Цветовая шкала в кельвинах: Шкала цветовых температур источников света Статьи

Что за Кельвин такой? – Простые фокусы

Мы, фотографы, Кельвина знаем непонаслышке — сегодня эту шкалу применяют при определении цветовой температуры. Однако, что это такое и как этим правильно пользоваться, а самое главное, откуда все взялось, знают не все. Кому неинтересно, можно и не читать, а мы вот решили копнуть чуть глубже…

Фото: Wikipedia

Во-первых, откуда пошло… жил-был такой довольно известный физик, Уильям Томсон, который в британской науке сделал довольно большое количество открытий, среди которых открытие собственной шкалы температуры далеко не самое значительное, хотя работал он, в основном, в сфере матанализа и термодинамики в Университете Глазго (хотя стоит, наверное, упомянуть, что родился он в Белфасте, ныне столице Северной Ирландии, которая тогда уже была частью Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии — да, такой вот истый ирландец, проработавший в шотландском университете на благо Британской Короны). Впрочем, известен он стал за распространение трансатлантического электротелеграфа (понятно ведь, для чего он нужен был в Британии?) — за него и получил титул барона. С момента посвящения его в рыцари Британской Короны Королевой Викторией его стали величать уже «сэром» Уильямом Томсоном, с постфиксом «Лорд Кельвин». Звание обычно привязывается к роду или географическим местам — а рядом с университетом в Глазго как раз протекает речушка под названием Кельвин. Естественно, он и начал свой знатный род, а свои достижения на научном поприще стал именовать соответственно своему титулу — сюда пришлось и придумывание новой температурной шкалы, которая нужна была ему, в основном, для его работ в термодинамике.

За основу своей он взял шкалу Цельсия, просто начал ее с абсолютного нуля в терминологии термодинамики. Температура замерзания воды по его шкале стала соответствовать 273,16 К (значок ° ставить не принято), отрицательных величин и предела у этой шкалы вообще нет — наверху просто куча условных величин, одной из которых является и цветовая температура. Нет, это не температура свечения или горения инертных газов, иначе что можно было бы считать дневным светом?! Естественно, шкалу Кельвина можно применять и к обычной температуре, просто для определения температуры, к примеру, кипения воды или плавки металла пользуются шкалой Цельсия, оставив Кльвина физикам… и фотографам. Нам на интересы физиков, откровенно говоря, наплевать, как и им на наши, потому займемся только интересующим нас спектром…

Цветовую температуру в фотографии называют еще и балансом белого. Причина этого в хроматической адаптации нашего глаза — другими словами, в любой ситуации глаз полностью или частично адаптируется под существующее освещение, как минимум, по цвету, и снег всегда видит белым, мышей серыми, а черные лимузины черными. Если бы этого не было, не было бы и проблемы — не надо было бы фотоаппараты соответствующим образом подстраивать, чтобы они видели цвет хотя бы похоже. Они же ведь честные, что видят, то и показывают.

Цветовая температура изменяется от 800 К до 10000 К. Нижние показания — красноватые, верхние синеватые, что обусловлено привычным человеку изменением цвета даже при накаливании металла (сначала красный, потом оранжевый, затем желтый, потом почти белый… дальше обычно никто не доходит). 800°К — это слабое красноватое свечение, сюда же относится инфракрасный диапазон.

К сведению, если вы снимаете в RAW, при съемке фотографий в ИК-спектре возможности установить «правильный» (ха-ха) баланс белого в Lightroom у вас не будет, так как нижняя граница ББ там только 2000 К, поэтому просто пользуйтесь другими конвертерами или снимайте в JPEG с предустановкой температуры в фотоаппарате. Выпадают отсюда и часть значений температуры горящей спички или свечи, которая находится как раз на рубеже 2000 К (по некоторым данным, от 1700 К), но ведь есть, к примеру, температура тлеющих углей, верно? Понятно, что делать их белыми никто не будет, но ведь иногда и пригодиться может (невольно приходит в голову вариант с CaptureOne — в нем установка ББ начинается гораздо раньше).

Дальше идут стандартные температуры света различного качества:

  • 2700-3300 К — лампа накаливания (разные производители, плюс лампы стареют со временем, поэтому такая нестабильность)
  • 2700-3200 К — «оранжевые» люминесцентные лампы
  • 3400 К — студийные лампы постоянного света
  • 4100 К — лунный свет
  • 4000-4200 К — «желтые» люминесцентные лампы
  • 5600 К — дневной свет (корректнее было бы сказать 5500-6000 К), при солнце в зените, это также и цвет вспышки
  • 6200-6500 К — лампы «чистого дневного света»
  • 6500 К — рассеянный дневной свет, дневной свет в пасмурную погоду
  • 7500 К — дневной свет в тени, с большой долей отраженного от чистого неба
  • 7400-7700 К — «зеленоватые» люминесцентные лампы
  • 10000 К — подсветка в хороших аквариумах и цвет синего неба

По сути, больше 10000 К нет необходимости устанавливать ББ, разве что для каких-то экстремальных случаев съемки в горах, когда в свете есть очень существенный компонент поляризованного света, от которого не избавились поляризационным фильтром. Зачем возможность в LR устанавливать его вплоть до 50000 К, лично я не знаю — лучше бы слева дали больше места.

Точные данные цветовой температуры вам знать не нужно, хотя иногда это может помочь с его установкой. В большинстве случаев, это просто рецепт «как сделать белый лист белым в любых условиях». Более того, о цветовой температуре с современными технологиями вообще думать не стоит — ведь постфактум все можно поправить уже в конвертере, к тому же, можно использовать возможность извращения над цветовой температурой, которое мы как-то показывали в одном из наших подкастов, посвященном коррекции ББ и цветовому сдвигу.

Кстати, наверняка вы видели, что есть и второй ползунок, отвечающий за цвет — это уже не температура, а оттенок, называемый технарями «смещением» (в английском «tint»), который «смещает» цвет в пурпурную или цианистую сторону, но проще говорить, в малиновую или зеленую. Говорят, что двух этих ползунков достаточно, чтобы передать всю гамму видимых через ваш монитор цветов.

Следует знать и о другом — вы наверняка помните, что мы говорили о настройке монитора, который у хорошего фотографа сродни глазам, его надо ценить, холить и лелеять… а также, тренировать, протирать и настраивать. Дело в том, что мало его сделать нормальным по яркости, его надо настроить еще и по температуре. Нормальная температура для монитора — 6500 К (она по умолчанию установлена во всех телевизорах и даже на экранах правильных фотоаппаратов), однако, полиграфисты ориентируются не на потребительский, а на нейтральный, которому соответствует температура 5000 К, которую еще называют стандартом D50 (а 6500, соответственно, D65). 5000 К куда ближе к цвету дневного освещения, и для полиграфистов, привыкших работать со световыми стендами, это норма, чтобы не видеть никаких оттенков.

Вам, как фотографу, который ориентируется на конечного потребителя, имеет смысл и пользоваться 6500 К, если монитор позволяет ее устанавливать (если не позволяет, она там установлена по умолчанию) и время от времени проверять настройки при настройке монитора (обращайте внимание и на тесты по градиентам для разных каналов — знак, что в мониторе есть определенный сдвиг в нежелательную сторону… мониторы тоже стареют). Более того, в интернете эта температура — безусловный стандарт, так как ее предусматривает цветовой профиль sRGB, в котором опубликованы 99% всех фотографий в сети. Если вам кажется, что лучше остановиться на D50, так и сделайте — я вас все равно переубедить не смогу (да и не нужно мне это), потому что глаз все равно адаптируется к цвету: стоит вам посидеть некоторое время в LR, глядя на оранжеватые или синеватые «серые» панели, и ваш мозг совершенно искренне поверит в то, что они чисто серые, «вычитая» ненужный цветовой компонент и из фотографий. До того самого момента, когда вы наконец оторветесь от компьютера и станете рассматривать документ, отвещенный обычной лампой накаливания.

Кстати, не стоит сильно себя мучить, если вдруг ваш фотоаппарат сильно лажанул с балансом белого даже при съемке в JPEG — в этом случае, можете воспользоваться нашим рецептом из статьи про коррекцию баланса белого.

Во всем остальном, просто успехов. Вполне возможно, что и статья про цветовые профили будет небесполезной.

📤

Три функции камеры для точной настройки пейзажных снимков

Сделали снимок красивого пейзажа, но чувствуете, что в нем что-то не так? Попробуйте небольшие изменения цветовой температуры, фокуса и экспозиции. Может быть именно то, что нужно. Используйте эти функции камеры, чтобы сразу же внести изменения. В статье подробнее об этом рассказывает фотограф Широ Хагихара (Shirou Hagihara) 

  • Полезная функция # 1: Баланс белого — Цветовая температура
  • Точный контроль оттенков и цветов на месте 

Фактический цвет или температура света чрезвычайно изменчивы, поэтому глаза постоянно корректируют то, как мы его воспринимаем. Однако камера воспринимает свет иначе, чем человек. Вот где на сцену выходит баланс белого. Нам нужно настаивать его в зависимости от окружающего света. 

Баланс белого часто настраивается для нейтрализации оранжевого оттенка. Однако применение неправильных настроек может ухудшить ситуацию, поэтому важно понимать, какие настройки использовать и в какое время.  И да, эту настройку можно использовать и в более творческом ключе. Многим фотографам нравится цветовые оттенки, а для этой цели настраивают отличный от естественного баланс белого. 

В большинстве цифровых фотоаппаратов шкала Кельвина находится в диапазоне от 2500 до 10000. Каждое из этих чисел представляет из себя теплоту цветовой температуры. Любая температура выше 5000K считается холодным или голубоватым цветом, а все, что ниже, считается теплым или желтоватым. 

Внесение этой шкалы в тему баланса белого часто приводит к путанице, потому что использование Кельвина, такого как 8000K, в большинстве ситуаций приводит к сильному оранжевому оттенку. Разве это не должен быть холодный цвет, когда все температуры выше 5000 К считаются голубоватыми? 

Это связано с тем, что камера использует противоположную цветовую температуру для компенсации окружения. Холодная цветовая температура 8000K нейтрализуется установкой того же значения в настройках камеры по Кельвину. Другими словами, камера применяет более теплый оттенок (противоположный 8000K), чтобы нейтрализовать холодные тона.  

Это означает, что при использовании небольшого значения Кельвина в камере создается холодный оттенок, а при более высоком значении — теплый оттенок. 

Автоматический баланс белого (AWB) корректирует цветовые оттенки, что помогает получить точные цвета при съемке пейзажей в дневное время. Однако он снова также «исправит» сильные, яркие красные и оранжевые тона восхода и заката, в результате чего цвета будут менее яркими. 

Использование другой предустановки баланса белого, такой как «Облачно, сумерки, закат» или «Тень», поможет улучшить теплые тона. Но если вы хотите еще больше контроля, выберите режим «Цветовая температура». Это позволит точно регулировать цветовую температуру с шагом 100 Кельвинов (100K), чтобы вы могли захватывать нежные оттенки так, как вы представили. 

EOS 80D/EF-S18-135 мм f/3,5-5,6 IS USM/FL: 35 мм (эквивалент 56 мм)/автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы (f/11, 1/60 с, EV ± 0)/ISO 200/WB: 7000K

Залитые светом заходящего солнца, скалы интересной формы приобрели теплый янтарный оттенок. Фотограф установил цветовую температуру на 7000K, чтобы усилить красные тона. 

Когда вы устанавливаете цветовую температуру при съемке, вы как бы говорите камере: «Предположите, что это цветовая температура сцены, и произведите соответствующую компенсацию». 7000K предполагает более холодную цветовую температуру, поэтому камера сделала сцену более теплой, чтобы сбалансировать ее. Поверните главный диск, чтобы отрегулировать значение с шагом 100K. 

  • Полезная функция # 2: функция увеличения
  • Точная фокусировка на мельчайших деталях 

Фокус — чрезвычайно важный элемент в пейзажной фотографии, поэтому стоит уделять ему больше внимания. Могут быть ситуации или объекты, требующие ручной фокусировки для получения желаемого снимка. Когда объект, на котором вам нужно сфокусироваться, крошечный, например, цветочная тычинка, увеличение изображения в режиме Live View или электронного видоискателя поможет лучше видеть и фокусироваться точнее.  

EOS 80D/EF-S18-135 мм f/3,5-5,6 IS USM/FL: 71 мм (эквивалент 114 мм)/AE с приоритетом диафрагмы (f/5, 1/160 с, EV ± 0)/ISO 200/WB: дневной свет

Совет: используйте это с пиковым фокусом или руководством по фокусировке (если они есть в вашей камере) 

Сфокусируйтесь с помощью функции увеличения 

  1. Переместите точку фокусировки в положение, на котором вы хотите сфокусироваться. Убедитесь, что объект расположен в центре точки фокусировки.
  1. Установите переключатель режима фокусировки объектива в положение MF и нажмите кнопку увеличения. После увеличения в 5 или 10 раз поверните кольцо фокусировки для фокусировки.

EOS 80D/EF-S18-135 мм f/3,5-5,6 IS USM/FL: 71 мм (эквивалент 114 мм)/AE с приоритетом диафрагмы (f/5, 1/160 с, EV ± 0)/ISO 200/WB: дневной свет

В качестве основного объекта фотограф использовал одно растение амурского адониса, цветущее на склоне, и создал красивый эффект боке для других растений амурского адониса и сливовых деревьев на заднем плане, чтобы передать типичную осеннюю сцену. Использование ручной фокусировки и увеличения изображения помогло добиться точной фокусировки на тычинках. 

Совет: выходите из труднодоступных мест с ЖК-экраном с регулируемым углом наклона. 

Чтобы наложить основной объект на фон, фотограф установил камеру в низкое положение. ЖК-экран с регулируемым углом наклона позволяет снимать даже в таком низком положении с меньшими усилиями. 

EOS 80D/EF-S18-135 мм f/3,5-5,6 IS USM/FL: 71 мм (эквивалент 114 мм)/AE с приоритетом диафрагмы (f/5, 1/160 с, EV ± 0)/ISO 200/WB: дневной свет

  • Полезная функция # 3: автоматический брекетинг экспозиции (AEB)
  • Сложные условия освещения? Нет проблем. 

При съемке в формате JPEG вам необходимо точно установить экспозицию для сцены. Однако в условиях высокой контрастности может быть сложно выбрать экспозицию с первой попытки. 

У вас есть два варианта: 

— Ручная установка компенсации экспозиции для каждого снимка.

— Используйте брекетинг автоэкспозиции (AEB).

Когда вы используете AEB, камера автоматически регулирует выдержку, диафрагму и чувствительность ISO, чтобы делать последовательные снимки с разными уровнями экспозиции. 

По умолчанию делаются три кадра с брекетингом: один «эталонный» снимок, один с более темной экспозицией и один с более яркой экспозицией. Вы можете выбрать уровень экспозиции для эталонного снимка и разницу в уровнях экспозиции для каждого снимка. 

EOS 80D/EF70-200 мм f/4L IS USM/FL: 165 мм (эквивалент 264 мм)/автоэкспозиция с приоритетом диафрагмы (f/8, 1/320 с, EV +0,3)/ISO 250/WB: дневной свет

Здесь фотограф хотел передать вишневые деревья в ярко-розовом цвете. Он выбрал область с наибольшей концентрацией цветов и сделал снимок с помощью AEB. Снимок, сделанный с EV + 0,3, получился лучшим. Поскольку объект может быть не совсем неподвижным из-за таких факторов, как ветер, Широ рекомендует делать снимки как можно быстрее. Чтобы не менять композицию, он снимал в режиме скоростной непрерывной съемки.  

На некоторых камерах вы можете изменить количество снимков в брекетинге. 

На промежуточных и продвинутых моделях камер, таких как EOS 80D/90D или EOS RP, вы можете изменить количество снимков с брекетингом (3/2/5/7 снимков) в меню пользовательских функций. В зависимости от объекта вы можете попробовать сделать 5 или даже 7 снимков. 

Совет 1: выбор эталонной экспозиции

Если в качестве объекта съемки используется яркий объект, например вишневое дерево, или если сцена, которую вы снимаете, имеет пустой фон, попробуйте установить положительное значение для эталонной экспозиции. Для темных объектов попробуйте отрицательное значение. 

Совет 2: используйте режим непрерывной съемки или автоспуск

В режиме одиночной съемки вам нужно будет нажимать кнопку спуска затвора, чтобы снимать каждую экспозицию в режиме брекетинга. Для ускорения используйте режимы непрерывной съемки или автоспуска. Кадры с брекетингом будут автоматически сделаны последовательно после полного нажатия кнопки затвора.

Шпаргалка по фотографии: цветовая температура и шкала Кельвина

(Изображение предоставлено: Будущее)

Баланс белого или ББ необходим на камерах, поскольку свет меняется не только по яркости, но и по цвету. Каждый источник света имеет свою индивидуальную «цветовую температуру», которая меняется от красного до синего по мере продвижения в видимом спектре. Человеческое зрение очень хорошо компенсирует это, поэтому лист белой бумаги будет выглядеть белым независимо от того, смотрите ли вы на него при дневном свете или при свете свечи. Работа системы баланса белого камеры состоит в том, чтобы делать то же самое и компенсировать цветовую разницу в освещении, чтобы цвета в сцене выглядели именно так, как мы ожидаем.

Цифровые камеры имеют широкий спектр опций для управления балансом белого в соответствии с цветовой температурой света в сцене, включая автоматический баланс белого (AWB), который разумно позаботится обо всем этом для вас. Однако, как и со всеми автоматическими настройками вашей камеры, автоматический баланс белого не является надежным, и он может недостаточно компенсировать экстремальные условия, поскольку он может работать только в ограниченном диапазоне температур.

Нажмите на правый верхний угол, чтобы увеличить изображение (Изображение предоставлено: Будущее)

(открывается в новой вкладке)

• Памятка по фотографии: как понимать настройки ISO (открывается в новой вкладке)

• Памятка по фотографии: как понимать диафрагму (открывается в новой вкладке) )

Цветовая температура измеряется по шкале Кельвина (К), и автоматическая система баланса белого (AWB) камеры обычно может регулировать только между 3500K и 8000K. Например, при съемке в гостиной ночью будет сложно получить изображение, которое не выглядит оранжевым, поскольку цветовая температура домашнего освещения будет ниже. Он также может испытывать затруднения непосредственно перед рассветом, когда свет синего цвета и имеет более высокую цветовую температуру, чем может выдержать настройка «Авто».

Таким образом, ваша цифровая зеркальная или беззеркальная камера имеет ряд ручных параметров баланса белого, которые позволяют вам полностью контролировать ситуацию. Самыми простыми в использовании являются пресеты баланса белого (открывается в новой вкладке). Это настройки, разработанные специально для различных источников света, таких как вспышка, лампа накаливания (бытовые лампочки), солнечные дни, облачные дни или глубокая тень. Они полезны для получения согласованных цветов в последовательности изображений или для обмана камеры, чтобы она давала вам немного более теплые или холодные результаты.

Для большего контроля над настройками цветовой температуры вам нужно использовать другой ручной параметр. Хотя параметр K присутствует не во всех моделях, он позволяет установить определенную цветовую температуру. Это отлично подходит для точного управления, потому что вы можете выбрать любую настройку, скажем, от 2500 до 10 000K.

Еще более полезной и широко доступной для цифровых камер является настройка пользовательского баланса белого. Это устанавливается путем проведения измерений с контрольной мишени, например листа белой бумаги. Просто убедитесь, что это заполняет кадр и находится в том же освещении, которое вы будете использовать для своих фотографий.

Подробнее

• Еще ​​ Шпаргалки по фотографии (открывается в новой вкладке)

• Еще ​​ Советы по фотографии (открывается в новой вкладке)

Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ

Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть учетная запись? Войдите здесь

*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки

Присоединяйтесь и получите неограниченный доступ

Попробуйте первый месяц всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

Крис Джордж работает над Digital Camera World с момента его запуска в 2017 году. Он пишет о фотографии, мобильных телефонах, создании видео и технологиях более 30 лет, а также является редактором множества журналов, включая PhotoPlus, N-Photo, Digital Camera, Video. Камера и профессиональная фотография.

Его первой серьезной камерой стала культовая Olympus OM10, с которой он завоевал титул «Молодой фотограф года» — задолго до появления автофокуса и карт памяти. Сегодня он использует Nikon D800, Fujifilm X-T1, Sony A7 и свой iPhone 11 Pro.

Он писал о технологиях для бесчисленных изданий и веб-сайтов, включая The Sunday Times Magazine, The Daily Telegraph, Dorling Kindersley, What Cellphone, T3 и Techradar.

Лорд Кельвин никогда не видел света (понимание цветовой температуры) — Том Кинг, 2012 г. — Birket Engineering, Inc.

Лорд Кельвин «Никогда не видел света»

Т. Кинг, 2011 г.

Цветовая температура измеряется в градусах Кельвина (градусы К). но Уильям Томпсон, лорд Кельвин, не ввел этот термин в отношении цветности света. Почему его имя связано с наукой о свете? Читать дальше.

Сначала давайте представим новый термин (некоторым читателям). Это «черное тело».

Черное тело — это теоретический объект, который поглощает 100% падающего на него излучения. Поэтому он не отражает излучение и выглядит совершенно черным

Как указывает термин «теоретический», это объект, который может быть подтвержден только научными и математическими процессами. С научной точки зрения, это «тело», которое существует только при температуре абсолютного 0. (То есть -273,15 градуса по Цельсию). Это температура, при которой прекращается всякое молекулярное движение. Следовательно, любое действие, воздействующее на это черное тело при абсолютном нуле, полностью поглощается телом. Введите лорда Кельвина, так как он является человеком, который определил существование абсолютного нуля и, следовательно, где существует абсолютное «черное тело». Поскольку абсолютный 0 никогда не достигался (но был близок к нему), чисто черное тело никогда не «виделось».

Однако, пропуская ток через металлический сплав углерода и вольфрама, можно создать корреляцию между излучаемым светом и температурной шкалой Кельвина. (В экспериментах лорда Кельвина действительно использовался углерод, чтобы найти абсолютно черное тело. ) Когда ток проходит через этот сплав, он нагревается и начинает светиться. Свет, излучаемый при определенных температурах (тепло), измеряемый в градусах Кельвина, соответствует температурной шкале. По мере того, как излучаемый свет переходит от нулевого к красному цвету по всему спектру к диапазону белого (и в ультрафиолетовом диапазоне и выше), измеряется температура сплава (в градусах К), отсюда и термин «температура света». Если сплав находится при абсолютной температуре 0 градусов, свет не будет излучаться (вспомните об отсутствии движения молекул при абсолютной температуре 0 градусов), независимо от электрической энергии, «закаченной» в сплав.

Итак, несмотря на то, что лорд Кельвин не имел никакого отношения к измерению света, его температурная шкала используется в измерениях света. «Он так и не увидел свет», связанный с его научной деятельностью.

Теперь к Цветовая температура

Шкала Кельвина используется для измерения цветовой температуры источников света. Цветовая температура основана на том принципе, что излучатель черного тела излучает свет, цвет которого зависит от температуры излучателя. (Кажется, я только что сказал это выше.)

Черные тела с температурой ниже 4000 К кажутся красноватыми, тогда как тела выше 7500 К кажутся голубоватыми. Цветовая температура важна в области проецирования изображений и фотографии, где требуется цветовая температура около 5600 K, чтобы соответствовать фотоэмульсиям «дневного света». В астрономии звездная классификация звезд и их место на диаграмме Герцшпрунга-Рассела частично основаны на температуре их поверхности, известной как эффективная температура. Фотосфера Солнца, например, имеет эффективную температуру 5778 K.0003

Другими словами  Цветовая температура  является характеристикой видимого света, которая имеет важные применения в освещении, фотографии, видеосъемке, издательском деле, производстве, астрофизике и других областях. Цветовая температура источника света — это температура идеального излучателя черного тела, который излучает свет такого же оттенка, что и источник света. Цветовая температура обычно выражается в единицах абсолютной температуры, кельвинах, имеющих обозначение K. (Должно быть, я правильно понял выше.)

Другой способ описать это так: Цветовая температура источника света — это температура, при которой нагретое черное тело соответствует цвету (внешнему виду) рассматриваемого источника света. (Я повторяюсь?)

Цветовые температуры выше 5000 К называются холодными цветами (голубовато-белыми), а более низкие цветовые температуры (2700–3000 К) называются теплыми цветами (от желтовато-белого до красного).

Если вы все еще не поняли, вот оно:

Планковское место на диаграмме цветности CIE 1931 года.

(CIE — Международная комиссия по освещению). температура.

Планковское геометрическое место определено:

В физике и науке о цвете Планковское геометрическое место  — это путь или локус, по которому цвет раскаленного черного тела будет двигаться в определенном цветовом пространстве при изменении температуры черного тела.