интернет-магазин светодиодного освещения
Пн - Вс с 10:30 до 20:00
Санкт-Петербург, просп. Энгельса, 138, корп. 1, тк ''Стройдвор''

Электронное реле стеклоочистителя для "Жигулей". Схема реле электронное


ЭЛЕКТРОННОЕ РЕЛЕ

ЭЛЕКТРОННОЕ РЕЛЕ

     Недавно возникла необходимость ремонта дорожного информационного указателя. Состоит он из 10 ламп напряжением 12 вольт по 5 ватт, включенных параллельно. Итого суммарная коммутируемая мощность достигает 50 ватт. Потребовалось в замен негодному механическому реле, достаточно мощному, соорудить похожее по размерам, но уже электронное. Так как со временем контакты реле обгорают и устройство перестаёт работать. Единственная проблема, стоящая в процессе переделки, была такая, что реле должно стоять в разрыве плюсового провода, и выдерживать значительную мощность. Прототипом для создания электронного реле для этой мигалки, послужило сломанное реле поворотов из Китайского скутера. Размером 1,5х2,5 см. Изначально в качестве силового ключа в нём использовался биполярный транзистор средней мощности, аналог КТ817, стоящий без радиатора.

реле плата

     Оригинальная схема реле:

реле на транзисторе     

     Но использование более мощного транзистора, например КТ819, так-же не привело к желаемому результату. Слишком большое количество тепла выделялось транзистором при коммутации 50 ватт. Спасение было только одно - использование радиатора, но из-за ограниченного пространства, затея отпала сама собой. Было принято решение использовать в качестве ключа полевой транзистор. Для этого пришлось немного доработать схему и добавить резистор R4, ввиду того, что транзистор имеет большое входное сопротивление изолированного N-канала. Подбирается данный резистор в большую или меньшую сторону, визуально контролируя чёткое переключение ламп. Схему в формате lay качаем тут. А здесь чертёж печатной платы реле.

схема реле

      В процессе эксплуатации было замечено, что мощность нагрузки подключенной к электронному реле, совершенно не влияла на частоту.Включается реле в разрыв с соблюдением полярности: (RED) к плюсовой клемме, (WHITE) выход к лампам. Транзистор VT1 структуры p-n-p можно добыть из компьютерного БП, стоят в обвязке шим-генератора. Используя данный принцип коммутации любой мощной нагрузки с помощью N-канального полевого транзистора, можно проектировать и изготавливать электронные реле в различных радиолюбительских конструкциях. Представляется интересным увеличение частоты переключений до 20 - 50 кГц и создание мощного ультразвукового излучателя для экспериментов. Материал предоставил -igRoman-     Вопросы - на ФОРУМ

 

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

elwo.ru

Бесконтактные реле. Устройство и принцип действия

Как упоминалось в статьях вышедших ранее, обычные электромагнитные реле имеют свои недостатки. Их самым слабым местом являются контакты, которые пригорают, разрушаются во время переключений, а также подвержены коррозии. Чтоб устранить этот недостаток были сконструированы бесконтактные реле.

Они основаны на нелинейных полупроводниковых элементах и имеют ряд преимуществ, а именно:

  • Более длительный срок службы и повышенная надежность;
  • Более высокое быстродействие;
  • При размыкании цепи не образуют дугу и искрообразование;

Давайте рассмотрим наиболее распространенные виды таких устройств.

Полупроводниковые и электронные реле

Полупроводниковые и электронные реле аналогичны по своему устройству полупроводниковым и электронным приборам. Они имеют всего лишь два состояния: открытое (проводящее) и закрытое (не проводящее).

Электронное реле

Оно имеет достаточно большое входное сопротивление, сопоставимое с сопротивлением разомкнутых контактов, при условии отсутствия положительного управляющего сигнала на сетке и отрицательного напряжения смещения, которое закрывает электронную лампу.

Элетронное реле

Если подать достаточно большое сеточное напряжение, лампа откроется и через нее начнет протекать ток, который будет определятся нагрузкой. При этом сопротивление лампы достаточно велико, что является существенным недостатком такого типа устройств.

Транзисторное реле

Схема его изображена ниже:

Транзисторное реле

Принцип действия аналогичен электронному. Но его главным достоинством, по сравнению с электронным, есть его относительно небольшое сопротивление при открытом состоянии, а недостатком – относительно малое сопротивление при закрытом состоянии.

Тиристорное реле

Схема показана ниже:

Тиристорное реле

При подаче импульса на управляющий электрод тиристор откроется и тем самым замкнет цепь. Такой вид является наиболее перспективным, но при применении обычного тиристора не возможно коммутировать постоянные токи, поскольку он останется открытым даже при снятии управляющего импульса. Чтоб закрыть тиристор необходимо или отключить анодное напряжение или приложить обратное напряжение. Но с появлением полностью управляемых тиристоров эта проблема уже практически решена.

Электронное реле времени

Их применяют вместо механических реле времени с часовым механизмом. В данной цепи выдержка времени создается цепью заряда конденсаторов от источника постоянного тока Е (на рисунке ниже):

Электронное реле времени

Обмотку промежуточного реле РП подключают к источнику питания через триод (электронную лампу). Если ключ К замкнут, то конденсатор С зарядится до напряжения источника Е и электронная лампа будет заперта. Как только ключ К разомкнется, конденсатор С начнет разряжаться через резистор R с постоянной времени τ = CR. Напряжение на сетке триода будет падать и ток в обмотке реле РП будет возрастать, как только он достигнет значения тока срабатывания, реле сработает и замкнет нужный контакт.  Соответственно время срабатывания РП можно варьировать путем подбора резистора и конденсатора.

Магнитные реле

Действие таких реле основано на изменении проницаемости магнитной ферромагнетиков при насыщении. При ненасыщенном сердечнике, индуктивное сопротивление обмотки велико, при насыщенном – мало. Выполняют такие реле на магнитных усилителях имеющих внешнюю положительную обратную связь или с самонасыщением и работающих в релейном режиме (Кос ≈ 1).

Несмотря на свои достоинства, бесконтактные реле имеют и свои недостатки:

  • Относительно небольшая коммутируемая мощность;
  • Сопротивление в разомкнутом состоянии сравнительно с электромагнитным выше, а разомкнутом ниже;
  • Довольно чувствительны к перегрузкам, а также к различного рода помехам;

Поэтому при применении таких устройств нужно учесть все эксплуатационные и технико – экономические условия и сопоставить различные варианты.

elenergi.ru

Электронное реле стеклоочистителя для "Жигулей"

Читать все новости ➔

До настоящего времени автомобили "Жигули" остаются самой распространенной "иномаркой", бегающей долгие годы по нашим дорогам. Особенно много "старушек" моделей ВАЗ 2101-2107.За свои 30 лет моя "двойка" сменила не одного хозяина. Были заменены многие узлы и детали. Если по "железу" это можно понять, то неоднократный выход из строя реле стеклоочистителя РС514, реле-регулятора РР380 потребовал отказаться от их услуг.Анализ радиолюбительской литературы за последние 20 лет показал тенденцию замены реле РС514 электронными устройствами. Сначала это были транзисторные мультивибраторы. В качестве нагрузки в одном из плеч стояло электромагнитное реле или мощный транзистор. Потом в качестве ключа стали использовать тиристор.Наиболее простая схема реле стеклоочистителя [1] содержит тиристор КУ201 и один маломощный транзистор. Длительность паузы в цикле работы стеклоочистителя зависит от времени разряда времязадающего конденсатора, и ее можно регулировать. Это хорошо, так как такая потребность появляется при изменении интенсивности дождя или снега. А вот то, что эта простейшая схема очень критична к параметрам тиристора и требует кропотливого подбора многих элементов, безусловно, плохо.

Добавление еще одного транзистора [2] позволяет исключить подбор элементов.Предлагаемая схема электронного реле стеклоочистителя (рис.1) сложнее всего на несколько элементов, но имеет более высокую надежность работы, может обеспечить динамическое торможение двигателя. Никаких переделок штатной схемы электрооборудования автомобиля [3] при этом не требуется.

Электронное реле стеклоочистителя для "Жигулей"Собственно  схема реле стеклоочистителя, выделенная на рис.1 штрихпунктирной линией, монтируют на печатной плате (рис.2 и 3) из фольгированного стеклотекстолита и размещают в корпусе демонтируемого реле РС514. Вилка разъема XR1 вместе с соединительными проводами также от реле РС514. Электронное реле стеклоочистителя для "Жигулей"Работает устройство следующим образом. Штатный сдвоенный клавишный переключатель SB1 режимов работы стеклоочистителя имеет три положения: "О" - стеклоочиститель выключен; I - циклический (с паузой) режим работы; II - непрерывный режим работы стеклоочистителя. В положении II питание (+12 В) подается непосредственно на обмотку двигателя М1 стеклоочистителя через контакт int разъема XR2. При этом концевой выключатель SB2 не влияет на работу двигателя. В положении I переключателя режимов работы SB1 напряжения +12 В подаются на контакт 3 схемы электронного реле. Это состояние SB1 показано на чертеже.

Поскольку в первоначальный момент конденсатор С1 разряжен, то на базе транзистора VT1 отсутствует напряжение относительно его эмиттера, и VT1 заперт. При этом транзистор VT2 отпирается током базы через резистор R5 и обмотку двигателя М1. Соответственно отпирается тиристор VS1, получая положительный потенциал на управляющий электрод через резистор R7. Тиристор мгновенно переходит в проводящее состояние и "запоминает" его. Через клемму 4 схемы электронного реле напряжения +12 В подается на обмотку двигателя, и стеклоочиститель начинает движение щеток. Почти одновременно переключается концевой выключатель SB2. При этом тиристор VS1 закорачивается его контактами "int-C" (разъем XR2) и переходит в непроводящее состояние, но подача напряжения питания на двигатель не прекращается. Через резистор R6 отпирается транзистор VT3, обеспечивая быструю зарядку до напряжения источника питания конденсатора С1 через резистор R4, отпирание транзистора VT1 через резистор R3. Это в свою очередь приводит к запиранию транзистоpa VT2. После совершения щетками двойного хода и возврата их в исходное положение изменяется состояние концевого переключателя SB2, контакты " int-C" размыкаются, a "int-F" замыкаются. Двигатель М1 останавливается, поскольку тиристор VS1 находится в непроводящем состоянии. Запирается VT3. Начинается формирование паузы в цикле работы стеклоочистителя. Конденсатор С1 разряжается через резисторы R1, R2, R3 и базовый переход транзистора VT1. Время разряда (паузы) можно регулировать от 0,5 до 20 с потенциометром R1. Уменьшение заряда С1 приводит к запиранию транзистора VT1. Соответственно отпираются транзистор VT2 и тиристор VS1. На двигатель подается напряжение питания через тиристор VS1, а через очень небольшой промежуток времени питание подается концевым выключателем SB2. Процесс движения щеток повторяется.

Конденсатор С2 уменьшает искрение контактов SB2 концевого выключателя и помехи работе реле стеклоочистителя в автомобиле. Его величина некритична ее можно уменьшить в 10 раз.Диод VD2 защитный. Его можно заменить КД105, КД221, КД208, КД209 и аналогичными. В качестве VS1 можно использовать тиристоры КУ202 с любой буквой. Применение КУ201 возможно, но надежность работы будет ниже. Печатная плата позволяет применять тиристоры в пластмассовом корпусе типа КУ202Н-1 или Т106-10. При этом печатную плату можно укоротить на 15 мм. Максимальную длительность паузы при желании можно увеличить. Для этого достаточно пропорционально увеличить сопротивление потенциометра R1 или емкость конденсатора С1. Теперь несколько слов о динамическом торможении двигателя. Дело в том, что механизм привода щеток стеклоочистителя автомобилей "Жигули" имеет небольшие потери на трение. Если для останова двигателя использовать только обесточивание двигателя в исходном крайнем положении щеток, то по инерции ротор двигателя еще несколько провернется, а щетки дополнительно продвинутся на 3-5 мм. В принципе это не создает особых неудобств водителю, но от этого недостатка легко избавиться. В стандартной конструкции с реле РС514 для этого использовались контакты "int-F" концевого выключателя, которые при паузе закорачивали обмотку обесточенного двигателя.В предлагаемой схеме электронного реле для динамического торможения двигателя достаточно установить резистор R9. Его величина некритична от 4,7 до 10 Ом. Фактически на резисторе рассеивается небольшая мощность, поскольку ток через него при нормальной работе реле протекает только кратковременно, но нельзя исключать и аварийное состояние стеклоочистителя, например, "залипание" контактов "int-F" концевого выключателя. Поэтому целесообразно использовать мощный резистор типа ПЭВ-10.Как было сказано ранее, использование электронного реле стеклоочистителя не требует изменений штатной схемы электропроводки автомобиля "Жигули". Вышедшее из строя реле РС514 следует разобрать, от него отпаять жгут из четырех проводов с вилкой разъема. Цвета проводов и их соединение с вилкой показаны на рис.4.

Если динамическое торможение не используется, а это вполне оправдано для упрощения конструкции, то конец неиспользуемого провода следует изолировать.Провода жгута подпаивают к плате электронного реле, а саму плату помещают в корпус РС514 и закрывают изолирующей крышкой-дном по размеру платы. Потенциометр R1 размещают в любом удобном для водителя месте на панели автомобиля, например, вблизи переключателя режимов работы стеклоочистителя.Были изготовлены и установлены на автомобили более пяти экземпляров электронного реле стеклоочистителя. Подбор элементов не проводился. Все водители отмечают широкий диапазон интервалов паузы. Работа двигателя стеклоочистителя стала более устойчивой.В заключение следует отметить, что предлагаемое электронное реле - наиболее простое технологическое решение поставленной задачи, поэтому встречающиеся в литературе схемы цифровых реле не рассматривались, как неоправданно усложненные, тем более что ни точное значение паузы, ни ее стабильность для водителя несущественны.Е.Л. Яковлев, г.УжгородЛитература1. Борноволоков Э.П., Фролов, В.В. Радиолюбительские схемы.- К.: Техтка, 1979.2. Радио, телевизия, электроника. Болгария- 1979.- №11.3. Литвиненко В.В. Электрооборудование автомобилей "ВАЗ" //Зарулем. - 1997.- С.108-109.

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org

Электронное реле стеклоочистителя для "Жигулей"

До настоящего времени автомобили "Жигули" остаются самой распространенной "иномаркой", бегающей долгие годы по нашим дорогам. Особенно много "старушек" моделей ВАЗ 2101-2107.За свои 30 лет моя "двойка" сменила не одного хозяина. Были заменены многие узлы и детали. Если по "железу" это можно понять, то неоднократный выход из строя реле стеклоочистителя РС514, реле-регулятора РР380 потребовал отказаться от их услуг.Анализ радиолюбительской литературы за последние 20 лет показал тенденцию замены реле РС514 электронными устройствами. Сначала это были транзисторные мультивибраторы. В качестве нагрузки в одном из плеч стояло электромагнитное реле или мощный транзистор. Потом в качестве ключа стали использовать тиристор.  Наиболее простая схема реле стеклоочистителя [1] содержит тиристор КУ201 и один маломощный транзистор. Длительность паузы в цикле работы стеклоочистителя зависит от времени разряда времязадающего конденсатора, и ее можно регулировать. Это хорошо, так как такая потребность появляется при изменении интенсивности дождя или снега. А вот то, что эта простейшая схема очень критична к параметрам тиристора и требует кропотливого подбора многих элементов, безусловно, плохо.Добавление еще одного транзистора [2] позволяет исключить подбор элементов.Предлагаемая схема электронного реле стеклоочистителя (рис.1) сложнее всего на несколько элементов, но имеет более высокую надежность работы, может обеспечить динамическое торможение двигателя. Никаких переделок штатной схемы электрооборудования автомобиля [3] при этом не требуется.

Электронное реле стеклоочистителя для "Жигулей"

 Собственно  схема реле стеклоочистителя, выделенная на рис.1 штрихпунктирной линией, монтируют на печатной плате (рис.2 и 3) из фольгированного стеклотекстолита и размещают в корпусе демонтируемого реле РС514. Вилка разъема XR1 вместе с соединительными проводами также от реле РС514.

Электронное реле стеклоочистителя для "Жигулей"

Работает устройство следующим образом. Штатный сдвоенный клавишный переключатель SB1 режимов работы стеклоочистителя имеет три положения: "О" -стеклоочиститель выключен; I - циклический (с паузой) режим работы; II - непрерывный режим работы стеклоочистителя. В положении II питание (+12 В) подается непосредственно на обмотку двигателя М1 стеклоочистителя через контакт int разъема XR2. При этом концевой выключатель SB2 не влияет на работу двигателя. В положении I переключателя режимов работы SB1 напряжения +12 В подаются на контакт 3 схемы электронного реле. Это состояние SB1 показано на чертеже.Поскольку в первоначальный момент конденсатор С1 разряжен, то на базе транзистора VT1 отсутствует напряжение относительно его эмиттера, и VT1 заперт. При этом транзистор VT2 отпирается током базы через резистор R5 и обмотку двигателя М1. Соответственно отпирается тиристор VS1, получая положительный потенциал на управляющий электрод через резистор R7. Тиристор мгновенно переходит в проводящее состояние и "запоминает" его. Через клемму 4 схемы электронного реле напряжения +12 В подается на обмотку двигателя, и стеклоочиститель начинает движение щеток. Почти одновременно переключается концевой выключатель SB2. При этом тиристор VS1 закорачивается его контактами "int-C" (разъем XR2) и переходит в непроводящее состояние, но подача напряжения питания на двигатель не прекращается. Через резистор R6 отпирается транзистор VT3, обеспечивая быструю зарядку до напряжения источника питания конденсатора С1 через резистор R4, отпирание транзистора VT1 через резистор R3. Это в свою очередь приводит к запиранию транзистоpa VT2. После совершения щетками двойного хода и возврата их в исходное положение изменяется состояние концевого переключателя SB2, контакты " int-C" размыкаются, a "int-F" замыкаются. Двигатель М1 останавливается, поскольку тиристор VS1 находится в непроводящем состоянии. Запирается VT3. Начинается формирование паузы в цикле работы стеклоочистителя. Конденсатор С1 разряжается через резисторы R1, R2, R3 и базовый переход транзистора VT1. Время разряда (паузы) можно регулировать от 0,5 до 20 с потенциометром R1. Уменьшение заряда С1 приводит к запиранию транзистора VT1. Соответственно отпираются транзистор VT2 и тиристор VS1. На двигатель подается напряжение питания через тиристор VS1, а через очень небольшой промежуток времени питание подается концевым выключателем SB2. Процесс движения щеток повторяется.  Конденсатор С2 уменьшает искрение контактов SB2 концевого выключателя и помехи работе реле стеклоочистителя в автомобиле. Его величина некритична ее можно уменьшить в 10 раз.Диод VD2 защитный. Его можно заменить КД105, КД221, КД208, КД209 и аналогичными. В качестве VS1 можно использовать тиристоры КУ202 с любой буквой. Применение КУ201 возможно, но надежность работы будет ниже. Печатная плата позволяет применять тиристоры в пластмассовом корпусе типа КУ202Н-1 или Т106-10. При этом печатную плату можно укоротить на 15 мм. Максимальную длительность паузы при желании можно увеличить. Для этого достаточно пропорционально увеличить сопротивление потенциометра R1 или емкость конденсатора С1. Теперь несколько слов о динамическом торможении двигателя. Дело в том, что механизм привода щеток стеклоочистителя автомобилей "Жигули" имеет небольшие потери на трение. Если для останова двигателя использовать только обесточивание двигателя в исходном крайнем положении щеток, то по инерции ротор двигателя еще несколько провернется, а щетки дополнительно продвинутся на 3-5 мм. В принципе это не создает особых неудобств водителю, но от этого недостатка легко избавиться. В стандартной конструкции с реле РС514 для этого использовались контакты "int-F" концевого выключателя, которые при паузе закорачивали обмотку обесточенного двигателя.В предлагаемой схеме электронного реле для динамического торможения двигателя достаточно установить резистор R9. Его величина некритична от 4,7 до 10 Ом. Фактически на резисторе рассеивается nнебольшая мощность, поскольку ток через него при нормальной работе реле протекает только кратковременно, но нельзя исключать и аварийное состояние стеклоочистителя, например, "залипание" контактов "int-F" концевого выключателя. Поэтому целесообразно использовать мощный резистор типа ПЭВ-10.Как было сказано ранее, использование электронного реле стеклоочистителя не требует изменений штатной схемы электропроводки автомобиля "Жигули". Вышедшее из строя реле РС514 следует разобрать, от него отпаять жгут из четырех проводов с вилкой разъема. Цвета проводов и их соединение с вилкой показаны на рис.4.

Если динамическое торможение не используется, а это вполне оправдано для упрощения конструкции, то конец неиспользуемого провода следует изолировать.Провода жгута подпаивают к плате электронного реле, а саму плату помещают в корпус РС514 и закрывают изолирующей крышкой-дном по размеру платы. Потенциометр R1 размещают в любом удобном для водителя месте на панели автомобиля, например, вблизи переключателя режимов работы стеклоочистителя.  Были изготовлены и установлены на автомобили более пяти экземпляров электронного реле стеклоочистителя. Подбор элементов не проводился. Все водители отмечают широкий диапазон интервалов паузы. Работа двигателя стеклоочистителя стала более устойчивой.В заключение следует отметить, что предлагаемое электронное реле - наиболее простое технологическое решение поставленной задачи, поэтому встречающиеся в литературе схемы цифровых реле не рассматривались, как неоправданно усложненные, тем более что ни точное значение паузы, ни ее стабильность для водителя несущественны.ЕЛ. Яковлев, г.УжгородЛитература1. Борноволоков Э.П., Фролов, В.В. Ра-диолюбительские схемы.- К.: Техтка, 1979.2. Радио, телевизия, электроника. Бол-гария- 1979.- №11.3. Литвиненко В.В. Электрооборудова-ние автомобилей "ВАЗ" //Зарулем. - 1997.- С.108-109.

Поделиться схемой:

electroscheme.org


Каталог товаров
    .