Дрв или дрл что лучше: Чем отличается лампа ДРВ от ДРЛ?

Как Минаматская конвенция изменит светотехническую отрасль? | Публикации

За многочисленными событиями этого непростого года остался незамеченным важный рубеж для производителей ламп. Именно с 2020 г. вступают в действие положения Минаматской конвенции о ртути, касающиеся светотехнической продукции. Давайте разберемся, какие изменения для отрасли принесет это событие.

Залив Минамата

В 1956 г. у некоторых жителей японского города Минамата была обнаружена странная болезнь. Она проявлялась у заболевших в нарушениях моторики и тактильных ощущений, ухудшении зрения и слуха, невнятной речи. В особо тяжелых случаях происходил паралич, в том числе и со смертельным исходом. Причина заключалась в сбросе в местный залив (который тоже называется Минамата) отходов, содержащих ртуть. Микроорганизмы перерабатывали ртуть в метилртуть — опаснейшее вещество для центральной нервной системы человека. Далее по пищевой цепочке метилртуть попадала в рыбу, которую вылавливали и ели люди, проживающие рядом с заливом.

События в Минамате послужили толчком к постепенному сокращению использования ртути во всем мире. Важным шагом на пути к сокращению использования ртути стало подписание 10 октября 2013 г. в японском городе Кумамото под эгидой ООН Минаматской конвенции от ртути. Это соглашение, названное в честь трагедии в Минамате, подписали представители 128 стран мира, в том числе и России. Наша страна пока что не ратифицировала конвенцию, так что положения этого документа формально не носят на территории России обязательного характера. Тем не менее, ситуация после вступления в силу положений данной конвенции окажет влияние на российский рынок (например, страны, уже ратифицировавшие документ, не могут экспортировать некоторые типы ламп). Но нужно заранее готовиться к ратификации Минаматской конвенции в России, поэтому не лишним будет ознакомиться с накладываемыми ею ограничениями. Мало того, есть компании, для которых положения Минаматской конвенции в силу местонахождения пока не являются обязательными. Но эти фирмы уже сейчас приняли очерченные конвенцией правила, проявив тем самым социальную ответственность.

Положения, касающиеся светотехники

В Интернете можно встретить самые разнообразные мнения о Минаматской конвенции: от «ничего не изменится» до «запретят любые лампы, содержащие ртуть». Но лучше все-таки обратиться к первоисточнику.

Перечень светотехнического оборудования, запрещенного с 2020 г. к производству и ввозу на территории стран, ратифицировавших документ, приводится в приложении «A».

С этого года в странах, ратифицировавших Минаматскую конвенцию, нельзя производить, импортировать и экспортировать лампы:

  • Люминесцентные малогабаритные (ЛЛМ) общего освещения мощностью 30 ватт или менее и содержанием ртути свыше 5 мг в колбе лампы.
  • Люминесцентные трубчатые (ЛМТ) общего освещения с трехцветным люминофором мощностью менее 60 ватт с содержанием ртути свыше 5 мг.
  • ЛМТ с галофосфатным люминофором мощностью 40 ватт или менее и содержанием ртути свыше 10 мг.
  • Общего освещения ртутные высокого давления паросветные (РВДП).
  • Люминесцентные с холодным катодом и лампы люминесцентные с внешним электродом (ЛЛХК и ЛЛВЭ) для электронных дисплеев короткие (≤500 мм), с содержанием ртути свыше 3,5 мг.
  • ЛЛХК и ЛЛВЭ для электронных дисплеев средней длины (> 500 мм и ≤ 1500 мм), с содержанием ртути свыше 5 мг.
  • Длинные (>1500 мм) ЛЛХК и ЛЛВЭ для электронных дисплеев, с содержанием ртути свыше 13 мг.

Также в приложении «A» дается перечень исключений. Под запрет не попадают продукты для исследований, калибровки приборов, для применения в качестве эталона. Не запрещены ЛЛХК и ЛЛВЭ для электронных дисплеев, если для них нет приемлемых безртутных альтернатив.

В приведенном выше списке сохранена оригинальная терминология, используемая в официальном переводе документа на русский язык. Следует отметить, что при переводе текста были использованы «кальки» с англоязычных терминов. В отечественной литературе приняты иные обозначения типов ламп. ЛЛМ именуются компактными люминесцентными лампами (КЛЛ). ЛМТ называют просто люминесцентными лампами (ЛЛ). РВДП называют ртутными лампами высокого давления. На практике применяются аббревиатуры ДРЛ (дуговая ртутная лампа) и ДРВ (дуговая ртутно-вольфрамовая лампа), обозначающие два разных типа источников света, относящихся к ртутным лампам высокого давления. В России при этом по умолчанию считают, что ДРЛ и ДРВ являются лампами высокого давления, а ЛЛ — низкого. Установление однозначного соответствия между указанными в конвенции терминами и уже сложившейся отечественной терминологией важно для гармонизации этого документа с российскими нормативными актами.

Есть ли поводы для беспокойства?

В условиях пандемии COVID-19, естественно, возникает вопрос — запретят ли ртутные лампы для дезинфекции? Ведь светодиоды диапазона UVC стоят дорого и пока уступают по энергоэффективности ртутным лампам. Но поводов для паники нет. Конвенция налагает ограничения главным образом на ртутьсодержащие лампы для общего освещения. Лампы, предназначенные для дезинфекции, под эту категорию не попадают.

Содержание ртути в люминесцентных лампах, которые производит компания «ЛЕДВАНС» на заводе в Смоленске, значительно меньше установленного Минаматской конвенцией предела

Беспокоят слухи о якобы полном запрете ламп, содержащих ртуть, и работников некоторых производств. В типографиях, на текстильных фабриках и некоторых других местах для контроля качества продукции применяются люминесцентные лампы строго определенной конструкции. Замена их на светодиоды потребует огромного объема научных исследований, а также накопления практического опыта у персонала, и поэтому нецелесообразна. Но и здесь можно не бояться — конвенция не запрещает ртутьсодержащие лампы для целей измерения и калибровки. Ведущие мировые производители, например, LEDVANCE, продолжают выпускать такие лампы.

Вообще, Минаматская конвенция однозначно запретила лишь устаревшие типы ламп. Например, ртутные лампы высокого давления уже редко применяются в России, странах Евросоюза и США из-за плохого качества спектра и относительно низкой энергоэффективности. Ограничение 5 мг для люминесцентной лампы без проблем выполняется в лампах таких ведущих брендов как Philips (Signify) и OSRAM (LEDVANCE). Современные компактные люминесцентные лампы также обычно содержат менее 5 мг ртути, в быту не используются КЛЛ мощностью более 30 Вт. В корпоративном секторе такие лампы мощностью более 30 Вт изредка встречаются, но от них постепенно отказываются из-за низкой энергоэффективности.

Для бюджетных моделей люминесцентных ламп с галофосфатным люминофором (такие лампы применяются сейчас преимущественно в подсобных помещениях), есть послабление — содержание ртути в них может достигать 10 мг, что позволяет использовать менее дорогие технологические процессы при производстве.

И самое главное, вам совершенно точно не придется немедленно менять в светильниках установленные ранее лампы, если содержание ртути в них не соответствует Минаматской конвенции. Но уже в ближайшем будущем такие лампы станет невозможно приобрести.

Мнение эксперта

Евгений Сайног, менеджер по продукту «Светодиодные лампы» АО «ЛЕДВАНС»: «На конец 2019 г.  мы производили на нашем заводе в Смоленске под брендом OSRAM люминесцентные трубчатые лампы T8 Basic и Lumilux, ДРЛ серии HQL и ДРВ серии HWL.
В лампах OSRAM T8 Basic и Lumilux используют разный тип люминофора (галофосфатный и трехцветный соответственно). Содержание ртути в них и так существенно ниже ограничений Конвенции без каких-либо доработок, поэтому T8 Basic и Lumilux продолжают выпускаться без изменений. Что касается ламп серий HQL и HWL, то их производство будет полностью остановлено.
LEDVANCE по-прежнему выпускает на своих заводах натриевые и металлогалогенные лампы, мы продолжаем развивать соответствующие линейки продукции.
Также LEDVANCE продолжает производство люминесцентных ламп для измерительных и калибровочных целей. Однако, при необходимости наши инженеры могут создать светодиодные лампы с теми же параметрами. Использование в ряде случаев для измерений и калибровки только люминесцентных ламп связано лишь с устаревшей нормативной базой и стоимостью переключения на светодиодные источники света».

Что делать с МГЛ и ДНаТ?

С точки зрения физики, к категории РВДП можно отнести, помимо ДРЛ и ДРВ, еще и такие типы ламп, как металлогалогенные (МГЛ) и натриевые (ДНаТ — дуговые натриевые трубчатые). Действительно, их объединяет то, что в этих лампах происходит плазменный разряд в парах ртути (в свое время были попытки создания натриевых ламп без ртути, но такие лампы не нашли спроса, поскольку уступали по соотношению цена/качество аналогам с ртутью). Неужели данное обстоятельство станет причиной запрета производства, импорта и экспорта металлогалогенных, а также натриевых ламп? Ведь повсеместно заменить МГЛ и ДНаТ на светодиоды пока технически невозможно, да и нецелесообразно экономически.

Натриевые лампы не подпадают под Минаматскую конвенцию, так как ртуть в них хоть и присутствует, но не является главным источником излучения

Но у специалистов по светотехнике принята другая классификация, в которой РВДП, металлогалогенные и натриевые лампы относятся к разным типам. В ДРЛ и ДРВ основное излучение дают пары ртути. В МГЛ, помимо них, задействованы и пары некоторые других металлов, которые позволяют получить нужный спектр без люминофора. В ДНаТ светятся в основном пары натрия, плазменный разряд в парах ртути нужен, чтобы натрий перешел в газообразное состояние.

Есть официальный документ, который вносит ясность в данный вопрос — Международный электротехнический словарь, установленный стандартом IEC 60050 (В России ему соответствует ГОСТ IEC 60050, принятый в 2016 г.). РВДП определяется там как разрядная лампа высокой интенсивности, в которой основная часть света производится — напрямую или косвенно — посредством излучения, которое дает ртуть при порционном давлении свыше 100 кПа. Данному определению соответствуют только ДРЛ и ДРВ.

Таким образом металлогалогенные и натриевые лампы под действие Минаматской конвенции о ртути не подпадают. Они могут беспрепятственно производиться и поставляться в другие страны. Это не просто бюрократическая казуистика, а отражение того факта, что в ДРЛ и ДРВ ртути содержится больше, чем в других типах разрядных ламп высокого давления.

Преимущества и недостатки ретрофитов

Тем не менее, до сих пор используются светильники, еще не выработавшие свой ресурс, где установлены попавшие под запрет ДРЛ и ДРВ, а также КЛЛ мощностью более 30 Вт. По мере выхода из строя этих ламп придется искать им аналогичную замену (т. е. устанавливать ретрофиты), либо полностью менять светильники. Встает вопрос — какое из указанные решений лучше?

Лет десять назад светодиодные ретрофиты имели низкую энергоэффективность и низкую надежность. Проблема была связана с ограниченным размером, в котором должен разместиться драйвер лампы, а также с плохим теплоотводом. Тогда у некоторых специалистов сформировалось пренебрежительное отношение к светодиодным ретрофитам. Но современная микроэлектроника позволяет разместить в лампе полноценный драйвер, светодиоды нового поколения более устойчивы к нагреву. В результате ретрофиты производства ведущих светотехнических брендов теперь имеют высокие показатели по надежности и энергоэффективности. Выбор уже не так однозначен, как раньше.

Мнение эксперта

Евгений Сайног, менеджер по продукту «Светодиодные лампы» АО «ЛЕДВАНС»: «Замена традиционной лампы на светодиодный ретрофит («релампинг») не требует согласований, проще и быстрее в подборе и монтаже, чаще всего не требует перекоммутации проводов в светильнике. Но, если освещение в помещении было спроектировано под устаревшие нормы, то значительного улучшения его качества от замены оригинальной лампы на ретрофит не произойдет.
Замена светильника требует отдельного подбора, согласования и квалифицированного монтажа, однако помогает значительно улучшить качество освещения.
Поэтому, если нужно быстро и недорого заменить лампы на безртутные аналоги или нет возможности согласовать изменения — лучше взять ретрофиты. А если главная задача — повысить качество освещения, то меняются светильники.
В обоих случаях применяются светодиодные технологии, поэтому новое освещение будет экономить энергию и таким образом быстро окупятся затраты на модернизацию.

Мощные КЛЛ с цоколем E27 используются в бюджетных решениях. В большинстве случаев их можно без проблем заменить на светодиодные, никаких изменений в конструкцию светильника вносить не требуется. Для КЛЛ мощностью свыше 30 Вт с иными типами цоколей подобрать адекватный светодиодный аналог затруднительно, в этом случае придется менять весть светильник, но такие решения встречаются крайне редко.

Светодиодный светильник LEDVANCE HQL LED HIGHBAY может использоваться для замены светильников с ртутными лампами, установленными в производственных и складских помещениях

Светильники, изначально рассчитанные на лампы ДРЛ или ДРВ, часто бывают морально и физически устаревшими. Но для них выпускаются светодиодные ретрофиты. Поэтому решение по таким светильникам применяется, исходя из степени их износа.

Выводы

Минаматская конвенция не запрещает полностью лампы, содержащие ртуть. В соответствие с ней из оборота выводятся преимущественно морально устаревшие типы ламп, от которых и так следует избавляться из-за низких параметров. То есть сколь-нибудь серьезного ущерба отрасль не понесет. Зато можно ожидать очистку рынка от игроков, демпингующих за счет использования устаревших технологий.

Можно ожидать в ближайшие годы всплеска интереса к светодиодным ретрофитам для замены ртутных ламп высокого давления. Но, по мере износа установленных ранее светильников для ртутных ламп, будет производиться уже не установка ретрофитов, а замена светильников на светодиодные.

Автор: Алексей Васильев

Самодельная УФ лампа из ДРВ.: dlinyj — LiveJournal

Самодельная УФ лампа из ДРВ.: dlinyj — LiveJournal

?

Category:

  • Ремонт
  • Cancel

Самодельная УФ лампа

Ванна начала зарастать плесенью, и понадобилось мне соорудить таки нормальную УФ лампу. В хозяйстве есть УФ лампа — лечебная, но она может эксплуатироваться всего по 10 минут и потом 15 минут перерыв. Весьма неудобно. Нужно лампу такую, чтобы давала жёсткий УФ и работала сколь угодно долго. Слышал, что делают их из ламп ДРЛ (Дуговая Ртутная Люминесцентная). Эти лампы используются в уличном освещении. Им нужен стартер и дроссель (Схема подключения). И оказалось, что эти два дополнительных агрегата стоят в сумме как 4-5 ламп! Жаба начала душить.
Оказалось, что есть альтернативные лампы, которые включаются прямо в сеть, а в качестве токоограничителя там используется нить накаливания (прямо в колбе) называются ДРВ (Дуговая Ртутно-Вольфрамовая). Собтвено говоря, начал искать, кто делал на базе таких ламп УФ-лампу. И нашёл

Для изготовления УФ лампы нам понадобится (цены и артукулы «Электромонтаж):

1. Л2095. Лампа 250Вт ДРВ-250 (395 руб) — 1шт.
2. Р1059. Патрон Е40 ДГ-307 Голиаф керамический белый (87 руб) — 1 шт
3. Р1198. Патрон E27 (41 руб) — 1 шт.
4. Л1439. Лампа 95Вт (23 руб) — 1 шт.

Я купил лампу ДРВ OSRAM 250 Вт в остатках за 379 руб (новая стоит 600 с лишним). Ну как-то более доверяю этой фирме. Лампа была без упаковки, вот такая ЗДОРОВЕННАЯ лампа моей мечты

Яяяяяяяяяяяяяязь!

После этого надо её разбить, да так, чтобы не разбить колбу внутри со ртутью. Оказалось, что эта лампа весьма легко выдерживает удар молотком (кто бы мог подумать), и стекло весьма толстое. Разбил я её долго потукивая по боку молотком. Рекомендую лампу положить в пакет.
На пикабу сказано, что от люминофора лампу можно промыть проточной водой. Не надо так, не повторяйте моих ошибок. Пусть будет люминофор. Иначе будут «лужи» на лампе, и её выведет из строя (так же как отпечатки пальцев на галогенке). Саму колбу со ртутью пальцами лучше не трогать по той же причине.

Разбитая лампа

Внутри лампы можно обнаружить нить накаливания, как в обычной лампочке.

Нить накаливания, снимал на зажигалку.

Наша задача убрать эту нить накаливания и вместо неё, по схеме поставить обычную 100 Вт лампочку. Конечно в РФ такую лампу не купить, но есть на 95 Вт ;). Вместо нити накаливания надо поставить клемму. Температура там большая, так что никаких пластмассовых клемм, только суровый металл. Из старой советской распределительной коробки сделал такую вот порнографию.

Клемная перемычка

После этого соединяем все лампы последовательно. Устанавливаем патроны на твёрдое основание, плюс я сделал некоторое подобие защиты от падения, чтобы не разбить колбу из алюминиевых профилей и стальной ленты. Получаем примерно вот такую штуку.

Конечный результат

Из явных недостатков конструкци хочу отметить наличие оголённых частей под напряжением. Но так как лампу эксплуатировать в присутствии людей и животных нельзя (ОПАСНО!), то это не очень важно. Теперь можно «сушить» масло в лучах УФ на деревяшках.
Сейчас лампа ведёт полевые испытания в ванной комнате убивая плесень и озонируя воздух.

Tags: diy, УФ, лампы

Subscribe

  • Кому настольную лампу?

    Я сторонник того, что вещь должна работать. По началу лампой активно пользовался, но в данный момент стала занимать место. По сему принято решение,…

  • Лампа завода «Карболит»

    Честно говоря, всегда стороной обходил этот тип ламп. Мне они не очень нравились, такая была у моего деда, и для меня совершенно обычный тип лампы.…

  • Украинский фейл

    Не, ребята, тут не о политике, тут всё о том же, об электролюминесцентных дисплеях, то как я с ними лоханулся. Нашёл я на olx объявление, где дешевле…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • 45 comments
    • 45 comments
    • Кому настольную лампу?

      Я сторонник того, что вещь должна работать. По началу лампой активно пользовался, но в данный момент стала занимать место. По сему принято решение,…

    • Лампа завода «Карболит»

      Честно говоря, всегда стороной обходил этот тип ламп. Мне они не очень нравились, такая была у моего деда, и для меня совершенно обычный тип лампы.…

    • Украинский фейл

      Не, ребята, тут не о политике, тут всё о том же, об электролюминесцентных дисплеях, то как я с ними лоханулся. Нашёл я на olx объявление, где дешевле…

    Законно ли ездить без дневных ходовых огней?

    Дневные ходовые огни находятся в передней части автомобиля и автоматически включаются при запуске двигателя. Назначение огней — улучшить видимость транспортных средств, тем самым уменьшая количество дорожно-транспортных происшествий в любое время в течение дня. В Канаде и Онтарио есть законы, регулирующие движение автомобилей на дорогах, и хотя водители несут ответственность за соблюдение этих законов, не все о них знают.

    Имея это в виду, мы поговорим о дневных ходовых огнях и о том, можно ли ездить без них.

     

    Законы (слегка запутанные) о дневных ходовых огнях в Онтарио

    Закон о безопасности транспортных средств представляет собой ряд правил, которые применяются к транспортным средствам, произведенным в Канаде или импортированным в нее, и применяются к канадским водителям в каждой провинции. и территория.

    В этом законе говорится, что каждый автомобиль, продаваемый в Канаде, должен быть оснащен автоматическими неотключаемыми дневными ходовыми огнями.

    Единственное предостережение заключается в том, что Закон не распространяется на автомобили, произведенные или импортированные до 19 лет.89. Другими словами, если ваш автомобиль был произведен позже 1989 года, то по закону он должен иметь дневные ходовые огни. Тем не менее, каждая провинция и территория имеет право регулировать использование дорог водителями, включая такие вещи, как:

    1. Лицензирование и регистрация
    2. Безопасность автомобиля
    3. Светофоры
    4. Ограничения скорости
    5. Правила преимущественного проезда

     

     

    Смущает то, что в Законе о дорожном движении Онтарио прямо не говорится, что водители должны использовать дневные ходовые огни. Поэтому, хотя ваш автомобиль, вероятно, должен быть оборудован этими фарами в Канаде, в Онтарио езда без них не обязательно является незаконной.

    При этом было доказано, что дневные ходовые огни снижают количество столкновений на статистическом уровне, поэтому для вас, других водителей, вашего автомобиля, пешеходов и ваших страховых взносов лучше убедиться, что эти фары находятся в хорошем рабочем состоянии ( и что вы включаете их).

     

    Недостатки дневных ходовых огней и способы повышения безопасности

    Одна из единственных проблем с дневными ходовыми огнями заключается в том, что они не обязательно освещают задние фонари, а это может привести к проблемам с видимостью. Поскольку видимость часто является причиной многих столкновений, увеличение видимости вашего автомобиля может снизить вероятность того, что вы попадете в аварию.

    Если ваши дневные ходовые огни не включают заднюю подсветку, вы можете решить проблему, включив фары, которые будут активировать задние фонари каждый раз, когда вы садитесь в машину, независимо от времени суток.

    Несмотря на то, что технически вождение без включенных дневных ходовых огней в Онтарио не является незаконным, ваш автомобиль, скорее всего, должен иметь их в соответствии с национальным законодательством, и в ваших интересах убедиться, что они работают.

    Они не только уменьшают количество столкновений, но и могут содержать положения в вашем полисе автострахования, предписывающие их использование, поэтому лучше всего всегда ездить с включенными дневными ходовыми огнями. Играйте умно!

    Серьезно, что еще можно сделать за 3 минуты?

    Половину яйца сварить?

    Начать мой 3-минутный расчет

    Вам это тоже может понравиться.

    Чтобы законно управлять автомобилем по дорогам Онтарио, водители должны иметь действующие права и автострахование. Если вы находитесь на рынке автострахования, но не знаете, какие типы вам нужны, не волнуйтесь. Мы вас прикрыли. Давайте рассмотрим 3 наиболее распространенных типа…

    читать далее

    В Онтарио нет ограничений на количество автомобилей, которыми вы можете владеть. Самой сложной частью будет застраховать их всех, если предположить, что все они безопасны на дороге. Мало того, что застраховать их всех, вероятно, будет дорого, но большинство страховых компаний разрешат только владельцу полиса…

    читать дальше

    Ваша франшиза — это сумма, которую вы согласились выплатить из своего кармана при подаче иска. Франшизы существуют, так что и владелец полиса, и вы, и страховая компания, такая как страховка aha, разделяют ответственность по иску. Франшизы также помогают предотвратить…

    подробнее

    Обновление 2022.28.2 — ДХО больше не загораются во время вождения

    Добро пожаловать в Tesla Motors Club

    Обсудите Tesla Model S, Model 3, Model X, Model Y, Cybertruck, Roadster и многое другое.

    Регистр

    • Хотите удалить рекламу? Зарегистрируйте учетную запись и войдите в систему, чтобы видеть меньше рекламы, и станьте участником поддержки, чтобы удалить почти всю рекламу.

    JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.

    #1