Цветовая температура к: Таблица цветовой температуры светодиодных ламп

Содержание

Цветовая температура ламп и светильников

Цветовая температура – одна из самых важных характеристик источника света, а потому этот параметр нужно обязательно учитывать при разработке светового дизайна дома или офиса. О том, какой бывает температура света и как правильно размещать в помещениях светильники с учетом этой характеристики, пойдет речь в нашей статье.

Что такое цветовая температура и как ее узнать

Цветовой температурой называют интенсивность светового потока, излучаемого лампой, светильником или иным источником света. Проще говоря, эта характеристика определяет оттенок, в который свет «окрашивает» все освещаемые им предметы.

Освещение может быть нейтральным, а также холодным и теплым. Первый тип никак не влияет на цветопередачу, то есть предметы под таким источником света «предстают» перед глазами человека ровно в том виде, в каком существуют на самом деле. Второй тип (холодный) придает всему окружающему голубоватый оттенок, третий (теплый) – «окрашивает» предметы в желтоватые тона.

Температура света измеряется в Кельвинах (К). Световые категории на цветовой температурной шкале располагаются следующим образом:

  • Теплый свет попадает в диапазон 1000-4000 К. Такое освещение близко к естественному солнечному: оно является привычным для большинства людей, не раздражает и не напрягает глаза.
  • Нейтральный свет соответствует диапазону 4000-6000 К. Он является эталонным в плане качества цветопередачи и чаще всего используется в интерьерах в качестве основного.
  • Холодный свет имеет числовые значения в пределах 6000-10000 К. Визуально это освещение воспринимается как голубоватое или сиреневое, оно не дает ощущения уюта, поэтому обычно используется в офисных и торговых помещениях. Иногда его применяют и в домашних интерьерах, преимущественно для создания каких-либо инновационных концепций.

Узнать цветовую температуру того или иного источника света (если речь идет о разных типах ламп) несложно. Эту характеристику указывают практически на всех современных лампочках: производители размещают искомое значение в кельвинах на упаковке изделий, а также дублируют его на цоколях или радиаторах.

Классическая лампа накаливания способна создавать только теплый свет, при этом, чем мощнее лампочка, тем менее насыщенный у нее оттенок свечения. Эти моменты важно учитывать, если требуется создать в помещении яркую, но теплую подсветку – для таких случаев лучше использовать несколько маломощных ламп вместо одной-двух, имеющих большую мощность. Люминесцентные лампы излучают только холодный свет. Светодиодные обладают широким спектром и могут иметь практически любой оттенок.

Где и как размещать светильники с различной цветовой температурой

Освещение разных оттенков способно по-разному влиять на самочувствие человека и его эмоции:

  • яркий теплый свет помогает просыпаться по утрам, бодрит, активизирует деятельность организма;
  • приглушенные спокойные оттенки «теплой» части спектра расслабляют, настраивают на отдых, помогают заснуть по вечерам;
  • свет холодных тонов настраивает на интенсивную работу, заставляет концентрироваться на поставленных задачах, однако при длительном воздействии может утомлять и даже провоцировать бессонницу.

Учитывать эти особенности света необходимо при подборе осветительных приборов для разных функциональных зон дома, квартиры или офиса.

Гостиная

Главная комната – то место в доме, где жильцы обычно проводят больше всего времени, а значит, освещать ее должны источники нейтрального света. Ни теплые расслабляющие оттенки, ни холодные тонизирующие тона здесь ни к чему. Только чистый белый цвет сможет наилучшим образом подчеркнуть детали и особенности интерьера, не будет раздражать при чтении, просмотре телевизора, занятии рукоделием и т.д.

Спальня

В комнате, предназначенной для отдыха, имеет смысл размещать светильники, дающие теплый свет спокойных оттенков. Холодные тона для освещения этого помещения лучше не использовать вообще, а источники нейтрального света можно размещать локально: например, в виде бра над прикроватными тумбочками, которые будут включаться во время чтения перед сном.

Ванная

В этом помещении общее освещение лучше выбирать среди теплых оттенков. Нейтральные или синеватые тона будут визуально создавать ощущение «холода», из-за чего нахождение в ванной комнате станет некомфортным. Чистый белый свет можно использовать для создания локальной подсветки рядом с зеркалами и в других зонах, где требуется максимальная цветопередача.

Рабочий кабинет

В помещении, где самое важное – это правильный настрой на работу, свет должен быть нейтральным. Использовать здесь холодные синеватые оттенки не рекомендуется, чтобы не ускорять наступление усталости и переутомления от активной умственной деятельности.

Для прочих помещений освещение подбирается исходя из той же логики: там, где нужна атмосфера отдыха и спокойствия – свет теплых приглушенных тонов; в зонах активности или там, где требуется идеальная цветопередача, – чистый белый свет.

Глаза человека тонко «чувствуют» любые изменения температуры и других характеристик света. Отклонения этих параметров от нормальных значений способны серьезно влиять на психологическое и эмоциональное состояние, снижать работоспособность и ухудшать качество зрения. Для создания комфортной обстановки дома и в офисе важно обязательно учитывать параметры освещения и подбирать их индивидуально под конкретные условия эксплуатации в том или ином помещении.

Перейти ко всем видам лампочек

Статьи и полезная информация от компании Duray о светотехнике производства Дюрей

29.11.2016

Что такое «Цветовая температура?»


Цветовая температура – термин, который предложил использовать Ульям Томсон для обозначения светового излучения предметов, измеряется в Кельвинах. Вы наверняка уже слышали о том, что цветовая температура может быть теплой, нейтральной или холодной, это официальные обозначения и регламентируются они согласно СП 52.13330.2011 (естественное и искусственное освещение).


На самом же деле все цвета исключительно горячие, а оттенки меняются от степени нагрева предмета. Например, цветовая температура в 1300К – это температура нагревания некоторых металлов, в обычном же понимание – это теплый свет. 5000К – это температура солнца в полдень, в обычном понимании – это нейтральный свет. 10000К – температура, которую в реальном мире достичь невозможно, в Цельсиях она имеет значение в 9727 единиц, такую температуру свечения мы привыкли называть холодной.


Однако цветовая температура источников света определяется не по принципу нагрева (температура у всех примерно одинаковая), а по цвету излучаемого света. Лампа накаливания, например, излучает только теплый свет, тогда как светодиоды могут излучать и тёплый, и нейтральный, и холодный свет, достигается это за счет покрытия люминофором. В конце статьи вы увидите какой цветовой температурой обладают те или иные источники света.

Как подобрать «Цветовую температуру?»


Цветовая температура напрямую влияет на психологическое состояние человека, поэтому необходимо уметь ее правильно выбирать для различных типов помещения. Если отталкиваться от уже указанного выше свода правил по естественному и искусственному освещению, то можно сделать следующие выводы: для жилых помещений – теплый свет, для зрительной работы – нейтральный свет, для помещений с высоким цветоразличением – холодный свет.


Теплый свет создает уютную и расслабляющую атмосферу, в таком помещение больше хочется отдыхать, нежели работать, поэтому отлично подходит не только для спален и гостиных, а также и для ресторанов, библиотек, магазинов и гостиниц.


Нейтральный свет способствует активной деятельности человека: увеличивается концентрация внимания, продуктивность. Подходит для офисных помещений, учебных классов, больниц, выставочных залов, супермаркетов, промышленных цехов и практически для любых других рабочих мест.


Холодный свет также, как и нейтральный, бодрит и заряжает энергией человека, однако, намного быстрее его утомляет, поэтому не рекомендуется использовать для рабочих мест, помимо тех, где очень важно цветоразличение. Используются как правило в галереях, музеях, ювелирных магазинах, в процедурных кабинетах.


В ассортименте DURAY представлены светильники с цветовой температурой в 4000К и 5000К, что отлично подходит для освещения офисных, промышленных и торговых помещений. Помимо этого, светильники DURAY обладают максимальными показателями энергоэффективности (до 117 Лм/Вт) и долговечности (25 лет). Вы можете бесплатно протестировать светильники на объекте до 1 месяца. Свяжитесь с нами, чтобы узнать дополнительные подробности. Телефон: 8 800 500 28 08. Почта: info@duray.ru

Что такое цветовая температура и почему она важна для фото и кино

Что такое цветовая температура

Сначала давайте определим цветовую температуру

В фотографии и кинематографии каждому изображению нужен свет, и каждый источник света имеет цветовую температуру. Цветовая температура источника света находится где-то в диапазоне от оранжевого до синего.

Вот диаграмма цветовой температуры с основными сведениями: шкала Кельвина, закон Планка и цветовой круг, которые помогут вам понять цветовую температуру.

Загружаемая диаграмма цветовой температуры  •  StudioBinder

Прежде чем мы проанализируем все элементы этой диаграммы цветовой температуры, нам необходимо понять, откуда берутся эти температуры и почему они имеют значение при съемке изображений.

ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Что такое цветовая температура?

Цветовая температура — это система, использующая числовые значения для измерения цветовых характеристик источника света в диапазоне от теплых до холодных цветов. Числовые значения обозначаются как градусы Кельвина (К). Мы часто ассоциируем оранжевый с теплым, а синий с холодным, но на диаграмме цветовой температуры все наоборот. Более высокие значения соответствуют более холодным тонам, таким как синий. Более низкие значения соответствуют более теплым тонам, таким как желтый. Например, температура голубого неба составляет 12 000 К. Однако свет свечи имеет температуру 1 500 К.

Примеры цветовой температуры по источнику света. понимание того, как различные источники света попадают в температурный спектр Кельвина. Кельвин является базовой единицей термодинамической температуры. Взгляните на эту диаграмму цветовой температуры, чтобы узнать различные значения Кельвина, которые имеют наиболее распространенные типы источников света.

Таблица цветовой температуры  •  Шкала освещенности в Кельвинах

На этой диаграмме цветовой температуры вас может немного сбить с толку тот факт, что более высокие значения Кельвина соответствуют более холодным тонам. Простой трюк, чтобы запомнить и понять это, заключается в том, что голубое пламя технически горячее, чем желтое пламя, а это означает, что оно имеет более высокую температуру. Таким образом, более высокая цветовая температура по Кельвину дает более холодные (голубые) цвета.

Эта концепция измерения цветовой температуры восходит к физику Максу Планку, который смог создать математическую формулу, названную законом Планка. Как вы можете видеть на изображении ниже, видимый спектр света представлен общей температурой Кельвина для каждого цвета.

Таблица цветовой температуры  •  Световая шкала Кельвина

Итак, теперь, когда мы можем ответить на вопрос «Что такое цветовая температура», пора понять, как с ней работать. Знание температуры конкретного источника света — это только начало. Нам также нужно понять другую сторону медали: баланс белого.

Шкала цветовой температуры и баланс белого

Баланс белого в зависимости от цветовой температуры

Теперь, когда вы понимаете, что такое цветовая температура, у вас может возникнуть вопрос: «Как это применимо к кинематографии или фотографии?» Здесь в игру вступает баланс белого.

Баланс белого — это настройка цифровых камер, которая определяет, при какой температуре Кельвина будет отображаться настоящий белый цвет. Это важно для захвата цветов и источников света такими, какие они есть на самом деле или такими, какие вы хотите.

Например, если вы снимаете сцену снаружи при естественном дневном свете, цветовая температура будет 5500 К. Затем вы должны установить баланс белого в камере на 5500 К, чтобы он соответствовал источнику света. Это особенно важно для точной передачи оттенков кожи.

Если баланс белого отрегулирован в соответствии с источником света, истинная зелень пейзажа будет казаться такой же зеленой на изображении, которое вы снимаете.

Что такое цветовая температура  •  Зеленый — это зеленый

После настройки баланса белого любой источник света с более высоким значением в Кельвинах будет казаться холоднее. Любой источник света ниже вашего баланса белого в Кельвинах будет казаться теплее. Это дает вам возможность использовать цветовую температуру, чтобы влиять на общее настроение вашего снимка.

Вообще есть два набора цветов: теплый и холодный. И, как показано на этом изображении, цветовой круг можно разделить посередине, чтобы разделить их.

Цветовой круг  •  Теплые и холодные цвета

Такое понимание теплых и холодных цветов является довольно рудиментарным и, конечно, всегда есть место для интерпретации. Но многие кинематографисты полагаются на эту связь между цветом и фактической температурой.

Вот пример цветовой температуры с пленки О брат, где ты? Важно отметить, что этот кадр был изменен на этапе постобработки, но это примеры только для иллюстрации. Обратите внимание на более теплую цветовую температуру на этом снимке и на то чувство, которое оно вызывает у зрителя.

Цветовая температура в О, где же ты, брат?

Вот пример более холодной цветовой температуры (опять же, усиленной в постобработке) из фильма Лунный свет . Обратите внимание на явную разницу в ощущениях при просмотре этого снимка по сравнению с более теплым выше.

Цветовая температура в лунном свете

Одно дело использовать цветовую температуру для обозначения буквальных температур, таких как горячая и холодная. Но в следующем разделе мы рассмотрим некоторые способы творческого использования цвета кинематографистами, чтобы придать нюансы их визуальному повествованию.

Теория цвета

Почему цвет имеет значение

Кинематографисты и фотографы постоянно используют цвет, чтобы рассказывать свои истории. И это в значительной степени выполняется с использованием теории цвета. Основы теории цвета предполагают, что каждый цвет психологически означает что-то (или многое). Например, одно из значений зеленого цвета — это жизненная сила, но в других контекстах оно может означать болезнь.

Теория цвета в кино •  Подпишитесь на YouTube

В наши дни существуют инструменты, с помощью которых можно легко манипулировать такими элементами, как цвет, в процессе монтажа. Тем не менее, всегда рекомендуется пытаться получить желаемые базовые цвета в данный момент, на съемочной площадке или в студии. Это значительно упрощает манипуляции. В следующем разделе мы поговорим о том, как исправить баланс белого с помощью DaVinci Resolve.

Цветовая температура в Post

Как исправить баланс белого в Post

Если вы обнаружите, что баланс белого на некоторых ваших снимках не соответствует балансу белого, существуют способы цветокоррекции неправильного баланса белого на этапе постобработки. Важно помнить, что цветовая коррекция и цветокоррекция сильно отличаются от работы со световой температурой на съемочной площадке. Хотя эти два процесса идут рука об руку.

Для ясности вот отличное видео Кейси Фэрис о том, как исправить неправильный баланс белого с помощью DaVinci Resolve.

Как исправить баланс белого! • Цветокоррекция DaVinci Resolve 

Понимание цветовой температуры очень важно для того, чтобы влиять на общее впечатление от снимка, а также на отдельные аспекты снимка, такие как добавление световых пятен.

Что такое цветовая температура

Как добавить цветовые акценты

Цвет с помощью освещения — отличный способ реализовать различные цветовые палитры
в кадре. Понимание цветовой температуры необходимо для реализации этих методов с использованием теории цвета.

Если вы хотите добавить к снимку более холодные или теплые цветовые блики, выполните следующие действия.

Настройте исходное освещение

Первое, на чем нужно сосредоточиться при освещении сцены, — это экспозиция. Насколько яркой или темной будет сцена, как будет формироваться свет, где будут располагаться тени и т. д. Эти источники света в первую очередь предназначены для создания желаемой экспозиции.

Установка баланса белого

При традиционной настройке трехточечного освещения основным источником света обычно будет то, на что вы настраиваете баланс белого. Это сделает большую часть экспозиции на вашем снимке естественной и реалистичной.

Настройка цветных источников света

После того, как вы настроили основное освещение и установили баланс белого, вы можете начать добавлять цветовые блики. Сделайте это, добавив меньшие источники света либо выше, либо ниже цветовой температуры баланса белого.

Если вам нужны более теплые цветовые акценты, используйте источники света ниже установленного баланса белого, например, свечи. Если вам нужны более холодные цветовые блики, используйте источники света выше вашего баланса белого. Вы можете использовать такие вещи, как гели, чтобы изменить цветовую температуру ваших источников света.

Гели — это физическая среда, через которую можно пропускать свет, который изменяет цветовую температуру этого света. Существует четыре типа гелей: CTB (цветовая температура синего цвета), CTO (цветовая температура оранжевого цвета), Plus Green (зеленый цвет), Minus Green (пурпурный цвет). Лучший способ узнать о гелях и их эффектах — визуально увидеть, как они меняют цвет.

Чтобы сделать это, посмотрите это видео ниже от DSLR Video Shooter.

Что такое гели в кинопроизводстве? •  Цветовая температура

Чтобы сбалансировать различные источники света с используемыми гелями, важно изначально знать, какова цветовая температура источников света, которые вы используете. Каждый источник света имеет рейтинг CCT или исправленную цветовую температуру.

Хотя цветокоррекция может сильно изменить цветовую температуру кадра в постобработке, понимание цветовой температуры при съемке дает колористу лучший материал для работы.

Тем не менее, в процессе цветокоррекции существует множество возможностей контроля цветовой температуры.

Установка цветных источников света

Кинематографисты часто работают с колористами, чтобы точно передать визуальный тон кадра или сцены с помощью цвета. Конечно, не все из нас являются профессиональными колористами и могут позволить себе сотрудничать с профессиональными колористами. Вот где LUT ценны.

LUT (известная как интерполяционная таблица) — это термин, используемый для описания заранее определенного массива чисел, которые обеспечивают быстрый доступ к конкретному вычислению. В контексте цветокоррекции LUT преобразует входные значения цвета (камера) в желаемые выходные значения (конечные кадры). LUT могут быть более доступным способом управления цветовой температурой снимка, чтобы лучше рассказать свою историю.

В этом посте мы нашли несколько замечательных ресурсов, где вы можете скачать LUT.

Что такое цветовая температура в пленке?

При съемке точный учет цветовой температуры снимка с учетом ваших источников света сведет к минимуму коррекцию цвета, которую вам придется выполнять в постобработке, и даст вам наилучшую основу для цветокоррекции ваших изображений, которые воплощают ваше творческое видение .

Тем не менее, цветовая температура — это инструмент и техника кинопроизводства, о которых следует помнить на всех этапах производства и постпродакшна, чтобы иметь наилучший контроль над ней в своем фильме.

ВВЕРХ СЛЕДУЮЩИЙ

Освоение треугольника экспозиции

Цветовая температура и баланс белого являются одними из фундаментальных технических аспектов, которые должен понимать каждый, кто работает с камерой. Возможно, еще более важным является треугольник экспозиции. В нашей следующей статье мы разберем треугольник экспозиции и проанализируем каждый компонент, чтобы вы могли освоить настройки камеры и не забудьте получить БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу: Полное руководство по экспозиции!

Up Next: Скачать электронную книгу «Треугольник экспозиции» →

Физика света и цвета. Цветовая температура

Модель цветовой температуры основана на соотношении между температурой теоретического стандартизированного материала, называемого излучателем черного тела , и распределением энергии излучаемого им света как радиатор доводится до все более высоких температур, измеряемых в Кельвинах (K). Хотя этого излучателя не существует, многие металлы ведут себя очень похоже на черное тело, поэтому мы можем взять металлический котел в качестве примера для этого обсуждения.

В нашем примере, показанном на рис. 1 выше, металлический котел сначала нагревают до температуры около 900 К (горшок слева), после чего он начинает светиться тусклым красным светом. При повышении температуры до 1500–2000 К горшок (второй слева) меняет цвет от желтоватого до ярко-красного. При дальнейшем повышении температуры выше 3000 К цвет меняется на желто-белый (третий горшок слева), а при 5000 К и выше (крайний справа горшок) появляется голубовато-белый цвет. Рисунок выше можно дополнительно исследовать в нашем Интерактивное руководство по цветовой температуре на базе Java .

Цветовая температура

Узнайте, как на цветовую температуру влияют изменения температуры излучателя абсолютно черного тела.

Начало обучения

Абсолютная температура излучателя абсолютно черного тела выражается в градусах Кельвина, что эквивалентно градусам Цельсия (°C) плюс 273 градуса. Например, 1000 К равняется 727 °С. Следовательно, мы можем определить цветовую температуру источника света как значение абсолютной температуры излучателя черного тела, когда цветность излучателя совпадает с цветностью источника света. В случае люминесцентных ламп, которые могут только приблизиться к цветности черного тела, скорректированный термин «коррелированная» цветовая температура применяется через расчетную цветность.

На приведенной ниже диаграмме цветовой температуры (рис. 2) показан диапазон цветов, генерируемых как внутренним (искусственным), так и внешним (естественный солнечный свет) освещением. Значения ниже 3500 К обычно считаются находящимися в «вольфрамовом» диапазоне, и нейтральные цвета при таком освещении часто кажутся более красными, чем при естественном дневном свете.

Концепция цветовой температуры очень важна в сфере фотографии, где пленочные эмульсии должны быть сбалансированы для точной передачи цвета при использовании различных источников света. Например, пленки, предназначенные для использования на открытом воздухе при обычном дневном свете, флуоресцентном освещении и импульсном освещении, при производстве уравновешиваются для цветовой температуры 5500 К, а пленки, предназначенные для использования внутри помещений с вольфрамовыми лампами, уравновешиваются для цветовой температуры от 3200 до 3400 К. Средний цветовой спектр дневного света 5500 К меняется в разное время суток. Ранним утром и поздним вечером цветовая температура падает до 5000 К и ниже, вызывая сдвиги цвета в эмульсии, что приводит к более теплой (красной) цветопередаче.

Большинство лампочек, которые используются для внутреннего освещения, имеют ту или иную форму вольфрамовой нити (за исключением люминесцентных ламп). Эти лампы излучают спектр длин волн с центром в области цветовой температуры 3200 K, и цвета пленки, сбалансированные для этого типа освещения, дадут наилучшие результаты. Использование пленок со сбалансированным дневным светом при вольфрамовом освещении сместит все цветовые тона в явно желтый оттенок. Аналогичным образом, использование вольфрамовых сбалансированных пленок при дневном освещении сместит цветовые тона в сторону более синего оттенка. У всех основных производителей пленки есть одна или несколько пленок 3200 К в формате прозрачной пленки 35 мм. Прозрачная пленка предпочтительнее цветной негативной пленки по нескольким причинам. Во-первых, все цветные негативные пленки сбалансированы по цвету для 5500 К, и во время печати их необходимо манипулировать, чтобы избежать упомянутого выше желтого оттенка. Большинство фотопроцессоров не могут или не будут давать удовлетворительных результатов при обработке микрофотографий на цветной негативной пленке. Кроме того, контрастность и насыщенность цвета на прозрачной пленке не могут сравниться с цветной негативной пленкой.

Фотографии клоунов на рис. 3 выше иллюстрируют правильное использование цветового баланса между эмульсиями пленки и источниками освещения. Клоун в центре (рис. 3(b)) был сфотографирован при естественном солнечном свете на камеру Fujichrome Velvia со сбалансированным дневным светом (5000 K). Используя ту же пленку, клоун слева (рис. 3(а)) был сфотографирован в помещении при ламповом освещении. Обратите внимание, что все оттенки смещены в сторону более низких длин волн, а общее изображение имеет определенный желтый оттенок. Клоун справа (рис. 3(c)) был сфотографирован при естественном солнечном свете, но на этот раз пленка была сбалансирована по вольфраму (3200 K) Fujichrome 64T. В этих условиях изображение имеет общий синий оттенок и выглядит очень неестественно.