Схема подключения вк422 12: Вк422 12 схема подключения

Содержание

Вк422 12 схема подключения

Аварийная сигнализация в наше время стала обязательной при езде и многие участники движения сейчас не осознают, что на старом автомобиле её может не быть. Следовательно, от её установки в ретромобиль стало не открутиться если предполагается на нём ещё и ездить 😉

Я решил поставить выключатель ВК-422-12. Такой применялся на Москвиче-2140, ГАЗ-24 а также на грузовых автомобилях в 24-вольтовом исполнении (ВК-422-24). 12-вольтовый от 24-вольтового отличается только лампочкой. Лампочка там используется с цоколем Ba7s, мощностью 2W.

Выключатель можно поставить на место механической помпы омывателя ветрового стекла.

Омыватель ветрового стекла сделать электрический, с включением его переключателем, у которого есть функция нажатия — П315-01, который ставился на ГАЗ-24, ранний УАЗ-3151 и кучи всяких грузовиков

Постоянный плюс можно взять от центрального переключателя света. Он находится рядом с предполагаемым местом монтажа включателя аварийки и запитан через предохранитель (там же, на переключателе света, биметалический).

Итак, ВК.
Для включения «аварийки» надо выполнить два действия, а именно:
— соединить воедино все лампочки в «мигалках» с выходной клеммой реле-прерывателя;
— переключить питание этого реле на «+» аккумулятора, чтобы работа АС не зависила от позиции ключа в замке зажигания.
В скобках заметим, что производители реле-прерывателей вежливо предлагают нам, грешным, еще и контроль за исправностью лампочек в фонарях, поэтому к реле серии РС950 подходит целое море проводов.
Включатели аварийной сигнализации, выпущенные в СССР и в России, бывают трех семейств.
ВК-422 — самый ранний выпуск, с суффиксом -12 — с лампочкой внутри манетки на 12 вольт и -24 — аналогично на 24 вольта. В остальном — идентичны, причем, 12 вольт хватает для горения 24х-вольтовой лампочки с достаточным накалом. Пожалуй, и электрически, и механически самое надежное изделие. Рассчитан на 6 ампер, но контакты а-ля для советских танков вполне способны выдержать и 20, а уж такого параметра, как время работы под нагрузкой, для этой штуки, по-моему, ну ваще не существует. Литой дюралевый корпус с приливом для крепления, солидный контактор, массивное основание делают 422й абсолютно ремонтопригодным и почти вечным. Недостаток данного прибора — хилый пластмассовый шток с лампочкой, на который накручивается манетка. При неаккуратном обращении хлипкий пластик ломается, оставляя манетку в руках у водителя, иногда в весьма неприятный момонт. Правда, даже с обломленным штоком ВК-422 не теряет работоспособности, а умельцы, вставляя в обломок новый шток, продлевают жизнь аварийной кнопке.
Второй недостаток, скорее, относительный. Очень сложно сказать, что именно курили люди, создававшие данному изделию цоколевку, но результат у них вышел, натурально, психоделический. Кто бы мог подумать, что два ряда по четыре ножки можно нумеровать вот в таком порядке (смотрим на контактные выводы, манеткой к себе, контакты вверх):
7 — 3 — 1 — 5
8 — 4 — 2 — 6
Контакты 3 и 7 не используются (они — для управления двухрежимным переключателем, сей у нас пробовался на 2140, да так и не привился), 8 соединяет борта 4 и 5, а соединенный с плюсом реле-прерывателя 6 переключается с 1 от замка зажигания на 2 от аккумулятора.
Таким образом, при работе указателя поворотов реле-прерыватель питается от замка зажигания через контакты 1–6, все остальные цепи разомкнуты или соелиняются переключателем указателя поворотов.
При вытягивании манетки на себя 6 переключается на 2, запитывая реле-прерыватель от АКБ, а пульсирующий сигнал с реле соединяется с фонарями бортов от 8 с 4 и 5. Отсюда же подается + на лампочку внутри манетки, а ее «-» — с «массы» включателя. Крепление к панели — гайкой М12х1,25.
С 1986 года для включения АС стал использоваться кнопочный включатель большого диаметра (D = 21 мм) семейства 24.3710. В отличие от предшественника, он имеет намного более… изящные контакты, вменяемую цоколевку, одинаковую для ВСЕХ представителей семейства, абсолютно унифицированных и имеющих как 8, так и не 8 ножек. Корпус — чистейшая пластмасса. В духе времени, так сказать. Недостатков, собственно, два: во-первых, если такую штуку надо поставить на место предшественника или заново, скажем, на «копейку», приходится колупать в торпеде здоровенное и довольно точное отверстие, во-вторых, при относительной массивности и длинные, и короткие представители семейства имеют хилые тщедушные пластиковые лапки (прямо как Крокодил-Который-Не-Чистил-Зубы), коротые, по идее создателей, должны удерживать сей шедевр в гнезде. По моему личному опыту, если требуется надежное крепление данного прибора — под эти самые лапки желательно подсунуть подходящие подкладки из кусочков дерева, картона или свернутой бумаги, на худой конец. Если лапка отломилась, что бывает довольно часто, можно для начала накрутить на корпус несколько витков изоленты или надеть широкое резиновое кольцо подходящего размера, обтянув его хомутом. Способы имеют один недостаток — чтобы что-то «с той стороны» надеть, да еще закрепить, «туда» надо иметь доступ, порой довольно затруднительный. Но — «где наша не пропадала…»
Ножки 1, 3 при включении АС соединяют провода бортов и 7 центральный провод переключателя поворотов, 4 запитывает реле-прерыватель, 8 дает «+» от АКБ, 2 — от замка зажигания. Выводы 5 и 6 на «коротких» экземплярах отсутствуют. 5 — соединает с «массой» лампочку в кнопке, 6 — дополнительно соединяет ВК с «+» реле-прерывателя. Электрически семейства ВК-422 и 24.3710 (и 37.3710, описанный дальше) абсолютно взаимозаменяемы при условии должного переключения ножек, а именно: 8 на ВК-422 соответствует 7 на 24. 3710, далее соответственно 4 и 5 — 1 и 3 (неважно, где какой, важно, чтобы они совпадали группами, то есть, заменяя ВК-422 на 245.3701, провод от ножки 4 можно переставить и на 1, и на 3, тогда провод от ножки 5 станет либо на 3, либо на 1). 6 переставляется на 4 или 6 (если он есть), 1 — только на 2, а 2 — только на 8. Ножка 5, если она есть, соединяется с «массой» — без этого в «длинном» включателе лампочка в кнопке не загорится. В «коротких» исполнениях эта лампочка включена параллельно контактам реле-прерывателя и мигает в противофазе фонарям-«мигалкам».
Любой экземпляр данного семейства абсолютно спокойно ставится на место аналога, не взирая на длину и наличие 8, 7 (без ножки 5) или 6 (без ножек 5, 6) и прекрасно работает. То есть, если Вы вытащили из торпеды образец с семью контактами, а в магазине есть несколько с шестью и один старый с восемью — берите любой, не ошибётесь, только на восьмиконтактном надо будет соединить вывод 5 с «массой» — без этого лампочка в кнопке гореть не будет.
37.3710. Образчик минимализма в смысле использованных материалов и габаритов. Так сказать, фотомодель из девяностых, по фотографиям которой учили анатомию женского скелета. Надежность — ну, соответственно, ремонтопригодность — «не смешите мои подковы!» Вставляется в квадратное отверстие и не имеет контрольной лампы АС внутри себя. Модерн! Цоколевка: 5 — питание реле-прерывателя, 2 — замок зажигания, 1 — «+» АКБ, 10 — контрольная лампа АС («+»), 9,11 — параллелятся снаружи и питаются от реле-прерывателя, 4,12 — к фонарям левого и правого бортов.
Как все современные кнопки, малоинформативна, в том смысле, что понять, работает ли «аварийка», взглянув на кнопку при неработающей лампе (а ей достаточно, при её маленьких токах, окисления любого разъема или контакта, чтобы погаснуть навсегда). Вставлена в квадратное отверстие и удерживается в нем лапками пошире, чем у 24.3710. На «зубилах» «с квадратными приборами» (с «облизанными» используется вмонтированный в кожух рулевой колонки короткий 24. 3710) наша фотомодель обеспечивает довольно своеобразную неисправность: при включении указателя поворотов одного борта или при включении АС после третьей-четвертой вспышки сгорают соответствующие предохранители. Так как параллельно поворотнику на этих машинах запитаны приборы, «дворник» и обмотка возбуждения при начале работы — подарочек выходит довольно мрачный. А искать несуществующее замыкание в проводке можно до морковкина заговенья…

Реле-прерыватели, у нас встречающиеся, попадаются нескольких поколений.

Первое — термоэлектрическое реле РС57, его клон без клеммы для контрольной лампы РС57А и он же с ножевыми контактами вместо винтовых — РС491. Последний сделали в своё время специально для ВАЗа. Все они пережили сами себя, все в один прекрасный момент сгорают — в них перегорает струна, замыкающая и размыкающая контакты. Все они способны управлять только двумя-тремя лампочками сразу, да и то, если третья — слабенькая, посему работать непосредственно в системе указателя поворотов могут, а с АС — не могут работать в принципе. Во времена дефицита умельцы громоздили схемы, использующие всякие дополнительные реле, коммутирующие «лишние» лампы, на сегодня всё это — музейные образцы. Скажем только, что клемма Б/+ запитывается от замка зажигания, СЛ/L соединяется с центральным выводом переключателя указателя поворотов, а КЛ/P — с контрольной лампой.
Второе поколение представлено семейством РС950 и РС951с буквами на полалфавита. Стояли практически на всех наших авто, считая ЗиЛы, КамАЗы, АЗЛК, ГАЗ-24 и ЗАЗ-968А. Проще сказать, что их НЕ ставили только на ВАЗах и на ИЖах — у этих всё по-своему. 950 — на 12 вольт, 951 — на 24. Так как к контролю исправности ламп указателей создатели этого семейства подошли особенно добросовестно и монументально, к каждому такому реле подходит проводов… ну, может быть, чуть поменьше, чем к «мозгам» современного впрыскового двигателя. Дело в том, что в цепь провода каждой или почти каждой лампы, считая и лампы прицепа(!), последовательно включены обмотки герконовых реле, включающих контрольные лампы указателя поворотов, свои для тягача и для прицепа — о как!
Семейство ваяно «на века», каждый образец построен монументально, как авианосец, и, хотя периодически некоторые элементы их схем выходят из строя, человеку, знакомому с понятиями КТ315 и МП25, восстановить любое из них труда не составит. Маркировка клемм — две буквы, первая указывает на сторону указателя, вторая — на принадлежность данной цепи тягачу, прицепу или переключателю. Таким образом, клемма ЛТ запитывает Левый борт Тягача. Клеммы КП и КТ запитывают контрольные лампы, соответственно, прицепа и тягача. «+» соединяется с плюсовым выводом включателя АС, просто П — с центральным выводом переключателя указателя поворотов, ЛБ и ПБ, соответственно, с его левым и правым выводами. То есть, через это реле проходят ВСЕ токи ВСЕХ ветвей указателя поворотов и АС.
Ижмаш обеспечил свои машины (и порадовал их хозяев) комплектом из почти одинаковых снаружи, но абсолютно разных изнутри реле: прерывателем ИЖРП4 и реле тока П-ИЖРП4. За многие годы мне не пришлось видеть всю эту систему в продаже ни разу, правда, однажды в магазине у старьевщика лежало П-ИЖРП4 в единственном экземпляре. Поэтому, если Вы — хозяин М-412ИЭ и у Вашей машины перестали мигать поворотники, проще будет заменить дуэт на солиста — современное 49. 3747 или ВАЗовское пятиконтактное 23.3747 или четырехконтактное 642.3777.
Итак, современное «из черного ящика» — 49.3747 или 491.3747, 492.3747 — для нас с вами важно, что они везде имеются в продаже, стоят недорого, достаточно надежны и ОЧЕНЬ легко подключаются вместо любых других. Такое реле имеет ТРИ ножевых вывода, если смотреть на реле со стороны этих самых выводов, то слева будет нога 31 — «масса», сверху — 49а, соединяется с центральным выводом переключателя указателя поворотов и справа — 49, «плюс». ВСЁ. При подключении реле 49 соединяем с плюсовым выводом включателя АС (то есть, собственно, запитываем), 49а с переключателем поворотника (раздаем), 31 — с «массой» — без неё электроника не работает. Проще, как говорится, некуда. Все остальные цепи указателя поворотов и АС трогать не надо, если заменяется РС950 (с любой буквой), то все провода правые, подходившие к нему, соединяются вместе, левые — тоже. Контрольная лампа соединяется с выводами 49 и 49а, то есть, подключается параллельно самому реле и загорается, когда остальные лампы гаснут. Возможно подключение лампы и к клеммам бортов переключателя поворотов, но такая лампа не будет гореть в режиме АС. Сами выводы для этого реле стандартные, при желании можно вставить их в пластмассовую колодку, но этого можно и не делать. Масса реле небольшая, его можно просто подвесить на пучок проводов, а можно закрепить где угодно пластиковым хомутом — в любом случае на работоспособность это не повлияет. Можно для продления жизни контактов подключить к выводу 49 диод типа КД205, МД226 или любой подобный, но можно этого и не делать.
Если контрольная лампа на Вашей машине за счет особенностей монтажа не может быть отсоединена от «массы», можно подключить её «+» к выводам бортов переключателя через развязывающие диоды, их включаем встречно, среднюю точку соединяем с проводом контрольной лампы, а крайние выводы — с левым и правым выводами переключателя поворотов.
ВАЗовское реле 23.3747 имеет пять выводов: 1 — «+», 2 — контрольная лампа, 3 — центральный вывод переключателя указателя поворотов, 4 — «масса» и 5 — «+». Если смотреть на разъём так, что три ножки внизу, то сверху будут выводы 1 и 3, под ними, соответственно, 2 и 4, рядом с ними справа — 5.

Одним из основных приборов в системе световой аварийной сигнализации мигающего типа, устанавливаемых на автомобилях и других механических транспортных средствах, является выключатель аварийной сигнализации.

Выключатели аварийной сигнализации ВК422, 24.3710, 245.3710, 37.3710, 375.3710, схемы, замена ВК422 на 24.3710 при неисправностях.

Если при включении аварийки не работают лампы указателей поворотов, то причиной тому может быть неисправность переключателя поворотов, выключателя аварийной сигнализации, реле поворотов, перегорание предохранителя или нитей ламп указателей поворотов, обрыв или короткое замыкание проводов.

В случае, когда при работе указателей поворотов, начинают мигать ламы габаритных огней или тормозных сигналов, или вообще приборы световой сигнализации начинают вести себя необъяснимо, то виной этому обычно бывает плохой контакт с массой. Поэтому в таких случаях прежде всего надо проверить крепление проводов массы в багажнике, возле задних фонарей и около фар и подфарников.

В том случае, если выключатель аварийной сигнализации неисправен или вышел из строя, и его не удалось отремонтировать, а возможности приобрести аналогичный нет, то можно произвести его замену на выключатель другой марки.

Внутренняя коммутация и маркировка выводов у разных типов выключателей аварийки различная, это необходимо учитывать при подключении проводов. Для правильного монтажа также имеет значение и то, какого типа реле-прерыватель указателей поворота применяется в схеме аварийной сигнализации и указателей поворота. Общие сведения о подключении проводов к выключателям ВК422 и 24.3710 при разных вариантах укомплектования системы приведены в таблице ниже.

Подключение выводов выключателей аварийки ВК422, 24.3710, 245.3710 в сочетании с реле-прерывателями РС950 и 23.3747.

При пользовании таблицей нужно иметь в виду следующее. Подключение клемм «4» и «5» у выключателя ВК422 или «1» и «3» у 24.3710 можно менять местами. В том случае, если на автомобилей стоит реле двухрежимной работы световых сигнальных фонарей, то при замене ВК422 на выключатель 24.3710, сохранить его работоспособность не удается. Поэтому при необходимости такой замены от двухрежимной световой сигнализации придется отказаться и демотировать реле.

Внешний вид, схема коммутации и контактов выключателя аварийки 6HD 002 535 Hella.

Выключатель 6HD 002 535 Hella уникален тем, что в него по сути встроено электротепловое реле поворотов. Это позволяет обеспечить работу аварийки при выходе из строя штатного реле поворотов.

Внешний вид, схема коммутации и контактов выключателя аварийной сигнализации ВК422.

Внешний вид, схема коммутации и контактов выключателя аварийной сигнализации 24.3710.

Внешний вид, схема коммутации и контактов выключателя аварийной сигнализации 245.3710.

Внешний вид, схема коммутации и контактов выключателя аварийной сигнализации 37.

3710 и 375.3710.

Так же необходимо учитывать, что посадочные места у разных выключателей различаются. Поэтому например при замене выключателя ВК422 на 24.3710 установочное отверстие в панели приборов придется расточить до размеров, показанных на рисунке ниже. При обратной замене потребуется самодельная переходная шайба с уменьшенным отверстием.

Размеры отверстий для крепления выключателей аварийной сигнализации ВК422, 24.3710, 37.3710 и их аналогов.

В обоих случаях предварительно нужно проверить, что корпус вновь устанавливаемого выключателя без помех размещается в отведенном ему пространстве. Иначе придется сделать выносной кронштейн, расположив его на удобном месте под панелью приборов.

По аналогии с выше приведенным примером замены выключателя ВК422 на выключатель 24.3710, можно установить выключатель 37.3710 или его аналог 375.3710. Предварительно изучив их схемы коммутации и схемы подключения к системе световой сигнализации поворотов и аварийной сигнализации автомобиля.

Устройство освещения и световой сигнализации автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец», реле-прерыватель РС950 (РС-950), выключатель ВК422-12 (ВК-422-12)

Расположение приборов освещения и световой сигнализации на автомобиле ЗАЗ-968М (ЗАЗ-968М-005) «Запорожец» показано на рисунке.

На автомобиле ЗАЗ-968М устанавливаются фары типа ФГ-140Б дальнего и ближнего света с лампами мощностью 45+44 Вт с несимметричным пучком ближнего света фар и лампами габаритного освещения мощностью 4 Вт.

Фара состоит из корпуса и оптического элемента. Корпус фары крепится к кузову через резиновый облицовочный ободок. Оптический элемент монтируется в корпус при помощи установочного кольца-держателя оптического элемента и закрепляется винтами. Установочное кольцо в корпусе подвешивается на пружинах. Направление луча света регулируется поворотом оптического элемента в корпусе фары при помощи регулировочных винтов 9. Регулировочные винты фары закрываются снаружи резиновым уплотнительным ободком.

Подробнее об электрооборудовании автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» и описание позиций на рисунке см. здесь.

Задние фонари на автомобиле ЗАЗ-968М — правый 49 и левый 56 имеют пластмассовый корпус с перегородками, закрытыми общим рассеивателем, состоящим из склеенных вставок: оранжевой для указателя поворота, белой для сигнала заднего хода и красной для сигналов «стоп» и габаритного освещения. Для указателя поворота, сигнала «стоп» и сигнала заднего хода используются лампы мощностью 21 Вт, а для габаритного освещения — двухнитевая лампа мощностью 21 и 5 Вт с использованием только нити на 5 Вт.

Указателями поворотов на автомобиле ЗАЗ-968М впереди служат указатели типа 17.3726 с рассеивателями оранжевого цвета и лампами мощностью 21 Вт и повторители указателей поворота типа УП-122Б с лампами мощностью 4 Вт.

Для получения прерывистого светового сигнала при поворотах и для прерывистой световой сигнализации ламп указателей поворота в случае аварийного состояния автомобиля или при вынужденной его остановке служит транзисторное реле-прерыватель РС950 (позиция 1 на рисунке ниже).

Реле-прерыватель РС950 указателей поворота и аварийной сигнализации автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»: 1 — Реле-прерыватель; 2 — Контрольная лампа указателей поворота; 3 — Лампы левого поворота; 4 — Лампы правого поворота; 32 — Блок предохранителей; 33 — Выключатель аварийной сигнализации автомобиля или его вынужденной остановки; 34 — Переключатель указателей поворота.

Включение указателей поворота производится переключателем 34, входящим в трехрычажный переключатель, установленный на опоре рулевого вала, включение сигнализации аварийного состояния автомобиля — красной рукояткой выключателя 33 с контрольной лампой.

Электрическая схема выключателя ВК422-12 (ВК-422-12), реле-прерывателя РС950 и способ их включения в цепь ламп указателей поворотов на автомобиле ЗАЗ-968М показана на рисунке.

Реле-прерыватель (РС950) РС-950 «Запорожца» представляет собой электронный генератор прямоугольных импульсов тока с электромеханической обратной связью, которая происходит с помощью контактов исполнительного электромагнитного реле. В состав прерывателя входят три транзистора и четыре диода. Транзистор T1 (представляющий собой релаксационный генератор) имеет включение по мостовой схеме для минимизации влияния импульсов напряжения в случае питания без аккумулятора от одного генератора. Транзистор T2 работает в режиме эмиттерного повторителя, а транзистор T3 — в режиме усилителя мощности. При работе генератора применяется один перезарядный конденсатор C1.

Если при включении указателя поворотов сигнальные и контрольная лампы горят постоянно, «миганий» нет, это указывает на неисправность реле. Если при включении контрольная лампа не горит, следует проверить свет в указателе поворота и заднем фонаре. Отсутствие света указывает на неисправность лампы или отсутствие контакта. Если лампы горят «мигая», а контрольная лампа не горит, то необходимо проверить контрольную лампу. Отсутствие света в контрольной лампе, переднем и заднем указателях поворота указывает на неисправность предохранителя «3» в блоке предохранителей или реле-прерывателя.