,4-0,6 атмосфер. Этот параметр выставляется на заводе-изготовителе, и изменить его нельзя.

Если колебания давления внутри трубопроводной магистрали находятся в заданных пределах, то реле давления не срабатывает и помпа работает в штатном режиме. При падении давления до установленных величин, что случается при отсутствии воды, срабатывает датчик сухого хода, размыкаются контакты, питающие цепь, и устройство для напорного перемещения жидкости выключается.

Процесс запуска помпы осуществляется только вручную посредством нажатия рычага. Перед этим определяют и устраняют причину остановки двигателя. Обязательное условие во время запуска – наполнение насоса водой.

Какое защитное устройство выбрать

Выбор прибора защиты насоса от сухого хода обусловлен моделью самой помпы и задачами, с которыми ему нужно справиться. Оптимальным считается вариант, когда используют датчик сухого хода для насоса в виде поплавка и реле давления. Подсоединение к трубопроводу этих устройств позволит в полной мере сократить риски по поломке помпового оборудования.

Использование защитных элементов необязательно, если:

  • глубина скважины или емкости достаточно велика;
  • обслуживание перекачивающего агрегата осуществляется опытным мастером;
  • уровень воды в системе не меняется – подключаться с приборами защиты нет смысла.

Работа насоса требует повышенного внимания: как только пропадает вода или же срабатывает теплореле и отключается двигатель, следует немедленно выяснить причину и устранить ее, и только после этого возобновлять работу помпового агрегата.

Описание подключения насосной станции (видео)

Защита от сухого хода | AVAG-Pumps

Главная › Продукция › Аксессуары › › Защита от сухого хода

Защита от сухого хода DRP-1 подходит
для центробежных насосов на 230 Вольт.

Установка: вертикальная в напорной линии

DRP-1 автоматически отключает насос при работе всухую, и загорается красная лампочка отключения насоса.
Возврат в рабочее состояние вручную нажатием кнопки разблокировки.

ВНИМАНИЕ:
Отключение возможно только при давлении 0,6 бар!
Поэтому не для установок с мембранными сосудами и реле давления.

Технические данные:

  • Двигатель насоса: 230 В, 50 Гц
  • Макс. Сила тока: 10 A
  • Подходящий диапазон давления: 0,6–6 бар
  • Соединение: 1″ наружная резьба (вход) — 1″ внутренняя резьба (выход)
  • Объем поставки: 1,2 м. кабель H07RN-F 3 x 1,0 мм² с вилкой

защита от сухого хода для центробежных насосов

Реле протока устанавливается в тройнике в напорной линии.
Протекающая среда воздействует на лопасть и
тем самым приводит в действие магнитные переключатели. Задержка 0-10 сек.
Лопасть можно отрегулировать, укоротив трубу соответствующего размера.
При использовании Flowmatic с реле давления необходимо установить блок управления с дополнительным реле времени.

  • Температура жидкости: макс. + 100 °C
  • Рабочее давление: макс. 8 бар
  • Соединение: 1″ с наружной резьбой
  • Для диаметра трубы: 1″ — 4″
  • Минимальный расход: 20 л/мин
  • Напряжение: 230 Вольт
  • Ампер: 10 (4) A, 230 Вольт
  • Исполнение: Устройство смены
  • Монтажное положение: горизонтальное или вертикальное для воды.
    Подходит для температурного диапазона от 0°C до + 60°C.

    Для самостоятельной клеммы с болтовым креплением. плотная гайка, врезное кольцо и уплотнительное кольцо обеспечивают надежное и водонепроницаемое соединение линии.

    Кабель электрода

    Одножильный электродный кабель H07RN-F 1,5 мм² (NSH 1,5 мм²)
    (опционально!)

    для подключения 2 электродов (C и MIN/MAX),
    1 НО контакт

    Реле уровня, которые могут контролировать уровни проводящих жидкостей.
    Однополюсные электроды действуют как зонды. Они находятся в контролируемой погруженной среде и обнаруживают изменение сопротивления при смачивании или удалении влаги.

    CM-ENE МИН: контролирует уровень наполнения относительно минимального уровня (при контроле контроллеров насосов Работа всухую — дно отключено)

    CM-ENE MAX: можно использовать для контроля за управлением насосом использовать
    (верхняя часть выключена)

    Технические данные:

    • Высота: 88 мм
    • Количество контактов в качестве контактов: 1
    • Напряжение: 230 — 240 В

    Для соединения 3 электрода, 2 Changer

.0018

Электродное реле уровня CM-ENS контролирует и регулирует уровни проводящих жидкостей. Он используется для заполнения и опорожнения, для защиты от работы всухую и для сигнализации состояния контролируемого уровня заполнения.

Чувствительность и принцип работы можно регулировать с помощью потенциометров на передней панели. Задержку включения и выключения также можно настроить от 0,1 до 10 с.

 

Технические данные:

  • Высота: 85,6 мм
  • Ширина: 22,5 мм
  • Глубина: 103,7 мм
  • Количество контактов переключателя: 2
  • Напряжение: 24–240 В перем./пост. Запустить защиту двигателя?

    — Реклама —

    Пускатель двигателя представляет собой электрическое коммутационное устройство, которое безопасно запускает или включает двигатель. Он также может реверсировать, ускорять и защищать двигатель. Как правило, маломощные двигатели не требуют стартеров. Пускатель двигателя имеет два основных блока — контактор и устройство защиты от перегрузки.

    Контактор подает ток на двигатель для запуска. Оно похоже на реле, но рассчитано на большее количество электрического тока и более высокое напряжение. В отличие от реле контактор не имеет общего полюса под напряжением для переключения между нормально разомкнутым (НО) и нормально замкнутым (НЗ) полюсами.

    Защита от перегрузки предотвращает слишком большой ток двигателя, что может привести к его повреждению. Как правило, в блоке защиты имеется датчик тока, который измеряет величину тока, потребляемого двигателем.

    — Объявление —

    Пускатель двигателя бывает ручной или автоматический. Ручной стартер управляется нажатием кнопки или включением устройства. Кнопка или переключатель механически связаны с контактором, который при переключении замыкается или размыкается либо для подачи питания, либо для отключения питания двигателя. Магнитный пускатель двигателя обеспечивает дистанционный запуск и автоматическую работу. Типичный пускатель электродвигателя, доступный на рынке, и его два основных компонента показаны на рис.

    Рисунок: Пускатель двигателя (Источник: https://springercontrols.com)

    Защита двигателя от работы всухую — это тип защитного механизма, который предотвращает работу двигателя или водяного насоса, когда для насоса нет воды или жидкости (называется сухой Бег). Например, водяной насос может выйти из строя, если он какое-то время работает без воды в подземном резервуаре (резервуаре) для перекачки. Когда водяной насос работает без воды, двигатель насоса вращается быстрее, чем его номинальная скорость, и температура внутри двигателя начинает повышаться (также потому, что внутри двигателя нет охлаждающей жидкости). Это часто приводит к повреждению механических частей, подшипников, катушки двигателя, вала и т. д. из-за теплового удара или расплавления некоторых деталей.

    Существуют различные способы предотвращения работы всухую с помощью различных переключателей и датчиков. Некоторыми распространенными переключателями являются реле давления, поплавковый переключатель, магнитный переключатель, электродное реле, реле уровня и т. д. Некоторые схемы защиты от сухого хода постоянно проверяют активную мощность двигателя, уставку и таймер. Если мощность выходит за пределы установленного значения, в таких случаях защита от сухого хода немедленно останавливает насос.