Схема подключения электродвигателя реверсивного: Реверсивная схема подключения электродвигателя

принцип действия, применение в электродвигателях и техника безопасности

​В промышленности и в быту широко используются электродвигатели. При эксплуатации некоторых механизмов необходимо обеспечить вращение вала двигателя в разный направлениях, то есть нужно осуществлять реверс. Для этого используют определённую схему управления и применяют дополнительный магнитный пускатель (контактор) или реверсивный пускатель.

  • Теоретические основы
  • Принцип работы асинхронного двигателя
    • Трехфазная сеть
    • Однофазный режим
  • Машины постоянного тока
  • Плюсы использования магнитных пускателей
  • Техника безопасности

Теоретические основы

Вид схемы реверсивного пуска двигателя зависит от следующих факторов:

  • тип электродвигателя;
  • питающее напряжение;
  • назначение электрооборудования.

Поэтому схемы реверса могут сильно отличаться, но, поняв принципы их построения, вы сможете собрать или отремонтировать любую подобную схему.

Прежде чем разбирать схемы реверса двигателя, нужно определиться с понятиями, которые будут использоваться при описании работы:

  • Нормально разомкнутый (открытый) контакт — это контакт, который без внешнего воздействия находится в разомкнутом состоянии. Под внешним воздействием, прежде всего, понимают подачу напряжения на катушку управления реле или магнитного пускателя. В случае с кнопками коммутация контактов производится механически.
  • Нормально замкнутый (закрытый) контакт — это контакт, который без воздействия внешних сил находится в замкнутом состоянии.
  • Магнитный пускатель — это электромагнитное устройство, имеющее три силовых нормально разомкнутых контакта и несколько вспомогательных контактов. При подаче питающего напряжения на катушку электромагнита, якорь притягивается и все контакты одновременно переключаются. Силовые контакты используются для подключения электродвигателя к сети, а вспомогательные нужны для построения схемы управления, поэтому они могут быть нормально открытыми или закрытыми. После снятия управляющего напряжения, под действием пружин устройство возвращается в исходное состояние.
  • Реверсивный пускатель — это два одинаковых магнитных пускателя, закреплённые на одном основании, с общим корпусом. Предназначен аппарат для реверсирования трёхфазных двигателей, поэтому силовые контакты соединены между собой определённым образом.
  • Тепловое реле — устройство для защиты двигателя от перегрева, вызванного повышенными токами в обмотках.
  • Контактор — коммутирующее устройство во многом аналогичное магнитному пускателю. Но в отличие от него может иметь от двух до четырёх нормально открытых силовых контактов с дугогасительными камерами и предназначен для переключения больших токов.
  • Автоматический выключатель — аппарат для защиты от токов короткого замыкания.

Для того чтобы электродвигатель поменял своё вращение нужно изменить его магнитное поле. Для этого необходимо произвести некоторые переключения, которые зависят от типа электрической машины.

Принцип работы асинхронного двигателя

Работа электродвигателя может осуществляться как в трехфазном, так и однофазном режиме. Принцип действия схем меняется незначительно, однако имеются некоторые дополнения в устройстве питания от однофазной сети.

Трехфазная сеть

Электрическая принципиальная схемя реверсивного пуска трёхфазного электродвигателя с короткозамкнутым ротором выглядит следующим образом (схема представлена на Рис.1)Питание всей схемы осуществляется от трёхфазной сети переменного тока с напряжением 380 В через автомат АВ.

Для того чтобы сделать реверс такой электрической машины (М), нужно изменить чередование двух любых фаз, подключённых к статору. На схеме магнитный пускатель Мп1 отвечает за прямое вращение, а Мп2 — за обратное. На рисунке видно, что при включении Мп1 происходит чередование фаз на статоре А, В, С, а при включении Мп2 — С, В, А, то есть фазы А и С меняются местами, что нам и нужно.

При подаче на схему напряжения, катушки Мп1 и Мп2 обесточены. Их силовые контакты Мп1.3 и Мп2.3 разомкнуты. Электродвигатель не вращается.

При нажатии на кнопку Пуск1, подаётся питание на катушку Мп1, пускатель срабатывает и происходит следующее:

  1. Замыкаются силовые контакты Мп1.3, питающее напряжение подаётся на обмотки статора, двигатель начинает вращаться.
  2. Замыкается нормально разомкнутый вспомогательный контакт Мп1.1. Этот контакт обеспечивает самоблокировку пускателя Мп1. То есть, когда кнопка Пуск1 будет отпущена, катушка Мп1 останется под напряжением благодаря контакту Мп1.1 и пускатель не отключится.
  3. Размыкается нормально закрытый вспомогательный контакт Мп1.2. Этот контакт разрывает цепь управления катушкой Мп2, таким образом, обеспечивается защита от одновременного включения обоих контакторов.

Если возникла необходимость остановить двигатель или произвести реверс, нужно нажать

кнопку Стоп. При этом размыкается цепь питания Мп1, контактор отключается, его контакты возвращаются в первоначальное состояние, показанное на рисунке, электродвигатель останавливается.

Для того чтобы двигатель начал вращаться в обратную сторону, нужно нажать кнопку Пуск2. По аналогии с Мп1, сработают контакты Мп2.3, Мп2.1, Мп2.2, произойдёт переключение фаз на обмотке статора и двигатель начнёт вращаться в противоположном направлении.

Питание схемы управления осуществляется от двух фазовых проводов. При таком включении должны быть использованы контакторы с катушками на 380 В. Предохранители Пр1 и Пр2 обеспечивают защиту от токов короткого замыкания. Кроме того, извлечение этих предохранителей позволяет полностью обесточить все элементы управления и избежать риска получения электротравм при обслуживании и ремонте.

Защиту электрической машины от перегрузок обеспечивает тепловое реле РТ. При протекании повышенного тока в любой из трёх обмоток статора происходит нагрев биметаллической пластины РТ, в результате чего она изгибается. При определённом токе пластина нагревается настолько, что её изгиб вызывает срабатывание теплового реле, из-за чего оно размыкает свой нормально закрытый контакт РТ в схеме управления катушками Мп1 и Мп2 и двигатель отключается от сети.

Время срабатывания зависит от величины тока: чем выше ток, тем меньше время срабатывания. Благодаря тому, что РТ действует с некоторой задержкой, пусковые токи, которые могут в 7-10 раз превышать номинальные, не успевают спровоцировать срабатывание защиты.

В зависимости от типа устройства и настроек после срабатывания теплового реле возможны два варианта возвращения схемы в рабочее состояние:

  • Автоматический — после остывания чувствительного элемента реле возвращается в нормальное состояние и двигатель можно запустить кнопкой Пуск.
  • Ручной — нужно нажать специальный флажок на корпусе РТ, после этого контакт замкнётся и схема будет готова к запуску.

Рассмотренная схема реверса трехфазного двигателя может видоизменяться в зависимости от условий и потребностей. Например, питание схемы управления можно осуществлять от сети 12 В, в этом случае все элементы управления будут находиться под безопасным напряжением и такую установку можно без риска использовать при высокой влажности.

Реверс двигателя можно осуществлять только в том случае, когда двигатель полностью неподвижен, иначе пусковые токи возрастут в несколько раз, что приведёт к срабатыванию защиты. Для того чтобы контролировать выполнение этого условия, в схему управления могут быть добавлены реле времени, контакты которых подключаются последовательно к МП2.2 и Мп1.2. Благодаря этому, после нажатия кнопки Стоп двигатель можно будет запустить в противоположном направлении только по истечении несколько секунд, которые необходимы для полной остановки механизма.

Однофазный режим

Для того чтобы трёхфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором работал от однофазной сети 220 В, используется схема подключения с пусковым и рабочим конденсаторами.

От обмотки статора электродвигателя отходит три провода. Два провода подключаются напрямую к фазному и нулевому проводам, а третий соединяется с одной из питающих жил через конденсатор. В этом случае направление вращения зависит от того, к какому из питающих проводников подключён конденсатор.

Если требуется превратить такую схему подключения в реверсивную, её нужно дополнить тумблером, который будет переключать ёмкость с одного провода питания на другой.

Машины постоянного тока

Реверсивный пуск двигателя постоянного тока можно осуществить изменением полярности подключения обмотки якоря или обмотки возбуждения. В зависимости от того, как эти две обмотки соединены между собой, двигатели постоянного тока имеют следующие типы возбуждения:

  • независимое — обмотки возбуждения и якоря запитывают от различных источников;
  • последовательное;
  • параллельное;
  • смешанное.

Двигатели постоянного тока могут уйти вразнос — режим работы машины, при котором обороты увеличиваются настолько, что это приводит к механическому повреждению.

В случае применения коллекторного двигателя с параллельным или независимым возбуждением такой режим может возникнуть при обрыве обмотки возбуждения. Поэтому схема подключения реверсивного двигателя в этом случае строится таким образом, чтобы осуществлялось переключение обмотки якоря, а обмотка возбуждения должна быть напрямую подключена к источнику питания. То есть недопустимо цепь возбуждения подключать через какие-либо контакты или предохранители.

В остальном схема управления отличается от реверсивного подключения трехфазного двигателя только тем, что происходит переключение двух питающих проводов постоянного тока, вместо трёх фаз переменного.

Плюсы использования магнитных пускателей

Основным элементом в реверсивных схемах подключения электродвигателя является магнитный пускатель. Применение этих аппаратов позволяет решить ряд задач:

  • Одновременное подключение трёх фаз.
  • Осуществление коммутации больших токов малыми сигналами. Некоторые аппараты могут коммутировать токи порядка сотен ампер, а ток необходимый для питания катушки редко превышает один ампер.
  • Дистанционный запуск. Благодаря конструкции пускателя и малым токам срабатывания, кнопки управления могут находиться на расстоянии нескольких сотен метров от электродвигателя, что, в свою очередь, обеспечивает не только удобство эксплуатации, но и безопасность оператора.
  • Нулевая защита. Если в процессе работы отключится напряжение, например, из-за срабатывания токовой защиты, то после возобновления электроснабжения, механизм начнёт работать самопроизвольно, что может привести не только к порче оборудования, но и к человеческим жертвам. Применение контактора исключает такую вероятность, так как после обесточивания он отключится и будет сохранять своё состояние до тех пор, пока оператор не нажмёт кнопку запуска.
  • Универсальность. Катушки для определённого типа пускателей имеют одинаковые характеристики и конструкцию, но напряжение срабатывания может быть разным. Благодаря этому, установив соответствующую катушку, контактор можно использовать в различных сетях. Об этой особенности следует помнить при замене одного пускателя на другой, так как внешне совершенно одинаковые устройства, могут иметь разное рабочее напряжение.

Техника безопасности

При монтаже, наладке и ремонте необходимо строго соблюдать правила техники безопасности.

В случае работы со схемой управления электродвигателями для полного отключения нужно обесточить силовую часть и цепи управления. Некоторые электродвигатели могут получать питание от двух независимых источников питания, поэтому необходимо обязательно изучить схему подключения. Произведите необходимые отключения и проверьте индикатором отсутствие напряжения не только на силовых, но и на вспомогательных контактах.

Если в схеме установлены конденсаторы, после отключения питания следует дать им время для разрядки, прежде чем касаться токопроводящих частей.

Схема реверсивного пуска трехфазного электродвигателя

  • Полезное
  • Электродвигатели
  • Схема реверсивного пуска трехфазного электродвигателя


Трехфазный электрический двигатель представляет собой мотор, который может работать от сети трехфазного типа. Сегодня такие двигатели широко применяются в различных сферах промышленности.


Конструктивные особенности трехфазных электродвигателей


Электродвигатели используются в качестве привода во многих механизмах. В устройстве автоматически меняется момент вращения, следовательно, изменяется и момент сопротивления на валу. Данные электромоторы имеют высокий КПД, а также отличаются следующими характеристиками:

  • Простотой эксплуатации;
  • Надежностью;
  • Безопасностью.


В настоящий момент трехфазные двигатели производятся в нескольких монтажных исполнениях: на лапах, фаланцевые модели, также производятся устройства комбинированного типа


Схема реверсивного пуска трехфазного электродвигателя


Данную схему применяют для подключения трехфазного электромотора в устройствах, при работе которых двигателю часто приходится менять направление вращения, — при работе лифтов, в насосах, при закрывании электрозамков.


Схема реверсивного пуска трехфазного электродвигателя с блокировкой поможет предотвратить его неправильное включение. После нажатия кнопки «Пуск» цепь питания катушки и пускателя замыкается, и на двигатель поступят три фазы. Двигатель начинает вращение по направлению «Вперед». Также у пускателя присутствует еще один дополнительный контакт, который часто называют «блокировочным».


После нажатия на кнопку «Пуск» двигатель будет вращаться в обратном направлении, что используется, например, при открывании и закрывании электрозадвижек.


Вышеописанная схема работает с использованием двух магнитных пускателей.Благодаря тому, что их основные электроконтакты соединены особым способом, возможно вращение электромотора в обоих направлениях. Если срабатывает катушка одного из пускателей, то фазировка напряжения, которое вырабатывается, будет отличаться от фазировки после срабатывания катушки второго пускателя.


Схема работы включает тепловое реле, которое предотвратит возможные перегрузки мотора и его поломку,если неожиданно пропала фаза. Благодаря плавким вставкам цепь магнитного пускателя будет защищена от короткого замыкания.

Возврат к списку

Цепь управления двигателем вперед назад | Проводка и подключение

Привет, в этой статье мы рассмотрим схему управления двигателем для вращения в прямом и обратном направлении. Здесь схема подключения и схема цепи управления даны и подробно объяснены. Как правило, в промышленных приложениях, лифтах, кранах и т. Д. Нам необходимо вращать двигатель как в прямом, так и в обратном направлении.

Вращение вперед или по часовой стрелке (CW):

Как правило, трехфазные электродвигатели сконструированы или их обмотки соединены таким образом, что при соединении фаз R, Y и B с клеммами двигателя R, Y , B или U, V, W или T1, T2, T3 соответственно, то они будут работать в прямом направлении или по часовой стрелке.

Обратное направление или вращение против часовой стрелки (ACW):

Мы знаем, что в трехфазном электродвигателе, если мы поменяем местами любые две клеммы двигателя или источника питания, он будет вращаться в обратном направлении. Таким образом, эта основная концепция используется в этой принципиальной схеме.

Читайте также:  Схема подключения инвертора. Установите инвертор и аккумулятор дома.

Схема подключения управления двигателем вперед-назад

Ниже приведена схема подключения управления двигателем с подключением светового индикатора.

Читайте также:  Схема подключения солнечной панели с аккумулятором, инвертором, контроллером заряда и нагрузками.

Различные детали и оборудование:

MCCB

Здесь MCCB или автоматический выключатель в литом корпусе используется в качестве основного вводного выключателя, который обеспечивает функцию переключения и защиту от короткого замыкания.

MCB управления

Однополюсный MCB используется для цепи управления, и его вход берется от входящей фазы «R».

Контактор

Здесь вы можете увидеть два электрических контактора. Один для вращения в прямом направлении, а другой для вращения в обратном направлении.

Тепловое реле перегрузки

Здесь используется 3-полюсное тепловое реле перегрузки. Это реле имеет один замыкающий контакт и один размыкающий контакт.

Кнопочный переключатель и индикаторная лампа

Здесь используются три кнопочных переключателя — вперед, назад и стоп. Всего используется четыре контрольных лампы ПК — вперед, назад, стоп и отключение

См. также:  Схема электропроводки для дома с руководством по выбору номинальных характеристик автоматического выключателя

Описание соединения

1. Основной входной трехфазный источник питания подключается к MCCB. Выход MCCB подключается к контактору.

2. Здесь оба контактора подключены параллельно, но фазы «R» и «B» поменялись местами для второго контактора.

3. Взаимоблокировка: Схема включения только одного контактора за раз называется блокировкой. Поскольку оба контактора подключены параллельно, а клемма для второго контактора поменялась местами, то при одновременном включении обоих контакторов произойдет короткое замыкание.

Итак, магнитная катушка первого контактора подключена через размыкающий контакт второго контактора. Так как магнитная катушка второго контактора подключена через размыкающие контакты первого контактора. Таким образом, одновременно может быть включен только один контактор.

4. Здесь также видно, что основной вход цепи управления подключен через размыкающий контакт теплового реле перегрузки, поэтому при включении реле из-за перегрузки по току оно отключит общую цепь управления от питание, в результате чего контактор также отключится, и двигатель будет отключен от источника питания.

См. также:  Схема подключения термостата к кондиционеру, вентилятору, тепловому насосу

Схема управления мощностью для управления двигателем в прямом и обратном направлении Схема работы и подключения однофазного превентора.

  • Использование MPCB, преимущества, подключение | Автоматический выключатель защиты двигателя
  • Схема подключения и подключения стартера DOL с OLR
  • Блок-схема частотно-регулируемого привода, приложения, преимущества, схема, панель

  • Благодарим Вас за посещение веб-сайта. продолжайте посещать для получения дополнительных обновлений.

    Управление вперед-назад



    ЦЕЛИ :

    • Обсудите меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при реверсивных цепях.
    • Объясните, как реверсировать трехфазный двигатель.
    • Обсудите методы блокировки.
    • Подключить цепь управления двигателем прямого/обратного хода.

    Направление вращения любого трехфазного двигателя можно изменить с помощью
    замена любых двух Т выводов двигателя (рис. 1). Так как двигатель подключен к
    линия электропередач, независимо от того, в каком направлении она работает, отдельный контактор
    нужно для каждого направления. Если реверсивные пускатели соответствуют требованиям NEMA
    стандартов Т отведения 1 и 3 будут заменены (рис. 2). Так как только один двигатель
    работает, однако для защиты требуется только одно реле перегрузки.
    мотор. Настоящие реверсивные контроллеры содержат два отдельных контактора и одно реле перегрузки. В некоторых реверсивных пускателях используется один отдельный контактор и пускатель со встроенным реле перегрузки.

    Другие используют два отдельных контактора и отдельное реле перегрузки. Вертикаль
    реверсивный пускатель с реле перегрузки показан на рис. 3, а горизонтальный
    реверсивный пускатель без реле перегрузки показан на рис. 4.

    Рис. 1 Направление вращения любого трехфазного двигателя можно изменить
    поменяв местами подключение к любым двум тройникам двигателя.

    Блокировка

    Блокировка предотвращает выполнение некоторых действий до тех пор, пока не будет выполнено какое-либо другое действие.
    было выполнено. В случае реверсивных пускателей блокировка
    используется для предотвращения одновременного включения обоих контакторов.

    Это приведет к короткому замыканию двух из трех фазных линий.
    Блокировка заставляет один контактор обесточиваться раньше, чем другой.
    можно зарядить энергией.

    Для обеспечения блокировки можно использовать три метода. Много
    реверсивные элементы управления используют все три.

    Механическая блокировка

    Большинство реверсивных контроллеров содержат механические блокировки, а также электрические
    блокировки. Механическая блокировка осуществляется с помощью контакторов.
    для управления механическим рычагом, который предотвращает замыкание другого контактора
    пока человек находится под напряжением. Механические блокировки поставляются производителем и встроены в реверсивные пускатели. На принципиальной схеме механический
    блокировки показаны пунктирными линиями от каждой катушки, соединяющейся в сплошную
    линия (ил. 5).

    Электрическая блокировка

    Доступны два метода электрической блокировки. Один метод выполнен
    с помощью кнопок двойного действия (рис. 6). Пунктирные линии нарисованы
    между кнопками указывают на то, что они механически связаны.
    Обе кнопки будут нажаты одновременно. нормально закрытая часть
    кнопки ВПЕРЕД соединен последовательно с катушкой R, а
    нормально замкнутая часть кнопки REVERSE соединена последовательно
    с катушкой F. Если двигатель должен вращаться в прямом направлении и нажата кнопка REVERSE, нормально закрытая часть толкателя
    Кнопка разомкнется и отключит катушку F от линии до нормального
    открытая часть закрывается, чтобы подать питание на катушку R. Нормально закрытый участок любого
    кнопка оказывает такое же воздействие на цепь, как и нажатие кнопки STOP.

    Второй метод электрической блокировки достигается путем подключения
    нормально замкнутые вспомогательные контакты на одном контакторе последовательно с
    катушку другого контактора (рис. 7). Предположим, что кнопка ВПЕРЕД
    кнопка нажата, и катушка F активируется. Это приводит к изменению всех F-контактов.
    должность.

    Три F-контакта нагрузки замыкаются и подключают двигатель к сети.
    нормально разомкнутый вспомогательный контакт F замыкается для поддержания цепи, когда
    Кнопка ВПЕРЕД отпускается, и нормально замкнутый вспомогательный контакт F
    включенный последовательно с катушкой R размыкается (рис. 8).

    Если требуется противоположное направление вращения, кнопка СТОП должна
    быть нажата в первую очередь. Если сначала нажать кнопку REVERSE,
    теперь разомкнутый вспомогательный контакт F, соединенный последовательно с катушкой R, будет
    предотвратить создание полной цепи.

    Однако после нажатия кнопки STOP F-катушка обесточивается, и все F-контакты возвращаются в нормальное положение. Кнопка РЕВЕРС
    теперь можно нажать, чтобы включить катушку R (рис. 9).). Когда катушка R возбуждается,
    все контакты R меняют положение. Три контакта нагрузки R замыкаются и соединяются
    двигатель к линии. Обратите внимание, однако, что два Т-провода двигателя
    подключены к разным линиям. Нормально замкнутый вспомогательный контакт R размыкается.
    чтобы предотвратить возможность подачи питания на катушку F до тех пор, пока катушка R не будет обесточена.

    Рис. 2 Магнитные реверсивные пускатели обычно заменяют Т-образные выводы 1 и 3 на
    реверс мотора.

    Разработка электрической схемы

    Та же базовая процедура используется для разработки электрической схемы из
    схематично, как описано в предыдущих разделах. Компоненты, необходимые
    для построения этой схемы показаны на рис. 10. В этом примере примем
    два контактора и отдельное трехфазное реле перегрузки.
    использовал.

    Первым шагом является размещение номеров проводов на принципиальной схеме. Предлагаемый
    последовательность нумерации показана на рис. 11. Следующим шагом является размещение провода
    номера рядом с соответствующими компонентами электрической схемы (рис.
    12).

    Реверсивные однофазные двухфазные двигатели

    Чтобы изменить направление вращения однофазного двигателя с расщепленной фазой,
    либо выводы пусковой обмотки, либо выводы рабочей обмотки, но не оба,
    взаимно изменены. Принципиальная схема управления вперед-назад для
    однофазный двигатель с расщепленной фазой показан на рис. 13. Обратите внимание, что
    сечение такое же, как и для реверсирования трехфазных двигателей. В этом
    Например, вывод рабочей обмотки Т1 всегда будет подключен к L1, а Т4 будет
    всегда быть подключенным к L2.

    Однако выводы пусковой обмотки будут заменены.

    Когда на контактор прямого хода подается питание, вывод пусковой обмотки Т5 будет
    подключен к L1, а T8 будет подключен к L2. Когда обратный контактор
    находится под напряжением, вывод пусковой обмотки Т5 будет подключен к L2, а Т8
    быть подключен к L1.

    Рис. 3 Вертикальный реверсивный пускатель с реле перегрузки.

    Рис. 4 Горизонтальный реверсивный пускатель.

    Рис. 5 Механические блокировки обозначены пунктирными линиями, продолжающимися
    с каждой катушки.

    Рис. 6 Блокировка с помощью кнопок двойного действия.

    Рис. 7 Электрическая блокировка также осуществляется при нормально закрытом
    вспомогательные контакты.

    Рис. 8 Двигатель работает в прямом направлении.


    Рис. 9 Двигатель работает в обратном направлении.


    Рис. 10 Компоненты, необходимые для создания реверсивного управления.

    Рис. 11 Размещение номеров на схеме.

    Рис. 12 Компоненты, необходимые для создания схемы управления реверсом.

    Рис. 13 Реверсирование однофазного двигателя с расщепленной фазой.

    ВИКТОРИНА :

    1. Как изменить направление вращения трехфазного двигателя?

    2. Что такое блокировка?

    3. Ссылаясь на схему, показанную на рис. 7, как будет работать схема
    если бы нормально замкнутый контакт R, соединенный последовательно с катушкой F, был подключен
    нормально открытый?

    4. Какая опасность была бы, если бы она была, если бы цепь была подключена, как указано
    в вопросе 3?

    5.