Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце. В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции. Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала. I_____ ~~~~~~ ——— I——— =====, =====, =====. В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков. I_._._._ ___ ====== ~~~~~~~~, ~~~~~~~~ и ~~~~~~~ ———. В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются. Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======]; В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======]. Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками: Однородные члены изображаются кружком: Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем. Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец. Маша кормила кота. I________. Гуси-лебеди унесли братца. I________. Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце. Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму: Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____. На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____. Ура! Наступила зима! I____! I______ ____! Мы едем на море! I___ ____ _ ____! Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____? Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___? Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний. Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____. Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____. Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____. Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____. Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире». — Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___? — Мы их съели! —I___ __ ___! — Больше конфет нет. —I___ ___ ___. — Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___! Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы. Необходимо: Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____. Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____. Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____! — Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____? — А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____? Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____! Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему. Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие: Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить. liveposts.ru Практически каждый ученик знает, что если преподаватель на уроке русского языка обратится к нему со словами: "Составь предложения по схемам", – то сначала нужно будет определить структуру, а в конце останется расставить знаки препинания. Причем с последними справится любой учащийся, так как они отображаются на схематическом рисунке. Все методики изображения напрямую зависят от различных факторов: наличие прямой речи, причастные и деепричастные обороты, а также вид и тип предложений и их схем. Прямая речь Для того, чтобы составить схему предложения такого типа, потребуются слова автора и непосредственно прямая речь. При этом первые обозначаются прописной буквой "а" или заглавной "А" (в случае написания в начале предложения), а вторая - большой буквой "П" с обязательным использованием кавычек. Ниже рассмотрим несколько распространенных примеров: "П", - а.; А:"П!".; "П, -а. -П".; А:"П!" - а. В каждом из них знаки препинания уже расставлены, что помогает быстро усвоить еще и пунктуацию. Простые и сложные Если отвечать на вопрос о том, как составить схему предложения сложного или простого типа, то начинать нужно с условных изображений, используемых в схематических рисунках. Самой распространенной считается линейная схема, которая подразумевает использование круглых скобок для придаточных предложений и квадратных для выделения главных. Кроме того, сказуемое и подлежащее тоже обладают собственными знаками. В первом случае это две параллельные черточки, а во втором – тире. Стоит отметить, что в сложном типе могут указываться так называемые средства связи – союзное слово или союз, а также ставится вопрос от главной к придаточной части. Вот самые основные примеры: [- =, =], [ -, - =] и [- =]. Сложные Решая, как составить схему предложения сложного типа, необходимо учесть, что они бывают трех видов: бессоюзные, сложноподчиненные и сложносочиненные. При графическом отображении надо помнить: все средства связи и сами части предложения должны быть отображены в обязательном порядке. К примеру: [- =], [= -], и [- =, =]. Сложноподчиненные Здесь всегда должна присутствовать зависимая часть. Она выделяется круглыми скобками с вписанным в них словом, которое служит в качестве связки, и именно к ней ставится вопрос, исходящий от главного слова или словосочетания. Как составить схему предложения в таком случае - видно на наглядном примере: [- =], (так как). Альтернативный вид схематического рисунка Помимо линейных типов, иногда принято использовать вертикальные схемы. Их главное отличие от первых - отсутствие запятых и других знаков препинания и расположение под главной частью. При этом придаточных предложений может быть сколько угодно. Например: [- =] почему? (потому что) какой? (которого). Высшее образование Возникает вопрос, как составить схему предложения и во время предвузовской подготовки. В этом случае практикуются специализированные плакаты с изображением придаточных частей в виде кружков, а главных – в форме прямоугольников. Кроме того, в некоторых ситуациях союзы могут быть вынесены за пределы графических фигур, но с обязательным оставлением внутри союзного слова. Это необходимо сделать, так как союз является такой же частью слова, как и остальные компоненты (причастие, сказуемое, подлежащее и так далее). fb.ru На уроках русского очень мало времени уделяют тому, как составлять план текста. И напрасно, ведь это — действительно полезный навык, который пригодится не только при написании изложений и сочинений, но и на других предметах. Грамотно составленный план поможет освежить в памяти ключевые моменты и логические связи, лучше понять материал. План представляет собой перечень основных мыслей, которые раскрывают содержание текста, последовательность фактов и логические связи между ними. Проще говоря, это короткие заметки, взглянув на которые, вы сможете легко восстановить текст в памяти, а в идеале — пересказать, ничего не перепутав. План часто называют "скелетом" произведения — то, что остаётся, если убрать все лишние детали, подробности и художественные приёмы. Итак, наша задача — передать суть текста. Однако записать ключевые мысли можно по-разному: своими словами или с помощью цитат, односложно или более развёрнуто. С учётом этого принято выделять 5 видов плана текста. Говоря о том, как составлять план текста, в первую очередь нужно определиться с его видом. Для устного пересказа, например, больше подходят тезисы и опорные схемы, а для сочинения или анализа можно смело использовать вопросы. Следующий вопрос, который нужно себе задать, — насколько важны подробности? Если их можно опустить, а суть материала передать своими словами, можно ограничиться простым планом из 3-5 пунктов. А как составлять план текста, чтобы воссоздать полную картину, максимально раскрыть сюжет и все нюансы? В этом случае каждый из основных блоков следует дополнительно разбить на 3-4 подпункта. Вот как это выглядит: 1) Жизнь Золушки в новой семье. 2) Подготовка мачехи и сестёр к балу. 3) Появление феи-крёстной. 4) Золушка во дворце. Встреча с принцем. 5) Побег из замка. Потеря хрустальной туфельки. 6) Принц в поисках Золушки. 7) Развязка. Встреча влюблённых. Свадьба Золушки и принца. 1) Жизнь Золушки в новой семье. 3) Появление феи-крёстной… и т. д. На самом деле самое сложное — научиться разбивать цельный рассказ на смысловые блоки. Как правильно составить план текста? Давайте разберём этот процесс на примере сказки "Гадкий утёнок" Г. Х. Андерсена. 1. Внимательно прочитайте материал. 2. Выделите и кратко запишите основную мысль произведения. Пример: "Все вокруг смеялись и издевались над гадким утёнком, но он выдержал все испытания и превратился в прекрасного лебедя, оставив их позади". 3. Разделите текст на логические блоки. Удобнее всего отметить их границы карандашом. 4. Перечитайте первую часть и выделите ключевые события/факты/мысли. Постарайтесь передать суть одним предложением. Пример: "Молодая утка высиживает яйца. Вместе с утятами вылупляется огромный некрасивый птенец". 5. Точно так же проанализируйте и озаглавьте каждый смысловой отрезок текста. Примеры: 6. Выпишите все тезисы в столбик и перечитайте. Убедитесь, что план точно передаёт содержание текста, а вы не пропустили какой-то эпизод. Понять, как составить план текста, нетрудно. Но для того, чтобы научиться писать их правильно, умещать в коротких тезисах максимум информации. Следующий момент, на котором нужно остановиться, чтобы разобраться, как составить план текста, — примеры самых распространённых ошибок, которые допускают ученики. Обязательно просмотрите свою работу. На что обратить внимание? Лучшая проверка — дать плану "отдохнуть" пару дней (или хотя бы часов), а затем, пользуясь только им, попробовать пересказать текст максимально близко к оригиналу. Теперь, когда вы знаете, как составлять план текста по русскому языку, пора рассказать о небольших хитростях, которые помогут справиться с заданием быстрее и лучше. Помните, что многое зависит от того, для чего вы пишете план. На контрольной можно просто перечислить основные темы, которые раскрываются в тексте. Но если вы делаете это для себя, чтобы лучше усвоить и запомнить материал, лучше не полениться и сделать сложный план, отметив важные детали. fb.ru Схемы слов дети учатся составлять, начиная с первого класса. Однако многим ребятишкам трудно отделить форму от содержания, они путаются с условными обозначениями, забывают определения понятий. Дело в том, что для составления схем школьник должен уметь мыслить абстрактно, владеть приемами анализа. Если эти навыки не сформированы, требуется помощь педагогов и родителей. Схема представляет собой графическую модель, которая при помощи условных обозначений отображает составные части целого, их взаимосвязь. С первых дней учебы дети узнают, что предложения состоят из слов, слова - из слогов, слоги - из звуков. Увидеть это наглядно помогают схемы слов и предложений. Однако нередко в голове ребенка эти понятия перемешиваются. Первоклассники путаются в условных обозначениях, рисуя вместо цветных квадратиков линии. Объясните ребенку, что слово - это наименование отдельного предмета, действия, признака. Предложение же состоит из нескольких слов, связанных друг с другом, и передает законченную мысль. Пусть первоклассник определит, слышит он отдельные слова или предложение. Так, фраза "Ворона сидит на заборе" будет предложением. Нарисуйте к нему схему. Если же вы произнесете "ворона, сидеть, забор" - то перед нами просто набор не связанных друг с другом слов. Схему предложения чертить не надо. Выяснив разницу между словом и предложением, можно перейти к составлению слоговых схем. Учтите, что в учебниках встречаются разные условные обозначения. Чаще всего слово изображается чертой или прямоугольником, которые делят вертикальными линиями на нужное количество слогов. Ударение обозначается коротенькой косой палочкой сверху. С подобных схем слов в 1 классе начинается работа над звуковым составом. Объяснить деление слов на слоги в русском языке не всегда могут студенты филологических вузов. Самый простой способ: представить, что вы общаетесь с человеком на другом берегу реки. Прокричите слово громко и протяжно. Звуки, произносимые на одном выдохе, составляют слог. Ударение можно определить, поставив кулачки один на другой и положив сверху подбородок, но не плотно. При проговаривании ударного слога давление челюсти на руки будет самым сильным. Больше всего проблем у детей возникает на этом этапе. Между тем, именно звуковые схемы слов помогают ребятам осознать, что написание и произношение часто не совпадают друг с другом. Тренировку лучше начать с простых слов, постепенно усложняя задачу. Первое действие - деление слова на слоги. Второй этап - определение количества и качества звуков. На первых порах воспользуйтесь табличкой-подсказкой. Красным цветом на ней, как и на схеме, отмечаются гласные. Звуки из верхнего ряда ставятся после твердых согласных, из нижнего - после мягких. Буквы я, е, ю, е обозначают два звука (й+а, й+о, й+у, й+э), если стоят в самом начале слов, после другого гласного, а также за "немыми" буквами ъ, ь. Согласные могут быть твердыми (на схеме отмечаются синим цветом) или мягкими (раскрашиваются зеленым карандашом). При рисовании схемы анализируем по очереди каждый слог. Одиночный звук изображаем в виде квадратика соответствующего цвета. Слияние согласного с гласным - прямоугольником, разделенным пополам диагональной чертой. Нижняя часть обозначает согласный звук, верхняя - гласный. Нарисовав схему, поставьте ударение и отделите слоги вертикальной чертой. Морфемный анализ слов обычно изучается во 2 классе, хотя некоторые программы знакомят с ним и первоклассников. Умение находить корень, приставку и другие значимые части очень важно для формирования навыка грамотного письма. Дети рисуют новые схемы слов, запоминают общепринятые условные обозначения. Не всем школьникам это дается легко. Разучите с ребенком простой алгоритм: Чаще всего ошибки школьников связаны с формальным подходом. Лексическое значение слова не берется в расчет. Дети пытаются найти в слове уже знакомые суффиксы (-чик- в лексемах "мячик", "лучик"), приставки (-у- в прилагательных "утренний", "узкий"). Чтобы избежать этого, ребятишек учат подбирать слова к указанным схемам. Вы можете сами составить такие задания. Нарисуйте схему слова: корень + суффикс + окончание. Какие лексемы из перечисленных к ней подходят: гонщик, плащик, кладовщик, хрящик? В каких словах есть нулевое окончание, приставка и корень: налет, напев, налим? Составление схемы слова - достаточно сложная задача для младшего школьника. Чтобы не отбить скучными тренировками интерес к учебе, превратите их в игру. Проводите уроки для кукол, устраивайте соревнования с призами, давайте за правильные ответы часть картинки, которую нужно будет собрать в итоге. Приложите немного усилий, и они обязательно будут вознаграждены. fb.ru Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение – совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему. Для начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы. Что же должно быть указано при составлении схемы? Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые. Как говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры. Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени". Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример – простое двусоставное предложение с основой "мы подошли". Вносим основу в схему. Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать – да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме. [-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса. Теперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем – определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем: Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день". Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая – "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе"). Сложноподчиненное предложение имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем: Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу". Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое простое предложение именно такое. Заключаем его в квадратные скобки. Второе же предложение – придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|). Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом". В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение – причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|]. Что представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы – они равноправны. В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме. Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]». Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!». Схема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой: Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную. [А: [«П.Р.!»] - а]. Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы. Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая. Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а]. Прямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая: «Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию. «[П.Р.]», - [а]. Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение – запятая не нужна: «Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а]. «Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а]. Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами. fb.ru План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом. Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов. Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана. Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей. Пример вопросного плана: Сколько стоит декоративная штукатурка? Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста. На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов. Пример тезисного плана текста: Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста). «Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале. Пример такого плана: Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама? Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация). Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом. Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста: Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими». Составить план любого текста поможет следующий алгоритм: логично расположить пункты – и план готов. Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость. Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены. Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали: 1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям. 2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать. 3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например: 4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов. Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям: Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи. Допустим, у нас получился вопросный план: Как определить, что пересадка прошла успешно? Почему этот план – удачный? Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план. Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его. Данный план требует доработки, потому что: Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана. Рекомендуем Подготовка коммерческого предложения включает три этапа: постановку задачи и сбор информации, написание текста и оформление коммерческого ... Пост – это информационное сообщение, размещенное в ленте группы или паблика. Целью постов является поддержка и развитие интереса участников к ... www.kadrof.ru Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема - это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем. Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому - дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения. Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: [], и []. Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки. Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, - это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная - круглыми: [], (который. ). Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок. Ещё больше интересного Схема 1: Подлежащее + вспомогательный или нормальный глагол + дополнение + обстоятельство 1. Подлежащим является человек или объект, совершающий действие. Подлежащим является: Напр. Salt is white. Соль белая. A boy is here. Мальчик здесь. 1.2. Личное местоимение (отвечающее на вопросы кто. что?). Напр. She is a doctor. Она доктор. 1.3. Формальное подлежащее (it, there, one). Напр. One can do it. Это можно сделать. There are some desks in the classroom. В аудитории имеется несколько столов. It is dark. Темно. 2. Сказуемое. Сказуемым является глагол в простой форме, соответствующий инфинитиву глагола без частицы to. Напр. He lives in Rostov. Он живет в Ростове. To be может быть в предложении нормальным глаголом и играть роль сказуемого. Напр. I am a doctor. Я доктор. Кроме этого, глагол to be может являться вспомогательным глаголом. В таком случае он не играет самостоятельной роли в предложении, а несет конструктивную нагрузку и не переводится. Напр. Are you reading? Ты читаешь? Если в повествовательном предложении есть нормальный глагол, вспомогательный глагол в настоящем и прошедшем времени отсутствует. 3. Дополнение. Отвечает на вопросы кого. что. кому. чему? Дополнение бывает беспредложным, косвенным, прямым и предложным косвенным. Напр. I gave her a book. Я дал ей книгу (her – беспредложное косвенное дополнение, а book – прямое дополнение). Косвенное беспредложное дополнение должно стоять перед прямым дополнением. I gave a book to her. Я дал книгу ей. (a book – прямое дополнение, to her – предложное косвенное дополнение). Косвенное предложное дополнение должно стоять после прямого дополнения. 4. Обстоятельство. Существуют обстоятельства образа действия, отвечающие на вопрос How? – Как. места, отвечающие на вопрос Where – Где. и времени, отвечающие на вопрос When? – Когда? Если в предложении не одно обстоятельство, то первым указывается обстоятельство образа действия, затем обстоятельство места и последним обстоятельство времени. Примечание: обстоятельства времени и места могут находиться перед подлежащим. Схема 2: Обстоятельство + подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство. Напр. Yesterday I watched TV with pleasure at home. Я с удовольствием посмотрел телевизор дома вчера (with pleasure является обстоятельством образа действия, at home – обстоятельство места, yesterday – обстоятельство времени). Порядок слов является прямым, если подлежащее стоит перед сказуемым: He helps his father every day. Every day she reads periodicals. Повествовательные предложения всегда имеют прямой порядок слов. Итак, в повествовательном предложении: Подлежащее употребляется перед сказуемым. Беспредложное определение должно находиться перед определяемым словом. Обстоятельство может быть в предложении только в начале и в конце. Дополнение стоит после сказуемого. Вопросительные предложения бывают общими, специальными, альтернативными и разделительными. На общие отвечают «да» или «нет». Схемы порядка слов в общих вопросах: Схема 3: Вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол Does he live in Rostov? Если сказуемое представлено глаголами to be и to have, то в предложении не будет вспомогательного глагола. Was he at home yesterday? Has she got a dog? Схема 4: Модальный глагол + подлежащее + смысловой глагол Must we study English? Специальные вопросы следует начинать с вопросительного слова. Схема 5: Вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + дополнение + смысловой глагол + обстоятельство Where is he from? What is her name? Альтернативными называются вопросы, в которых есть частица or – или: Схема 6: Общий вопрос + or + альтернатива. Is he a teacher or a doctor? Разделительный вопрос содержит утверждение или отрицание + краткий вопрос. Схема 7: повествовательное предложение + вспомогательный глагол, соответствующий (в лице и числе) сказуемому основного предложения + not + подлежащее в форме местоимения. He is a doctor, is not he? Схема 8: Подлежащее + вспомогательный глагол + not + сказуемое + дополнение + обстоятельство He is not a doctor. Смотрите также по теме: Схемы английских предложений. Схема построения английского предложения Отзывов (4) на Схемы английских предложений Данная статья будет полезна всем тем, кто пока (или все еще) не уверенно строит английские утвердительные и вопросительные предложения. Английсикий язык отличается от русского прежде всего своим фиксированным порядком слов в предложении. Другими словами, в русском языке мы можем менять слова местами, а в английском – нет. Например, Коля знает математику. Математику знает Коля. Смысл и в первом, и во втором предложении одинаков. В английском языке единственно правильным вариантом будет #8212; Kolya knows math. Сначала #8212; подлежащее (кто? что?), на II месте – сказуемое (что (с)делает? что (с)делал?), на III – дополнение (чего? кто? кому? кем?), на IV – обстоятельство (как? где? когда? почему?) Как же не запутаться и в разговорной речи всегда говорить правильно? Все просто. К Вам на помощь придет ваша#8230; рука. Да-да! Вы не ослышались. Ваша рука. Левая или правая – без разницы. Перейдем к практике. Итак, инструкция по применению Вашей руки для построения английского предложения. 1. Берем руку. Поднимаем вверх указательный палец и показываем на себя любимых. Указательный палец Указывает на подлежащее . Вспомним детский сад. Воспитатель спрашивает, Кто сломал стульчик? Вы указательным пальцем показываете на Вовочку и говорите: По схеме и по примерам предложений не трудно догадаться, что этот палец будет означать глагол. HAS BROKEN. Обратите внимание, что глагол HAS BROKEN состоит из двух глаголов, только первый HAS – вспомогательный, а второй BROKEN – основной, что вместе переводиться как СЛОМАЛ, поэтому в английском утвердительном предложениии мы их также как и в русском, не разделяем. 3. После среднего пальца по инерции раскрываем безымянный палец #8212; дополнение. то есть над чем выполняется действие. В нашем случае это слово THE CHAIR. 4. Мизинец включает в себя все то, что мы могли бы добавить в предложение, то бишь обстоятельство, например, обстоятельство времени (когда):Вовочка сломал стульчик СЕГОДНЯ – Vova has broken the chair TODAY;или обстоятельство места (где):Вовочка сломал стульчик В СПАЛЬНЕ. – Vova has broken the chair IN THE BEDROOM;или обстоятельство образа действия (как):Вовочка сломал стульчик В ЩЕПКИ. – Vova has broken the chair INTO PIECES и т.д. 5. Свободным остался большой палец. Какие же функции он может на себя взять, ведь, казалось бы мы уже распределили все части речи. Вовсе нет. Мы с вами совсем не упомянули о вопросительных предложениях, которые строятся совсем не так как в русском языке. Схема общего вопроса (вопрос ко всему предложению) выглядит следующим образом: Vova has broken the chair today. (утвердительное предложение) Has Vova broken the chair today? (вопросительное предложение – общий вопрос) Вспомогательный глагол HAS “сбежал” от основного глагола в начало предложения. Таким образом большой палец (в вопросит.предложении) „отхватил” часть глагола от среднего пальца. (см. рис. справа) Так в вопросительном предложении (общий вопрос)мы разгибаем сначала большой палец. что означает – вспомогательный глагол . Если вопрос специальный (вопрос к определенному слову), то сначала называем вопросительное местоимение (где. когда?,как. почему?), а потом строим привычный нам общий вопрос: Нужно отметить, что существуют несколько типов вопросов, и всех их нельзя построить “по пальцам”. Подробнее о типах вопросов расскажу в следующем посте. Ваши пальцы всегда с вами =) Постарайтесь запомнить, что есть что #8212; и тогда Вы с удовольствием будете строить английские предложения. Удачи! Автор: Анохина Алена Источники: http://elhow.ru/ucheba/russkij-jazyk/sintaksis/kak-sostavit-shemu-predlozhenija, http://online-teacher.ru/blog/%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9, http://englishblog.ru/uchimsya-stroit-anglijskie-predlozheniya-na-pal-tsah/ Комментариев пока нет! kak-sdelatpravilno.ruКак составлять план текста: супер-шпаргалка по русскому. Как составлять схемы
Составление схемы предложения в 1 классе, примеры
Усложнение синтаксического разбора
Примеры схем предложений
Отображение в схемах орфограмм
Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе
Синтаксический разбор онлайн
Видео
Как составить схему предложения. Основные моменты
Как составлять план текста: супер-шпаргалка по русскому
Определение
Виды плана
Тип Особенности Пример Тезисный Сжато передаёт смысл каждой части текста. Содержит большое количество глаголов. Назывной Основан на коротких тезисах с большим количеством существительных и прилагательных. Вопросный Каждый пункт представляет собой вопрос к определённой части текста. Ответив на них, можно полностью восстановить содержание. Опорная схема Мини-конспект из ключевых слов и отрывков предложений, которые помогают передать смысл текста. Комбинированный Объединяет несколько типов. Простые и сложные планы
Простой план Сложный план
2) Подготовка к балу.Учимся составлять план текста на примере сказки
Анализ плана
Полезные советы
Как научить младшего школьника составлять схемы слов?
Это слово или предложение?
Слог и ударение
Звуковые схемы слов
Состав слова
Учимся думать
пример. Схема предложения с прямой речью
Что включает в себя схема предложения
Чем осложняется предложение
Простое предложение
Сложносочиненное предложение
Сложноподчиненное предложение
Прямая речь в конце предложения
Прямая речь в середине предложения
Прямая речь в начале предложения
Как составить план текста? Рекомендации по составлению плана с примерами
Виды планов текста
Вопросный план
Тезисный план
План-опорная схема
Как составить план текста?
Знание структуры текста – это важно!
Общий алгоритм составления плана текста
Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
Общие требования к планам текста
Пример удачного плана текста
Пример неудачного плана текста
Правильно составлять схемы предложений. Как правильно составлять. KakPravilno-Sdelat.ru
» Как правильно составлять
Как составить схему предложения?
Составляем схему предложения
Составляем схему сложного предложения
Схемы английских предложений
I. Повествовательное предложение.
II. Вопросительное предложение.
III. Отрицательное предложение.
Учимся строить английские предложения#8230; на пальцах
Поделиться с друзьями: