Электросхема обозначение элементов: Условные обозначения в электрических схемах: графические и буквенные по ГОСТ

Содержание

Электросхемы автомобилей — как правильно читать обозначения + Видео

Форма поиска

Поиск

Вы здесь

Главная → Электрика автомобиля → Как читать электросхемы автомобилей

Все больше и больше современных автомобилей становятся настоящим сбором электронных устройств. Ведь с увеличением комфорта и улучшением характеристик двигателя, в автомобилях применяется большое количество различных приборов и аппаратов управления. Все это усложняет обслуживание электрической части автомобиля и требует необходимости умения читать электрические схемы. В этой статье мы расскажем вам, что такое электрические схемы, для чего нужно уметь читать их, и расскажем вам об основных обозначения.

Что такое электрическая схема?

Электрическая схема представляет собой графическое (на бумаге) изображение специальных символов и пиктограмм, которые имеют параллельное или последовательное соединение. Схема никогда не показывает действительное изображение совокупности предметов, а лишь показывает их связь между собой. Таким образом, если знать, как правильно читать схемы, можно разобраться в принципе действия того или иного устройства или системы устройств.

Практически на всех электрических схемах располагаются следующие предметы:

  • Источник питания. Таковым является аккумуляторная батарея или генератор.
  • Проводники – провода, с помощью которых осуществляется передача электрической энергии по цепи.
  • Аппаратура управления – это устройства, предназначенные для замыкания или размыкания электрической цепи, которые могут присутствовать или отсутствовать в схеме.
  • Потребители электрической энергии – это все приборы или устройства, которые осуществляют преобразование электрического тока в другой вид энергии. Например, прикуриватель преобразует электрический ток в тепловую энергию.

Для чего нужно уметь читать электрические схемы?

Такие знания не нужны были владельцам первых автомобилей. Дело в том, что их электрооборудование было ограниченным, что позволяло легко запомнить связь элементов цепи и выучить все провода наизусть. Другое дело современные автомобили, где монтируется большое количество электротехнических устройств и приборов. Вот тут электрическая схема понадобится в обязательном порядке.

 

Умение читать схему может понадобиться вам при эксплуатации любого автомобиля. Это поможет вам легко найти и устранить мелкие неисправности связанные с отказом того или иного электрического прибора. Ведь диагностика неисправностей и затем последующий ремонт могут обойтись в довольно немалую сумму. Почему бы не сделать это самостоятельно?

В другом случае, знание схемы поможет вам при подключении новых электрических приборов. Многим водителям схема помогает осуществить монтаж сигнализации, автозапуска и многих других устройств, где подключение к бортовой сети автомобиля является обязательным.

Многие водители затрудняются с подключением цепи прицепа к электрической сети автомобиля. Знание элементов схемы поможет вам быстро найти неисправность и произвести ее оперативное устранение.

Видео — Как читать схему проводки автомобиля

Условные обозначения на электросхемах авто

Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.

 

Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.

Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения. Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр. Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.

Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.

Похожие материалы

Установка электростеклоподъемников на ВАЗ своими руками

Замена ремня генератора

Все автомобили снабжаются обязательным устройством – генератором, который…

Как отключить иммобилайзер?

Почему может загореться лампа подушки безопасности на Audi А4?

Система безопасности чувствительна к сопротивлению цепи. Даже краткосрочное повышение…

Монтажный блок предохранителей ВАЗ 2109 — 21099 с карбюраторными моторами

Обгонная муфта генератора

Как читать автомобильные электросхемы — примеры, объяснения

Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе – такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!

Почему полезно разбираться в автоэлектрике

Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах – замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту “карусель” значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное – уметь их читать и понимать.

Электросхемы? – разберется даже школьник!

Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов – стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях – обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.

Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления – это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.

Пример принципиальной электрической схемы автомобиля

На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом.  Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом – на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.

Схематическое расположение электрических компонентов на кузове

Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.

Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля

Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.

Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля

Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.

Стандартные цепи питания и соединение элементов

Цепи питания – элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом (“плюс” аккумулятора), а внизу – с нулевым, т.е. земля (или “минус” аккумулятора).

Цепь 30 – идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 – от аккумулятора через замок зажигания – “Зажигание 1”Цепь под номером 31 – заземление

Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):

Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:

Иногда можно встретить пустую окружность в узле – это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.

Обозначение разъемов на электросхеме – коннекторы

Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107

Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них – разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой “С” и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не “пин №2”, а “терминал №2”, если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.

 

Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны “мамы” с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны “папы”, соответственно, зеркально.

 

Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют “фишками”, в гугле по поводу такой “этимологии” никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.

Соединение проводов в автомобиле – соединительные колодки (Splice)

Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском – Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой “S” и порядковым номером, например: S202, S301.

В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.

Обозначение предохранителей на электросхемах

Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию – предохранитель.  Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef – предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) – предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом – в блоках предохранителей и реле.

Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты

Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле,  как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.

Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах

  1. Датчик холостого хода (ДХХ)
  2. Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
  3. Датчик температуры охлаждающей жидкости
  4. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
  5. Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе  (ДАД)
  6. Датчик давления в системе кондиционирования
  7. Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе

На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.

Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах – примеры схем

Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены.  В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ)
  2. Замок зажинагия
  3. Комбинация приборов
  4. Выключатель
  5. Стартер
  6. Генератор

Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.

 

  1. Катушка зажигания
  2. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
  3. Датчик положения коленчатого вала

На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как – блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ – только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.

 

  1. Блок управления двигателем (ЭБУ)
  2. Октан-корректор
  3. Электромотор (в данном случае – бензонасос)
  4. Датчик концентрации кислорода

На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.

  1. Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
  2. Двухходовой клапан
  3. Гравитационный клапан
  4. Комбинация приборов
  5. Электронный блок управления двигателем
  6. Датчик скорости

На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.

  1. Переключатель наружного освещения
  2. Переключатель указателей поворота
  3. Переключатель корректора фар
  4. Корректор левой фары
  5. Левая фара автомобиля
  6. Корректор правой фары
  7. Правая фара автомобиля

На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.

Автоэлектрика? Проще простого!

Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!

Электрические схемы — Как читать электрические схемы? Соединители №1 — Блог о промышленной автоматизации

Знания

Автор: AutomationTop Team Опубликовано

Схема завода, несомненно, является одним из самых важных документов на производственном предприятии. Мы начнем наш курс чтения схем с самого простого предмета, который мы можем найти в электрошкафу – кабельного разъема (ZUG). Соединители являются очень важным элементом практически каждой электроустановки и контрольно-измерительного оборудования. Они обеспечивают безопасность установки и безопасность соединения.

Производители кабельных соединителей уже достигли такого уровня, что можно адаптировать различные модели даже к самым требовательным установкам. В предложениях производителей мы можем найти разъемы различного назначения, функциональности и токовой нагрузки. Соединители в основном делятся по механизму соединения, например, винтовые соединители, пружинные соединители, самоблокирующиеся соединители.

Скачать электрическую схему

Для курса вам понадобится образец схемы. В сети нашел схему электрики и управления и
Измерительные приборы и автоматика канализационной насосной станции. Думаю хватит для начала.

СКАЧАТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ СХЕМУ

Документация также включает описание и чертежи.

Электрические схемы – Что такое разъем, а иначе zug или клемма:

Рядом с символом разъема находится его обозначение – в данном случае L1. На схеме много разъемов и клеммных колодок. Ниже приведено краткое описание символа соединителя, его внешнего вида и расположения на схеме. Символ разъема представляет собой небольшой кружок, который размещается на линии кабельного соединения, к которому подключается разъем.

СИМВОЛ СИМВОЛ ОПИСАНИЕ ВИД ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА
Ниппель, зажим, разъемное соединение

 

Разъем, который я выбрал для примера, используется для подключения первой фазы в трехфазной энергосистеме. Ему могут быть присвоены следующие параметры:

  • Символ разъема на схеме находится на странице 3 в столбце 2 и строке F,
  • .

  • На странице 13, столбец 1 и строка B, вы можете указать, где разъем был размещен в электрическом шкафу,
  • Разъем закреплен за клеммной колодкой Х1 в разделе «ПИТАНИЕ»,
  • На странице 27 (согласно PDF) «Списка клемм» вы найдете, что разъем X1:L1 имеет код ZUG-G10
  • .

ВНИМАНИЕ! Символ разъема не следует путать с символом подключения, показанным ниже:

Схемы подключения – Соединения на схеме подключения – черные точки

СИМВОЛ СИМВОЛ ОПИСАНИЕ ВИД ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА

Проводное соединение

Например:

напр. стр. 3 запись 4 E

 

Соединения в электрических системах и системах управления выполняются не только с помощью разъемов. Концы проводов также можно подключать к клеммам других устройств.

Электрические схемы. Что такое клеммная колодка

Один разъем используется для удлинения кабельного соединения. Установив разъемы один рядом с другим на направляющие, вы получите клеммные колодки, которые используются для организации соединений в электрошкафах. Клеммные колодки в простых установках маркируются X1, X2, X3, X4. В более сложных электрических шкафах полосы разделены и маркированы, например, по функциям.

Например, если к электрическому шкафу подключено 20 аналоговых датчиков и 20 цифровых сигналов, для лучшей организации можно установить 2 клеммные колодки (например, AN1 и DI1). Если мы хотим пойти дальше, аналоговые сигналы можно разделить на дополнительные полосы, например:

  • Полоса ANT0.1 для датчиков температуры на котлах,
  • Лента ANT0.2 для датчиков температуры на трубопроводах,
  • Лента ANP1 для датчиков давления,
  • Планка ANL1 для датчиков уровня, 9 шт. 0068
  • и т. д. и т. д.

Хотя на практике чаще всего встречаются планки и соединители с буквой Х.

СИМВОЛ СИМВОЛ ОПИСАНИЕ ВИД ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА

Клеммная колодка

Например, на изображении показаны 4 клеммные колодки: X2, 3X1, X3 и EX1

напр. стр. 3 запись 4 E

 

Обратите внимание, что на схемах клеммные колодки отмечены в одном месте слева (X1). Если последующие электрические зажимы расположены в одну горизонтальную линию, обозначение полосы не может быть добавлено к последующим зажимам. Нет необходимости изображать клеммную колодку только в одном месте на схеме. Для организации и удобочитаемости схемы данную полосу можно нарисовать на нескольких страницах, не обязательно по порядку.

Схемы подключения – подключение к электрическому шкафу для питания и внешних устройств

На примере схемы насосной станции для сточных вод одна клеммная колодка X1 используется для подключения всех устройств. В небольших шкафах управления и измерений это не является большой проблемой, но в более крупных установках такие решения неприемлемы. Клеммник Х1 лично я бы разделил на 4 хотя бы потому, что электрические клеммы для подключения насосов имеют одинаковые обозначения:

Схемы подключения – разделение потенциалов на клеммной колодке

Соединители могут использоваться для разделения потенциалов. Например, если вы хотите сделать полосу с семью клеммами, и все они имеют одинаковый потенциал, т.е. 24 В постоянного тока, вы можете использовать специально разработанные перемычки. Это будет выглядеть так:

Команда AutomationTop

Справочные обозначения IEC

По
Стивен Макфадьен
по

МЭК публикует ряд документов и правил, регулирующих подготовку документов, чертежей и привязку оборудования. В зависимости от страны и отрасли люди либо знакомы с системой IEC, либо нет. Для тех, кто не знаком, это может сначала немного сбить с толку.

Часто, когда производство документов МЭК сравнивают с другими методами, ошибочно полагают, что разница заключается просто в символах. Это не тот случай. Система документов и ссылок IEC представляет собой всеобъемлющий подход, охватывающий символы, методы рисования и компоновки, ссылки на оборудование, идентификацию клемм и сигналов, классификацию документов и организацию компьютерных данных. Это также выходит за рамки простой документации и распространяется на физические устройства и реализацию.

Я представил системы IEC трем компаниям. В каждом случае мои первоначальные попытки встречали критику, возражения и убеждение, что это чрезмерно усложняет жизнь. Однако во всех этих случаях и после пары проектов все в команде высоко оценивали метод IEC и не хотели возвращаться к своей старой системе. В каждом случае внедрение методов на основе IEC приводит к упрощению документов (чертежей), улучшению технического содержания документов, большей согласованности между документами и сокращению времени, необходимого для создания документов.

Одной из областей системы IEC, которая иногда вызывает недоумение при первом знакомстве с ней, является формулировка ссылочных обозначений. В этой заметке дается краткий обзор и введение в систему условных обозначений.

Аспекты

При определении обозначений используются префиксы аспектов:

0 =

00031 Функция — Что производит продукт

Префикс Аспект
Продукт — (Как построен объект
+ Место — где находится объект

одноуровневые обозначения,
, которые должны состоять из следующего:

  • буквенный код;
  • буквенный код, за которым следует цифра
  • цифра     

Система IEC позволяет отображать элементы и изделия либо с функциональной точки зрения, с точки зрения продукта или местоположения, либо с комбинацией двух или более аспектов. . Все еще звучит немного запутанно? Надеюсь, и пример облегчит понимание.

Пример применения

IEC довольно открыт в отношении того, как вы применяете ссылочные обозначения для проектов и организаций. Каждый проект или организация, как правило, уникальны, поэтому в этом есть определенный смысл. Для некоторых недавних проектов мы использовали следующее применение системы условных обозначений, которая работала достаточно хорошо. Подход заключается в обеспечении того, чтобы полное условное обозначение (номер тега) для каждой единицы оборудования имело функциональную часть и часть продукта. Аспект местоположения считается необязательным и только в случае необходимости. Некоторые примеры:

Функциональный аспект [=]

Для функционального аспекта мы используем вариант принципов, изложенных в IEC 61346-2. Например, мы используем =N для питания 400 В, если есть два независимых ввода, мы можем использовать =N1 и =N2 и т. д. 30 кВ … <45 кВ   Дж Инсталляции для 20 кВ . .. <30 кВ K Установки для 10 кВ … <20 KV L Установки для 670030. M Установки на 1 кВ … < 6 кВ   N Установки < 1 кВ P Экпротентивная связь Защита заземления
Служба V СПАСИЖДЕНИЕ масла Хранение материалов. , Система часов
Осветительная установка
Распределение электроэнергии
Система пожарной защиты
Система безопасности

Y Коммуникационные и информационные задачи Компьютерные сети
Телефонная система
Система видео
Andtenna System
  • 9009 9009

    009

    009

    009. Asposial Asposial Product Asposial Product. в соответствии с IEC 81346-2, кодовые буквы – более подробное пояснение см. далее в примечании. Типичные кодовые буквы включают Q для автоматических выключателей, T для трансформаторов, A для сборок (распределительных щитов) и т. Д. Более подробно они указаны в IEC 60617 для каждого типа устройства.

    Как правило, мы нумеруем каждый продукт в логическом порядке, соответствующем проекту (например, -Q1, -Q2, -Q3 и т. д.). Для распределительных щитов (сборок) мы рассматриваем несколько иначе, как показано в таблице ниже. Это делает ссылочное обозначение более осмысленным, не усложняя при этом реализацию.

    Код Описание
    -A0xx Главные распределительные щиты
    -A1xxx Sub Main (MCCB) Distribution Boards
    -A2xxx Motor Control Centres
    A3xxx Local Motor Control Panel
    -A4xxx not used
    -A5xxx not б/у
    -A6xxx Распределительные щиты (MCB)

    «xxx» представляет собой необязательный номер.  

    Изначально мы пытались исправить ‘xxx’ в разных проектах, чтобы иметь какое-то полезное значение. Это не сработало, поэтому в основном мы логически распределяем номера в зависимости от проекта и расположения систем.

    Location Aspect [+]

    Мы оставляем аспект функции свободно определяемым. Как правило, мы обнаруживаем, что нам не нужно использовать местоположение, поскольку это очевидно из контекста документа или рисунков. Если нам действительно нужно использовать, мы должны определить логический набор местоположений для проекта. Обычно это могут быть +L23 (уровень 23), +Z01 (зона 1) и т. д.

    Иерархия

    Пример условного обозначения

    Структура IEC носит иерархический характер. Например, если распределительный щит =N-A1 содержит автоматический выключатель -Q1, то полное обозначение автоматического выключателя будет =N1-A1-Q1 (или проще =N-A1Q1). Если тот же автоматический выключатель содержит реле -K12, полная ссылка будет =N-A1Q1K12. Это дополнительно показано на изображении. Эта особенность системы упрощает уникальную нумерацию всего и обеспечивает большую унификацию чертежей.

    Примеры проектов

    Еще несколько примеров обозначений из нашего текущего проекта:

    • =J03-Q0,  =J03-T1
    • =N1-A01, =N1-Q1, =N1-A614
    • = N1-A104W614
    • =N1-G1

    МЭК 81346-2 Классификация объектов

    МЭК 81346-2 «Промышленные системы, установки и оборудование и промышленные продукты. Принципы структурирования и условные обозначения. Часть 2. Классификация объектов и коды» для занятий»

    МЭК 81346-2, опубликованный совместно МЭК и ИСО, определяет классы и подклассы объектов на основе представления объектов, связанного с целью или задачей, вместе с соответствующими им буквенными кодами, которые должны использоваться в ссылочных обозначениях. Классификация применима для объектов во всех технических областях, т.е. электротехническое, машиностроительное и гражданское строительство, а также все отрасли промышленности, в т. ч. энергетика, химическая промышленность, строительные технологии, судостроение и морские технологии, и могут использоваться всеми техническими дисциплинами в любом процессе проектирования.

    Буквенные коды

    Буквенные коды позволяют классифицировать объекты. Новые буквенные коды, общие для всех технических разделов, применяются из таблицы 1 стандарта IEC 81346-2.

    B — Преобразование входной переменной в сигнал для дальнейшей обработки

    C — Хранение энергии, информации или материала

    E — Обеспечение лучистой или тепловой энергией

    F — Прямая защита от опасных или нежелательных условий

    G — Инициирование потока энергии или материала

    H — Производство нового вида материала или продукта

    K — Обработка сигналов или информации

    M — Обеспечение механической энергией для целей движения

    P — Представление информации

    Q — Управляемое переключение или изменение потока энергии, сигналов или материала

    R — Ограничение или стабилизация движения или потока энергии, информации или материала

    S — Преобразование ручного действия в сигнал для дальнейшей обработки

    T — Преобразование энергии, поддерживающее вид энергии определенное положение

    V — Обработка (обработка) материалов или изделий

    W — Направление или транспортировка из одного места в другое

    X — Соединение предметов

      Резюме

      Выше приведено очень краткое введение в систему условных обозначений МЭК.